Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ С АМБЛИОПИЕЙ И КОСОГЛАЗИЕМ

Работа №110386

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы75
Год сдачи2020
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
147
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1. Теоретические основы развития сенсорно-перцептивных действий у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием 10
1.1 Психолого-педагогические основы развития сенсорно-перцептивных действий у дошкольников с амблиопией и косоглазием 10
1.2 Психолого-педагогические условия развития сенсорно-перцептивных действий у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием 18
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий развития сенсорно-перцептивных действий у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием 26
2.1 Выявление уровня развития сенсорно-перцептивных действий у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием 26
2.2 Реализация психолого-педагогических условий развития сенсорно-перцептивных действий у детей пятого года жизни
с амблиопией и косоглазием 36
2.3 Выявление динамики развития сенсорно-перцептивных действий у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием 50
Заключение 56
Список используемой литературы 58
Приложения А Список детей 63
Приложение Б Протоколы результатов констатирующего этапа эксперимента 64
Приложение В Перспективный план формирования сенсорно-
перцептивных действий 68
Приложение Г Протоколы результатов контрольного этапа эксперимента

Дошкольный возраст является важнейшим периодом развития человека, здесь закладываются основы личности ребенка, формируются первичные представления о мире. К сожалению, количество детей с нарушениями зрения возрастает. А так как данное нарушение влияет на процесс восприятия, то ребенок не может адекватно чувствовать окружающий мир и собирать целостный образ каждого предмета и явления. В данном процессе важна активная и систематическая работа сохранных анализаторов.
При восприятии предметов ребенок с нарушением зрения обследует их, часто полагаясь на сохранную зрительную систему, но при этом не использует остальные сенсорные анализаторы (слух, обоняние, осязание). Это препятствует адекватному отображению образов предметов реального мира детьми с патологией органов зрения, а также затрудняет выделение признаков предметов, овладение навыками социально-бытовой ориентировки, ориентации в пространстве. Работа сенсорных систем базируется на деятельности выше перечисленных анализаторов, которые совершают сенсорно-перцептивные действия, направленные на обследование окружающего пространства. Владение сенсорно-перцептивными действиями влияет на усвоение такими детьми сенсорных эталонов, позволяет им успешно выполнять сенсорно-перцептивные задачи, требующие применения различных способов действий. Например, действия соотнесения, наложения, приложения, классификации, обнаружения, различения, идентификации, формирования образа, опознания.
А.В. Запорожец, Л.И. Плаксина, Д.Б. Эльконин доказали, что развитие сенсорно-перцептивных действий происходит преимущественно в дошкольном возрасте. Развитие этих действий у детей с нарушением зрения является неотъемлемой задачей адаптированных общеобразовательных программ. Нарушения зрения, в частности амблиопия и косоглазие, затрудняет получение детьми сенсорного опыта, что в свою очередь приводит к искажению представлений об окружающем мире. Так, в работах Л.И. Плаксиной, Л.А. Ремезовой, Е.В. Селезневой, М.Н. Черновой уточняется, что косоглазие и амблиопия приводят к неточности и неполноте зрительного восприятия, несформированности представлений о своих сенсорно-перцептивных возможностях, бедности сенсорно-перцептивного опыта. Развитие сенсорно-перцептивных действий у данной категории детей позволит преодолеть трудности в развитии познавательной, социально-коммуникативной, двигательной сферах. Таким образом, мы можем говорить о влиянии сенсорно-перцептивных действий на развитие ребенка с нарушением зрения в целом.
Несмотря на большое количество исследований (А.С. Алексеевой, Т.А. Грищенко, И.В. Пашковой, С.Б. Ткаченко, Е.А. Рудаковой), направленных на изучение сенсорно-перцептивных действий у детей с нарушением зрения отметим, что психолого-педагогические условия развития сенсорно-перцептивных действий у детей с нарушением зрения не определены.
В связи с чем следует отметить недостаточную изученность проблемы определения психолого-педагогических условий развития сенсорно-перцептивных действий у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием.
Это приводит к возникновению противоречия между необходимостью развития сенсорно-перцептивных действий у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий для решения данной задачи в коррекционно-развивающем процессе.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие сенсорно-перцептивных действий у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием.
Исходя из актуальности данной проблемы сформулирована тема исследования: «Психолого-педагогические условия развития сенсорно-перцептивных действий у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия развития сенсорно-перцептивных действий у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием.
Объект исследования: процесс развития сенсорно-перцептивных действий у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития сенсорно-перцептивных действий у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием.
Гипотеза исследования: развитие сенсорно-перцептивных действий у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием возможно при следующих психолого-педагогических условиях:
- учтены индивидуальные особенности зрительного дефекта детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием;
- обеспечено освоение детьми способов обследования предметов с опорой на анализаторы;
- организованы игровые ситуации, обеспечивающие применение сенсорно-перцептивных действий.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определенны следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы развития сенсорно-перцептивных действий у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием.
2. Выявить уровень развития сенсорно-перцептивных действий у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием.
3. Определить и реализовать психолого-педагогические условия развития сенсорно-перцептивных действий у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием.
4. Выявить изменения уровня развития сенсорно-перцептивных действий у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием.
В данной работе мы использовали следующие методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, интерпретация, обобщение);
- эмпирические (психолого-педагогический эксперимент,
состоящий из констатирующего, формирующего и контрольного этапа, психодиагностические методы);
- методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Теоретические основы исследования:
- теория компенсации дефекта Л.С. Выготского;
- теория о сложной структуре дефекта Л.С. Выготского;
- исследования об общих и специфических закономерностях развития детей с нарушением зрения (Л.П. Григорьева, Т.В. Жукова, А.Г. Литвак, Г.В. Овчинникова, Л.И. Плаксина, Л.А. Ремезова);
- исследования развития сенсорно-перцептивных действий у
дошкольников (А.В. Запорожец, С.В. Маланов, Л.В. Мясникова, И.В. Пашкова, Е.А. Рудакова, Л.В. Фатихова, М.Н. Чернова, Д.Б. Эльконин).
Новизна исследования состоит в том, что определены психолого-педагогические условия развития сенсорно-перцептивных действий у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием.
Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании психолого-педагогических условий развития сенсорно-перцептивных действий у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием; разработке показателей и диагностических заданий выявления уровня развития сенсорно-перцептивных действий у детей с нарушением зрения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные психолого-педагогические условия развития сенсорно-перцептивных действий у детей 5 года жизни с амблиопией и косоглазием могут быть реализованы при реализации задач ОО «Познавательное развитие» в дошкольных образовательных организациях.
Экспериментальная база исследования: детский сад № 173 «Василек» АНО ДО «Планета детства «Лада» г.о. Тольятти, в исследовании принимали участие 12 детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (37 источников), 4 приложений. Работу иллюстрируют 11 таблиц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное нами исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
Результаты теоретического анализа дают основание утверждать, что проблема развития сенсорно-перцептивных действий у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием является актуальной в данном возрасте и требует дальнейшего теоретического осмысления.
Л.Ф. Фатихова и М.Н. Чернова анализировали понятие «сенсорно-перцептивные действия», в результате чего мы понимаем данное понятие как действия, направленные на обследование окружающих предметов в целях получения информации, необходимой для решения стоящих перед человеком задач. Механизм работы сенсорно-перцептивных действий таков: при обследовании предмета каждый анализатор совершает определенные сенсорно-перцептивные действия, которые направлены на решение разнообразных сенсорно-перцептивных задач.
А.В. Запорожец и Д.Б. Эльконин говорили о том, что у детей пятого года жизни сформирована «почва» для развития сенсорно-перцептивных действий.
Исследователи Т.В. Волокитина, Т.В. Жукова, Г.В. Овчинникова, Л.Б. Осипова, Л.И. Плаксина отмечали неблагоприятное влияние специфических особенностей детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием на развитие сенсорно-перцептивных действий. В их числе недостатки зрительного и осязательного восприятия, двигательной сферы и мелкой моторики, недостаток представлений о собственных перцептивных возможностях, недостаток богатого сенсорно-перцептивного опыта.
Выявление уровня развития сенсорно-перцептивных действий у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием показало, что 50% имеют низкий уровень развития, 42% - средний уровень, и только 8% - высокий. Это позволяет говорить о том, что у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием уровень развития сенсорно-перцептивных действий находится на среднем и низком уровне, по таким показателям как, адекватность применения сенсорно-перцептивных действий, их системность, комплексность и последовательность.
Развитие сенсорно-перцептивных действий у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием возможно при реализации следующих психолого-педагогических условиях:
- учтены индивидуальные особенности детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием при развитии сенсорно-перцептивных действий;
- обеспечено освоение детьми способов обследования предметов с опорой на все анализаторы;
- организованы игровые ситуации, обеспечивающие применение сенсорно-перцептивных действий.
Проведенная экспериментальная работа позволила выявить эффективность содержания работы по развитию сенсорно-перцептивных способностей у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием после ее реализации. После проведенного формирующего этапа в обследуемой группе увеличилось количество детей с высоким уровнем сенсорно-перцептивных способностей (33%) по всем показателям, уменьшилось число детей с низким уровнем (17%).
По результатам проведенной работы можно сделать вывод об эффективности предложенной нами психолого-педагогической работы по развитию сенсорно-перцептивных способностей у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием.
Дальнейшая разработка проблемы может быть посвящена изучению развития сенсорно-перцептивных действий у детей с амблиопией и косоглазием посредством виртуальной реальности.



1. Багдуева К. Г. Некоторые аспекты подготовки к школе детей с нарушениями зрения // Известия Даг. гос. пед ун-та, 2008. № 1. С. 10-16.
2. Волокитина Т. В., Зотова А. А., Попова Е. В., Синицкая Е. Ю. Коррекция нарушений зрительного восприятия слабовидящих детей. Архангельск : Ин-т пед. и псих. САФУ им. М. В. Ломоносова, 2013. 175 с.
3. Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 5. Основные проблемы дефектологии. М. : Педагогика, 1983. 368 с.
4. Гараева Д. Д. Психолого-педагогические условия повышения
эффективности процесса активизации интеллектуальной деятельности учащихся старших классов в ходе проблемного обучения на уроках английского языка // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки : сб. ст. по мат. XLVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11 (48). URL: https://sibac.info/archive/guman/11(48).pdf(дата
обращения: 30.10.2019)
5. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. М. : АСТ, Харвест, 1998. 386 с.
6. Гончарова С. В. Сказочный мир через настоящие очки: Методические материалы для работы со слабовидящими детьми. М.: Чистые пруды. № 30. 2009. 32 с. URL : https://www.twirpx.com/file/2546887/(дата обращения: 25.11.2019)
7. Григорьева Л. П. Формирование свойств зрительного восприятия у детей с ослабленным зрением // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2009. № 563. С. 146-161.
8. Душков Б. А., Королев А. В., Смирнов Б. А. Энциклопедический
словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и
эргономика. М. : Академический Проект: Фонд «Мир», 2005. 3-е изд. 848 с.
9. Дуткевич Т. В. Организация познавательно-игровой деятельности старших дошкольников // Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: теория и практика. Изд.: Каз. (Приволжский) фед. ун-т, 2016. С. 86-91. URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26671182(дата обращения: 22.04.2020).
10. Жане П. Эволюция памяти и понятие времени // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти; под. ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М. : Издательство Московского университета, 2015. С. 85-92.
11. Жукова Т. В., Полюхова Е. В., Коробкова Л. В., Костина Е. Л. Роль
развития слухового восприятия в процессе создания образов внешнего мира у детей с нарушением зрения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 12(2). С. 197-201 URL :
https://elibrary.ru/item.asp?id=21138488 (дата обращения: 09.10.2019).
12. Запорожец А. В., Эльконин Д. Б. Психология детей дошкольного возраста. 1964. С 13-72.
13. Ипполитова Н., Стерхова Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education. 2012. № 1. URL : http://genproedu.com/paper/2012-01/full_008-014.pdf(дата обращения: 28.04.2020).
14. Косминская В. Б., Васильева Е. И., Халезова Н. Б. Теория и
методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1977. - 253 с. URL :
http://pedlib.ru/Books/5/0035/5_0035-75.shtml(дата обращения: 09.05.2020).
15. Литвак А. Г. Восприятие слепых и слабовидящих // Психология слепых и слабовидящих. Спб : Изд-во РГПУ, 1998. С. 172-187.
16. Маклаков А. Г. Общая психология : Учебник для вузов. Спб.:
Питер, 2016. 563 с. URL :
https://bookap.info/genpsy/maklakov_obshchaya_psihologiya/bypage/1 (дата
обращения: 17.04.2020).
17. Маланов С. В., Сарафанникова С. Г. Включение речевых функций в организацию перцептивных процессов у детей дошкольного возраста //
Психологические науки. 2015. № 2(17). С. 76-84. URL :
https://elibrary.ru/item.asp?id=23942563(дата обращения: 10.05.2020).
18. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. М. : Прайм-Еврознак, 2008. 3-е издание. 857 с.
19. Михайлова-Свирская Л. В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста : пособие для педагогов ДОО. М. : Просвящение, 2015. 128 с.
20. Минаев М. С., Осипова Л. Б. Особенности сюжетно-ролевой игры
детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения // Теория и практика обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Челябинск: Цицеро, 2015. С. 51-54. URL :
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25747326(Дата обращения: 30.03.2020).
21. Мясникова Л. В. Развитие осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением. Саратов : Центр реабилитации и помощи детям с нарушением зрения, 2006. - 19 с. URL : http:ZZpedlib.ru/Books/3Z0478/3_0478- 2.shtml#book_page_top (Дата обращения: 19.12.2019).
22. Николаева Л. Ю., Николаева Е. А. Игровая деятельность дошкольников // Образование и воспитание. № 2. 2016. С. 25-29. URL : https://moluch.ru/th/4/archive/29/859/(дата обращения: 02.12.2019).
23. Овчинникова Г. В., Корытченкова Н. И., Кувшинова Т. И.
Особенности развития восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения // Вестник Кем ГУ. 2008. № 3. С. 48-50. URL :
https://cyberleninka.ru/article/vZosobennosti-razvitii-vospriyatiya-u-detey- doshkolnogo-vozrasta-s-narusheniem-zreniya(Дата обращения: 06.05.2019).
24. Осипова Л. Б. Особенности Осязательного обследования и
восприятия предметов детьми с косоглазием и амблиопией // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Екатеринбург, 2015. №9. С. 72-76. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-
osyazatelnogo-obsledovaniya-i-vospriyatiya-predmetov-detmi-s-kosoglaziem-i- ambliopiey/viewer (дата обращения: 10.03.2020).
25. Пашкова И. В. Формирование перцептивных действий у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной (коррекционной) школы // Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи : материалы международной научно-практической конференции научных работников, преподавателей вузов, руководителей и логопедов образовательных учреждений, реабилитационных центров; молодых ученых; аспирантов и магистрантов, г. Екатеринбург ; под ред. И. А. Филатовой, А. П. Маршалкина. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2013. Ч. 2. С. 63-69. URL : http://elar.uspu.ru/handle/uspu/2232(дата обращения: 20.10.2019).
26. Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения. М. : ГОРОД, 1998. 262 с.
27. Прохоров А. М. Большой Энциклопедический словарь. Изд.: Норинт, 2004. 1456 с. URL : https://psychology.academic.ru/(дата обращения: 26.10.2019)
28. Ремезова Л. А., Сергеева Л. В., Лапшина Т. В. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с косоглазием и амблиопией в процессе ознакомления с окружающим миром : методическое пособие. Ульяновск : Издатель Качалин Александр Васильевич, 2012. 166 с.
29. Рудакова Е. А. Развитие сенсорно-перцептивных процессов детей
раннего дошкольного возраста // Педагогический опыт: от теории к практике. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции ; под ред. О. Н. Широкова [и др.]. ООО Центр науч. сотрудничества «Интерактив плюс» (Чебоксары), 2018. URL :
https://elibrary.ru/item.asp?id=32584383&(дата обращения: 05.12.2019).
30. Селезнева Е. В. Коррекционная направленность занятий по формированию представлений о себе у дошкольника с нарушением зрения. : Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1995. 15 с.
31. Соловьева Л. В. Инклюзивное образование: психолого¬
педагогическая подготовка учителя, социального педагога, тьютора.. М. : ФИРО, 2013. Выпуск 11. 64 с.
32. Ухина Н. А. Коррекционно-логопедическая
33. работа по развитию слухового восприятия детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи : дис. ... канд. пед. наук : защищена 12.04.2009 : утв. 24.09.2009. М. : Моск. пед. гос. ун-т, 2009. 195 с.
34. Фатихова Л. Ф. Диагностика и коррекция сенсорно-перцептивной деятельности дошкольников с интеллектуальными нарушениями // Современное дошкольное образование. Теория и практика. М.: «Мозаика- Синтез» 2016. С. 50-58.
35. Чернова М. Н. Анализ базовых понятий исследования «сенсорно-перцептивные процессы», «сенсорно-перцептивные процессы дошкольников», «мелкая моторика детей дошкольного возраста» // Проблемы современного педагогического образования. Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского (Ялта). № 46-2. С. 347-354. URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=23826269&(дата обращения: 20.10.2019).
36. Шпак О. В., Гурина И. А. Влияние концепции отечественной
психологии на практику развития самостоятельности обучающихся // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. URL :
http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=14931 (дата обращения:
20.05.2020).
37. Штеймарк О. В. Педагогические условия эффективного
использования компьютерных технологий в педагогическом процессе // Знание. Понимание. Умение. 2008. № 1. 211 с. URL : http://www.zpu-
journal.ru/zpu/2008_1/Shteimark.pdf (дата обращения: 28.04.2020).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ