ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ С АМБЛИОПИЕЙ И КОСОГЛАЗИЕМ
|
Введение 5
Глава 1. Теоретические основы развития сенсорно-перцептивных действий у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием 10
1.1 Психолого-педагогические основы развития сенсорно-перцептивных действий у дошкольников с амблиопией и косоглазием 10
1.2 Психолого-педагогические условия развития сенсорно-перцептивных действий у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием 18
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий развития сенсорно-перцептивных действий у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием 26
2.1 Выявление уровня развития сенсорно-перцептивных действий у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием 26
2.2 Реализация психолого-педагогических условий развития сенсорно-перцептивных действий у детей пятого года жизни
с амблиопией и косоглазием 36
2.3 Выявление динамики развития сенсорно-перцептивных действий у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием 50
Заключение 56
Список используемой литературы 58
Приложения А Список детей 63
Приложение Б Протоколы результатов констатирующего этапа эксперимента 64
Приложение В Перспективный план формирования сенсорно-
перцептивных действий 68
Приложение Г Протоколы результатов контрольного этапа эксперимента
Глава 1. Теоретические основы развития сенсорно-перцептивных действий у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием 10
1.1 Психолого-педагогические основы развития сенсорно-перцептивных действий у дошкольников с амблиопией и косоглазием 10
1.2 Психолого-педагогические условия развития сенсорно-перцептивных действий у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием 18
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий развития сенсорно-перцептивных действий у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием 26
2.1 Выявление уровня развития сенсорно-перцептивных действий у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием 26
2.2 Реализация психолого-педагогических условий развития сенсорно-перцептивных действий у детей пятого года жизни
с амблиопией и косоглазием 36
2.3 Выявление динамики развития сенсорно-перцептивных действий у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием 50
Заключение 56
Список используемой литературы 58
Приложения А Список детей 63
Приложение Б Протоколы результатов констатирующего этапа эксперимента 64
Приложение В Перспективный план формирования сенсорно-
перцептивных действий 68
Приложение Г Протоколы результатов контрольного этапа эксперимента
Дошкольный возраст является важнейшим периодом развития человека, здесь закладываются основы личности ребенка, формируются первичные представления о мире. К сожалению, количество детей с нарушениями зрения возрастает. А так как данное нарушение влияет на процесс восприятия, то ребенок не может адекватно чувствовать окружающий мир и собирать целостный образ каждого предмета и явления. В данном процессе важна активная и систематическая работа сохранных анализаторов.
При восприятии предметов ребенок с нарушением зрения обследует их, часто полагаясь на сохранную зрительную систему, но при этом не использует остальные сенсорные анализаторы (слух, обоняние, осязание). Это препятствует адекватному отображению образов предметов реального мира детьми с патологией органов зрения, а также затрудняет выделение признаков предметов, овладение навыками социально-бытовой ориентировки, ориентации в пространстве. Работа сенсорных систем базируется на деятельности выше перечисленных анализаторов, которые совершают сенсорно-перцептивные действия, направленные на обследование окружающего пространства. Владение сенсорно-перцептивными действиями влияет на усвоение такими детьми сенсорных эталонов, позволяет им успешно выполнять сенсорно-перцептивные задачи, требующие применения различных способов действий. Например, действия соотнесения, наложения, приложения, классификации, обнаружения, различения, идентификации, формирования образа, опознания.
А.В. Запорожец, Л.И. Плаксина, Д.Б. Эльконин доказали, что развитие сенсорно-перцептивных действий происходит преимущественно в дошкольном возрасте. Развитие этих действий у детей с нарушением зрения является неотъемлемой задачей адаптированных общеобразовательных программ. Нарушения зрения, в частности амблиопия и косоглазие, затрудняет получение детьми сенсорного опыта, что в свою очередь приводит к искажению представлений об окружающем мире. Так, в работах Л.И. Плаксиной, Л.А. Ремезовой, Е.В. Селезневой, М.Н. Черновой уточняется, что косоглазие и амблиопия приводят к неточности и неполноте зрительного восприятия, несформированности представлений о своих сенсорно-перцептивных возможностях, бедности сенсорно-перцептивного опыта. Развитие сенсорно-перцептивных действий у данной категории детей позволит преодолеть трудности в развитии познавательной, социально-коммуникативной, двигательной сферах. Таким образом, мы можем говорить о влиянии сенсорно-перцептивных действий на развитие ребенка с нарушением зрения в целом.
Несмотря на большое количество исследований (А.С. Алексеевой, Т.А. Грищенко, И.В. Пашковой, С.Б. Ткаченко, Е.А. Рудаковой), направленных на изучение сенсорно-перцептивных действий у детей с нарушением зрения отметим, что психолого-педагогические условия развития сенсорно-перцептивных действий у детей с нарушением зрения не определены.
В связи с чем следует отметить недостаточную изученность проблемы определения психолого-педагогических условий развития сенсорно-перцептивных действий у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием.
Это приводит к возникновению противоречия между необходимостью развития сенсорно-перцептивных действий у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий для решения данной задачи в коррекционно-развивающем процессе.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие сенсорно-перцептивных действий у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием.
Исходя из актуальности данной проблемы сформулирована тема исследования: «Психолого-педагогические условия развития сенсорно-перцептивных действий у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия развития сенсорно-перцептивных действий у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием.
Объект исследования: процесс развития сенсорно-перцептивных действий у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития сенсорно-перцептивных действий у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием.
Гипотеза исследования: развитие сенсорно-перцептивных действий у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием возможно при следующих психолого-педагогических условиях:
- учтены индивидуальные особенности зрительного дефекта детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием;
- обеспечено освоение детьми способов обследования предметов с опорой на анализаторы;
- организованы игровые ситуации, обеспечивающие применение сенсорно-перцептивных действий.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определенны следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы развития сенсорно-перцептивных действий у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием.
2. Выявить уровень развития сенсорно-перцептивных действий у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием.
3. Определить и реализовать психолого-педагогические условия развития сенсорно-перцептивных действий у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием.
4. Выявить изменения уровня развития сенсорно-перцептивных действий у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием.
В данной работе мы использовали следующие методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, интерпретация, обобщение);
- эмпирические (психолого-педагогический эксперимент,
состоящий из констатирующего, формирующего и контрольного этапа, психодиагностические методы);
- методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Теоретические основы исследования:
- теория компенсации дефекта Л.С. Выготского;
- теория о сложной структуре дефекта Л.С. Выготского;
- исследования об общих и специфических закономерностях развития детей с нарушением зрения (Л.П. Григорьева, Т.В. Жукова, А.Г. Литвак, Г.В. Овчинникова, Л.И. Плаксина, Л.А. Ремезова);
- исследования развития сенсорно-перцептивных действий у
дошкольников (А.В. Запорожец, С.В. Маланов, Л.В. Мясникова, И.В. Пашкова, Е.А. Рудакова, Л.В. Фатихова, М.Н. Чернова, Д.Б. Эльконин).
Новизна исследования состоит в том, что определены психолого-педагогические условия развития сенсорно-перцептивных действий у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием.
Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании психолого-педагогических условий развития сенсорно-перцептивных действий у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием; разработке показателей и диагностических заданий выявления уровня развития сенсорно-перцептивных действий у детей с нарушением зрения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные психолого-педагогические условия развития сенсорно-перцептивных действий у детей 5 года жизни с амблиопией и косоглазием могут быть реализованы при реализации задач ОО «Познавательное развитие» в дошкольных образовательных организациях.
Экспериментальная база исследования: детский сад № 173 «Василек» АНО ДО «Планета детства «Лада» г.о. Тольятти, в исследовании принимали участие 12 детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (37 источников), 4 приложений. Работу иллюстрируют 11 таблиц.
При восприятии предметов ребенок с нарушением зрения обследует их, часто полагаясь на сохранную зрительную систему, но при этом не использует остальные сенсорные анализаторы (слух, обоняние, осязание). Это препятствует адекватному отображению образов предметов реального мира детьми с патологией органов зрения, а также затрудняет выделение признаков предметов, овладение навыками социально-бытовой ориентировки, ориентации в пространстве. Работа сенсорных систем базируется на деятельности выше перечисленных анализаторов, которые совершают сенсорно-перцептивные действия, направленные на обследование окружающего пространства. Владение сенсорно-перцептивными действиями влияет на усвоение такими детьми сенсорных эталонов, позволяет им успешно выполнять сенсорно-перцептивные задачи, требующие применения различных способов действий. Например, действия соотнесения, наложения, приложения, классификации, обнаружения, различения, идентификации, формирования образа, опознания.
А.В. Запорожец, Л.И. Плаксина, Д.Б. Эльконин доказали, что развитие сенсорно-перцептивных действий происходит преимущественно в дошкольном возрасте. Развитие этих действий у детей с нарушением зрения является неотъемлемой задачей адаптированных общеобразовательных программ. Нарушения зрения, в частности амблиопия и косоглазие, затрудняет получение детьми сенсорного опыта, что в свою очередь приводит к искажению представлений об окружающем мире. Так, в работах Л.И. Плаксиной, Л.А. Ремезовой, Е.В. Селезневой, М.Н. Черновой уточняется, что косоглазие и амблиопия приводят к неточности и неполноте зрительного восприятия, несформированности представлений о своих сенсорно-перцептивных возможностях, бедности сенсорно-перцептивного опыта. Развитие сенсорно-перцептивных действий у данной категории детей позволит преодолеть трудности в развитии познавательной, социально-коммуникативной, двигательной сферах. Таким образом, мы можем говорить о влиянии сенсорно-перцептивных действий на развитие ребенка с нарушением зрения в целом.
Несмотря на большое количество исследований (А.С. Алексеевой, Т.А. Грищенко, И.В. Пашковой, С.Б. Ткаченко, Е.А. Рудаковой), направленных на изучение сенсорно-перцептивных действий у детей с нарушением зрения отметим, что психолого-педагогические условия развития сенсорно-перцептивных действий у детей с нарушением зрения не определены.
В связи с чем следует отметить недостаточную изученность проблемы определения психолого-педагогических условий развития сенсорно-перцептивных действий у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием.
Это приводит к возникновению противоречия между необходимостью развития сенсорно-перцептивных действий у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий для решения данной задачи в коррекционно-развивающем процессе.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие сенсорно-перцептивных действий у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием.
Исходя из актуальности данной проблемы сформулирована тема исследования: «Психолого-педагогические условия развития сенсорно-перцептивных действий у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия развития сенсорно-перцептивных действий у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием.
Объект исследования: процесс развития сенсорно-перцептивных действий у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития сенсорно-перцептивных действий у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием.
Гипотеза исследования: развитие сенсорно-перцептивных действий у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием возможно при следующих психолого-педагогических условиях:
- учтены индивидуальные особенности зрительного дефекта детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием;
- обеспечено освоение детьми способов обследования предметов с опорой на анализаторы;
- организованы игровые ситуации, обеспечивающие применение сенсорно-перцептивных действий.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определенны следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы развития сенсорно-перцептивных действий у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием.
2. Выявить уровень развития сенсорно-перцептивных действий у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием.
3. Определить и реализовать психолого-педагогические условия развития сенсорно-перцептивных действий у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием.
4. Выявить изменения уровня развития сенсорно-перцептивных действий у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием.
В данной работе мы использовали следующие методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, интерпретация, обобщение);
- эмпирические (психолого-педагогический эксперимент,
состоящий из констатирующего, формирующего и контрольного этапа, психодиагностические методы);
- методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Теоретические основы исследования:
- теория компенсации дефекта Л.С. Выготского;
- теория о сложной структуре дефекта Л.С. Выготского;
- исследования об общих и специфических закономерностях развития детей с нарушением зрения (Л.П. Григорьева, Т.В. Жукова, А.Г. Литвак, Г.В. Овчинникова, Л.И. Плаксина, Л.А. Ремезова);
- исследования развития сенсорно-перцептивных действий у
дошкольников (А.В. Запорожец, С.В. Маланов, Л.В. Мясникова, И.В. Пашкова, Е.А. Рудакова, Л.В. Фатихова, М.Н. Чернова, Д.Б. Эльконин).
Новизна исследования состоит в том, что определены психолого-педагогические условия развития сенсорно-перцептивных действий у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием.
Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании психолого-педагогических условий развития сенсорно-перцептивных действий у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием; разработке показателей и диагностических заданий выявления уровня развития сенсорно-перцептивных действий у детей с нарушением зрения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные психолого-педагогические условия развития сенсорно-перцептивных действий у детей 5 года жизни с амблиопией и косоглазием могут быть реализованы при реализации задач ОО «Познавательное развитие» в дошкольных образовательных организациях.
Экспериментальная база исследования: детский сад № 173 «Василек» АНО ДО «Планета детства «Лада» г.о. Тольятти, в исследовании принимали участие 12 детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (37 источников), 4 приложений. Работу иллюстрируют 11 таблиц.
Проведенное нами исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
Результаты теоретического анализа дают основание утверждать, что проблема развития сенсорно-перцептивных действий у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием является актуальной в данном возрасте и требует дальнейшего теоретического осмысления.
Л.Ф. Фатихова и М.Н. Чернова анализировали понятие «сенсорно-перцептивные действия», в результате чего мы понимаем данное понятие как действия, направленные на обследование окружающих предметов в целях получения информации, необходимой для решения стоящих перед человеком задач. Механизм работы сенсорно-перцептивных действий таков: при обследовании предмета каждый анализатор совершает определенные сенсорно-перцептивные действия, которые направлены на решение разнообразных сенсорно-перцептивных задач.
А.В. Запорожец и Д.Б. Эльконин говорили о том, что у детей пятого года жизни сформирована «почва» для развития сенсорно-перцептивных действий.
Исследователи Т.В. Волокитина, Т.В. Жукова, Г.В. Овчинникова, Л.Б. Осипова, Л.И. Плаксина отмечали неблагоприятное влияние специфических особенностей детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием на развитие сенсорно-перцептивных действий. В их числе недостатки зрительного и осязательного восприятия, двигательной сферы и мелкой моторики, недостаток представлений о собственных перцептивных возможностях, недостаток богатого сенсорно-перцептивного опыта.
Выявление уровня развития сенсорно-перцептивных действий у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием показало, что 50% имеют низкий уровень развития, 42% - средний уровень, и только 8% - высокий. Это позволяет говорить о том, что у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием уровень развития сенсорно-перцептивных действий находится на среднем и низком уровне, по таким показателям как, адекватность применения сенсорно-перцептивных действий, их системность, комплексность и последовательность.
Развитие сенсорно-перцептивных действий у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием возможно при реализации следующих психолого-педагогических условиях:
- учтены индивидуальные особенности детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием при развитии сенсорно-перцептивных действий;
- обеспечено освоение детьми способов обследования предметов с опорой на все анализаторы;
- организованы игровые ситуации, обеспечивающие применение сенсорно-перцептивных действий.
Проведенная экспериментальная работа позволила выявить эффективность содержания работы по развитию сенсорно-перцептивных способностей у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием после ее реализации. После проведенного формирующего этапа в обследуемой группе увеличилось количество детей с высоким уровнем сенсорно-перцептивных способностей (33%) по всем показателям, уменьшилось число детей с низким уровнем (17%).
По результатам проведенной работы можно сделать вывод об эффективности предложенной нами психолого-педагогической работы по развитию сенсорно-перцептивных способностей у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием.
Дальнейшая разработка проблемы может быть посвящена изучению развития сенсорно-перцептивных действий у детей с амблиопией и косоглазием посредством виртуальной реальности.
Результаты теоретического анализа дают основание утверждать, что проблема развития сенсорно-перцептивных действий у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием является актуальной в данном возрасте и требует дальнейшего теоретического осмысления.
Л.Ф. Фатихова и М.Н. Чернова анализировали понятие «сенсорно-перцептивные действия», в результате чего мы понимаем данное понятие как действия, направленные на обследование окружающих предметов в целях получения информации, необходимой для решения стоящих перед человеком задач. Механизм работы сенсорно-перцептивных действий таков: при обследовании предмета каждый анализатор совершает определенные сенсорно-перцептивные действия, которые направлены на решение разнообразных сенсорно-перцептивных задач.
А.В. Запорожец и Д.Б. Эльконин говорили о том, что у детей пятого года жизни сформирована «почва» для развития сенсорно-перцептивных действий.
Исследователи Т.В. Волокитина, Т.В. Жукова, Г.В. Овчинникова, Л.Б. Осипова, Л.И. Плаксина отмечали неблагоприятное влияние специфических особенностей детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием на развитие сенсорно-перцептивных действий. В их числе недостатки зрительного и осязательного восприятия, двигательной сферы и мелкой моторики, недостаток представлений о собственных перцептивных возможностях, недостаток богатого сенсорно-перцептивного опыта.
Выявление уровня развития сенсорно-перцептивных действий у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием показало, что 50% имеют низкий уровень развития, 42% - средний уровень, и только 8% - высокий. Это позволяет говорить о том, что у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием уровень развития сенсорно-перцептивных действий находится на среднем и низком уровне, по таким показателям как, адекватность применения сенсорно-перцептивных действий, их системность, комплексность и последовательность.
Развитие сенсорно-перцептивных действий у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием возможно при реализации следующих психолого-педагогических условиях:
- учтены индивидуальные особенности детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием при развитии сенсорно-перцептивных действий;
- обеспечено освоение детьми способов обследования предметов с опорой на все анализаторы;
- организованы игровые ситуации, обеспечивающие применение сенсорно-перцептивных действий.
Проведенная экспериментальная работа позволила выявить эффективность содержания работы по развитию сенсорно-перцептивных способностей у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием после ее реализации. После проведенного формирующего этапа в обследуемой группе увеличилось количество детей с высоким уровнем сенсорно-перцептивных способностей (33%) по всем показателям, уменьшилось число детей с низким уровнем (17%).
По результатам проведенной работы можно сделать вывод об эффективности предложенной нами психолого-педагогической работы по развитию сенсорно-перцептивных способностей у детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием.
Дальнейшая разработка проблемы может быть посвящена изучению развития сенсорно-перцептивных действий у детей с амблиопией и косоглазием посредством виртуальной реальности.



