Голос – это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластических голосовых складок. Голос является одним из важнейших показателей здоровья человека.
Нарушения голоса – различные расстройства голосовой функции, обусловленные патологическим состоянием органов голосообразования.
Нарушение голосовой функции ухудшает качество жизни, так как влияет на межличностные отношения в обществе и создаёт трудности в работе, особенно у лиц голосоречевых профессий.
Целью данной работы является анализ классификации нарушений голоса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и особенности нарушений голоса;
проанализировать основную классификацию нарушений голоса .
Объектом работы выступают нарушения голоса. Предметом – классификации нарушений голоса.
Теоретической базой написания работы послужили труды таких авторов, как В. П. Глухов, Г. М. Криницына, Л.Г. Соловьева, Л. Г. Соловьева, и др., а также источники сети Интернет.
В работе использовались методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме, методы изучения, обобщения и анализа.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1 Понятие и особенности нарушений голоса
Голос является особенной функцией гортани, его значение в коммуникативной и социальной сфере человека уникально. Отсутствие голоса, его временное или стойкое расстройство ведёт к значительному снижению качества жизни, потере трудоспособности и, в крайних случаях, к профнепригодности и инвалидности.
В образовании голоса принимают участие все органы дыхания: нос, околоносовые пазухи, полость рта, глотка, гортань, голосовые складки, лёгкие и трахеи.
Характеристики здорового голоса :
приятный на слух;
баланс ротового и носового резонатора;
достаточно громкий;
соответствует возрасту, размеру тела и полу;
имеет соответствующие модуляции.
Голос является неотъемлемым компонентом вербального общения и одной из важнейших функций нашего организма.
Голосообразование – процесс крайне сложный, а структура голосового аппарата отнюдь не ограничивается голосовыми связками.
На характеристики голоса влияет функционирование органов дыхательной, нервной, сердечно-сосудистой систем, эндокринных желез, органов желудочно-кишечного тракта.
Нарушения голоса характеризируются частичным или полным отсутствие фонации. Встречаются у лиц голосоречевых профессий (преподаватели, лекторы, актеры и певцы). Люди данных профессий совершают речевую нагрузку на гортань, нарушениями голоса стадает больше 60% педагогов. Нарушения голоса ухуджают нервное состояние и препятствуют полноценной комуникации. Также они могут доставлять неприятные болевые ощущения.
В зависимости от наличия или отсутствия структурных изменений голосового аппарата выделяют органические и функциональные причины нарушения голоса, соответственно.
Стоит подчеркнуть важную особенность: функциональные изменения голоса чаще носят временный характер, в то время как изменения голоса вследствие органического повреждения голосового аппарата являются более стойкими и требуют серьезного лечения.
1. Глухов В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учебник для СПО / В. П. Глухов. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2019. – 295 с.
2. Криницына Г. М. Коррекция речевых нарушений : учебное пособие для вузов / Г. М. Криницына. – 2-е изд., стер. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 147 с.
3. Соловьева Л. Г. Логопедия / Л.Г. Соловьева. – Москва : Юрайт, 2020. – 192 с.
4. Соловьева Л. Г. Логопедия : учебник и практикум для вузов / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 191 с.
5. Центральные и периферические нарушения голоса [Электронный ресурс]. – URL: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/czentralnyie_i_perifericheskie_narusheniya_golosa/ (дата обращения: 19.01.2023).