Особенности звукопроизношения при различных видах дизартрий
|
Усвоение ребенком родного языка происходит в определенной последовательности по мере созревания нервно - мышечного аппарата. В первые месяцы после рождения, у ребенка интенсивно развиваются слуховой, зрительный, двигательно - кинестетический анализаторы. В настоящее время доказано, что процесс сенсорного развития, в том числе и восприятия речи, осуществляется с необходимым участием двигательных импульсов. Развитие движений у ребенка рассматривается как фактор стимуляции и подкрепления его лепета. Ребенок рождается с готовыми к функционированию органами артикуляции. Однако проходит длительный подготовительный период, прежде чем, он сможет произносить членораздельные звуки речи. В наше время одной из самых актуальных проблем является увеличение количества детей с различными речевыми нарушениями. Среди них весьма распространенным нарушением является дизартрия – нарушение фонетической стороны речи, которое обусловлено органическим поражением центральной нервной системы. При нем расстраивается двигательный механизм речи, ее моторная реализация. В литературе XX века понятие «дизартрия» переводили, как расстройство членораздельной речи, речь организуется невнятно, словно «каша во рту».
Дизартрия представляет собой сложное речевое расстройство, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности.
Объект изучения: развитие звукопроизносительной стороны речи у детей.
Предмет исследования: особенности звукопроизношения при различных видах дизартрий.
Методы исследования: теоретические: изучение и анализ литературы; эмпирические: наблюдение.
Дизартрия представляет собой сложное речевое расстройство, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности.
Объект изучения: развитие звукопроизносительной стороны речи у детей.
Предмет исследования: особенности звукопроизношения при различных видах дизартрий.
Методы исследования: теоретические: изучение и анализ литературы; эмпирические: наблюдение.
Структура дефекта при дизартрии включает нарушение звукопроизносительной и просодической сторон речи, обусловленное органическим повреждением речедвигательных механизмов центральной нервной системы. Нарушения звукопроизношения при дизартрии зависят от тяжести и характера поражения.
Основными клиническими признаками дизартрии являются:
нарушения мышечного тонуса в речевой мускулатуре;
ограниченная возможность произвольных артикуляционных движений из-за параличей и парезов мышц артикуляционного аппарата;
нарушения голосообразования и дыхания. Основными признаками псевдобульбарной дизартрии являются: повышение тонуса в артикуляционной мускулатуре, ограничение движений губ, языка, мягкого нёба, усиленное слюнотечение, нарушения дыхания и голоса. Дети плохо жуют, глотают, поперхиваются при еде. Речь смазанная, малопонятная, интонационно-невыразительная, монотонная, голос глухой, с носовым оттенком. Дизартрия нередко сочетается с недоразвитием других компонентов речевой системы (фонематического слуха, лексико-грамматической стороны речи). В зависимости от выраженности этих проявлений для логопедической практики крайне важно выделить несколько групп детей с дизартрией: с фонетическими нарушениями; фонетико-фонематическим недоразвитием; общим недоразвитием речи (указывается уровень речевого развития). При чисто фонетических (антропофонических) нарушениях основной задачей является коррекция звукопроизношения. При сочетании дизартрии с речевым недоразвитием осуществляется комплексная система логопедического воздействия, включающая фонетическую работу, развитие фонематического слуха, работу над словарем, грамматическим строем, а также специальные мероприятия, направленные на предупреждение или коррекцию нарушений письменной речи.
Важными проблемами современного изучения дизартрии являются:
нейролингвистическое изучение различных форм дизартрии с учетом локализации поражения мозга;
разработка приемов ранней неврологической и логопедической диагностики минимальных проявлений дизартрии у детей;
совершенствование методов логопедической работы в доречевом периоде и в первые годы жизни с детьми, имеющими перинатальное поражение мозга, и с детьми группы риска;
совершенствование методов логопедической работы с учетом формы дизартрии;
усиление взаимосвязи в работе невропатолога и логопеда;
расширение аспекта психолингвистического изучения дизартрии с точки зрения процесса порождения речи и нарушения реализации двигательной программы за счет несформированности операций внешнего оформления высказывания. Изучение взаимосвязи голосовых, темпо-ритмических, артикуляционно-фонетических и просодических расстройств с семантическими нарушениями при разных формах дизартрии повысит эффективность логопедического воздействия.
Основными клиническими признаками дизартрии являются:
нарушения мышечного тонуса в речевой мускулатуре;
ограниченная возможность произвольных артикуляционных движений из-за параличей и парезов мышц артикуляционного аппарата;
нарушения голосообразования и дыхания. Основными признаками псевдобульбарной дизартрии являются: повышение тонуса в артикуляционной мускулатуре, ограничение движений губ, языка, мягкого нёба, усиленное слюнотечение, нарушения дыхания и голоса. Дети плохо жуют, глотают, поперхиваются при еде. Речь смазанная, малопонятная, интонационно-невыразительная, монотонная, голос глухой, с носовым оттенком. Дизартрия нередко сочетается с недоразвитием других компонентов речевой системы (фонематического слуха, лексико-грамматической стороны речи). В зависимости от выраженности этих проявлений для логопедической практики крайне важно выделить несколько групп детей с дизартрией: с фонетическими нарушениями; фонетико-фонематическим недоразвитием; общим недоразвитием речи (указывается уровень речевого развития). При чисто фонетических (антропофонических) нарушениях основной задачей является коррекция звукопроизношения. При сочетании дизартрии с речевым недоразвитием осуществляется комплексная система логопедического воздействия, включающая фонетическую работу, развитие фонематического слуха, работу над словарем, грамматическим строем, а также специальные мероприятия, направленные на предупреждение или коррекцию нарушений письменной речи.
Важными проблемами современного изучения дизартрии являются:
нейролингвистическое изучение различных форм дизартрии с учетом локализации поражения мозга;
разработка приемов ранней неврологической и логопедической диагностики минимальных проявлений дизартрии у детей;
совершенствование методов логопедической работы в доречевом периоде и в первые годы жизни с детьми, имеющими перинатальное поражение мозга, и с детьми группы риска;
совершенствование методов логопедической работы с учетом формы дизартрии;
усиление взаимосвязи в работе невропатолога и логопеда;
расширение аспекта психолингвистического изучения дизартрии с точки зрения процесса порождения речи и нарушения реализации двигательной программы за счет несформированности операций внешнего оформления высказывания. Изучение взаимосвязи голосовых, темпо-ритмических, артикуляционно-фонетических и просодических расстройств с семантическими нарушениями при разных формах дизартрии повысит эффективность логопедического воздействия.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ И ДИСЛАЛИЕЙ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - Коррекция звукопроизношения у обучающихся с дизартрией на музыкальных занятиях в начальной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Сравнительное изучение особенностей звукопроизношения у младших школьников с дизартрией и тугоухостью Ш-1 V степени
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО
ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА СО СТЕРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016 - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ 4-5 ЛЕТ С ДИЗАРТРИЕЙ С РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНЬЮ ТЯЖЕСТИ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4720 р. Год сдачи: 2018 - Характеристика нарушений звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии.
Курсовые работы, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2012 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ДЕТЕЙ СО СТЁРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2017 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО
ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ
Бакалаврская работа, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017



