Образы детей в творчестве Екатерины Мурашовой (на материале произведений «Обратно он не придёт!» и «Класс коррекции»)
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. АКУТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗА РЕБЁНКА
И МИРА ДЕТСТВА В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 8
1.1. Образ ребёнка и детства, особенности изображения героев в
детской литературе 8
1.2. Мир детства в русской классической литературе 15
1.3. Творчество Ек. Мурашовой в работах критиков и
литературоведов 21
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ДЕТСКИХ ОБРАЗОВ В ПОВЕСТЯХ ЕК. МУРАШОВОЙ «ОБРАТНО ОН НЕ ПРИДЁТ!» И «КЛАСС КОРРЕКЦИИ» 34
2.1. Система образов в повести Ек. Мурашовой «Обратно он не
придёт!» 34
2.2. Традиции В.Г. Короленко в произведении Ек. Мурашовой, сопоставление повестей «Дети подземелья» и «Обратно он не придёт!» 44
2.3. Система образов в повести Ек. Мурашовой «Класс коррекции» .... 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
ГЛАВА 1. АКУТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗА РЕБЁНКА
И МИРА ДЕТСТВА В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 8
1.1. Образ ребёнка и детства, особенности изображения героев в
детской литературе 8
1.2. Мир детства в русской классической литературе 15
1.3. Творчество Ек. Мурашовой в работах критиков и
литературоведов 21
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ДЕТСКИХ ОБРАЗОВ В ПОВЕСТЯХ ЕК. МУРАШОВОЙ «ОБРАТНО ОН НЕ ПРИДЁТ!» И «КЛАСС КОРРЕКЦИИ» 34
2.1. Система образов в повести Ек. Мурашовой «Обратно он не
придёт!» 34
2.2. Традиции В.Г. Короленко в произведении Ек. Мурашовой, сопоставление повестей «Дети подземелья» и «Обратно он не придёт!» 44
2.3. Система образов в повести Ек. Мурашовой «Класс коррекции» .... 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
Одним из важнейших образов русской и зарубежной литературы является образ ребёнка и детства как особой жизненной поры. Именно в детстве закладывается фундамент человеческой личности, корни многих проблем взрослого человека можно найти в его детских и подростковых годах. Поэтому тема детства всегда волновала исследователей. Социальный статус и положение ребёнка в обществе, его значимость для семьи и общества в целом, представление о взаимоотношениях ребёнка со взрослыми, проблема социализации детей - всё это составляет предмет изучения во многих областях: педагогика, психология, социология. Проблема детства волновала также и многих писателей.
Актуальность настоящего исследования заключается в том, что в нём выявляются и анализируются особенности изображения детей в повестях Ек. Мурашовой «Обратно он не придёт!» и «Класс коррекции», которые имеют теоретическую и практическую значимость для изучения творчества писательницы, а также детской литературы рубежа XX-XXI веков в целом. В этот период в детской литературе стали освещаться новые темы, подниматься новые социальные проблемы, такие как социальное сиротство, отчуждение подростков с ограниченными возможностями, детский алкоголизм и наркомания, насилие в семье. В русской литературе появился новый тип ребёнка-героя, и обращение к творчеству Ек. Мурашовой позволяет выявить особенности изображения ребёнка в этот период.
Степень научной разработанности проблемы. Среди работ, посвящённых изучению детских образов в произведениях русских писателей, можно выделить работы М.Н. Эпштейна, Т.В. Юкиной «Образы детства» [Эпштейн, Юкина 1979], И.Н. Арзамасцевой «Детская литература» [Арзамасцева 2008], Н.А. Дворяшиной «Лики детства в литературе Серебряного века» [Дворяшина 2008] и многие другие. Среди работ, посвящённых изучению творчества Ек. Мурашовой, можно выделить статьи О. Метелкиной «О двух повестях Екатерины Мурашовой» [Метелкина 2011], Л. Рудовой «Дети-аутсайдеры и параллельные миры: реальное и фантастическое в повести Екатерины Мурашовой «Класс коррекции»» [Рудова 2014] и «Маскулинность в советской и постсоветской детской литературе: трансформация Тимура (и его команды)» [Рудова 2014], О. Бухиной и А. Лану «Герои-сироты в детской литературе: отражение социального кризиса начала и конца советской эпохи» [Бухина, Лану2015], М.В. Иванкивой и В.Ю. Чарской-Бойко «Социальная тематика в современной российской литературе для подростков: мировая традиция и национальная специфика» [Иванкива, Чарская-Бойко 2015], Л. Тибонье «Путешествие к истокам психики в повестях Ольги Колпаковой «Как рассердилась Кикимора» и Екатерины Мурашовой «Класс коррекции»» [Тибонье 2015], Ю.О. Глуховой «Подросток в современной русской литературе» [Глухова 2016].
Объектом исследования являются повести Ек. Мурашовой «Обратно он не придёт!» и «Класс коррекции».
Предметом исследования являются детские образы в произведениях Ек. Мурашовой «Обратно он не придёт!» и «Класс коррекции».
Целью данной работы является выявление особенностей изображения и функционирования детских образов в повестях, определение их значимости для раскрытия проблематики произведения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Обобщить изложенные в научной литературе особенности изображения ребёнка и мира детства в художественном произведении.
2) Описать основные взгляды русских писателей на мир детства, отмеченные исследователями.
3) Обобщить выявленные в работах критиков и исследователей особенности творческого метода Ек. Мурашовой.
4) Проанализировать детские образы в повести Ек. Мурашовой
«Обратно он не придёт!», выделить основные средства создания образов в повести.
5) Сопоставить повесть Ек. Мурашовой с повестью В.Г. Короленко, осветить основные аспекты художественной преемственности.
6) Проанализировать детские образы в повести Ек. Мурашовой «Класс коррекции», выявить, какой ребёнок является героем произведений писательницы.
Методологической основой исследования являются:
• метод изучения учебной и научной литературы;
• метод анализа и обобщения полученных фактов;
• описательный метод;
• сопоставительный метод;
• биографический метод;
• культурно-исторический метод;
• психологический метод;
• метод контекстного анализа;
• социологический метод;
• метод интертекстуального анализа.
На защиту выносятся следующие положения:
1) В повестях Ек. Мурашовой «Обратно он не придёт!» и «Класс коррекции» используются разные средства создания образа ребёнка: внутренние монологи, портрет, номинации, интерьер, индивидуализация речи, поступки героев, биография героев, их мировоззрение, оценочные высказывания в адрес героя от лица других персонажей.
2) Писательница изображает детей «стёртых» и «непривязанных», затрагивает в своих произведениях новые темы, навеянные ситуацией в стране на рубеже ХХ-ХХ1веков - разрушением института семьи, появлением новых болезней, морально-психологическим кризисом общества, разрозненностью людей и преобладанием индивидуалистических ценностей в современном мире.
3) В своих произведениях Ек. Мурашова продолжает гуманистические традиции русской литературы.
Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что в нём были отмечены средства создания образа ребёнка в повестях Ек. Мурашовой «Обратно он не придёт!» и «Класс коррекции»; проанализированы основные детские образы произведений, выявлена их значимость для выражения художественных идей писательницы; повесть «Обратно он не придёт!» была сопоставлена с повестью В.Г. Короленко «Дети подземелья», были отмечены сходства и различия двух произведений; на основании сопоставления детских образов повести «Обратно он не придёт!» с повестью «Дети подземелья» были выявлены особенности проблематики произведения Ек. Мурашовой, обусловленные временем написания; в результате анализа детских образов в повестях «Обратно он не придёт!» и «Класс коррекции» были выявлены особенности изображения ребёнка в творчестве писательницы.
Теоретическая значимость нашего исследования заключается в том, что нам удалось выявить систему детских образов в повестях Ек. Мурашовой «Обратно он не придёт!» и «Класс коррекции» и их функциональную значимость.
Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы на занятиях по литературе в школе и вузе.
Апробация исследования была проведена в ходе педагогической практики в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении города Тольятти «Школа № 90» на внеклассном мероприятии по литературе, а также в рамках «Студенческих Дней науки - 2018».
Структура бакалаврской работы подчинена логике исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, включающего в себя 68 источников.
Актуальность настоящего исследования заключается в том, что в нём выявляются и анализируются особенности изображения детей в повестях Ек. Мурашовой «Обратно он не придёт!» и «Класс коррекции», которые имеют теоретическую и практическую значимость для изучения творчества писательницы, а также детской литературы рубежа XX-XXI веков в целом. В этот период в детской литературе стали освещаться новые темы, подниматься новые социальные проблемы, такие как социальное сиротство, отчуждение подростков с ограниченными возможностями, детский алкоголизм и наркомания, насилие в семье. В русской литературе появился новый тип ребёнка-героя, и обращение к творчеству Ек. Мурашовой позволяет выявить особенности изображения ребёнка в этот период.
Степень научной разработанности проблемы. Среди работ, посвящённых изучению детских образов в произведениях русских писателей, можно выделить работы М.Н. Эпштейна, Т.В. Юкиной «Образы детства» [Эпштейн, Юкина 1979], И.Н. Арзамасцевой «Детская литература» [Арзамасцева 2008], Н.А. Дворяшиной «Лики детства в литературе Серебряного века» [Дворяшина 2008] и многие другие. Среди работ, посвящённых изучению творчества Ек. Мурашовой, можно выделить статьи О. Метелкиной «О двух повестях Екатерины Мурашовой» [Метелкина 2011], Л. Рудовой «Дети-аутсайдеры и параллельные миры: реальное и фантастическое в повести Екатерины Мурашовой «Класс коррекции»» [Рудова 2014] и «Маскулинность в советской и постсоветской детской литературе: трансформация Тимура (и его команды)» [Рудова 2014], О. Бухиной и А. Лану «Герои-сироты в детской литературе: отражение социального кризиса начала и конца советской эпохи» [Бухина, Лану2015], М.В. Иванкивой и В.Ю. Чарской-Бойко «Социальная тематика в современной российской литературе для подростков: мировая традиция и национальная специфика» [Иванкива, Чарская-Бойко 2015], Л. Тибонье «Путешествие к истокам психики в повестях Ольги Колпаковой «Как рассердилась Кикимора» и Екатерины Мурашовой «Класс коррекции»» [Тибонье 2015], Ю.О. Глуховой «Подросток в современной русской литературе» [Глухова 2016].
Объектом исследования являются повести Ек. Мурашовой «Обратно он не придёт!» и «Класс коррекции».
Предметом исследования являются детские образы в произведениях Ек. Мурашовой «Обратно он не придёт!» и «Класс коррекции».
Целью данной работы является выявление особенностей изображения и функционирования детских образов в повестях, определение их значимости для раскрытия проблематики произведения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Обобщить изложенные в научной литературе особенности изображения ребёнка и мира детства в художественном произведении.
2) Описать основные взгляды русских писателей на мир детства, отмеченные исследователями.
3) Обобщить выявленные в работах критиков и исследователей особенности творческого метода Ек. Мурашовой.
4) Проанализировать детские образы в повести Ек. Мурашовой
«Обратно он не придёт!», выделить основные средства создания образов в повести.
5) Сопоставить повесть Ек. Мурашовой с повестью В.Г. Короленко, осветить основные аспекты художественной преемственности.
6) Проанализировать детские образы в повести Ек. Мурашовой «Класс коррекции», выявить, какой ребёнок является героем произведений писательницы.
Методологической основой исследования являются:
• метод изучения учебной и научной литературы;
• метод анализа и обобщения полученных фактов;
• описательный метод;
• сопоставительный метод;
• биографический метод;
• культурно-исторический метод;
• психологический метод;
• метод контекстного анализа;
• социологический метод;
• метод интертекстуального анализа.
На защиту выносятся следующие положения:
1) В повестях Ек. Мурашовой «Обратно он не придёт!» и «Класс коррекции» используются разные средства создания образа ребёнка: внутренние монологи, портрет, номинации, интерьер, индивидуализация речи, поступки героев, биография героев, их мировоззрение, оценочные высказывания в адрес героя от лица других персонажей.
2) Писательница изображает детей «стёртых» и «непривязанных», затрагивает в своих произведениях новые темы, навеянные ситуацией в стране на рубеже ХХ-ХХ1веков - разрушением института семьи, появлением новых болезней, морально-психологическим кризисом общества, разрозненностью людей и преобладанием индивидуалистических ценностей в современном мире.
3) В своих произведениях Ек. Мурашова продолжает гуманистические традиции русской литературы.
Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что в нём были отмечены средства создания образа ребёнка в повестях Ек. Мурашовой «Обратно он не придёт!» и «Класс коррекции»; проанализированы основные детские образы произведений, выявлена их значимость для выражения художественных идей писательницы; повесть «Обратно он не придёт!» была сопоставлена с повестью В.Г. Короленко «Дети подземелья», были отмечены сходства и различия двух произведений; на основании сопоставления детских образов повести «Обратно он не придёт!» с повестью «Дети подземелья» были выявлены особенности проблематики произведения Ек. Мурашовой, обусловленные временем написания; в результате анализа детских образов в повестях «Обратно он не придёт!» и «Класс коррекции» были выявлены особенности изображения ребёнка в творчестве писательницы.
Теоретическая значимость нашего исследования заключается в том, что нам удалось выявить систему детских образов в повестях Ек. Мурашовой «Обратно он не придёт!» и «Класс коррекции» и их функциональную значимость.
Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы на занятиях по литературе в школе и вузе.
Апробация исследования была проведена в ходе педагогической практики в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении города Тольятти «Школа № 90» на внеклассном мероприятии по литературе, а также в рамках «Студенческих Дней науки - 2018».
Структура бакалаврской работы подчинена логике исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, включающего в себя 68 источников.
В ходе проведённого исследования мы пришли к следующим выводам: тема детства всегда волновала писателей, образы детства, которые они создавали в своих произведениях, отражают социальные реалии той или иной эпохи; в сказках и произведениях детской литературы ребёнок часто противопоставляется взрослым персонажам, оказываясь, как правило, намного мудрее, смелее и сильнее них; детство изображается как период чудес, приключений и максимальной отзывчивости человеческого сердца на чужую беду. К теме детства обращались не только детские писатели. В произведениях таких классиков русской литературы как А. Погорельский, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, М. Горький, А.И. Куприн, Д.Н. Мамин- Сибиряк, В.Г. Короленко данная тема находит отражение.
В ходе анализа детских образов в повестях Ек. Мурашовой «Обратно он не придёт!» и «Класс коррекции» были получены следующие результаты:
1) В повести «Обратно он не придёт!» представлены три типа социального сиротства: девочка из неполной семьи, «лишенец» и «отказник». История каждого персонажа способствует раскрытию той или иной стороны проблематики произведения. Каждый детский персонаж повести выполняет свою функцию - Ольга учит читателя не оставаться равнодушной, Вася показывает, что можно быть достойным человеком в самых «недостойных» условиях, а образ Жеки вызывает в сердцах читателей чувство сострадания, способствует более жёсткой постановке проблемы социального сиротства и беспризорничества.
2) Продолжая традиции В.Г. Короленко, Ек. Мурашова заставляет читателя по-новому взглянуть на проблему, открывает перед читателями мир современных «детей подземелья».
3) Писательница рассматривает поставленную в повести проблему, с одной стороны, как детский психолог, показывая читателю разрушение института семьи и последствия этой трагедии в виде страдания детей, а с другой стороны, как писатель, выводя социальную проблему на уровень нравственных, исторических и общечеловеческих проблем.
4) Помимо традиционной для русской литературы темы сиротства, Ек. Мурашова поднимает в своих произведениях тему, которая прежде игнорировалась детскими писателями. Ек. Мурашова делает героями своих произведений детей с ограниченными возможностями.
5) В книгах Ек. Мурашовой акцентируется внимание на детях отверженных, герой ее книг - ребенок-изгой, ставший ненужным в обществе из-за своей болезни или материального положения и социального статуса родителей.
Таким образом, в данной работе мы проанализировали детские образы в произведениях Ек. Мурашовой «Обратно он не придёт!» и «Класс коррекции». Однако данное исследование не исчерпывает всех возможностей изучения образа ребёнка и детства. К перспективам изучения данной проблемы следует отнести сравнительный анализ детских образов в книгах Ек. Мурашовой с детскими образами в произведениях других писателей начала XXI века с целью выявления и обобщения особенностей изображения ребёнка в этот период.
В ходе анализа детских образов в повестях Ек. Мурашовой «Обратно он не придёт!» и «Класс коррекции» были получены следующие результаты:
1) В повести «Обратно он не придёт!» представлены три типа социального сиротства: девочка из неполной семьи, «лишенец» и «отказник». История каждого персонажа способствует раскрытию той или иной стороны проблематики произведения. Каждый детский персонаж повести выполняет свою функцию - Ольга учит читателя не оставаться равнодушной, Вася показывает, что можно быть достойным человеком в самых «недостойных» условиях, а образ Жеки вызывает в сердцах читателей чувство сострадания, способствует более жёсткой постановке проблемы социального сиротства и беспризорничества.
2) Продолжая традиции В.Г. Короленко, Ек. Мурашова заставляет читателя по-новому взглянуть на проблему, открывает перед читателями мир современных «детей подземелья».
3) Писательница рассматривает поставленную в повести проблему, с одной стороны, как детский психолог, показывая читателю разрушение института семьи и последствия этой трагедии в виде страдания детей, а с другой стороны, как писатель, выводя социальную проблему на уровень нравственных, исторических и общечеловеческих проблем.
4) Помимо традиционной для русской литературы темы сиротства, Ек. Мурашова поднимает в своих произведениях тему, которая прежде игнорировалась детскими писателями. Ек. Мурашова делает героями своих произведений детей с ограниченными возможностями.
5) В книгах Ек. Мурашовой акцентируется внимание на детях отверженных, герой ее книг - ребенок-изгой, ставший ненужным в обществе из-за своей болезни или материального положения и социального статуса родителей.
Таким образом, в данной работе мы проанализировали детские образы в произведениях Ек. Мурашовой «Обратно он не придёт!» и «Класс коррекции». Однако данное исследование не исчерпывает всех возможностей изучения образа ребёнка и детства. К перспективам изучения данной проблемы следует отнести сравнительный анализ детских образов в книгах Ек. Мурашовой с детскими образами в произведениях других писателей начала XXI века с целью выявления и обобщения особенностей изображения ребёнка в этот период.



