Введение 4
Глава 1 Теоретические основы изучения проблемы формирования географических понятий у младших школьников 8
1.1 Подходы к определению категорий «представления» и «понятия» в
процессе изучения предмета «Окружающий мир» 8
1.2 Особенности формирования географических понятий в процессе изучения
предмета «Окружающий мир» 13
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию географических понятий у младших школьников в процессе ознакомления с родной природой 27
2.1 Выявление актуального уровня сформированности географических понятий
у младших школьников 27
2.2 Проектирование и организация опытно-экспериментальной работы по
формированию географических понятий у младших школьников в процессе ознакомления с природой родного края 40
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию географических понятий у младших школьников в процессе ознакомления с
природой родного края 53
Заключение 61
Список используемой литературы 63
Приложения
Начальная школа служит важнейшим этапом, позволяющим накапливать знания об окружающем мире, о том насколько многообразна живая и неживая природа. Это возраст постижения ребёнком взаимосвязи «природы-человека», причинно-следственной зависимости между ними. Именно этот период сензитивен к формированию научно-познавательного, нравственного и деятельного отношения детей младшего школьного возраста к окружающей среде.
Реалии современной жизни свидетельствуют о повышении востребованности географических знаний, позволяющих решить экологические и социально-экономические задачи, как в масштабах страны, так и в повседневной жизни. В качестве основополагающих аспектов экологического воспитания детей, направленных на формирование у них основы здорового образа жизни, следует выделить наличие развития и целостности природы, изменения природы, происходящие как результат труда и урбанизации, оптимизации общества и природы, окружающей среды и здоровья человека.
Курс «Окружающий мир» представляет собой интегрированный курс для четырехлетней начальной общеобразовательной школы. Особую значимость этому интегрированному курсу придаёт необходимость формировать у младшего школьника целостную картину окружающей его природной и социальной среды и место школьника в этой среде как личности. На основе «Окружающего мира» в начальной школе происходит формирование географических знаний учащихся на старшей ступени благодаря связи одной из содержательных линий курса и формирования первоначальных географических представлений о том, что такое родная страна, ее столица, какие существуют разные страны мира, и о том, что такое наша планета в целом.
«Окружающий мир» в начальной школе - основа, на которой строятся географические познания обучающихся старшей ступени, так как одна из содержательных линий курса связана с формированием первоначальных географических представлений о родной стране, ее столице, о разных странах мира и нашей планете в целом. На уроках по формированию первоначальных географических понятий развивается мышление ученика, умение его самостоятельно работать.
Освоение учащимися отдельных географических предметов или явлений, накопление в их сознании некоторых элементарных географических понятий и развитие умения применения полученных знаний в жизни являются различными сторонами неразрывного по своей сути мыслительного процесса.
Проявление активной творческой работы учителя состоит в предварительном детальном продумывании каждый из этих сторон, с акцентом на недопустимости их разрыва в практической работе.
Проблему формирования географических понятий у учащихся начальной школы следует назвать сложной и многоплановой, особенно с учетом неразработанности в современной науке подходов к формированию географических понятий в начальной школе.
Вопросам формирования географических понятий и представлений у учащихся общеобразовательных школ посвящены работы A.B. Даринского, А.Е. Бибик, И.С. Матрусова, В.А. Коринской, проблеме дидактических основ форсирования географических понятий у младших школьников посвящено исследование Н.В. Пановой.
Изучение современной практики преподавания предмета «Окружающий мир» в начальной школе показывает, что при формировании географических понятий не уделяется должного внимания процессу ознакомления с природой родного края.
Таким образом, существует противоречие между необходимостью формирования географических понятий у младших школьников при ознакомлении их с природой родного края, с одной стороны, и отсутствием методического обеспечения этого процесса в педагогической теории и практике - с другой.
Проблема исследования заключается в выявлении содержания педагогической деятельности по формированию географических понятий у младших школьников в процессе ознакомления их с природой родного края.
Это обусловило выбор темы исследования «Формирование географических понятий у младших школьников в процессе ознакомления с природой родного края».
Объектом исследования является процесс формирования географических понятий у младших школьников.
Предметом исследования является педагогическая деятельность по ознакомлению с природой родного края, направленная на формирование географических понятий у младших школьников.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально подтвердить эффективность содержания педагогической деятельности по формированию географических понятий у младших школьников.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что формирование географических понятий у младших школьников будет проходить эффективнее, если:
- познакомить с картой Самарской области, учить работать с картой
полезных ископаемых, картой рек Самарской области;
- познакомить детей с природными ресурсами Самарской области, их
использованием и значением в хозяйственной деятельности жителей;
- в процессе изучения растительного и животного мира Самарской области показать важность охраны природной среды от загрязнения и разрушения;
- воспитывать у детей ответственное отношение к природе родного края посредством изучения растений и животных, охраняемых Красной книгой Самарской области, заповедников и национальных парков.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования географических понятий у младших школьников.
2. Выявить уровень сформированности географических понятий у младших школьников.
3. Разработать содержание педагогической работы по формированию географических понятий у младших школьников в процессе ознакомления с природой родного края.
4. Доказать эффективность формирования географических понятий у младших школьников в процессе ознакомления с природой родного края.
Практическая значимость заключается в том, что разработанное и апробированное содержание педагогической деятельности по формированию географических понятий у младших школьников в процессе ознакомления с природой родного края могут быть использованы в практической работе педагогов начальной школы.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение и систематизация материала, беседа, тестирование, опытно-экспериментальная работа, статистическая обработка данных исследования.
База исследования: МБОУ «Старо-Челнинская СОШ» Нурлатского муниципального района РТ
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что географическое понятие - это мысль о географическом объекте, отражающая его со стороны существенных признаков, или же мысль о целой группе предметов или явлений, отражающая их со стороны общих и существенных признаков.
В географии встречаются три основных типа понятий:
- индивидуальные понятия;
- собирательные понятия;
- общие географические понятия.
В работе выделены этапы формирования географических понятий у младших школьников:
1. Мотивационная и смысловая подготовка к усвоению понятия.
2. Организация чувственного восприятия предметов и явлений природы.
3. Организация умственной деятельности, направленной на выделение существенных признаков понятия.
4. Обобщение и словесное определение сущности понятия, обозначение его соответствующим сроком.
5. Введение сформированного понятия в систему географических знаний.
Для успешного формирования географических понятий у младших школьников следует выполнять ряд методических условий: 1) организация проблемного обучения; 2) логическая последовательность в изложении нового материала; 3) проведение повторения; 4) терминологическая работа; 5)перевод знаний в умения и навыки.
Экспериментальное изучение сформированности географических понятий у младших школьников показало преимущественно низкий и средний уровень. Высокий уровень сформированности географических понятий в экспериментальной группе показали 3 детей (15%), в контрольной группе 4 детей (20%). Средний уровень был выявлен у 8 детей (40%) экспериментальной группы и у 9 детей (45%) контрольной группы. Низкий уровень был установлен у 9 детей (45%) экспериментальной группы и у 7 детей (35%) контрольной группы.
В процессе педагогической работы во внеурочной деятельности, направленной на формирование у учащихся географических понятий в процессе ознакомления с природой родного края, мы знакомили детей с картами Самарской области, учили их работать с картой полезных ископаемых, картой рек; знакомили с полезными ископаемыми нашей области, особенностями их использования и значением в хозяйственной деятельности жителей области; организуя работу по изучению растительного и животного мира Самарской области, показали важность охраны природной среды, воспитывали у детей ответственное отношение к природе родного края при изучении растений и животных, занесенных в Красную книгу Самарской области, а также заповедников и национальных парков.
Дети научились работать с познавательным текстом, выделять в нём знакомые географические понятия, демонстрируют навыки работы работа с различного вида картами Самарской области, знают особенности почв родного края, полезных ископаемых, названия особо охраняемых природных территорий, рек, знакомы с представителями животного мира и растений Красной книги родного края. У учащихся экспериментальной группы выявлена положительная динамика в уровне сформированности географических понятий, высокий уровень на 20% выше, чем у учащихся контрольной группы, низкий уровень на 20 % ниже, чем у учащихся контрольной группы, что говорит об эффективности проведенной педагогической работы по формированию географических понятий у детей младшего школьного возраста.
Это позволяет говорить об эффективности проведенной педагогической работы по формированию географических понятий у младших школьников в процессе ознакомления с природой родного края, что подтверждает гипотезу, поставленную в начале исследования.
1. Аквилева, Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе [Текст] / Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина. - М.: ВЛАДОС, 2017. - 218 с.
2. Аквилева, Г.Н. Использование картографических пособий при изучении предмета «Окружающий мир» в начальной школе [Текст] / Г.Н. Аквилева, Т.М.Смирнова //Современная начальная школа и подготовка учителя: Сборник научных трудов преподавателей факультета начальных классов/Сост. И отв. Ред. Т.И. Зиновьева. - М.: МГПУ, 2016. - 218с.
3. Болотова, С.А. Азбука Смоленского края: Учеб. пособие по краеведению для выпускного класса начальной школы [Текст] / С.А. Болотова. - Ч. 1. - Смоленск: Изд. Смоленского областного института усовершенствования учителей, 2015. - 182 с.
4. Васильева, Д.И. Природные ресурсы Самарской области [Текст] /
Д.И. Васильева, М.Н. Баранова /rc-
p.ru>geografiya.. .resursy_samarskoj_oblasti.html .
5. Виноградова, Н.И. Использование географических карт в курсе «Окружающий мир» начальной школы [Текст] / Н.И. Виноградова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). - Пермь: Меркурий, 2014. - С. 115-117.
6. Виноградова, Н.Ф. «Окружающий мир» как учебный предмет в начальной
школе: особенности, возможности, методические подходы [Текст] /
Н.Ф.Виноградова, О.А. Рыдзе. - М., Педагогический университет «Первое сентября», 2012. - 88 с.
7. Горбаткина, И.М. Формирование основ естественно-научной классификации в курсе «Окружающий мир» [Текст] / И.М. Горбаткина // Начальное образование. - 2012. - № 3. - С. 33-39.
8. Григорьева, Е.В. Методика преподавания естествознания [Текст] / Е.В.Григорьева. - М. : Гуманитар. изд. центр ВлАДОС, 2016. - 253 с.
9. Григорьева, Е.В. Методика преподавания естествознания в начальной школе [Текст] / Е.В. Григорьева. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. - 283 с.
10. Дружин, А.Н. По водоёмам Самарской области [Текст] / А.Н. Дружин, А.Н.Масленников. - Самара: Новая техника, 2017. - 136 с.
11. Дрелиховская, В.Е. Особенности формирования начальных географических понятий у младших школьников [Текст] / В.Е. Дрелиховская //Научный альманах. - 2015. - № 10. - С. 56-60.
12. Зелёная книга «Поволжья»: Охраняемые природные территории Самарской области [Текст] / Сост. Захаров А.С., Горелов М.С. - Самара: КИ, 2015. - 352с.
13. Клепинина, З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе [Текст] / З.А. Клепинина. - М.: Академия, 2014. - 109 с.
14. Красная книга Самарской области [Текст] / Под ред. Г.С. Розенберга, С.В.Саксонова. - Тольятти: Кассандра. Т. 2. Редкие виды животных. 2014. - 332 с.
15. Лялицкая, С.Д. Музей живых ископаемых [Текст] / С.Д. Лялицкая //
Самарская область. Хрестоматия по географии / Р.И. Учайкина,
Н.П.Лопухов, А.В.Учайкин. - Самара, 2016. - 362 с.
16. Миронов, А.В. «Окружающий мир» в начальной школе : как реализовать ФГОС. Пособие для учителя [Текст] / А.В. Миронов. - М. : Баласс, 2016. - 96 с.
17. Миронов, А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных класса [Текст] / А.В. Миронов. М. : Баласс, 2014. - 360 с.
18. Миронов, А. В. Технологии изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе [Текст] / А. В. Миронов. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 510 с.
19. Орг А.О. Олимпиады по предмету Окружающий мир. ФГОС. 3 класс [Текст]/ А.О.Орг, Н.Г. Белицкая. М., 2012. - 66 с.
20.Озёра, пруды и водохранилища Самарской области //svyato.info>...ozera- prudy-i.. .samarskoy-oblasti.html
21. Особо охраняемые природные территорий регионального значения Самарской области: материалы государственного кадастра / Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области [Текст] / Сост. А.С. Паженков. - Самара: ООО «Офорт», 2013. - 502 с.
22. Пакулова, В.М. Методика преподавания природоведения [Текст] / В.М.Пакулова, В.Л. Кузнецова. - М. : 2012. - 203 с.
23. Пешросова, Р.А. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе [Текст] / Р.А. Пешросова, В.Л. Голов, В.Л.Сивоглазов. — М. : АСТ, 2015. - 224 с.
24. Панова, Н.В. Дидактические основы формирования географических понятий у младших школьников : Дис. ... канд. пед. наук. [Текст] / Н.В. Панова. - Липецк, 2014. - 144 c.
25. Растения Самарской области, занесённые в Красную книгу [Текст] / В.И.Матвеев, А.А. Устинова, Н.С. Ильина. - Самара: СГПУ, 2015. - 88 с.
26. Саксонов, С.В. Путеводитель по Самарской флоре (1851 -2011). Флора
Волжского бассейна Т. 1. [Текст] / С.В. Саксонов, С.А. Сенатор. - Тольятти: Кассандра, 2012. - 511 с.
27. Савенкова, В.В. Дидактическая игра как средство формирования естественно-научных знаний младших школьников [Текст] / В.В.Савенкова //Начальное образование. - 2013. - № 3. - С. 21-27.
28. Сенатор, С.А. Болота Самарской области - общая характеристика,
особенности, заторфованность [Текст] / С.А. Сенатор // Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии. - 2016. - Т.25. №4. - С. 44¬65.
29. Смирнова, М.С. Работа с картографическими текстами на уроках предмета «окружающий мир» [Текст] / М.С. Смирнова // Начальная школа. - 2017. - №1. - С.64-68.
30. Смирнова, М.С. Как изучать «Окружающий мир» в начальной школе: учебное пособие [Текст] / М.С. Смирнова. - М.: Перо, 2016. - 66 с.
31. Трайтак, Д.Л. Естествознание: каким ему быть в начальной школе / Д.Л.Трайтак [Текст] // Педагогика. - 2015. - № 2. - С. 39-40.
32. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373) [Электронный ресурс]// ййр://минобрнауки.рф/документы/922
33.Чудинова, Е.В. Окружающий мир. Методические рекомендации для
учителя, 3 класс [Текст] / Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварёва. - М. : Вита-Пресс, 2013. - 112 с.
34. Ясюк, В.П. Природные условия Самарской области [Текст] / В.П. Ясюк. - Самара, 2017. - 195 с.
35. Ясюк, В.П. Животные из Красной книги России в фауне Самарской области [Текст] / В.П. Ясюк. - Самара: СГПУ, 2015. - 83 с.