Объект исследования - ООО «Батэль» (г. Барнаул).
Основной вид деятельности - оптовая продажа парфюмерных и косметических товаров.
Основной вид деятельности – оптовая торговля мясом и мясными продуктами.
Проведен анализ деятельности за 2019-2021 годы.
Есть приложения (в том числе бухгалтерская отчетность за 2019-2021 годы).
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1 Теория и сущность конкурентоспособности 6
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность организации 10
1.3 Методы повышения конкурентоспособности организации 12
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «БАТЭЛЬ» 19
2.1 Характеристика и организационная структура управления 19
2.2 Анализ динамики развития организации 20
3.РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «БАТЭЛЬ» 31
3.1 Внедрение и реализация мероприятий 31
3.2 Расчет эффективности предложенных мероприятий 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 42
Управление вопросами конкурентоспособности позволяет разработать механизм повышения эффективности работы предприятия, что обеспечивает рост конечных финансовых результатов, деловой активности и конкурентоспособности предприятия на рынке. Все это говорит об актуальности исследования вопроса оценки и формирования управленческих решений по повышению уровня конкурентоспособности.
Актуальность темы курсовой работы подтверждает не только факт влияния конкурентоспособности на уровень деловой активности организации и на величину финансовых результатов, но и наличие проблем в системе управления конкурентоспособностью. Например, многие малые предприятия в силу ограниченности временных и финансовых ресурсов пренебрегают вопросами мониторинга и детального исследования факторов внутренней и внешней среды, не проводят оценку конкурентоспособности, не классифицируют сильные и слабые стороны организации, не внедряют инновационные механизмы управления предприятием. Все это в последствие негативно отражается на результатах деятельности. Недостатком управления конкурентоспособностью также является неточность и разрозненность методик анализа. Для получения верного решения требуется применение комплексного подхода оценки уровня конкурентоспособности и стратегического положения организации. Анализ конкурентоспособности в стремительно меняющихся условиях внешней среды должен проводиться регулярно, что позволит сохранить устойчивые позиции на рынке и успешность работы в долгосрочной перспективе.
Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности современной организации на примере ООО «Батэль»
Для реализации поставленной цели требуется решить следующий ряд задач:
определить понятие и значение конкурентоспособности;
охарактеризовать факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия;
изучить методологию анализа конкурентоспособности;
представить характеристику предприятия;
изучить особенности развития предприятия;
провести оценку конкурентоспособности;
разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности и оценить их эффективность.
Объектом исследования является торговая организация ООО «Батэль».
Предмет исследования – повышение конкурентоспособности предприятия.
При выполнении работы были использованы методы анализа, сравнения, синтеза, метод опроса, наблюдения и другие методы.
Информационной базой для написания работы стали учебники, учебные пособия и монографии по вопросам исследования и оценки конкурентоспособности предприятия, также были изучены статьи, опубликованные в периодических изданиях.
Структура курсовой работы включает в себя введение, основную часть, заключение и список использованной литературы. Основная часть состоит из трех глав.
Под конкурентоспособностью следует понимать совокупность маркетинговых, финансовых, трудовых и иных характеристик хозяйствующего субъекта, определяющих его положение на рынке, степень адаптации к стремительно меняющимся условиям внешней среды в целях дальнейшего развития и повышения результатов финансово-хозяйственной деятельности. Определение уровня конкурентоспособности и сравнение с другими аналогичными компаниями, выделение конкурентных преимуществ, сильных и слабых сторон работы организации позволяет сформировать стратегию роста и развития организации на рынке. Исследование уровня конкурентоспособности должно проводиться комплексно, необходимо учитывать множество факторов влияния. Степень влияния факторов может быть учтена путем применения рейтинговой или экспертной оценки. Одним из наиболее распространенных методов оценки уровня конкурентоспособности организации является многоугольник конкурентоспособности, который позволит определить положение организации на рынке. Помимо этого необходимо проводить анализ влияния факторов внутренней и внешней среды в целях определения стратегического положения организации, выделения сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. При разработке программы повышения конкурентоспособности организации необходимо учитывать инновационные тенденции развития отрасли торговли: внедрение цифровых технологий, программного обеспечение, применение мер стимулирования сбыта посредством сети Интернет.
Практическое исследование проведено на примере ООО «Батэль». изучение характеристики ООО «Батэль» позволяет сделать вывод о том, что исследуемая организация представляет собой организацию, которая специализируется на продаже косметических товаров. Марка «Батэль» отличается высоким уровнем известности и популярности на рынке. Об этом свидетельствует о рост объемов реализации. Так выручка предприятия в 2021 году составил 155532 тыс. рублей против 141751 тыс. рублей в 2020 году. Компания предлагает потребителю качественную и натуральную продукцию. Ассортимент товаров включает в себя более 3000 наименований, в компании функционирует более 200 000 консультантов. Несмотря на устойчивые позиции, требуется аналитическая оценка данных и формирования мер по повышению конкурентоспособности.
Преимущественно потребителями являются населения в возрасте от 25 до 35 лет (42 % опрошенных) и в возрасте от 35 до 45 лет (32 % опрошенных). Различия в возрастных категориях также выражается в том, что разные возрастные группы потребителей отдают разное предпочтение товарным и ассортиментным группам, для разных возрастов важны также разные качественные характеристики товаров, потребители руководствуются разными критериями выбора продукции при покупке.
Для отдельных категорий (например, молодые покупатели и покупатели старшего возраста) важна ценовая категория в силу ограниченности собственного дохода, для других ¬ – качественные характеристики. Преимущественно потребителями являются женщины, средняя сумма чека 1453 рубля.
В настоящий момент компания занимает устойчивую позицию на рынке, постоянно расширяет ассортимент и увеличивает объемы продаж. За последние 10 лет компания стабильно набирала обороты, завоевывала должны уровень репутации. Современный потребитель приобретает продукцию в среднем 2-3 раза в месяц, средняя сумма покупки составляет приблизительно 1453 рубля. Проведенное исследование говорит о том, что основными направлениями улучшения работы должны стать управление кадрами и ассортиментом продукции.
Графический экспертный метод позволяет установить, что уровень ООО «Батэль» достаточно высокий. Для разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности крайне важным является знание принципов сетевого маркетинга и рынка в целом. В сетевом маркетинге повышения конкурентоспособности можно добиться путем управления рядом факторов, среди основных из которых – качество продукции, известности, заинтересованный в продажах персонал, наличие единой командной работы. Стратегия повышения конкурентоспособности может быть сформирована путем совершенствования ассортимента, расширения ассортиментных позиций, путем улучшения качественных характеристик товаров, путем совершенствования системы мотивации и обучения консультантов.
Суть рекомендаций по повышению конкурентоспособности ООО «Батэль» заключается в том, что внедрение системы оценки личных и деловых компетенций сотрудников позволит подобрать наиболее подходящую программу обучения. Тестирование позволит выявить пробелы и недостатки в работе консультантов. Умение продавать – это искусство , которое необходимо освоить всем сотрудникам ООО «Батэль». Только в данном случае можно добиться успешного и стабильного роста объем продаж, повышения конкурентоспособности.
Представленное исследование позволяет утверждать, что совершенствование системы управления персоналом, повышение квалификации консультантов позволит добиться увеличения объемов продаж и роста конкурентоспособности. Для сетевых компаний кадровый состав и умение продавать продукцию – важнейшие факторы успеха на рынке.
1 Конституция Российской Федерации : утв. 12.12.1993 № 343-ФКЗ ; ред. от 01.07.2020 № 11-ФКЗ // СПС КонсультантПлюс. Законодательство. – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 05.05.2022)
2 Гражданский кодекс Российской Федерации: ч. 1 от 30.11.1994 № 51–ФЗ ; ред. от 26.10.2021 // СПС КонсультантПлюс. Законодательство. – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 06.05.2022).
3 Гражданский кодекс Российской Федерации: ч. 2 от 26.01.1996 № 14–ФЗ ; ред. от 08.07.2021 // СПС КонсультантПлюс. Законодательство. – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 15.05.2022).
4 Налоговый кодекс Российской Федерации: ч. 2 от 05.08.2000 № 117–ФЗ ; ред. от 01.10.2021 // СПС КонсультантПлюс. Законодательство. – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 15.05.2022).
5 Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» // СПС КонсультантПлюс. Законодательство. – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 15.05.2022).
6. Багиев. Г. Л. Маркетинг : учебник для вузов / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич. – 3-е изд., перераб. и доп. – Санкт-Петербург : Питер, 2019 – 576 с. – ISBN: 5-282-02101-3.
7. Ветрова, Е.А. Понятие и сущность конкурентоспособность организации в сфере торговли / Е.А. Ветрова // Коллозиум. – 2019. – №28. – С. 84–89.
8. Вишневская, П.В. Управление конкурентоспособностью предприятия / П. В. Вишневская // Будущее науки – 2019: материалы сб. науч. статей 7-й международной молодежной конференции (г. Курск,2019) / редкол.: изд-во Юго-Западный государственный университет. – Курск,2019. – С. 29–33.
9. Головачев А. С. Конкурентоспособность организации / А. С. Головачев. — М.: Высшая школа, 2018. — 552 c.
10. Гришин, В. В. Управление инновационной деятельностью в условиях модернизации национальной экономики / В.В. Гришин. – Москва.: Дашков и К°, 2019. —514 c. – ISBN: 978-5-394-00328-8.
11. Гатилова, Е.С. Качество как важнейшее условие повышения конкурентоспособности продукции / Е.С. Гатилова // Современная наука: актуальные вопросы и перспективы развития: материалы международной научно-практической конференции ( Нефтекамск,2019). / под общ. ред. А.И. Вострельцова. – Нефтекамск,2019. – С. 70–74.
12. Гилязетдинова, Г.Р. Подходы к определению конкурентоспособности / Г.Р. Гилязетдинова // Вестник научных достижений: экономика и право. –2020. – №5. – с. 29–31.
13. Голубков, Е. П. Маркетинг для профессионалов: практический курс : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. П. Голубков. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 474 с. – ISBN 978-5-9916-3749-7.
14. Егоров, Ю. Н. Основы маркетинга : учебник / Ю.Н. Егоров. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 292 с. – ISBN 978-5-16-003685-4.
15. Квасникова, В. В. Конкурентоспособность товаров и организаций: практикум / В.В. Квасников. – Москва: Инфра-М, 2020. – 198 с. – ISBN 978-5-16-010520-8.
16. Кравченко, О.В. Проблемы управления конкурентоспособностью предприятия / О.В. Кравченко. – Саратов: Поволж. межрегион. учеб. центр, 2019. – 194 с. – ISBN 5-7719-0141-5.
17. Кравченко, А.В. Теоретические подходы к определению понятия «конкурентная стратегия» / А.В. Кравченко // Экономика, управление, финансы: теория и практика: сборник материалов международной очно-заочной научно-практической конференции (Москва,2020). / научно-издательский центр «Империя». – Москва,2020. – С. 113–118.
18. Корнеева, И. В. Маркетинг : учебник и практикум для вузов / И. В. Корнеева, В. Е. Хруцкий. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 436 с. – ISBN 978-5-534-03565-0.
19. Короткова, Т. Л. Управление маркетингом : учебник и практикум для вузов / Т. Л. Короткова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 242 с. – ISBN 978-5-534-08200-5.
20. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент / Ф. Котлер, К. Л. Келлер. – 15-е изд. – Санкт-Петербург. : Питер, 2018. – 848 с. – ISBN 978-5-459-00177-9.
21. Левов, Д.А. Сущность, понятие и составляющие конкурентоспособности / Д.А. Левов // Модернизация Росси. – 2019. – №9. – С. 199–211
22. Лифиц, И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг : учебное пособие для академического бакалавриата / И. М. Лифиц. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 392 с. – (Бакалавр. Академический курс). – ISBN 978-5-534-07330-0.
23. Мельникова, Е.П. Конкурентное преимущество как выражение конкурентоспособности организации / Е.П. Мельникова // Наука и общество. – 2020. – №6. – С.324–333.
24. Мирсофаев, Б.Х. Пути повышения конкурентоспособности предприятия / Б.Х. Мирсофаев // Энигма. – 2020. – №11. – С.15–19.
25. Михайлова, В.М. Системно-интеграционный подход к определению понятия «конкурентоспособность организации» / В.М. Михайлова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. – №8. – С. 44–49
26. Максимова, И.Н. К вопросу о содержании понятия «конкурентоспособность» / И.Н. Максимова // Образование и наука в современном мире. Инновации. – 2022. – №1. – с. 51–56
27. Мыльников, В.Ю. Методы разработки конкурентной стратегии организации / В.Ю. Мыльников // Студенческий вестник. – 2020. – №16. – С. 8–9
28. Портер, М.Е. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов / М.Е. Портер. – Москва: Альпина Паблишер, 2019. – 277 с. – ISBN 5-9614-0143-0.
29. Пустовая, В. В. Влияние инноваций на конкурентоспособность предприятия / В. В. Пустовая // Синергия наук. – 2021. – №9. – С. 12–19
30. Сабаничева ,Д.Х. Конкурентная продукция как фактор экономического роста предприятия / Д.Х. Сабаничева // Аллея науки. – 2019. – №1. – С.588–592.
31. Слепенко, Е.Д. К понятию конкурентоспособность организации / Е.Д. Слепенко // Синергия наук. – 2019. – №4. – с. 18–22.
32. Фатхутдинов. Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление / Р.А. Фатхутдинов. – Москва: ИНФРА-М, 2018. – 312 с. – ISBN 5-16-000313-4.
33. Цахаев, Р. К. Маркетинг: учебник / Р. К. Цахаев, Т. В. Муртузалиева. – 5-е изд., стер. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. — 548 с. - ISBN 978-5-394-03478-7.
34. Чалдаева, Л. А. Экономика предприятия: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Л. А. Чалдаева. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 435 с. – ISBN 978-5-534-11534-5.
35. Щепакин, М. Б. Экономика маркетинговой и рекламной деятельности: учебное пособие / М. Б. Щепакин, Э. Ф. Хандамова, В. М. Михайлова. – Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2021. – 232 c. – ISBN 978-5-16-016479-3.
36. Щепилов, О.И. Трактовка менеджментом коммерческих организаций содержания понятия «конкурентоспособность организации» / О.И. Щепилов // Экономика устойчивого развития. – 2021. – №4. – С. 191–196
37. Юданов, А.Ю. Конкуренция: теория и практика / А.Ю. Юданов. – Москва: Издательство ГНОМ-ПРЕСС, 2018 – 384 с. – ISBN 5-89334-027-2