Объект исследования - ООО «Мясо Алтая» (Алтайский край, Краснощёковский р-н, с. Краснощёково).
Основной вид деятельности – оптовая торговля мясом и мясными продуктами.
Проведен анализ деятельности за 2019-2021 годы.
Есть приложения (в том числе бухгалтерская отчетность за 2019-2021 годы).
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1 Сущность и содержание стратегии развития организации 6
1.2 Виды стратегий развития организации 9
1.3 Этапы и методы разработки стратегии развития организации 12
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ООО «МЯСО АЛТАЯ» 18
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Мясо Алтая» 18
2.2 Анализ факторов внутренней и внешней среды организации 20
2.3 Основные направления развития ООО «Мясо Алтая» 28
3.РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ООО «МЯСО АЛТАЯ» 32
3.1 Внедрение и реализация стратегии развития в ООО «Мясо Алтая» 32
3.2 Оценка эффективности разработанной стратегии 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 47
Приложение 1 48
Целью курсовой работы является разработка стратегии развития организации по результатам исследования деятельости ООО «Мясо Алтая».
Для реализации поставленной цели в работе требуется решить следующий ряд задач:
1. изучить сущность и содержание стратегии развития организации;
2. охарактеризовать виды стратегий;
3. изучить этапы и методы формирования стратегии;
4. представить организационно-экономическую характеристику предприятия ООО «Мясо Алтая»;
5. исследовать факторы внутренней и внешней среды;
6. определить основные направления развития организации;
7. сформировать стратегию развития предприятия на перспективу и оценить ее эффективность.
Объектом исследования является предприятие Алтайского края ООО «Мясо Алтая»
Предмет исследования – система стратегического управления организацией.
Для исследования были использованы методы: описания, сравнения, анализа, синтеза, вторичного анализа. Совокупность данных методов позволяет в полном объеме исследовать тему курсовой работы. В основе исследования лежит системный анализ рыночных процессов, определяющих специфику исследуемого объекта. В работе использованы количественные и качественные методы исследования рынка и анализа деятельности компаний.
Среди количественных методов исследования можно выделить методы статистического наблюдения, сводки и группировки первичных данных, среди качественных – метод опроса, анкетирования.
В процессе исследования использовались научные труды отечественных и зарубежных специалистов по проблемам рыночной экономики, менеджмента, маркетинга и рекламы, научные отчеты и разработки рекламных и маркетинговых агентств.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. В первой главе представлено исследование теоретических аспектов формирования стратегии, приведены виды стратегии, порядок и этапы разработки стратегии.
Во второй главе приведена краткая характеристика организации, представлено исследование факторов внутренней и внешней среды, определены основные направления стратегического развития организации.
Третья глава раскрывает внедрение, реализацию и оценку экономической эффективности стратегии.
Завершают работу заключение и список использованных источников.
Стратегия может быть определена как процесс управления организацией в долгосрочной перспективе на основании комплексного исследования факторов внутренней и внешней среды и выделения ценностей развития предприятия. Регулярный мониторинг и исследование деятельности организации позволяет сформировать долгосрочную стратегию развития организации. В практике стратегического управления современной организацией различают несколько видов стратегий. В наиболее общей форме можно утверждать, что стратегии могут быть классифицированы на стратегии безграничного развития, сокращения и ликвидации. Единая стратегия развития компании может иметь несколько составляющих, предусматривающих реализацию развития новых направлений в работе организации, совершенствования качества отдельных продуктов, товаров и услуг. Стратегическое управление организацией должно предусматривать оценку фактического состояния развития предприятия за счет исследования ряда показателей, среди основных из которых – доля рынка, уровень конкурентоспособности, инвестиционная привлекательность предприятия. Изучения системы маркетинга позволяет определить основные направления стратегического развития организации. Немаловажным этапом является исследование факторов внутренней среды, которые позволяют оценить потенциал компании для последующего развития на рынке.
Организационно-экономическая характеристика предприятия позволяет сделать вывод, что ООО «Мясо Алтая» представляет организацию, которая специализируется на реализации мяса и мясных продуктов. Организационно-правовая форма – общество с ограниченной ответственностью. Исследование выручки позволяет сделать вывод о том, что в последние два года работы наблюдается тенденция снижения эффективности функционирования предприятия. Выручка в значительной степени сократилась в 2020 году, в 2021 году составила 46630 тыс. рублей, что также ниже уровня 2019 года.
Анализ внутренней и внешней среды работы предприятия позволяет сделать вывод о том, что ООО «Мясо Алтая» занимает устойчивые позиции на рынке, является надежным оптовым поставщиком мяса и мясных товаров. Анализ факторов внешней среды говорит о том, что продукция пользуется известностью на рынке, организация сотрудничает с розничными торговыми сетями, успешно реализует предлагаемый ассортимент товаров в Алтайском крае.
Проведенное исследование деятельности позволяет признать, что предприятие имеет ряд очевидных конкурентных преимуществ: отличная материально-техническая база, постоянное обновление холодильного оборудования; наличие необходимых квалицированных специалистов для выполнения стратегически важных задач развития предприятия; высокий уровень известности на рынке; широкий ассортимент предлагаемой продукции;
доступные цены. Однако, несмотря на сильные стороны работы предприятия, имеются и недостатки. На сегодняшний день реализация продукция осуществляется преимущественно крупным предприятиям-партнерам, не имеется собственной торговой сети.
Исследуемая организация имеет высокий потенциал для повышения эффективности работы на рынке. Наличие необходимых материальных, трудовых и финансовых ресурсов позволяет выбрать стратегию роста. Для развития предприятия выбрана стратегия интенсивного роста, которая предусматривает не только организацию системы оптовых продаж мяса и мясной продукции, но и реализации товаров через собственную розничную торговую сеть.
Задача маркетолога на сегодняшний день состоит в том, чтобы сформировать положительный образ о предприятии, о предлагаемой продукции, чтобы продукция была легко узнаваема на витринах в крупных торговых ритейловых сетях, а также продавалась через собственную торговую розничную сеть. В перспективе также следует активно развивать сервисы доставки продуктов.
Для повышения эффективности деятельности предприятию необходимо выходить на контакт с потребителем, развивать коммуникационную политику. Прямой контакт с потребителем возможен при реализации продукции через фирменные магазины. В настоящий момент предполагается приобретение мобильного киоска для реализации продукции.
Мобильные ларьки (киоск на колесах) – очень удобный и выгодный вид деятельности в России. Выгодное и перспективное направление – киоск на колесах, или «тонар», так еще называют такой вид торговли. Это направление в предпринимательской деятельности пока еще не получило большую популярность, поэтому есть реальный шанс стать успешным пионером в этом направлении, это существенно повышает продажи, рейтинги продукции и известность предприятия и продукции в целом. У покупателя формируется положительным имидж о продукции, он легко узнает ее в последующем на прилавках в ритейловых крупных сетях продаж и отдает предпочтение именно ей. Это позволяет существенно обеспечить рост объемов продаж предприятия.
Предложенная стратегия принесет ООО «Мясо Алтая» прибыль в размере 869,4 тыс. рублей. Реализация данной стратегии является эффективной и целесообразной к внедрению. Внедрением данного проекта и развитием организации на рынке в целях расширения географии продаж будет заниматься руководитель ООО «Мясо Алтая».
1. Ансофф, И. Стратегический менеджмент. Классическое издание. – Санкт-Петербург: Питер, 2018. – 344 с.
2. Бунтовский С.Ю. Стратегическая пирамида организации / С.Ю. Бунтовский // Научные исследования и разработки: сб. науч. статей. – Астрахань,2019. – С. 504–506
3. Виханский, О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – 5-е изд. – М.: Магистр: Инфра-М, 2016. – 195 с.
4. Герасимчук В.Г. Стратегическое управление предприятием. Графическое моделирование: учеб. пособие. / В.Г. Герасимчук. - М.: КНЭУ, 2020. – 366 с.
5. Голубков, Е.П Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. 4-е изд., перераб.и доп / Е.П Голубков. — М.: Финпресс, 2020. — 496 c.
6. Годин, А.М. Маркетинг: учебник / А.М, Годин. – 7-е изд., перераб. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2019. 652 с.
7. Дебиева, И.И. Стратегия развития организации: структура, этапы развития, особенности / И.И. Дебиева // Актуальные вопросы современной науки и образования: сб. науч. статей. – Пенза,2021. – С. 67–70
8. Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. – M.: Аспект Пресс, 2022. – 415 с.
9. Линченко М.Г. Проблемы стратегического управления в современных условиях / М.Г. Линченко // Управление в экономических и социальных системах. – 2022. – №1. – С. 23–28
10. Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури. Основы менеджмента (Management). Издательство: Дело, 1997 г. – 704 стр.
11. Минцберг Г. Стратегическое сафари: Экскурсия по дебрям стратегического менеджмента / Генри Минцберг, Брюс Альстранд, Жозеф Лампель. Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2013. – 367 с.
12. Полежаева, К.Н. Основные проблемы стратегического управления предприятием в условиях конкурентного рынка / К.Н. Полежаева // Синергия наук. – 2022. – №7. – С. 14-19
13. Погорелова, Я.С. Проблемы и современные тенденции развития стратегического управления / Я.С. Погорелова // Аллея науки. – 2019. – №10. – с. 359–361
14. Пидкова, А.А. Особенности современных подходов к стратегическому управлению развитием предприятия / А.А. Пидкова // Экономика. Менеджмент. Инновации. – 2020. – №1. – С. 67–78
15. Соколова, О.А. Проблемы и перспективы совершенствования системы стратегического управления проектами / О.А. Соколова // Аллея науки. – 2018. – №10. – С. 480–483
16. Уткин Э.А. Курс менеджмента: Учеб. для вузов /Фин. акад. при Правительстве РФ. — М.: Зерцало, 2001. — 431 с.
17. Фатхутдинов, Р.А. Стратегический маркетинг: Учебник. / Р.А. Фатхутдинов — М.: АО Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2018. — 640 с.
18. Черная Л.В. Комплексный подход к формированию маркетинговой стратегии предприятия / Л.В. Черная // Сборник научных работ серии «Экономика». – 2019. – №14. – С. 107–116
19. Чувакова, С.Г. Стратегический маркетинг: учебник / С.Г. Чуваков. – М.: Дашков и К., 2018. – 272 с.
20. Черчилль, Браун: Маркетинговые исследования: учебник. 5-е изд. / Пер. с англ. под ред. Г. Л. Багиева. — СПб.: Питер, 2017. — 704 с.
21. Чернова Е.С. Понятие инструментов стимулирования сбыта и их в комплексе маркетинга / Е.С. Чернова // Актуальные вопросы права, экономики и управления: сб. науч. статей. – Пенза,2019. – С. 107–111.
22. Фролов, Ю. В. Стратегический менеджмент. Формирование стратегии и проектирование бизнес-процессов : учебное пособие для вузов / Ю. В. Фролов, Р. В. Серышев ; под редакцией Ю. В. Фролова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 154 с.
23. Шифрин, М. Б. Стратегический менеджмент : учебник для вузов / М. Б. Шифрин. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 321 с.
24. Ярунина, Т.А. Теоретические основы разработки стратегии развития организации / Т.А. Ярунина // Актуальные исследования. – 2020. – №2 (5). – С. 55-58.
25. Рынок мяса в России – 2022. – [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ab-centre.ru/news/rynok-myasa-rossii-v-2022-godu---klyuchevye-tendencii-i-prognozy Дата обращения 30.01.2023