Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 30 детей подросткового возраста с нарушениями интеллекта в возрасте от 8 до 10 лет, из них 15 девочек и 15 мальчиков, которые составили экспериментальную группу 1 (младшие школьники), 30 детей подросткового возраста в возрасте от 13 до 14 лет, из них 15 девочек и 15 мальчиков, которые составили экспериментальную группу 2 (подростки).
Есть приложения (результаты исследования в табличном виде).
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы агрессии и агрессивного поведения младших школьников и подростков 6
1.1 Понятие агрессии в научной литературе 6
1.2 Причины агрессии и агрессивного поведения 11
1.3 Особенности и причины проявления агрессии младшими школьниками и подростками 15
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей агрессии младших школьников и подростков 21
2.1 Организация и методика исследования 21
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 24
Заключение 32
Список используемой литературы 33
Приложение 36
Актуальность исследования. Изучение проблемы агрессии насчитывает несколько столетий. В качестве причин агрессивных столкновений в человеческом обществе часто рассматриваются факторы социальной и политической жизни, однако большую роль играют личностные характеристики людей, которые при определенных условиях могут приводить к сложной психологической борьбе, а иногда и к физическим столкновениям. Агрессивное поведение чаще всего понимается как мотивированные внешние действия, нарушающие правила сосуществования и нормы, причиняющие боль, наносящие вред, страдания людям. Агрессивность может служить как способом самозащиты, отстаивания своих прав, так и способом удовлетворения желаний и достижения цели.
Агрессия – осознанные действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному. Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения. Агрессивность – свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств, для реализации своих целей, о чем указывали в своих работах А. Бандура , А.А. Реан и др.
Для большинства младших школьников и подростков характерны те или иные формы агрессии. Большинство детей обзываются, ссорятся, выражают агрессии физически и т.д. Непосредственные проявления детской агрессивности уступают место другим более миролюбивым формам поведения, когда ребенок усваивает нормы и правила поведения. Однако у определённой группы младших школьников и подрсотков агрессия, как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, преобразовываясь в устойчивое качество личности.
Степень разработанности проблемы. Сущность понятия «агрессия», «агрессивность» раскрыта в научных трудах зарубежных и отечественных ученых – А. Бандура, А.А. Реана, Э. Фромма и др. Причины проявления агрессии рассмотрены в работах К. Лоренца, З. Фрейда и др. Проблема проявления агрессивности детьми младшего школьного возраста и подростко проанализирована в работах Б.В. Антипина, Т.А. Болдыревой, Е.И. Изотовой и др.
Актуальность изучения проблемы проявления агрессивности детьми младшего школьного возраста и подростками в настоящее время обусловлена существующим противоречием между большим количеством современных младших школьников и подростков с проявлениями агрессии и агрессивности, и отсутствием у психологов школы действенных методов профилактики агрессивного поведения.
Проблемой данного исследования является рассмотрение вопросов, связанных с особенностью проявления агрессии младшими школьниками и подростками.
Исходя из актуальности проблемы, нами выбрана тема исследования «Психодиагностика агрессии у младших школьников и подростков».
Цель исследования – провести психодиагностику агрессии младших школьников и подростков.
Объект исследования – агрессия младших школьников и подростков.
Предмет исследования – психодиагностика агрессии у младших школьников и подростков.
- Гипотеза исследования: предполагаем, что агрессия у младших школьников и подростков проявляется по-разному: у младших школьников определяющим фактором агрессии является импульсивность, у подростков – чувство несправедливости.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие агрессии в научной литературе.
2. Определить причины появления агрессии.
3. Охарактеризовать особенности проявлении агрессии у младших школьников и подростков.
4. Проанализировать по результатам эмпирического исследования особенности проявления агрессии детьми младшего школьного возраста и подростками.
В процессе исследования использовались следующие методы:
- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, научной литературы, анализ понятийно-терминологической системы, обобщение, индукция, дедукция, моделирование;
- эмпирические: опрос, тестирование;
- методы количественного (ранжирование) и качественного (сбор, обработка) анализа полученных результатов исследования;
- статистические методы
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- подходы к агрессии как психологическому свойству личности – З. Фрейда, Э. Фромма и др.;
- подходы к изучению агрессивности в рамках возрастной психологии – Р. Бэрон, В.С. Дерябин и др.;
- подходы к изучению агрессивного поведения младших школьников и подрсотков – И.А. Милюкова, Е.А. Чекунова и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты эмпирического исследования могут быть использованы для планирования профилактической работы агрессивного поведения с младшими школьниками и подростками.
Структура работы: исследование состоит введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.
Агрессивное поведение – достаточно сложное и противоречивое явление. Оно предстаёт во множестве форм и проявлений. Проблема агрессивного поведения обостряется всё больше и больше, и волнует почти каждого родителя. Агрессивность – свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств, для реализации своих целей. Эмоциональный компонент агрессивного состояния – это чувства, и прежде всего гнев. Агрессивность может служить способом самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели.
Проявляется агрессивное поведение у младших школьников и подростков под влиянием различных факторов: невысокая самооценка ребенка, стремление взять на себя роль лидера в коллективе или группе, отсутствие желания принимать участие в общественной жизни, негативная обстановка в семье, гормональные всплески, сопровождающие переходный возраст, и многие другие. Основными причинами проявлений агрессивного поведения в младшем школьном и подростковом возрасте являются: привлечение внимания со стороны сверстников; желание получить необходимый результат; стремление ребенка быть первым и главным; агрессия как месть или как защитная реакция организма; стремление ребенка ущемить права другого человека.
Результаты эмпирического исследования показывают, что подростки менее, чем младшие школьники, проявляют косвенную и вербальную агрессию в отношении как взрослых, окружающих их, так и сверстников. Результаты методик свидетельствуют о том, что подростки менее циничны, практически не проявляют агрессивности и враждебности. У младших школьников уровень агрессивности выше в силу их импульсивности и неумения вести себя с окружающими. Подростки более, чем младшие школьники, оптимистичны, менее тревожны, им не свойственно испытывать обиду и чувство вины.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута. Задаи решены, гипотеза подтверждена.
1. Амбрумова, А. Г. К вопросу о саморазрушающем поведении младших школьников / А. Г. Амбрумова, Е. Г. Трайнина // Вопросы психологии. – 2020. – №3. – С. 129-136.
2. Антипин, В. Б. Агрессивность современной молодежи как психолого-педагогическая проблема общества / В. Б. Антипин // Омский научный вестник. – 2019. – № 5. – С. 87-90.
3. Бандура, А. Теория социального научения / А. Бандура. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 360 с. – ISBN 5-8071-0040-9
4. Басс, А. Г. Психология агрессии / А. Басс // Вопросы психологии. – 2005. – №3.– С. 117-119.
5. Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. – Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2011. – 510 с. – ISBN 978-5-93878-295-2
6. Болдырева, Т. А. Деформации личности : попытка систематизации современных психологических подходов в русле концепции индивидуальности / Т. А. Болдырева // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2018. – № 2 (163). – С. 96-99.
7. Бэрон, Р. Агрессия : учеб. пособие для студентов и аспирантов психол. / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – 2-е междунар. изд. – Санкт-Петербург : Питер, 2001. – 352 с. – ISBN 5-887-82294-5.
8. Вишнякова, С. М. Общение подростков как объект исследования психологии / С. М. Вишнякова // Мир психологии. – 2019. – №3. – С. 59-63.
9. Дерябин, В. С. Психология личности и высшая нервная деятельность : Психофизиологические очерки / В. С. Дерябин. – Москва : ЛКИ, 2016. – 202 c. – ISBN 978-5-382-01141-7
10. Дубинин, С. Н. Агрессия как стратегия адаптации девиантных подростков / С. Н. Дубинин // Среднее профессиональное образование. – 2019. – №4. – С. 41-44.
11. Жельвис, В. И. Поле брани. Сквернословие как социальная проблема в языках и культурах мира / В. И. Жельвис. – Москва : Ладомир, 1997. – 453 с.
12. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка : Теория и практика : Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. – Москва : Издательский центр «Академия», 2014. – 288 с. – ISBN 5-7695-1540-6
13. Кайл, Р. Детская психология : Тайны психики ребенка (серия «Психологическая энциклопедия») / Р. Кайл – Санкт-Петербург : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 416 с. – ISBN 5-93878-057-8
14. Карелина, Е. В. Особенности саморегуляции девиантных подростков с высоким уровнем агрессии / Е. В. Карелина // В книге : Молодежь XXI века : образование, наука, инновации. Материалы VIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. В 2-х частях. Под редакцией А. В. Осинцевой. – 2019. – С. 254-255.
15. Корсак, Н. В. Рождение взаимопонимания в коммуникативном процессе / Н. В. Корсак // Ананьевские чтения – 2019 : Материалы научно-практической конференции. – 2019. – С. 254-257.
16. Лоренц, К. Агрессия (так называемое «зло») / К. Лоренц. – Москва : АСТ, 2013. – 269 с. – ISBN 978-5-9650-0058-6
17. Милюкова, И. А. Доминирующие представления об аддиктивном и зависимом поведении : результаты опросов общественного мнения в г. Петрозаводске / И. А. Милюкова // Северное измерение социально-политический альманах. – Петрозаводск, 2019. – Вып. 4. – С. 149-162.
18. Николаева, Е. И. Сравнительный анализ уровня агрессии у леворуких и праворуких подростков / Е. И. Николаева // Science for Education Today. – 2021. – Т. 11. – № 1. – С. 31-41.
19. Паренс, Г. А. Агрессия наших детей : учебное пособие / Г. А. Паренс. – Москва : Форум, 2007. – 160 с. – ISBN 5-86225-620-2
20. Плешакова, Д. А. Факторы формирования агрессии у подростков / Д. А. Плешакова // Трибуна ученого. – 2020. – № 6. – С. 157-163.
21. Реан, А. А. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков / А. А. Реан // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. – 2018. – № 3. – С. 85-89.
22. Рогова, Е. Е. Особенности проявления агрессии у подростков с разным уровнем самооценки / Е. Е. Рогова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2020. – № 12 (190). – С. 360-363.
23. Чиркова, Т. И. Психология разрушения : Моногр / Т. И. Чиркова. – Москва : Вуз. уч.: НИЦ ИНФРА-М, 2015 – 192 с. – ISBN 978-5-9558-0385-2
24. Фрейд, З. Я и Оно : Сочинения / З. Фрейд. – Москва : ЗАО Издательство ЭСМО – Пресс, 1998. – 1040 с.
25. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. – Москва : Республика, 1994. – 624 с.