Введение 3
Глава 1 Теоретические основы изучения имени существительного в начальной школе 5
1.1 Значение имени существительного 5
1.2 Грамматические признаки имени существительного 8
Выводы по Главе 1 16
Глава 2 Методические основы изучения имени существительного в начальной школе 17
2.1 Анализ учебников русского языка (УМК «Школа России») с точки зрения темы исследования 17
2.2 Методические приемы формирования грамматического понятия «Имя существительное» 26
Выводы по Главе 1 35
Заключение 36
Список использованных источников 38
Важность изучения русского языка в начальной школе определяется двумя основными аспектами. С одной стороны, русский язык становится объектом изучения. С другой стороны, благодаря знаниям и умениям, приобретенным младшими школьниками при изучении родного языка, обеспечивается успешность обучения по другим предметам. Одним из разделов русского языка является морфология. Морфология содержит сведения о грамматических классах слов русского языка, об образовании форм и систем форм, о морфологических категориях, в которых эти формы реализуются. Образовательная ценность морфологии заключается в том, что она помогает ребенку понять природу языковых явлений, осознать сложность, богатство и красоту родного языка. Имя существительное как часть речи изучается на протяжении всего изучения курса русского языка в начальной школе по принципу – от простого к сложному. Так, во 2 классе учащиеся знакомятся только с общим понятием имени существительного как части речи, в 3 и 4 классе работа усложняется, так как учащиеся уже знакомятся с грамматическими значениями имени существительного – постоянными и непостоянными. В этой связи рассмотрение вопросов, связанных с методическими особенностями изучения имени существительного в начальной школе представляется актуальным и своевременным.
Цель исследования – анализ методических особенностей изучения имени существительного в начальной школе.
Объект исследования – методика изучения имени существительного в начальной школе.
Предмет исследования – методическое обеспечение изучения имени существительного в начальной школе.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы изучения имени существительного в начальной школе.
2. Охарактеризовать значение имени существительного и его грамматические признаки.
3. Проанализировать УМК «Школа России» с точки зрения изучения имени существительного в начальной школе.
4. Описать систему изучения раздела «Имя существительное» на уроках русского языка в начальных классах.
В работе использовались следующие методы: теоретические – метод анализа на этапе изучения научно-методических источников и учебно-методической литературы; метод сравнительно-сопоставительного анализа действующих УМК по русскому языку.
Методологическую основу исследования составили научные труды Г. К. Лидман-Орловой, М.Р. Львова, В.П. Озерской и др. Сущность понятия «морфология» раскрыта в работах К.С. Горбачевич, Т.И. Зиновьевой и др. Значение и грамматические признаки имени существительного определены Е.С. Антоновой, Т.И. Воителевой и др. Методы и приемы формирования морфологических умений у младших школьников при изучении имени существительного описаны в исследованиях А.К. Григорьевой, Е.В. Какориной и др.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников.
Система работы над темой «Имя существительное» (как и над другой грамматической темой) представляет собой целенаправленный процесс, предполагающий строго определенную последовательность изучения грамматических признаков и обобщенного лексического значения данной части речи, научно обоснованную взаимосвязь компонентов знаний, а также постепенное усложнение упражнений, которые имеют своей конечной целью формирование навыков точного употребления имен существительных в речи и правильное их написание.
В исследовании была изучена методика формирования у учащихся начальной школы морфологических умений, проанализировано УМК «Школа России» по проблеме формирования морфологических умений, определены основные методы и приемы формирования морфологических умений на уроках русского языка.
Программа для начальных классов не предусматривает специального ознакомления учащихся с делением частей речи на самостоятельные и служебные, но практически учитель обращает внимание детей на признаки, по которым части речи делятся на указанные две группы. Так, учащиеся узнают, что имя существительное имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие всегда являются членами предложения, а такие слова, как предлог и союз, членами предложения не бывают. Одной из ведущих задач изучения частей речи является развитие устной и письменной речи учащихся, включая обогащение словарного запаса детей новыми именами существительными, прилагательными, глаголами, уточнение смысла слов, которыми дети пользовались ранее, и развитие умения точно употреблять слова в связной речи.
Организация преемственного изучения имени существительного позволяет учитывать следующие особенности:
- система работы над темой «Имя существительное» в начальной школе является целенаправленным процессом, который предполагает строгую последовательность в освоении признаков и категорий этой части речи;
- работа над темой строится по концентрическому принципу, усложняясь и расширяясь от класса к классу, научно обоснована взаимосвязь каждого из компонентов знаний;
- младшие школьники оперируют на уроках русского языка практически всеми морфологическими понятиями с использованием соответствующей возрасту терминологии;
- объем изучаемого материала в каждом из классов, последовательность его изучения соответствуют особенностям детей данного возраста и задачам изучения данной части речи;
- наиболее эффективному усвоению материала по теме способствует активизация учащихся в процессе работы над именем существительным, направленность на исследовательскую деятельность, выполнение поисковых заданий, повышающих заинтересованность учащихся в познании нового.
Формируя у учащихся умение наблюдать, подмечать существенное, повышая уровень знаний школьников об окружающем мире, учитель одновременно осуществляет задачи развития их речи.
1. Антонова, Е. С. Методика преподавания русского языка (начальные классы) : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / Е. С. Антонова, С. В. Боброва. – Москва : Издательский центр «Академия». 2010. – 448 с.
2. Воителева, Т. М. Теория и методика обучения русскому языку : учеб.пособие для вузов / Т. М. Воителева. – Москва : Дрофа, 2006. – 319 c.
3. Гац, И. Ю. Методика русского языка в задачах и упражнениях : учеб.пособие для студентов педагогических вузов / И. Ю. Гац. – Москва : Дрофа, 2007. – 287 с.
4. Горбачевич, К. С. Нормы современного русского литературного языка : пособие для учителей. – 2-е изд., испр. и доп. / К. С. Горбачевич. – Москва : Просвещение, 1981. – 208 с.
5. Граудина, Л. К. Беседы о русской грамматике / Л. К. Граудина. – Москва : Знание, 1983. – 128 с.
6. Григорьева, А. К. Речевые ошибки и уровни языковой компетенции / А. К. Григорьева // Интеграция образования. – 2005. – № 1-2. – С. 209-216.
7. Грызина, О. В. Концепция курса «Основы языкознания» в системе высшего гуманитарного образования / О. В. Грызина // Вестник науки и образования. – № 1. – Москва : Проблемы науки, 2015. – 126 с.
8. Гузиекова, С. М. Инновационные подходы в методике преподавания русского языка / С. М. Гузиекова, С. К. Хачак // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3 : Педагогика и психология. – № 2. – 2013. – С. 4-6.
9. Зиновьева, Т. И. Методика обучения русскому языку. Практикум. Учебное пособие для СПО / Т. И. Зиновьева и др. – Москва : Наука, 2016. – 309 c.
10. Ермолаева, М. Г. Современный урок : анализ, тенденции, возможности : учебно-методическое пособие / М. Г. Ермолаева. – Санкт-Петербург : КАРО, 2014. – 225 с.
11. Ефанова, Л. Г. Категория нормы в русской языковой картине мира : Автореф. дисс. … докт. филол. наук / Л. Г. Ефанова. – Томск, 2013. – 31 с.
12. Какорина, Е. В. О базовых принципах и методах преподавания русского языка в школе / Е. В. Какорина // Начальная школа. – № 7. – 2018. – С. 22-24.
13. Канакина, В. П. Особенности обучения морфологии младших школьников / В. П. Канакина // Начальная школа. – 2012. – № 6. – С. 80- 83.
14. Ладыженская, Т. А. Методика развития речи на уроках русского языка / Т. А. Ладыженская // Книга для учителя. – Москва : Просвещение, 2011. – 240 с.
15. Львов, М. Р. Русский язык в школе : история преподавания / М. Р. Львов. – Москва : Академия, 2012. – 452 с.
16. Методика преподавания русского языка в школе : Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов / под ред. М. Т. Баранова. – Москва : Академия, 2001. – 368 с.
17. Методика развития речи на уроках русского языка : пособие для учителей / Н. Е. Бугославская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова и др. / под ред. Т. А. Ладыженской. – Москва : Просвещение, 1980. – 240 с.
18. Методы и приемы обучения русскому языку : Сборник научных трудов / под ред. А. Ю. Купаловой. – Москва : Типография МГПИ им. В. И. Ленина, 1997. – 111 с.
19. Обучение русскому языку в школе : Учебное пособие для студентов педагогических вузов / под ред. Е. А. Быстровой. – Москва : Дрофа, 2004 – 240 с.
20. Озерская, В. П. Изучение морфологии на синтаксической основе : кн. для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. / В. П. Озерская. – Москва : Просвещение, 1989. – 223 с.
21. Осипова, Л. И. Морфология современного русского языка : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. И. Осипова. – Москва : Издательский центр «Академия», 2010. – 192 с.
22. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – Москва : Просвещение, 2016. – 120 с.
23. Развитие речи на уроках морфологии : (Сборник статей из опыта работы). Пособие для учителей / сост. Г. К. Лидман-Орлова. – Москва : Просвещение, 1979. – 176 с.
24. Розенталь, Д. Э. Современный русский язык / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. – Москва : Айрис-пресс, 2004. – 448 с.
25. Русский язык. 2 класс. Часть 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – Москва : Просвещение, 2019. – 144 с.
26. Русский язык. 2 класс. Часть 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – Москва : Просвещение, 2019. – 144 с.
27. Русский язык. 3 класс. Часть 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – Москва : Просвещение, 2021. – 161 с.
28. Русский язык. 3 класс. Часть 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – Москва : Просвещение, 2021. – 167 с.
29. Русский язык. 4 класс. Часть 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – Москва : Просвещение, 2021. – 168 с.
30. Русский язык. 4 класс. Часть 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – Москва : Просвещение, 2021. – 172 с.
31. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. – Москва : Просвещение, 2022. – 50 с.