Аннотация 2
Введение 4
1 Теоретические основы проблемы развития памяти у младших школьников 7
1.1 Характеристика памяти как психического процесса 7
1.2 Особенности развития произвольной памяти у младших школьников 10
2 Опытно-экспериментальная работа по развитию произвольной памяти 17
2.1 Диагностика уровня развития памяти у младших школьников 17
2.2 Формирующий этап педагогического эксперимента 26
2.3 Анализ и обобщение результатов 33
Заключение 41
Список используемой литературы 43
Приложение А Диагностическая карта исследования 48
Приложение Б Результаты констатирующего этапа исследования 50
Приложение В Тематическое планирование занятий 54
Приложение Г Мнемонические средства развития памяти младших школьников 55
Приложение Д Занятия внеурочной деятельности с применением мнемотехники 58
Приложение Е Результаты контрольного этапа исследования 74
Проблема запоминания стала актуальной во времена, когда учебный процесс стал предметом научных исследований. Всё больше образовательных школ выбирают для себя приоритетное направление, которое заключается в том, чтобы развить творческую, самостоятельную и свободную личность, способную конкретно мыслить, полноценно рассуждать, логически и четко выражать свои мысли. В современном мире инновационных технологий от школьника требуется запоминать большие объёмы учебной информации и удерживать её в памяти.
Доказано, что школьный возраст играет важную роль в становлении основных форм памяти. Именно память, как известно, выполняет продуктивную роль в осуществлении всех форм психической деятельности человека, накапливая и сохраняя приобретенный опыт и обеспечивая возможность его дальнейшего использования. Поэтому исследования видов памяти, а также условия развития памяти очень актуальны.
Изучение законов человеческой памяти составляет одно из центральных, наиболее существенных направлений психологической науки. Заслуга первого систематического изучения высших форм памяти ребенка принадлежит выдающемуся психологу Л.С. Выготскому, впервые сделавшему предметом специального исследования вопрос о развитии высших форм памяти. Вместе со своими учениками А.А. Леонтьевым и Л.В. Занковым он доказал, что высшие формы памяти являются сложной формой психической деятельности, социальной по своему происхождению и опосредованной по своему строению, и проследил основные этапы развития наиболее сложного опосредованного запоминания [8].
Различные аспекты развития познавательной активности, познавательных интересов и деятельности школьников разрабатывали отечественные и зарубежные педагоги Ю.К. Бабанский, О.А. Григорьева, А.А. Леонтьев, Л.В. Артемова, В.К. Елманова, С.Н. Николаевой, Т.И. Пониманская, Н.Ф. Ярышева. Идеи первоочередного значения познавательной активности у школьников и применения мнемотехнических приемов в процессе развития памяти, внимания, мышления раскрыты в трудах С.О. Ладивир, Д.А. Марьяненко, В.С. Соловьева и др. [28]
Тема работы актуальна, поскольку использование мнемотехнических приемов важно в познавательной деятельности и улучшает результативность обучения. Методы тренировки памяти и внимания принято называть мнемоникой или мнемотехникой, которая первоначально была использована только для методов запоминания чисел. Возможности запоминания методами мнемотехники в десятки раз превышают возможности обычной памяти. Мнемотехника помогает там, где обычное заучивание материала становится недейственным. Чем сложнее информация с точки зрения нормальной памяти, тем проще она запоминается методами мнемотехники. Поэтому в последнее время специалисты предлагают использовать нестандартные подходы к обучению. В этой связи растет спрос на углубление знаний о мнемотехнических приемах [43].
Проблема исследования: развитие произвольной памяти у младших школьников во внеурочной деятельности является важной составляющей для успешного обучения детей в школе .
Объект исследования: процесс развития произвольной памяти.
Предмет исследования: развитие произвольной памяти младших школьников посредством мнемотехники.
Цель: разработать комплекс занятий по развитию произвольной памяти у младших школьников во внеурочной деятельности и проверить его результативность.
Гипотеза исследования: развитие произвольной памяти у младших школьников будет успешным, если:
• выявить уровень развития памяти у младших школьников;
• разработать и внедрить комплекс внеурочных занятий развития памяти младших школьников;
• педагог использует разнообразные средства мнемотехники;
• педагог учитывает индивидуальные особенности каждого учащегося. Задачи исследования:
1) охарактеризовать память как психической процесс;
2) рассмотреть особенности развития памяти у младших школьников.
3) экспериментально выявить уровень развития произвольной памяти младших школьников.
4) разработать программу развития произвольной памяти у младших школьников посредством мнемотехники.
5) проверить эффективность разработанной программы.
Методы исследования:
• теоретические: анализ научно-методической и специальной литературы в разрезе проблемы исследования;
• эмпирические: наблюдение, тестирование;
• статистические: количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
Новизна исследования заключается в разработке комплекса занятий во внеурочной деятельности, направленный на развитие произвольной памяти у младших школьников.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе исследования, разработанные занятия во внеурочной деятельности могут быть использованы в непосредственной практике педагогов по развитию памяти у детей младшего школьного возраста.
База исследования: МБОУ «Баклановская средняя общеобразовательная школа», 4А (экспериментальная группа), 4Б (контрольная группа) по 20 учеников в каждом классе.
В ходе проведения анализа литературы и экспериментальной работы по теме исследования были сделаны выводы.
Память - это психический процесс, заключающийся в закреплении, хранении и последующем воспроизведении человеком его предыдущего опыта.
Дети младшего школьного возраста имеют склонность к дословному запоминанию и воспроизведению, что способствует накоплению в долговременной памяти словарного запаса и приобретению культуры речи, и развитию произвольной памяти и самоконтролю в учебной деятельности. Дети этого возрастного периода готовы усваивать специальные приемы запоминания, овладевать более совершенными мнемическими приемами, благодаря чему растет эффективность и точность запоминания. Благодаря обучению у детей младшего школьного возраста развивается логическая память, которая имеет большое значение для получения знаний.
Под мнемотехникой понимают систему особенных способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти. Развитие памяти - это создание условий для развития мыслительного интеллектуального процесса школьника. Уже в дошкольном возрасте дети осваивают образные формы запоминания: сенсорные эталоны, символы и знаки. А для того, чтобы в будущем развивать у школьника образное богатое воображение, умение заменять и перестраивать, способность определять ассоциации, то нужно обучать его "считывать" графическое сходство. Это навык отмечать тем или иным знаком фактический образ, показывая им общие особенности объекта, и заменять предметы, т.е. использовать "заменители".
Можно способствовать лучшему запоминанию нужных знаний, если включать эти знания в активную деятельность детей, больше использовать игровые ситуации для детей, обучающихся в первом классе, а детям, обучающимся в третьем классе, уже больше предлагать проблемное обучение. Для усовершенствования долговременной памяти целесообразно помогать детям овладеть специальными приемами управления памятью, в частности таким, как: повторение, организации материала, семантическая обработка информации, создание ментальных образов, поиск информации в памяти.
Исследование проводилось в 4 классе, в нем приняло участие 40 человек. Для исследования были выбраны следующие методики: методика «Узнавание фигур» (Т.Е. Рыбаков); методика «Образная память» (Г.А. Урунтаева); методика «10 слов» (А.Р. Лурия); методика «Запомни фразу» (М.Н. Ильина, Л.Г. Парамонова); методика «Запомни пару» (А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина). В ходе первичной диагностики было выявлено, что у детей наблюдается средний уровень развития произвольной зрительной памяти, кратковременной зрительной памяти, слуховой, логической и механической памяти, что поспособствовало разработке программы повышения уровня развития произвольной памяти средствами мнемотехники.
Целью разработанной программы стало развитие уровня произвольной памяти детей младшего школьного возраста средствами мнемотехники. Как пример были приведены особенности проведения занятий в 4 классе средствами мнемотехники.
Для проверки эффективности разработанной программы были выбраны первоначальные методики. Так программа показала свою эффективность, о чем говорит увеличение высокого уровня развития произвольной зрительной, кратковременной зрительной, слуховой, логической и механической памяти.
Следовательно, проведённая исследовательская работа определила улучшение динамики и показала свою результативность. Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Задачи работы решены, цель достигнута.
1. Артамонова Е.Г. Развитие мнемических способностей младших школьников на основе операции структурирования: дис. канд. психол. наук Е.Г. Артамонова. М.: 2015. 170-175 с.
2. Бархатова С. Г. Быстрота и прочность запоминания, и их соотнесение у школьников // Возрастные и индивидуальные различия памяти / под ред. А. А. Смирнова. М.: 2018. С. 121-242.
3. Брагина Е.И. Использование мнемотехнических приемов в словарно-орфографической работе в начальной школе / Е.И. Брагина. Начальная школа: плюс до и после. М.: 2018. N 9. С. 1-3.
4. Бужинская С.М. Тенденции и средства развития модально-специфической памяти у младших школьников // Наука и образование: науч. практ. журнал. 2015. N 10. C. 148-151.
5. Букреева А.А. Коррекция памяти младших школьников // Научно - методический электронный журнал «Концепт». 2019. С. 121-125.
6. Войтов В. К., Косихин В. В., Ушаков Д. В. Рабочая память как перспективный конструкт когнитивной психологии и методы его измерения // Научно-методический журнал «Моделирование и анализ». 2017. N 1. С. 5778.
7. Волошенко Л.И. Развитие продуктивных функций памяти у младших школьников в процессе усвоения семантической и логической структуры текстовой информации: Дис. канд. психол. наук. Харьков, 2016. 145-148 с.
8. Выготский Л. С. Психология развития человека. Москва, 2015.130136 с.
9. Гайдаш О.О., Махотина Д.В. Развитие памяти в младшем школьном возрасте // Актуальные вопросы современной психологии: сб. науч. раб. Т. 2. Сумы: СумГПУ им. А. С. Макаренко, 2015. С. 209-214.
10. Голубева Э. А. Индивидуальные особенности памяти человека: (Психофизиологическое исследование). Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 2015. 145-152 с.
11. Долгова В. И., Крыжановская Н. В., Ратаева В. В. Влияние памяти на успеваемость младших школьников // Научно -методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 31. С. 96-100.
12. Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления младших школьников. М.: 2016. 119-228 с.
13. Жане П. Эволюция памяти и понятие времени // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. М.: ЧеРо, 2010. С. 371-379.
14. Житникова Л.М. Учите детей запоминать. М.: Просвещение, 2014. 189 с.
15. Заика Е. В. Экспериментальные исследования памяти. Основные методики и результаты исследований. М.: ВЛАДОС, 2018. 425-432 с.
...