Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Управление миграционной политикой Российской Федерации

Работа №110265

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

менеджмент

Объем работы74
Год сдачи2021
Стоимость4925 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
145
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Социально-политическая и юридическая направленность системы управления миграционной политикой Российской Федерации 8
1.1 Сущность управления миграционной политикой ее цели и задачи .. 8
1.2 Органы управления миграционной политики в Российской
Федерации 20
1.3 Законодательное обеспечение миграционной политики Российской
Федерации 24
Глава 2 Текущее состояние и пути совершенствования системы управления миграционной политики России в современных условиях 30
2.1 Результаты управления миграционной политики и ее проблемы в
современных условиях 30
2.2 Проблемные аспекты управления миграционной политики на
современном этапе развития России 38
Глава 3 Пути совершенствования системы управления миграционной политикой России 47
3.1 Определение стратегических направлений развития системы управления миграционной политикой в России 47
3.2. Оптимизация механизмов управления миграционными процессами в России 53
Заключение 63
Список используемой литературы и используемых источников 66
Приложение А Субъект институциональной системы регулирования
иммиграционной политики в соответствии с политической и административной властью


Миграционные процессы являются спутником развития человеческой цивилизации, однако невиданной интенсивности международная миграция приобрела в конце ХХ - начале XXI века в условиях глобализации. Наряду с движением товаров, капиталов, информации перемещение населения является одной из типичных характеристик современного мира. Все больше людей, родившихся в одной стране, работают, учатся или имеют бизнес в другой. Они привносят с собой культурные особенности родины, приобретают опыт других народов, обогащает, открывает новые возможности для развивающихся стран.
По выражению Питера Сазерленда, специального представителя Генсека ООН по миграции в 2006-2017 гг., ни одна другая сила - ни торговля, ни финансовые потоки - не имеет такого потенциала для положительного и существенного преобразования жизни людей, как миграция. Все больше она играет роль мощного локомотива мирового развития.
Положительное влияние миграции на развитие, однако, не происходит автоматически, а требует целенаправленной многовекторной работы и отдельных государств, и международного сообщества в целом. Поэтому, значение миграционной политики, как на национальном, так и на региональном и глобальном уровнях, закономерно растет, ее задачи усложняются, а механизмы реализации занимают заметное место в структуре государственного управления.
Особую актуальность миграционная политика имеет для России, страны, которая ежегодно принимает десятки тысяч мигрантов, что требует от государства формирования системы управления миграционной политикой.
Рассматривая уровень научного изучения проблем управления миграционной политикой, целесообразно разделить действующие исследования на несколько групп по проблемным подходам. К первой группе научных работ следует отнести те, которые связаны с теоретическими аспектами анализа миграционных потоков и основ миграционной политики. Среди авторов следует отметить следующих: Волкова Т. Б., Грачёва М. Л., Завьялов А. В., Казарян К.В., Харламов С. О., Перехожих М. Ю., Кравец И.П., Лошкарёв И.Д., Сазонова О. А., Сазонова Н. В., Самойлов В.Д., Панов A. И., Черепанова М. И., Суртаева О. В. и др.
Вторая группа работ включает в себя исследования, в которых рассматриваются вопросы, связанные с управлением миграционными процессами в России и функционирование национальной миграционной политики, в частности таких ученых, как Абдуллаев Э. Э., Волох В.А., Зорин B. Ю., Бурда М. А., Кочеткова Н. Д., . Н. Озеров, Катаева О. В., Ряпухина И. А., Попов А. М., Мамонтова Э. А., Подольский А. В., Сажина В. А., Высоцкая З. Р., Ходусов А. А. и др.
Несмотря на то, что в работах указанных авторов достаточно полно и всесторонне рассмотрены различные аспекты миграционной политики вопросы ее дальнейшего самоусовершенствования нуждаются в дальнейшем исследовании в части развития подходов к управлению миграционной политикой.
Таким образом, целью данной работы является исследование системы управления миграционной политикой в Российской Федерации и возможности ее совершенствования.
Гипотезой исследования выступает предположение о том, что в связи с «открытостью» России, как страны, принимающей мигрантов, система управления национальной миграционной политикой должна соответствовать тенденциям и целям социально-экономического и демографического развития страны на длительную перспективу, учитывать возрастающую роль человеческого капитала в успешном социально-экономическом развитии национальной экономики России.
Задачи исследования:
- определить сущность управления миграционной политикой, ее цели и задачи.
- рассмотреть органы управления миграционной политики в Российской Федерации.
- проанализировать законодательное обеспечение миграционной политики Российской Федерации.
- изучить результаты управления миграционной политики и ее проблемы в современных условиях.
- исследовать стратегические направления совершенствования системы управления миграционной политики в России.
- рассмотреть возможности оптимизации механизмов управления миграционными процессами в рамках миграционной политики России.
Объектом исследования выступает миграционная политика как часть политики обеспечения национальной безопасности России.
Предмет исследования - механизм управления миграционной политикой в России.
Научная новизна исследования определяется тем, что в работе обобщены самые современные научные положения, касающиеся направлений совершенствования процесса управления миграционной политикой в России:
- уточнено определение понятия миграции населения;
- обоснована необходимость разработки стратегии управления миграцией в РФ;
- разработаны рекомендации по решению выявленных проблем управления миграцией;
- сформирована модель управления миграционными процессами.
На защиту выносятся следующие положения:
- авторский вариант определения понятия системы управления миграционной политикой, что требует соответствующей миграционной политики;
- теоретическое обоснование необходимости разработки стратегии в современных условиях в связи с обострением глобальных проблем, таких как международный терроризм, распространении инфекционных заболеваний, миграционные процессы влияют на национальную безопасность государства, что требует соответствующей реакции со стороны государства;
- комплекс предложений по совершенствованию механизма управления миграционной политикой в России;
- модель управления миграционными процессами.
Теоретическую основу исследования образуют научные работы, законодательные акты, а также статьи в научных изданиях, посвященные проблеме миграции населения.
Методологическая база исследования основана на системном подходе, позволяющем исследовать процесс управления миграцией с учетом взаимосвязей между миграцией, миграционной политикой и государственным управлением.
Для решения поставленных задач в данной работе использовались методы анализа законодательных актов, обобщение полученной информации, классификация факторов, влияющих на миграционную политику, также использовались методы исследования статистической информации и тенденции развития миграционной политики.
Апробация результатов исследования результаты исследования докладывались автором на конференции, по результатам исследования опубликовано 1 статья общим объемом 0,4 печатных листов.
Личный вклад автора определяется тем, что автором лично проведен анализ системы управления миграционной политикой России. На основе проведенного анализа разработаны конкретные предложения по совершенствованию процесса управления миграционной политикой с учетом выявленных проблем.
Материалом для данного исследования послужили законодательные акты Российской Федерации, данные национальной статистики.
Практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования можно использовать при разработке учебных курсов, а также для написания научных статей по изучаемой проблематике.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, содержит 14 рисунков, список используемой литературы и используемых источников 67 источников и 1 приложение. Основной текст работы изложен на 74 страницах

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
- миграция - это сознательное и организованное перемещение в пространстве одного человека или организованной группы людей, а миграционная политика - деятельность государственных и межгосударственных институтов в виде существующей структуры, в рамках которой могут формироваться программные документы по миграции населения и других видов государственного регулирования.
- миграционная политика - это унифицированное явление, которое представлено функционированием структуры государственных и межгосударственных институтов, где формируются программные документы по миграции населения и других видов государственного регулирования, требующее соответствующей системы управления.
- управление миграционной политикой государства представляет собой комплекс средств и методов по регулированию внутренних и межгосударственных процессов перемещения населения, представляет собой деятельность государства в лице специальных государственных органов по регулированию процессов миграции населения. Основная цель управления миграционной политики состоит в том, чтобы организовать население в продуманные и практичные структуры, улучшить его качественную структуру с точки зрения эффективного экономического и демографического развития, способствовать гармоничному развитию отдельных областей и социально-экономическому выравниванию
- сущность государственного регулирования в Российской Федерации находит свое выражение в установлении общеобязательных требований и процедур для объектов управления в сфере миграции в целях обеспечения гарантий прав и свобод иностранных граждан, находящихся на территории России.
- административно-правовое регулирование - наиболее распространенный метод управления миграцией путем законодательного закрепления условий иммиграции и эмиграции, основных прав, свобод и обязанностей мигрантов. Следующим методом является экономическое стимулирование миграции, за счет создания экономических условий, способствующих притоку мигрантов в страну, либо ограничивающий миграцию. Именно благодаря системе управления миграционная политика обретает свое практическое выражение в деятельности органов государственной власти.
- среди современных проблем миграционной политики России следует выделить высокий уровень нелегальной миграции, неразвитость консультационно-информационных сервисов, предназначенных, с одной стороны, для российских работодателей, а с другой стороны, для иностранных граждан, прибывающих в Россию, игнорирование политики адаптации и интеграции мигрантов.
- в этой связи важнейшей задачей является и разработка стратегических направлений управления миграционной политикой России, которая должна основываться на том, что наша страна является страной с постоянным перемещением населения. Среди основных стратегических направлений следует отметить следующие: противодействие нелегальной миграции (как нелегальной эмиграции российских граждан, так и нелегальной иммиграции граждан других стран); обеспечение социальной защищенности российских граждан в странах - реципиентах; стимулирование инвестирования заработанных мигрантами средств в экономику России; смягчения действия факторов, которые стимулируют выезд на работу за границу, активная иммиграционная политика.
- в решении проблем миграции стратегическое значение имеет пересмотр концептуальных основ государственной миграционной политики, которая должна формироваться и приниматься соответствующими государственными органами как политическое решение стратегического значения в процессах общественного развития. Актуальной является и проблема борьбы с нелегальной миграцией в России посредством формирования законодательных механизмов противодействия эксплуатации мигрантов. Требует своего решения и проблема эмиграции из России, которая не может быть решена путем постепенного устранения экономических, социальных и других факторов общественной жизни, которые приводят к эмиграции. В то же время определенных результатов можно достичь в рамках таких задач миграционного характера: развитие возможностей для временного легального трудоустройства за рубежом как альтернативы постоянной эмиграции; продвижение программ образовательного обмена и т.д.
В целом, в настоящее время, актуальным представляется направление усилий государства и общества на формирование и реализацию государственной миграционной политики, которая положительно бы влияла на консолидацию российских людей, пребывающих как на территории России, так и за рубежом, на обеспечение безопасности государства, на ускорение социально-экономического развития, способствовала замедлению темпов снижения численности населения, стабилизации количественного и качественного состава населения, удовлетворению потребностей экономики в рабочей силе.



1. Абдуллаев Э. Э. Законодательное обеспечение миграционной политики России // Пробел в российском законодательстве, 2014. №. 3, с. 292-297.
2. Баккуев Е.С. Как улучшить миграционный процесс и миграционную политику / Баккуев Е.С., Белова Ф. Ж., Гатов А. В. // Региональные проблемы экономических изменений. 2017. №12. С. 106-114.
3. Вишневский Е.Н. Иммиграционная стратегия и политика толерантности России. // Национальный психологический журнал. Номер 2 (6). 2011.S.33-40.
4. Волкова Т. Б. Миграционная политика и тенденции ее развития // Евразийская адвокатура. 2019. №2. С. 120-123.
5. Волок В.Д. Государственное управление миграционными
процессами в Российской Федерации: функции и полномочия //
Территориальное развитие. 2015 г. № 3. С.77-82.
6. Волок В.Д. Миграционная политика: Учебник / В.Д. Волок; - M.: МГУУ, 2017. - 156с.
7. Грачева М. Д. Миграционная политика: правам человека и безопасность // Научно-аналитический отчет Европейского института РАН, № 1 (7), 2019. С. 55-61.
8. Жеребцов, А. Н. Миграционное право России: учебник для вузов / А. Н. Жеребцов, Е. А. Малышев; под общей редакцией А. Н. Жеребцова. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 437 с.
9. Завалов А.В. Проблемы государственного регулирования социальной
адаптации иммигрантов // Государственное управление. Электронный бюллетень. 2019. https://cyberleninka.ru/article/nZaktualnye-voprosy-
gosudarstvennogo-regulirovaniya-sotsialnoy-adaptatsii-migrantov/viewer
10. Зорин В. О. Формирование и институционализация национальной иммиграционной политики в современной России / Зорин В. О., Бурлака М. Ю. // Полит.книга 2020. №2. С. 113-129.
11. Ивахнюк И. Формирование и функционирование Евразийской
миграционной системы: автореф. дис. на соискание научн. степени д. э. н. по спец. 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством: теория управления» / И. Ивахнюк. - М., 2008. - Режим доступа:
http://www.dissercat.com/content/ formirovanie-i-funktsionirovanie-evraziiskoi- migratsionnoi-sistemy.
12. Ионцев В. А. Международная миграция: население: теория и история исследования. - M.: МГУ, 2019. - 370 с.
13. Исакова Г.К. Особенности управления современной национальной иммиграционной политикой // Региональные проблемы экономической трансформации. 2019. №5. С.101-106.
14. Исаян Г.Д. Современная государственная политика Российской Федерации в области адаптации к миграции: направление и реализация // Гуманитарные, социально-экономические и социальные науки. 2019. https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-gosudarstvennaya-politika-rf-v- sfere-adaptatsii-migrantov-napravleniya-i-realizatsiya/viewer
15. Казарин К.В. Институциональное и правовое обеспечение миграционной деятельности / Закон. 2019. №1. С.249-256.
16. Кислая К.Г. Современные проблемы иммиграционной политики России: состояние и пути решения // Молодежный научный форум. №1, 2020, стр. 33-38.
17. Конституция Российской Федерации.
18. Концептуальные основы совершенствования законодательства в сфере миграции / Харламов С.О., Перехожин М.Ю. // Вестник МГУ МВД России. 2019. №7.
19. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года. - Режим доступа:http://government.ru/info/20224/
20. Кочеткова Н.Д. Отдельные вопросы законодательного обеспечения иммиграционного процесса в Российской Федерации // Образование. Наука. 2020. № 3. С. 101-104.
21. Кравченко И.П. Правовое регулирование государственной иммиграционной политики // Научные проблемы. 2018. №12. С.228-234.
22. Кунцева Е.О. Современная миграционная политика России // Право. 2020. № 2. С.75-78.
23. Лошкарев И.Д. «Развитие миграции» в рамках глобального режима в сфере миграции // Человек. Сообщество. Менеджмент. -2018-Том 19-Номер 1. -С.42-61.
24. Малая А.Ф. Миграционная политика: законодательная и
правоприменительная практика в России // Правовое государство: теория и практика. 16, 3 (март 2020 г.), 73-82.
25. Миграционная политика: административно-правовые аспекты / Сазонова О.А., Сазонова Н.В. // Изучение человечества. 2018. https://cyberleninka.ru/article/n/migratsionnaya-politika-administrativno- pravovoy-aspekt/viewer
26. Миграция как социально-экономический феномен / Самойлов В.Д., Панченков А.И. // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2018 г.
27. Миграция населения: Учебник для вуза / Л. Л. Рыбаковский. - М.: Логос, 2019. - 480 с.
28. Модернизация иммиграционной политики в Российской Федерации / И. Зеров Н., Катаев О. В., Ряпухина И. А. // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2019. №1. С.18-24.
29. Новые приоритеты миграционной политики России / Попков А. М., Мамонтова Е. А. // Вестник СПбГУ МВД России. 2020. №1. С.183-189.
30. Перечень инструкций по реализации «Концепции национальной
миграционной политики на 2019-2025 годы» // Официальный сайт «Президента России». Сайт: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/62960(дата обращения: 7 апреля 2020 г.)
31. Подольский А.В. Развитие системы миграционного менеджмента в современной России // Вестник МГУ МВД России. 2017. №5. С.116-120.
32. Попов А. М., Мамонтова Е. А. Новый акцент в миграционной политике России // Брифинг. 2020. № 1. С.183-189.
33. Постановление Правительства РФ от 09.06.2003 N 335 (ред. от 24.07.2020) "Об утверждении Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы"http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42658/
34. Постановление Правительства РФ от 16 августа 2004 г. № 413 (ред.
от 06.05.2006 г.) «О миграцион карте»
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48890/
35. Постановление Правительства РФ от 24 марта 2003 г. № 167 «О
порядке представления гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_41475/
36. Постановление Правительства РФ от 4 июля 1992 года № 470 «Об утверждении перечня территорий Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_816/
37. Рыбаковский О. Л., Таюнова О. А. Цели стратегии миграционного развития России // Народ. 2018. Т. 21. № 1. С. 22-30.
38. Рязанцев С. В. Миграционная политика России видит кого-то? (Антропологическое измерение миграционной политики России) История. 2019. №59. С.101-109.
39. Рязанцева С.В. Внешняя миграционная политика - фактор демографического развития России // Социологический ежегодник. 2017. №3. С.63-71.
40. Сажина В. А., Высоцкая З. Р. Эволюция миграционной политики России, отражающая правовые источники политического и идеологического характера // Государственное управление. Электронный вестник (Электронный журнал), вып. 81, стр. 196-214
41. Санченков В.В. Реализация миграционной политики // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2017. №3. Из. 73-78.
42. Системы безопасности: социальное направление миграционной политики / М.И. Черепанова, О.В. Суртаева // Social and Security Insights. 2018. №3. С.111-118.
43. Скребцова Н. С. Институт миграции в России: история и развитие // Постсоветские исследования. 2020. №6. С. 530-536.
44. Социология иммиграции и адаптации: Учебники / Е.Е.
Письменный. -M.: Финансовый университет, Социология, история и философия, 2018. - 274с.
45. Стельмах С.А. Миграционные потоки в РФ // Гуманитарные,
социально-экономические и социальные науки. 2021 г.
https://cyberleninka.ru/article/n/migratsionnye-potoki-v-rossiyskoy-federatsii/viewer
46. Указ Президента РФ от 02.07.2005 N 773 (ред. от 08.02.2021)
"Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти"
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54272/
47. Указ Президента РФ от 21.05.2012 N 636 (ред. от 14.09.2018, с изм. от 21.01.2020) "О структуре федеральных органов исполнительной власти"
48. Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" от
31.05.2002 N 62-ФЗ (последняя редакция).
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_36927/
49. Федеральный закон «О праве граждан Российской Федерации на
свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г. № 5242¬
Ihttp: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2255/
50. Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. № 376-ФЗ «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты РФ»16 (так называемый закон о «резиновых квартирах»).
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156010/
51. Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 203-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_149649/
52. Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 248-ФЗ «О внесении
изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ».
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_149699/
53. Федеральный закон от 23 июля 2013г. № 207-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях совершенствования миграционного законодательства и ответственности за его нарушение»http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_149670/
54. Федеральный закон от 23 июля 2013г. № 224-ФЗ «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты РФ».
http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_149670/
55. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 389-ФЗ «О внесении изменений в статью 27 ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» и статью 5 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в
Российской
http: //www.consultant .ru/do cument/cons_doc_LAW_156524/
56. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2- ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»
57. ФЗ «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61569/
58. ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской
Федерации» от 25 июля 2002 г. № 115-
ФЗhttp://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37868/
59. Ходусов А. А. Совершенствование миграционного
законодательства как фактор оптимизации государственной миграционной политики Российской Федерации // Сибирское юридическое обозрение. 2018;15(1). С. 80-85.
60. FinExpertiza составила рейтинг регионов РФ с самой высокой
концентрацией трудовых мигрантов. - Режим доступа:
https://finexpertiza.ru/press-service/researches/2020/trud-migrant/
61. Bakewell O. Migration systems, pioneers and the role of agency // J. Bakewell, H. De Haas, A. Kubal // Working Papers IMI. - 2011. - Paper 48. - 26 p.
62. EU migration policy. URL: https://www.consilium.europa.eu/
en/policies/migratory-pressures/
63. Frequently Requested Statistics on Immigrants and Immigration in the
United States on in the United States. URL: https://
www.migrationpolicy.org/article/frequently-requested-statistics-immigrants-and- immigration-united-states-2020
64. Landis F. MacKellar. COVID-19: Demography, economics, migration and the way forward // Migration policy practice. Vol. X, Number 2, 2020. р. 8-14.
65. Leila Hadj Abdou (2020) ‘Push or pull’? Framing immigration in timesof crisis in the European Union and the United States, Journal of European Integration, 42:5, 643-658
66. Migration Governance Indicators: A Global Perspective. International Organization for Migration (IOM), 2019. Migration Governance Indicators: A Global Perspective. IOM. Geneva. 64 p.
67. Ravenstein E.G. The Laws of Migration // Journal of the Statistical Society of London, Vol. 48, No. 2. (June, 1885), pp. 167-235.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ