Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования нравственных ориентаций у детей седьмого года жизни с задержкой психического развития
1.1 Формирование нравственных ориентаций у детей седьмого
года жизни с задержкой психического развития как психолого-педагогическая проблема 11
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий
формирования нравственных ориентаций у детей седьмого года жизни с задержкой психического развития 24
Глава 2 Экспериментальная работа по апробации психолого-педагогических условий формирования нравственных ориентаций у детей седьмого года жизни с задержкой психического развития 39
2.1 Выявление уровня сформированности нравственных
ориентаций у детей седьмого года жизни с задержкой психического развития 39
2.2 Реализация психолого-педагогических условий
формирования нравственных ориентаций у детей седьмого года жизни с задержкой психического развития 52
2.3 Выявление динамики уровня сформированности
нравственных ориентаций у детей седьмого года жизни с задержкой психического развития 61
Заключение 71
Список используемой литературы 73
Приложение А Результаты уровня сформированности нравственных ориентаций у детей седьмого года жизни на констатирующем этапе 77
Примерный перспективно-тематический план по формированию нравственных ориентаций у детей седьмого года жизни с задержкой психического развития 78
Результаты уровня сформированности нравственных ориентаций у детей седьмого года жизни на контрольном этапе
Актуальность исследования. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» одним из основных принципов государственной политики в сфере образования является «свободное развитие личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры». Данные образовательные процессы невозможны без формирования у субъектов образования нравственных ориентаций.
На протяжении всего пути развития человеческой цивилизации отечественные (Е.А. Алябьева, Б.Г. Ананьев, Л.В. Артемова, Л.М. Архангельский, Ю.К. Бабанский, Р.С. Буре, Владимир Мономах, Л.С. Выготский, Б.И. Додонов, А.В. Запорожец, Илларион, М.С. Каган, И.С. Кон, Э.И. Кякинен, А.Н. Леонтьев, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Л.Ф. Чекина) и зарубежные (Аристотель, Г. Гелель, Демокрит, А. Дистервег, Д. Дьюи, Я.А. Коменский, И. Песталоцци, L. Garbi, P. Goudena, G. Martinez, W. Sinnott-Armstrong, J. Wang) исследователи изучали процесс формирования нравственности и влияние данного процесса на становление личности.
Проблема формирования нравственных ориентаций у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития стоит довольно остро. Дети с задержкой психического развития испытывают трудности в освоении и понимании нравственных понятий - нравственных эталонов, вследствие чего становится невозможным появление у таких детей нравственно-ориентированного поведения.
При отсутствии нравственно-ориентированного поведения ребенок с задержкой психического развития не может полноценно взаимодействовать с окружающим миром, понимать себя и окружающих. В конечном итоге, полноценный процесс социализации у ребенка не происходит.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом общества на высоконравственную личность, которая ориентируется на общечеловеческие ценности.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне базируется на исследовании Э.И. Кякинен и С.А. Козловой, которая рассматривали старший дошкольный возраст как наиболее благоприятный для формирования у детей с задержкой психического развития нравственных ориентаций.
Исследователи рассматривали разные условия формирования нравственных ориентаций (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, С.Г. Якобсон).
Формирование нравственных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития является важной задачей современной педагогики, однако психолого-педагогические условия их формирования не определены.
Обращаясь к актуальности исследования на научно-методическом уровне, следует отметить, что ФГОС ДО предполагает воспитание «общей культуры личности детей, развитие их социальных и нравственных качеств». Однако, существует недостаточное количество методических разработок по проблеме формирования нравственных ориентаций у детей с задержкой психического развития, которые возможно было бы применять педагогами- психологами и воспитателями для помощи детям с задержкой психического развития в их успешной социализации в обществе.
Исходя из вышесказанного, можно выделить противоречия:
- между потребностью общества в гражданах, имеющих высокие моральные и нравственные принципы и недостаточной изученностью данного вопроса в отношении детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;
- между необходимостью формирования нравственных ориентаций у детей седьмого года жизни с задержкой психического развития и недостаточностью разработанных психолого-педагогических условий для обеспечения данного процесса.
Выявленные противоречия и необходимость их разрешения определило проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования нравственных ориентаций у детей седьмого года жизни с задержкой психического развития?
Исходя из актуальности данной проблемы, была сформулирована тема исследования «Психолого-педагогическое условия формирования нравственных ориентаций у детей седьмого года жизни с задержкой психического развития».
Объект исследования - процесс формирования нравственных ориентаций у детей у детей седьмого года жизни с задержкой психического развития.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия формирования у детей седьмого года жизни с задержкой психического развития нравственных ориентаций.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия формирования нравственных ориентаций у детей седьмого года жизни с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования базировалась на предположениях о том, что:
- нравственные ориентации - это элементы внутренней структуры личности, которые закрепляются в стереотипе поведения и определяют значимое для дошкольника и ориентируют его на реализацию определенной модели поведения посредством принятия или не принятия определенных ценностей, в рамках которых будут образовываться приемлемые и неприемлемые способы достижения жизненных целей;
- нравственные ориентации формируются при следующих психолого-педагогических условиях: формирование у детей представлений о нравственных эталонах; обеспечение накопления детьми опыта положительных и отрицательных переживаний на основе анализа и определения стратегий нравственно-ориентированного поведения в ситуациях морального выбора; постановка ребенка в роль учителя сказочных и литературных персонажей; обеспечение контроля и поддержки нравственно-ориентированного поведения ребенка в самостоятельной деятельности;
- нравственные ориентации представлены взаимосвязанными критериями: когнитивным, эмоциональным и мотивационным.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы формирования нравственных ориентаций у детей седьмого года жизни с задержкой психического развития.
2. Выявить уровень сформированности нравственных ориентаций у детей седьмого года жизни с задержкой психического развития.
3. Определить и апробировать психолого-педагогические условия формирования нравственных ориентаций у детей седьмого года жизни с задержкой психического развития.
Теоретической основой исследования являются:
- теория о первичной и вторичной природе дефекта и механизмах компенсации (Л.С. Выготский);
- исследования нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста (В.А. Блюмкин, А.С. Козлова, С.В. Петерина);
- исследования формирования нравственных сфер личности у детей с задержкой психического развития (Э.И. Кякинен, И.Ф. Марковская, Е.С. Слепович).
Для достижения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: изучение и анализ психологической, педагогической, методической литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент, который включает
констатирующий, формирующий, контрольный этапы, а также количественный и качественный анализ результатов, полученных в процессе исследования.
База проведения исследования. Исследование проводилось на базе детского сада №198 «Вишенка» АНО ДО «Планета детства «Лада». В исследовании принимали участие 14 детей с задержкой психического развития седьмого года жизни.
Организация и этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа в период с 2018 по 2020 годы.
Первый этап - поисково-аналитический (2018 - 2019 гг.). Определение проблемы исследования, уточнение объекта, предмета, цели, задач, понятийного аппарата изысканий.
Изучались психолого-педагогическая и методическая литература, определялись теоретико-методологические основания исследования, по изучаемой проблеме, осуществлен первичный сбор и анализ эмпирического материала.
Второй этап - экспериментальный (2018-2019 гг.). Реализована программа экспериментальной работы, включая констатирующий, формирующий и контрольный этапы;
Третий этап - заключительно-обобщающий (2020 г.). Осуществление обработки, анализа и интерпретации результатов проведенного эксперимента, уточнение основных выводов, обобщение, систематизирование и оформление материала магистерской диссертации.
Научная новизна исследования состоит в том, что определены оптимальные психолого-педагогические условия формирования нравственных ориентаций у детей седьмого года жизни с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования:
- уточнено понятие «нравственная ориентация» дошкольника;
- обоснованы психолого-педагогических условия формирования нравственных ориентаций у детей седьмого года жизни с задержкой психического развития в психолого-педагогических условиях.
Практическая значимость исследования заключается в том, разработан примерный перспективно-тематический план по формированию нравственных ориентаций у детей седьмого года жизни с задержкой психического развития, который может быть использован при организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.
Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обеспечивается опорой на концептуальные научные положения психологии и педагогики; комплексностью и адекватностью методов теоретического и опытно-поискового исследования, соответствующих предмету, цели, задачам научного поиска; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в определении целей и задач исследования, поиске источников информации, выборе объекта и предмета исследования. Положения и выводы, содержащиеся в магистерской диссертации, также являются результатом самостоятельного исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования нашли свое отражение в научных статьях сборников: «Проблемы дошкольного образования на современном этапе: сб. науч. статей. Выпуск 15» (Тольятти, 2018 г.), «Проблемы дошкольного
образования на современном этапе: сб. науч. статей. Выпуск 16 (Тольятти 2020 г.); материалах научно-практической конференции: «Проблемы образования на современном этапе: электронный сборник материалов студенческой научно-практической конференции» (13-17 апреля 2020 г. Тольятти НИЦ «НаукоПолис»).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Нравственные ориентации - это элементы внутренней структуры личности, которые закрепляются в стереотипе поведения и определяют значимое для дошкольника и ориентируют его на реализацию определенной модели поведения посредством принятия или не принятия определенных ценностей, в рамках которых будут образовываться приемлемые и неприемлемые способы достижения жизненных целей.
2. Нравственные ориентации формируются при следующих психолого-педагогических условиях: формирование у детей представлений о нравственных эталонах; накопление детьми опыта положительных и отрицательных переживаний на основе анализа и определения стратегий нравственно-ориентированного поведения в ситуациях морального выбора; постановка ребенка в роль учителя сказочных и литературных персонажей; контроль и поддержка нравственно-ориентированного поведения ребенка в самостоятельной деятельности.
3. Нравственные ориентации представлены взаимосвязанными критериями: когнитивным (знания и представления о нравственных эталонах), эмоциональным (эмоциональное отношение к нравственным ориентациям), и мотивационном (принятие и следование определенным нравственным нормам).
Структура магистерской диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (56 источников), включает в себя 3 приложения. Работа содержит 15 таблиц. Объем работы - 76 страниц.
В ходе исследования было установлено, что проблема формирования у детей седьмого года жизни с задержкой психического развития нравственных ориентаций является актуальной в педагогической теории и практике дошкольных образовательных учреждений, особенно, в связи с введением ФГОС дошкольного образования и требует дальнейшего теоретического исследования.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам уточнить понятия «нравственный эталон», «нравственные ориентации» которые мы рассматриваем, как систему нравственных координат, которая используется в качестве образцов поведения и нравственной направленности личности. В качестве подобных эталонов могут рассматриваться такие понятия, доступные детям дошкольного возраста с задержкой психического развития как: добро, зло, дружелюбие, враждебность, щедрость, жадность, честность, лживость.
В связи с этим процесс формирования у детей седьмого года жизни нравственных ориентаций характеризуется нами, как процесс узнавания, понимания и применения детьми знаний об основных нравственных эталонах.
В работе представлена разработанная психолого-педагогическая диагностика сформированности у детей седьмого года жизни с задержкой психического развития нравственных ориентаций.
Выделены критерии (когнитивный, эмоциональный, мотивационно-поведенческий), показатели (наличие представлений о нравственных понятиях, наличие нравственной самоидентификации, наличие отношения к собственному следованию нравственным эталонам, наличие отношения к следованию другими нравственным эталонам, наличие стремления к реализации нравственно-ориентированного поведения, наличие ориентации на принятые нравственные нормы), разработаны диагностические задания, уровни (низкий, средний, высокий) сформированности нравственных ориентаций.
В ходе исследования определено и доказано, что формирование у детей седьмого года жизни с задержкой психического развития нравственных ориентаций эффективно при следующих психолого-педагогических условиях (формирование у детей представлений о нравственных эталонах; накопление детьми опыта положительных и отрицательных переживаний на основе анализа и определения стратегий нравственно-ориентированного поведения в ситуациях морального выбора; постановка ребенка в роль учителя сказочных и литературных персонажей; контроль и поддержка нравственно-ориентированного поведения ребенка в самостоятельной деятельности).
Полученные теоретические и практические данные подтвердили правильность выдвинутой гипотезы и правомерность вынесенных на защиту положений. Выполненное исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы ввиду ее многоплановости.
Перспектива дальнейшей работы может быть посвящена изучению психолого-педагогических условий формирования нравственного сознания и поведения у младших школьников с задержкой психического развития.
1. Белопольская Н. Л. Мотивация детей с задержкой психического развития в условиях психического насыщения // Дефектология. 1975. №1. С. 25-28
2. Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. М. : Когито-Центр, 2009. 192 с.
3. Блюмкин В. А. Этика и жизнь. М. : ИПЛ, 1987. 112 с.
4. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. Воронеж. М. : МОДЭК, 2001. 349 с.
5. Васильева Е. Н. Особенности формирования положительного эмоционального отношения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития к близким взрослым и сверстникам. Н. Новгород : НГПУ, 1994. 186 с.
6. Веселова Е. К. Психологическая деонтология. СПб. : Издательство СПбГУ, 2002. 316 с.
7. Долгополов В. В. К вопросу о роли матери в механизме возникновения эмоциональной неустойчивости детей и подростков. М. : Феникс, 1998. 275 с.
8. Защиринская О. В. Психология детей с задержкой психического развития. СПб. : Речь, 2019. 168 с.
9. Знаков В. В. Психология понимания. М. : Когито-Центр, 2005. 600 с.
10. Козлова С. А. Дошкольная педагогика. М. : Издательский центр «Академия», 2001. 416 с.
11. Конькова О. В. Правдивое и неправдивое поведение дошкольников: индивидуальные различия. Минск : Издательство БГУ, 2010. 26 с.
12. Коч Л. А. Креативная этика. М. : МОДЭК, 2000. 192 с.
13. Коч Л. А. Психология освоения детьми этических норм и понятий М. : Учпедгиз, 1960. 160 с.
14. Кузнецов В. М. Психолого-педагогические условия формирования личности. М. : Народное образование, 2012. 144 с.
15. Кузнецова Л. В. Особенности мотивационно-волевой готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению: автореф. канд. психол. Наук.М. 1986. 30 с.
16. Кякинен Э. И. Восприятие детьми добрых и злых людей // Э.И. Кякинен // Дошкольное воспитание. 2000. №6. С. 24-26
17. Кякинен Э. И. Нравственные ориентации младших школьников с ЗПР. СПб. : Каро, 2008. 288 с.
18. Лебединский В. В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М.: Изд-во МГУ, 1990. 197 с.
19. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. СПб. : Смысл, 2005. 352 с.
20. Лепеха В. С. Восприятие контекста эмоций других людей с задержкой психического развития // Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения 2004». СПб. : СПбГУ, 2004. С. 123-125
21. Лосский Н. О. Избранное. М. : Правда, 1991. 624 с.
22. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М. : Педагогика, 1989. 100 с.
23. Лубовский В. И. Специальная психология. М. : ЮРАЙТ, 2015. 704 с.
24. Малякова, Н. С. Диагностика состояния духовно-нравственных качеств личности. СПб. : Речь, 2005. 150 с.
25. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с задержкой психического развития. СПб. : Речь, 2010. 400 с.
26. Марковская И. Ф. Задержка психического развития церебрально-органического генеза: автореф. дис. канд. психол. Наук. М. 1982. 25 с.
27. Марковская И. Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейро-психологическая диагностика. М. : Когито-центр, 1993. 198 с.
28. Масленникова С. А. Психолого-педагогические детерминанты проявления лживости младших школьников // Психология и мораль. 2004. №4. С. 204-209
29. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. М. : Academia, 2009. 640 с.
30. Никифорова О. И. Исследования по психологии художественного творчества. М. : ИМУ, 1972. 86 с.
31. Никишина В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития. Пособие для психологов. М. : ВЛАДОС, 2004.380 с.
32. Никишина В. Б. Причинная обусловленность ЗПР у детей: социально-психологический анализ. Ярославль : МАПН, 2000. 200 с.
33. Нойманн Э. Глубинная психология и новая этика. СПб. : Академический проект, 1999. 206 с.
34. Павлий Т. Н. Диагностика и коррекция эмоциональной сферы у детей с ЗПР. Комсом.-на-Амуре : ДВ-издательство, 2016. 283 с.
35. Переслени Л. И. Механизмы нарушения восприятия у аномальных детей: психофизиологическое исследование. М. : Педагогика, 1984. 161 с.
36. Переслени Л. И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников. Абакан : ХКИ, 1990. 69 с.
37. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. М. : Просвещение, 1986. 93 с.
38. Подобед В. Л. Особенности кратковременной памяти у детей с задержкой психического развития: автореф. дис. канд. психол. наук. М. 1981. 31 с.
39. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. СПб. : Питер, 2012. 224 с.
40. Слепович Е. С. Специальная психология. Минск : Вышэйшая школа, 2012. 67 с.
41. Смирнова Е. О. Детская психология. СПб. : Питер, 2016. 596 с.
42. Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. М. : Издательство МГУ,1980. 270 с.
43. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М. : МГУ, 1989. 213 с.
44. Сорока А. А. По ту сторону зависимости. Практика преодоления созависимого поведения. М. : Litres, 2020. 145 с.
45. Староверова М. С. Инклюзивное образование. М. : ВЛАДОС, 2019. 167 с.
46. Субботский Е. В. Ребенок открывает мир. СПб. : Питер, 2005. 280 с.
47. Тулякова В. О. Содержание и организация формирования у детей седьмого года жизни с задержкой психического развития нравственных ориентаций // Проблемы образования на современном этапе : материалы студенческой научно-практической конференции. 13-17 апреля 2020 г. Выпуск IX / Сост. О.В. Дыбина и [др]. Тольятти :НаукоПолис, 2020. с. 265¬269
48. Фетисов В. П. Солнце не заходит. Труды по нравственной философии. Воронеж : ВГУ, 2011. 280 с.
49. Эльконин Д. Б. Детская психология. М. : Academia, 2006. 384 с.
50. Якобсон С. Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста. М. : Дрофа ООО, 2008. 176 с.
51. Якобсон С. Г. Становление психологических механизмов этической регуляции поведения // Психология формирования и развития личности. 1988. №7. с. 320-337
52. Garbi L. Moral education of preschool children. M. : Harvard University Press, 2018. 176 p.
53. Goudena P. Empathy in boys with disruptive behavior disorders. M. : Harvard University Press, 2019. 170 p.
54. Martinez G. Dementias in people with mild cognitive impairment (MCI). Y : Yale University Press, 2016. 395 p.
55. Sinnott-Armstrong W. The Disunity of Morality and Why it Matters to Philosophy. NY : Experimenter Publishing Company, 2009. 290 p.
56. Wang J. Increased oxidative damage in nuclear and mitochondrial DNA in mild cognitive impairment. Y : Yale University Press, 2002. 56 p.