Арт-терапия как средство снижения тревожности у детей старшего дошкольного возраста
|
Введение 4
Глава 1 Теоретическое изучение арт-терапии как средство снижения тревожности у детей старшего дошкольного возраста 8
1.1 Изучение особенностей тревожности у старших дошкольников 8
1.2 Возможности арт-терапии в снижении тревожности у
старших дошкольников 13
Глава 2 Экспериментальное изучение арт-терапии как средства снижение тревожности у детей старшего дошкольного возраста 17
2.1 Выявление уровня тревожности у старших дошкольников .... 17
2.2 Содержание работы по снижению тревожности у старших
дошкольников средствами арт-терапии 28
2.3 Определение эффективности работы по снижению
тревожности у старших дошкольников средствами арт-терапии... 34
Заключение 42
Список используемой литературы 44
Приложение А Характеристика выборки исследования 47
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на этапе
констатации 48
Приложение В Сводные таблицы результатов исследования на этапе контроля 49
Приложение Г Тематическое планирование 50
Приложение Д Конспекты занятий
Глава 1 Теоретическое изучение арт-терапии как средство снижения тревожности у детей старшего дошкольного возраста 8
1.1 Изучение особенностей тревожности у старших дошкольников 8
1.2 Возможности арт-терапии в снижении тревожности у
старших дошкольников 13
Глава 2 Экспериментальное изучение арт-терапии как средства снижение тревожности у детей старшего дошкольного возраста 17
2.1 Выявление уровня тревожности у старших дошкольников .... 17
2.2 Содержание работы по снижению тревожности у старших
дошкольников средствами арт-терапии 28
2.3 Определение эффективности работы по снижению
тревожности у старших дошкольников средствами арт-терапии... 34
Заключение 42
Список используемой литературы 44
Приложение А Характеристика выборки исследования 47
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на этапе
констатации 48
Приложение В Сводные таблицы результатов исследования на этапе контроля 49
Приложение Г Тематическое планирование 50
Приложение Д Конспекты занятий
Актуальность исследования обусловлена тем, что проблема дошкольного детства и его значимость в развитии человека обусловлена тем, что это важный период, когда закладываются основы социальных связей, отношений с обществом и происходит социальное становление. За последние 10 лет написано очень много научных работ, которые касаются данной проблемы. Именно это и указывает на актуальность данной темы и значимость научно-практического исследования. Проявление тревожности у детей дошкольного возраста является результатом взаимного влияния на формирующуюся личность таких факторов, как неправильное развития личности, нестабильность эмоционально-волевой сферы, неблагоприятное влияние окружающей среды, неправильное дошкольное и семейное воспитание.
Психолого-педагогическая коррекция - это исправление определенных свойств личности ребенка, который склонен к тревожности, работа с конкретными отклонениями в поведении. Одним из средств психолого-педагогической коррекции является арт-терапия, имеются сведения о ее эффективности в коррекции тревожности у детей дошкольного возраста. Арт-терапия - это метод коррекции и развития посредством художественного творчества. С целью профилактики тревожности у детей дошкольного возраста используют следующие арт-терапевтические технологии: игротерапия, сказкотерапия, песочная терапия.
Проблема психологической коррекции тревожности у детей дошкольного возраста отражена в работах В.А. Бондаренко (формы оказания помощи при социально-проблемном поведении), И.Ю. Ильиной (эффективные пути коррекции поведения дошкольников), О.А Старцевой (особенности коррекции тревожности у детей дошкольного возраста), Ю.Ю. Черво (социально-педагогические условия в коррекции тревожности в творческих формах работы у детей дошкольного возраста) и других. Исследования о арт-терапии как эффективном средстве психолого-педагогической коррекции, по снижению тревожности у старших дошкольников отражены в работах А.А. Калининой, Л.Д. Лебедевой, В.О. Штумф и других.
Вместе с тем, анализ литературных источников показал недостаточное использование арт-терапии как психологического средства снижения тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом анализ психолого-педагогической литературы, научных публикаций, диссертационных работ по данной проблеме позволил выделить противоречие между необходимостью снижения тревожности у детей старшего дошкольного возраста и недостаточным использованием арт- терапии в данном процессе.
В связи с выявленным противоречием возникает актуальная проблема исследования: каковы возможности арт-терапии как психологического средства снижения тревожности у детей старшего дошкольного возраста?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Арт-терапия как средство снижения тревожности у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность арт-терапии как психологического средства снижения тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс снижения тревожности у старших дошкольников.
Предмет исследования: арт-терапия как средство снижения тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, снижение тревожности у детей старшего дошкольного возраста будет эффективной если:
- подобрана арт-терапия с целью снижения тревожности у старших дошкольников;
- обеспечена поэтапная организация работы.
Задачи исследования:
- изучить особенности тревожности у старших дошкольников;
- описать возможности арт-терапии в снижении тревожности у старших дошкольников;
- выявить уровень тревожности у старших дошкольников;
- разработать и апробировать содержание работы по снижению тревожности у старших дошкольников средствами арт-терапии;
- определить эффективность работы по снижению тревожности у старших дошкольников средствами арт-терапии.
Теоретической основой исследования выступают:
- положение о взаимосвязи развития в онтогенезе эмоциональной и познавательной сферы (Л.С. Выготский);
- работы об особенностях тревожности у старших дошкольников: В.К. Воробьева, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, Т.Е. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и другие;
- исследования о арт-терапии как эффективном средстве психолого-педагогической коррекции, позволяющей решать проблемы развития в комплексе (А.А. Калинина, Л.Д. Лебедева, В.О. Штумф и другие).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Методики исследования: тест «Кактус» М.А. Панфиловой;
анкетирование родителей по тесту на оценку уровня тревожности ребенка А.И. Захарова; методика «Незаконченные предложения» (авторская); тест «Сказка» (Л. Дюсс).
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность арт-терапии как психологического средства снижения тревожности у детей старшего дошкольного возраста; определены показатели и уровни тревожности у старших дошкольников.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснована эффективность арт-терапии как психологического средства снижения тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по снижению тревожности у старших дошкольников средствами арт-терапии может быть использовано в образовательном процессе других дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: МКОУ «Суджанская средняя общеобразовательная школа №2», группа кратковременного пребывания (дошкольники).
В данном исследовании - 40 испытуемых детей в возрасте 6-7 лет.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (28 источников) и 5 приложений. Текст работы иллюстрирован 3 таблицами, 10 рисунками.
Психолого-педагогическая коррекция - это исправление определенных свойств личности ребенка, который склонен к тревожности, работа с конкретными отклонениями в поведении. Одним из средств психолого-педагогической коррекции является арт-терапия, имеются сведения о ее эффективности в коррекции тревожности у детей дошкольного возраста. Арт-терапия - это метод коррекции и развития посредством художественного творчества. С целью профилактики тревожности у детей дошкольного возраста используют следующие арт-терапевтические технологии: игротерапия, сказкотерапия, песочная терапия.
Проблема психологической коррекции тревожности у детей дошкольного возраста отражена в работах В.А. Бондаренко (формы оказания помощи при социально-проблемном поведении), И.Ю. Ильиной (эффективные пути коррекции поведения дошкольников), О.А Старцевой (особенности коррекции тревожности у детей дошкольного возраста), Ю.Ю. Черво (социально-педагогические условия в коррекции тревожности в творческих формах работы у детей дошкольного возраста) и других. Исследования о арт-терапии как эффективном средстве психолого-педагогической коррекции, по снижению тревожности у старших дошкольников отражены в работах А.А. Калининой, Л.Д. Лебедевой, В.О. Штумф и других.
Вместе с тем, анализ литературных источников показал недостаточное использование арт-терапии как психологического средства снижения тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом анализ психолого-педагогической литературы, научных публикаций, диссертационных работ по данной проблеме позволил выделить противоречие между необходимостью снижения тревожности у детей старшего дошкольного возраста и недостаточным использованием арт- терапии в данном процессе.
В связи с выявленным противоречием возникает актуальная проблема исследования: каковы возможности арт-терапии как психологического средства снижения тревожности у детей старшего дошкольного возраста?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Арт-терапия как средство снижения тревожности у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность арт-терапии как психологического средства снижения тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс снижения тревожности у старших дошкольников.
Предмет исследования: арт-терапия как средство снижения тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, снижение тревожности у детей старшего дошкольного возраста будет эффективной если:
- подобрана арт-терапия с целью снижения тревожности у старших дошкольников;
- обеспечена поэтапная организация работы.
Задачи исследования:
- изучить особенности тревожности у старших дошкольников;
- описать возможности арт-терапии в снижении тревожности у старших дошкольников;
- выявить уровень тревожности у старших дошкольников;
- разработать и апробировать содержание работы по снижению тревожности у старших дошкольников средствами арт-терапии;
- определить эффективность работы по снижению тревожности у старших дошкольников средствами арт-терапии.
Теоретической основой исследования выступают:
- положение о взаимосвязи развития в онтогенезе эмоциональной и познавательной сферы (Л.С. Выготский);
- работы об особенностях тревожности у старших дошкольников: В.К. Воробьева, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, Т.Е. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и другие;
- исследования о арт-терапии как эффективном средстве психолого-педагогической коррекции, позволяющей решать проблемы развития в комплексе (А.А. Калинина, Л.Д. Лебедева, В.О. Штумф и другие).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Методики исследования: тест «Кактус» М.А. Панфиловой;
анкетирование родителей по тесту на оценку уровня тревожности ребенка А.И. Захарова; методика «Незаконченные предложения» (авторская); тест «Сказка» (Л. Дюсс).
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность арт-терапии как психологического средства снижения тревожности у детей старшего дошкольного возраста; определены показатели и уровни тревожности у старших дошкольников.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснована эффективность арт-терапии как психологического средства снижения тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по снижению тревожности у старших дошкольников средствами арт-терапии может быть использовано в образовательном процессе других дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: МКОУ «Суджанская средняя общеобразовательная школа №2», группа кратковременного пребывания (дошкольники).
В данном исследовании - 40 испытуемых детей в возрасте 6-7 лет.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (28 источников) и 5 приложений. Текст работы иллюстрирован 3 таблицами, 10 рисунками.
В ходе теоретического изучения арт-терапии как средства снижения тревожности у детей старшего дошкольного возраста нами установлено, что под тревожностью понимают такое качество личности, которое характеризуется устойчивой неуверенностью в собственных силах, сопровождаемой чувством бессилия перед факторами жизни. Одной из основных причин появления тревожности является взаимоотношения с родителями. Психологическая коррекция - это исправление определенных свойств личности ребенка, который склонен к тревожности, работа с конкретными отклонениями в поведении. С целью профилактики тревожности у детей дошкольного возраста используют следующие арт - терапевтические технологии: игротерапия, сказкотерапия, песочная терапия.
На этапе констатации было установлено, что в экспериментальной группе демонстрируют высокий уровень тревожности 45% детей старшего дошкольного возраста. Дети используют темные тона в процессе рисования, штриховка и иголки присутствуют в больших количествах. Детям свойственны частые проявления тревожности. Дети неохотно рассказывают о том, чего они боятся, при этом количество страхов у них более 3. Ответы односложные, не развернутые. В ситуации, вызывающей тревожность, данные дети не надеются на помощь взрослых и не пытаются самостоятельно решить проблему.
Средний уровень тревожности демонстрируют 55% старших дошкольников. Дети используют темные и светлые тона в процессе рисования, штриховка и иголки присутствуют, но в небольших количествах. Детям периодически свойственны проявления тревожности, но чаще они спокойны и доброжелательны. Дети спокойно рассказывают о том, чего они боятся, однако количество страхов у них более 3. В ситуации, вызывающей тревожность, данные дети предпочитают надеяться на помощь взрослых.
Низкого уровня не выявлено. В контрольной группе нами установлено, что 45% детей демонстрируют высокий уровень тревожности, у 55% детей старшего дошкольного возраста был установлен средний уровень тревожности, и низкого уровня не выявлено.
Полученные результаты диагностики обосновали необходимость разработки и апробации содержания работы по снижению тревожности у старших дошкольников средствами арт-терапии.
Нами доказано, что снижение тревожности у детей старшего дошкольного возраста будет эффективной если:
- подобрана арт-терапия с целью снижения тревожности у старших
дошкольников;
- обеспечена поэтапная организация работы.
В ходе контрольного среза нам удалось установить, что в экспериментальной группе уровень тревожности у старших дошкольников понизился. В контрольной же группе результаты констатирующего и контрольного этапов исследования не имеют значимых различий.
Таким образом, результаты контрольного среза доказывают эффективность работы с детьми и верность выдвинутой гипотезы.
На этапе констатации было установлено, что в экспериментальной группе демонстрируют высокий уровень тревожности 45% детей старшего дошкольного возраста. Дети используют темные тона в процессе рисования, штриховка и иголки присутствуют в больших количествах. Детям свойственны частые проявления тревожности. Дети неохотно рассказывают о том, чего они боятся, при этом количество страхов у них более 3. Ответы односложные, не развернутые. В ситуации, вызывающей тревожность, данные дети не надеются на помощь взрослых и не пытаются самостоятельно решить проблему.
Средний уровень тревожности демонстрируют 55% старших дошкольников. Дети используют темные и светлые тона в процессе рисования, штриховка и иголки присутствуют, но в небольших количествах. Детям периодически свойственны проявления тревожности, но чаще они спокойны и доброжелательны. Дети спокойно рассказывают о том, чего они боятся, однако количество страхов у них более 3. В ситуации, вызывающей тревожность, данные дети предпочитают надеяться на помощь взрослых.
Низкого уровня не выявлено. В контрольной группе нами установлено, что 45% детей демонстрируют высокий уровень тревожности, у 55% детей старшего дошкольного возраста был установлен средний уровень тревожности, и низкого уровня не выявлено.
Полученные результаты диагностики обосновали необходимость разработки и апробации содержания работы по снижению тревожности у старших дошкольников средствами арт-терапии.
Нами доказано, что снижение тревожности у детей старшего дошкольного возраста будет эффективной если:
- подобрана арт-терапия с целью снижения тревожности у старших
дошкольников;
- обеспечена поэтапная организация работы.
В ходе контрольного среза нам удалось установить, что в экспериментальной группе уровень тревожности у старших дошкольников понизился. В контрольной же группе результаты констатирующего и контрольного этапов исследования не имеют значимых различий.
Таким образом, результаты контрольного среза доказывают эффективность работы с детьми и верность выдвинутой гипотезы.
Подобные работы
- Использование методов арт-терапии в преодолении тревожности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - Психологическая коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ И СТРАХОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - КОРРЕКЦИЯ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ПРИ ПРОФИЛАКТИКЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2019 - Психологическая коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлым нарушением речи
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2024 - Особенности тревожности детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗPАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2019



