Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Арт-терапия как средство снижения тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Работа №110220

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы59
Год сдачи2022
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
159
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретическое изучение арт-терапии как средство снижения тревожности у детей старшего дошкольного возраста 8
1.1 Изучение особенностей тревожности у старших дошкольников 8
1.2 Возможности арт-терапии в снижении тревожности у
старших дошкольников 13
Глава 2 Экспериментальное изучение арт-терапии как средства снижение тревожности у детей старшего дошкольного возраста 17
2.1 Выявление уровня тревожности у старших дошкольников .... 17
2.2 Содержание работы по снижению тревожности у старших
дошкольников средствами арт-терапии 28
2.3 Определение эффективности работы по снижению
тревожности у старших дошкольников средствами арт-терапии... 34
Заключение 42
Список используемой литературы 44
Приложение А Характеристика выборки исследования 47
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на этапе
констатации 48
Приложение В Сводные таблицы результатов исследования на этапе контроля 49
Приложение Г Тематическое планирование 50
Приложение Д Конспекты занятий


Актуальность исследования обусловлена тем, что проблема дошкольного детства и его значимость в развитии человека обусловлена тем, что это важный период, когда закладываются основы социальных связей, отношений с обществом и происходит социальное становление. За последние 10 лет написано очень много научных работ, которые касаются данной проблемы. Именно это и указывает на актуальность данной темы и значимость научно-практического исследования. Проявление тревожности у детей дошкольного возраста является результатом взаимного влияния на формирующуюся личность таких факторов, как неправильное развития личности, нестабильность эмоционально-волевой сферы, неблагоприятное влияние окружающей среды, неправильное дошкольное и семейное воспитание.
Психолого-педагогическая коррекция - это исправление определенных свойств личности ребенка, который склонен к тревожности, работа с конкретными отклонениями в поведении. Одним из средств психолого-педагогической коррекции является арт-терапия, имеются сведения о ее эффективности в коррекции тревожности у детей дошкольного возраста. Арт-терапия - это метод коррекции и развития посредством художественного творчества. С целью профилактики тревожности у детей дошкольного возраста используют следующие арт-терапевтические технологии: игротерапия, сказкотерапия, песочная терапия.
Проблема психологической коррекции тревожности у детей дошкольного возраста отражена в работах В.А. Бондаренко (формы оказания помощи при социально-проблемном поведении), И.Ю. Ильиной (эффективные пути коррекции поведения дошкольников), О.А Старцевой (особенности коррекции тревожности у детей дошкольного возраста), Ю.Ю. Черво (социально-педагогические условия в коррекции тревожности в творческих формах работы у детей дошкольного возраста) и других. Исследования о арт-терапии как эффективном средстве психолого-педагогической коррекции, по снижению тревожности у старших дошкольников отражены в работах А.А. Калининой, Л.Д. Лебедевой, В.О. Штумф и других.
Вместе с тем, анализ литературных источников показал недостаточное использование арт-терапии как психологического средства снижения тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом анализ психолого-педагогической литературы, научных публикаций, диссертационных работ по данной проблеме позволил выделить противоречие между необходимостью снижения тревожности у детей старшего дошкольного возраста и недостаточным использованием арт- терапии в данном процессе.
В связи с выявленным противоречием возникает актуальная проблема исследования: каковы возможности арт-терапии как психологического средства снижения тревожности у детей старшего дошкольного возраста?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Арт-терапия как средство снижения тревожности у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность арт-терапии как психологического средства снижения тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс снижения тревожности у старших дошкольников.
Предмет исследования: арт-терапия как средство снижения тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, снижение тревожности у детей старшего дошкольного возраста будет эффективной если:
- подобрана арт-терапия с целью снижения тревожности у старших дошкольников;
- обеспечена поэтапная организация работы.
Задачи исследования:
- изучить особенности тревожности у старших дошкольников;
- описать возможности арт-терапии в снижении тревожности у старших дошкольников;
- выявить уровень тревожности у старших дошкольников;
- разработать и апробировать содержание работы по снижению тревожности у старших дошкольников средствами арт-терапии;
- определить эффективность работы по снижению тревожности у старших дошкольников средствами арт-терапии.
Теоретической основой исследования выступают:
- положение о взаимосвязи развития в онтогенезе эмоциональной и познавательной сферы (Л.С. Выготский);
- работы об особенностях тревожности у старших дошкольников: В.К. Воробьева, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, Т.Е. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и другие;
- исследования о арт-терапии как эффективном средстве психолого-педагогической коррекции, позволяющей решать проблемы развития в комплексе (А.А. Калинина, Л.Д. Лебедева, В.О. Штумф и другие).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Методики исследования: тест «Кактус» М.А. Панфиловой;
анкетирование родителей по тесту на оценку уровня тревожности ребенка А.И. Захарова; методика «Незаконченные предложения» (авторская); тест «Сказка» (Л. Дюсс).
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность арт-терапии как психологического средства снижения тревожности у детей старшего дошкольного возраста; определены показатели и уровни тревожности у старших дошкольников.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснована эффективность арт-терапии как психологического средства снижения тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по снижению тревожности у старших дошкольников средствами арт-терапии может быть использовано в образовательном процессе других дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: МКОУ «Суджанская средняя общеобразовательная школа №2», группа кратковременного пребывания (дошкольники).
В данном исследовании - 40 испытуемых детей в возрасте 6-7 лет.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (28 источников) и 5 приложений. Текст работы иллюстрирован 3 таблицами, 10 рисунками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе теоретического изучения арт-терапии как средства снижения тревожности у детей старшего дошкольного возраста нами установлено, что под тревожностью понимают такое качество личности, которое характеризуется устойчивой неуверенностью в собственных силах, сопровождаемой чувством бессилия перед факторами жизни. Одной из основных причин появления тревожности является взаимоотношения с родителями. Психологическая коррекция - это исправление определенных свойств личности ребенка, который склонен к тревожности, работа с конкретными отклонениями в поведении. С целью профилактики тревожности у детей дошкольного возраста используют следующие арт - терапевтические технологии: игротерапия, сказкотерапия, песочная терапия.
На этапе констатации было установлено, что в экспериментальной группе демонстрируют высокий уровень тревожности 45% детей старшего дошкольного возраста. Дети используют темные тона в процессе рисования, штриховка и иголки присутствуют в больших количествах. Детям свойственны частые проявления тревожности. Дети неохотно рассказывают о том, чего они боятся, при этом количество страхов у них более 3. Ответы односложные, не развернутые. В ситуации, вызывающей тревожность, данные дети не надеются на помощь взрослых и не пытаются самостоятельно решить проблему.
Средний уровень тревожности демонстрируют 55% старших дошкольников. Дети используют темные и светлые тона в процессе рисования, штриховка и иголки присутствуют, но в небольших количествах. Детям периодически свойственны проявления тревожности, но чаще они спокойны и доброжелательны. Дети спокойно рассказывают о том, чего они боятся, однако количество страхов у них более 3. В ситуации, вызывающей тревожность, данные дети предпочитают надеяться на помощь взрослых.
Низкого уровня не выявлено. В контрольной группе нами установлено, что 45% детей демонстрируют высокий уровень тревожности, у 55% детей старшего дошкольного возраста был установлен средний уровень тревожности, и низкого уровня не выявлено.
Полученные результаты диагностики обосновали необходимость разработки и апробации содержания работы по снижению тревожности у старших дошкольников средствами арт-терапии.
Нами доказано, что снижение тревожности у детей старшего дошкольного возраста будет эффективной если:
- подобрана арт-терапия с целью снижения тревожности у старших
дошкольников;
- обеспечена поэтапная организация работы.
В ходе контрольного среза нам удалось установить, что в экспериментальной группе уровень тревожности у старших дошкольников понизился. В контрольной же группе результаты констатирующего и контрольного этапов исследования не имеют значимых различий.
Таким образом, результаты контрольного среза доказывают эффективность работы с детьми и верность выдвинутой гипотезы.



1. Абакарова Э. Г. Клинико-психологические аспекты детской тревожности // Международный журнал экспериментального образования. 2020. № 9. С. 155-161.
2. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М. : Издательский центр «Академия», 2016. 672 с.
3. Аведисова А. С. Тревожные расстройства. М. : ГЭОТАР-МЕД., 2019. 316 с.
4. Астапов В. М. Тревожность у детей. М. : ПЕРСЭ, 2020. 160 с.
5. Божович Л. И. Личность и формирование в детском возрасте. М. : Генеза, 2015. 168 с.
6. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. М. : Просвещение, 2021. 195 с.
7. Гребенщикова Л. Г. К вопросу о соотношении понятий «деструктивное», «агрессивное» и «девиантное» поведение // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2016. № 19. С. 61-67.
8. Гуревич П. С. Психология личности. М. : Юнити-Дана, 2017. 560 с.
9. Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. М. : Просвещение, 2016. 215 с.
10. Захарова Н. В. Психологические особенности тревожности и пути их преодоления в старшем дошкольном возрасте // Череповецкие научные чтения. 2014. №7. С. 69-72.
11. Змановская Е. В. Девиантология: (психология отклоняющегося поведения). М. : Издательский центр «Академия», 2016. 288 с.
12. Илларионова И. В. Коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2021. № 3 (71). С. 67-70.
13. Использование арт-терапевтических средств в работе с дошкольниками: / Сост.: Паршина Т. Б., Корнеева Т. П., Лупанова Е. В. и др. Пенза, 2019. 62 с.
14. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб. : Речь, 2016. 160 с.
15. Копытин А. И., Свистовская Е. Е. Арт-терапия детей и подростков. М. : Когито-Центр, 2017. 197 с.
16. Костина Л.М. Лонгитюдное исследование эффективности психологической коррекции детской тревожности // Ученые записки Санкт- Петербургского государственного университета психологии и социальной работы. 2017. № 2. С. 37-40.
17. Лебедева Л. Д. Практика арттерапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб. : Речь, 2017. 256 с.
18. Непомнящая Н. И. Психодиагностика личности. Теория и практика. М. : Владос, 2017. 191 с.
19. Петренко Р. А., Гетманов И. П., Петренко Е. А. Социально-психологические аспекты тревожности // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2017. № 2. С. 50-54.
20. Петровская В. Г. Формирование асоциального поведения детей в дисфункциональной семье // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 6. С. 242-245.
21. Петровский А. В. Быть личностью. М. : Педагогика, 2017. 112 с.
22. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М. : Московский психолого-социальный институт, Воронеж, 2019. 304 с.
23. Раттер М. Помощь трудным детям. М. : Прогресс, 2017. 314 с.
24. Ревская Н. Е. Психология и педагогика. СПб. : Альфа, 2018. 550 с.
25. Трифонова М. Ю. Программа коррекционно-реабилитационной работы с девиантными детьми // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2018. № 1. С. 61-67.
26. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков. М. : Академический Проект; Трикста, 2017. 336 с.
27. Dollard J. et al. Frustration and Agression. New-Haven, Yale. 1939.
28. Scheungrab M. Die Abbildung von Beziehungen zwischen Medienkonsum und Delinquenz im Rahmen Kansanalytischer Modelle// Arch. Psychol. 1990. 142, N 4, pp. 295-322.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ