Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития продуктивного воображения детей 6-7 лет посредством изобразительной деятельности 10
1.1 Психолого-педагогические основы развития продуктивного воображения детей 6-7 лет 10
1.2 Генезис продуктивного воображения у детей 6-7 лет 17
1.3 Влияние изобразительной деятельности на развитие продуктивного воображения детей 6-7 лет 22
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию продуктивного воображения у детей 6-7 лет посредством изобразительной деятельности 28
2.1 Выявление уровня развития продуктивного воображения у детей 6-7 лет 28
2.2 Содержание работы по развитию продуктивного воображения у детей 6-7 лет посредством изобразительной деятельности 47
2.3 Выявление динамики уровня развития продуктивного воображения у детей 6-7 лет посредством изобразительной деятельности 55
Заключение 60
Список используемой литературы 62
Приложение 66
Современное общество все чаще ставит вопрос о воспитании активной творческой личности, способной к эффективному и неординарному решению жизненных задач. Поэтому, развитие творческого потенциала подрастающего поколения является одной из важнейших задач психологов и педагогов. Исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцовой, С.Л. Рубинштейна, Г.А. Урунтаевой показали, что воображение является неотъемлемым компонентом любой творческой деятельности.
Важнейшим фактором творческой деятельности, да и любого творчества каждого человека на всех этапах его жизни является развитое воображение. Возможность создавать что-либо новое, необычное закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, таких как мышление и воображение. Именно развитию воображения необходимо уделять большое внимание в воспитании ребенка в возрасте от 5 -ти лет. Этот период, с точки зрения психологов и педагогов, является сензитивным особенно для развития продуктивного воображения [32, с. 6].
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что развитие воображения, как психического процесса, его определение и выявление специфики остается одной из наиболее сложных проблем в психологии. Вопрос о природе детского воображения до сих пор остается предметом острых дискуссий. Тем более что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, тем более изобразительной, что имеет огромное значение в эстетическом воспитании детей, становления их эстетического начала.
Как показали исследования Л.С. Выготского, В. В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, В.А. Крутецкого, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и других психологов, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности. И большие возможности для развития продуктивного воображения детей 6-7 лет представляет изобразительная деятельность.
Под изобразительной деятельностью следует понимать развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Изобразительная деятельность способствует не только сенсорному развитию, но и овладению связанной речью и обогащению словарного запаса. Все это благоприятно сказывается на общем интеллектуальном развитии ребенка.
Анализируя детское творчество и выделяя его сходство с изобразительной деятельностью взрослого художника, исследователи отмечают его своеобразие и огромную значимость для всестороннего развития личности ребенка. В изобразительном творчестве дети сами создают эстетические образы, стремясь придать им большую выразительность.
Во многих дошкольных образовательных организациях (далее ДОО) до сих пор существует формальный подход к усвоению детьми представлений по изобразительной деятельности, особенно при обучении рисованию. Использование однообразных методов обучения рисованию приводит к тому, что детские работы невыразительны, статичны, недостаточно четко передаются характерные и индивидуальные особенности предметов, у детей не развиты технические навыки рисования. Все это приводит к тому, что интерес к изобразительной деятельности пропадает. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. Традиционная система зачастую не справляется с задачей развития продуктивного воображения, личности детей, раскрытия индивидуальности каждого ребенка.
Развитие у детей продуктивного воображения - важная педагогическая задача. Однако ее реализация наталкивается на недостаточную разработанность системы педагогических воздействий, средств и условий, при которых в ДОО обеспечивается в должной мере развитие продуктивного воображения детей. В ДОО в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО).
Должна быть создана особая образовательная среда, где учитываются интересы и потребности в творческой самореализации каждого ребенка [1]. Среда - это условия, благоприятные для существования, порождения чего-нибудь. Образовательная среда - часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательного процесса. А образовательная среда в системе дошкольного образования должна быть построена на взаимосвязи познания, творчества, досуга детей с учетом их индивидуальных особенностей, творческих возможностей и собственной инициативы.
Развитие продуктивного воображения приобретает все большее значение в настоящее время, когда усилия и педагогов, и педагогов- психологов направлены на решение одной из важнейших задач ФГОС ДО - развитие детской инициативы и творчества [1]. Об этом свидетельствует большое количество публикуемых статей, методических пособий, сборников игр и упражнений по развитию различных психических процессов в этом возрасте.
Из этого сложились следующие противоречия:
• между социальным заказом общества на активную творческую личность, способную к эффективному и неординарному решению жизненных задач, и существующим подходом в дошкольных образовательных организациях, не всегда обеспечивающим должный уровень развития творческой личности;
• между необходимостью развития продуктивного воображения для создания прочных основ творческой деятельности детей 6-7 лет и формальным отношением педагогов к творческим проявлениям ребёнка.
Сформированные противоречия и необходимость их разрешения определило общую проблему исследования: каковы возможности изобразительной деятельности в процессе развития продуктивного воображения детей 6-7 лет?
Цель исследования: научно обосновать и экспериментально проверить влияние изобразительной деятельности на развитие продуктивного воображения детей 6-7 лет.
Объектом исследования является процесс развития продуктивного воображения детей 6-7 лет.
Предмет исследования: развитие продуктивного воображения детей 6-7 лет посредством изобразительной деятельности.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что развитие продуктивного воображения детей 6-7 лет посредством изобразительной деятельности будет протекать наиболее эффективно в том случае, если:
• будет проходить поэтапно, включая мотивационный, обучающий и деятельностный этапы;
• на каждом этапе будут использоваться соответствующий комплекс творческих и изобразительных игр, разработанный специально для развития продуктивного воображения детей 6-7 лет посредством изобразительной деятельности.
В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом, и гипотезой исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические основы психолого-педагогических исследований по проблеме развития продуктивного воображения у детей 6-7 лет.
2. Выявить уровень развития продуктивного воображения у детей 6-7 лет.
3. Теоретически обосновать и экспериментально поверить содержание, поэтапной работы по развитию у детей 6-7 лет продуктивного воображения посредством изобразительной деятельности.
4. Выявить динамику уровня развития продуктивного воображения у детей 6-7 лет посредством изобразительной деятельности .
Методы исследования:
• изучение психолого-педагогической литературы по данной проблеме;
• психолого-педагогический эксперимент, состоящий из трех этапов: констатирующий, формирующий и контрольный; наблюдение;
• методы качественного и количественного анализа полученных результатов: сравнительный анализ, интерпретация.
Теоретическая основа исследования:
• концептуальные положения о творческой природе воображения И. Канта, Я.А. Пономарева;
• теория творчества Д.Б. Богоявленской;
• теория о развитии продуктивного воображения (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков О.М. Дьяченко, В.В. Давыдов, и др.);
• концептуальные положения о развитии ребёнка-дошкольника как субъекта детских видов деятельности Т.С. Комаровой, Р.М. Чумичёвой и др.
Особое значение для нашего исследования имели основные положения теории Л.С Выготского о воображении как произвольном и осознанном процессе, теории о понятии «продуктивное воображение» О.М. Дьяченко, концепция Л.А. Венгера о развитии способностей, согласно которой основная линия в развитии ребёнка - это способности (в отличие от знаний, умений и навыков).
Новизна исследования состоит в следующем:
• выделены показатели и определены уровни развития продуктивного воображения детей 6-7 лет;
• разработаны и экспериментально проверены комплексы творческих и изобразительных игр для развития продуктивного воображения детей 6-7 лет посредством изобразительной деятельности.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
• обосновано влияние изобразительной деятельности на развитие продуктивного воображения детей 6-7 лет;
• выделены критерии и показатели уровня развития продуктивного воображения детей 6-7 лет.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная программа, способствующая развитию продуктивного воображения детей 6-7 лет посредством изобразительной деятельности, может быть использована в практике дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 52 «Золотой улей» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 30 детей 6-7 лет.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (41 наименование) и приложения. Работа иллюстрируется 15 таблицами и 2 рисунками.
Результаты теоретического анализа и экспериментальной работы подтвердили верность исходной гипотезы исследования и позволили сделать следующие выводы.
1. Данное исследование показало, что проблема развития продуктивного воображения детей 6-7 лет в системе дошкольного образования является одной из актуальных и недостаточно разработанных.
2. В ходе исследования было установлено, что проблема развития продуктивного воображения детей 6-7 лет посредством изобразительной деятельности является актуальной в педагогической теории и практике и требует дальнейшего осмысления.
3. Существенной характеристикой продуктивного воображения рассматривается оригинальность, необычность продукта, изображения, созданного ребёнком 6-7 лет.
4. Разработанные и экспериментально проверенные в ходе поэтапной работе комплексы творческих и изобразительных игр, действительно способствуют развитию продуктивного воображения детей 6-7 лет посредством изобразительной деятельности . Развитие продуктивного воображения детей происходит постепенно, по мере овладения ребёнком жизненным опытом. Отсюда можно сделать вывод о необходимости расширять опыт ребёнка для создания прочных основ его творческой деятельности.
5. Таким образом, результаты контрольного среза и проведенной формирующей работы по развитию продуктивного воображения 6-7 лет посредством изобразительной деятельности показали существенную динамику уровня развития продуктивного воображения детей 6-7 лет посредством изобразительной деятельности:
• показатель высокого уровня развития продуктивного воображения повысился на 3,3%;
• показатель среднего уровня развития продуктивного воображения повысился на 13,3%;
• показатель низкого уровня развития продуктивного воображения снизился на 6,6%.
То есть, проведённый качественный и количественный анализ результатов исследования показали, что выдвинутая гипотеза нашла своё подтверждение, задачи научного поиска решены, цель исследования достигнута.
1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) [Электронный источник] // Российская газета. - 2013. - 25.11 (№ 265). // Режим доступа: http://rg.ru/2011/02/17/shkola-standart-site-dok.html.
2. Бердяев, Н.А. Смысл творчества (опыт оправдания человека) [Электронный источник] / Н.А. Бердяев. М.: Изд-во АСТ Москва. - 2007. - 416 с.
3. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: Монография. [Текст] / Д.Б. Богоявленская. - Самара, 2009. - 129 с.
4. Венгер, Л.А. Программа «Развитие» [Текст] / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. - М. : Новая школа, 1994. - 64 с.
5. Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников [Электронный источник] / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М. : Мозаика - Синтез, 2008. - 150 c.
6. Возрастная психология [Текст] / Составители В.С. Мухина, А.А. Хвостов. - М. : Академия, 2007. - 624 с.
7. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Текс] / Л.С. Выготский. - М. : Просвещение, 1997 - 93 с.
8. Григорьева, Г.Г. Единство обучения и развития творчества на занятиях по изобразительной деятельности. [Текст] // Дошкольное воспитание. 1989, № 2 - С. 27 - 31.
9. Джумагулова, Т.Н. Одаренный ребенок: дар или наказание. Книга для педагогов и родителей [Текст] / Т.Н. Джумагулова, И.В. Соловьева. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. - 160 с.
10. Дружинин, В.Н. Развитие и диагностика способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. - М. : Наука, 2007. - 44 с.
11. Дыбина, О.В. Магистерская диссертация: учеб. пособие для подготовки магистров направления 050400 «психолого -педагогическое образование» [Текст] / О.В. Дыбина, О.П. Болотникова, В.В. Щетинина; под ред. О.В. Дыбиной. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2011. - 110 с.
12. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления / Пер. с англ. Н.М. Никольской [Текст] / Д. Дьюи. - М. : Совершенство, 2009. - 208 с.
13. Дьяченко, О.М. Воображение дошкольника [Текст] / О.М. Дьяченко. - Изд-во «Мозаика-Синтез», 2008. - 128 с.
14. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольников [Текст] / О.М. Дьяченко. - М. : РАО, 1996. - 197 с.
15. Есафьева, Г.П. Учимся рисовать. Старшая и подготовительная группы [Текст] / Г.П. Есафьева. - Я. : Академия развития, 2006. - 80 с.
...