Введение 3
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития графомоторных навыков у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством нейропрописей 11
1.1 Психолого-педагогические исследования по проблеме развития графомоторных навыков у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи 11
1.2 Характеристика нейропрописей как средства развития графомоторных навыков у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи 21
Глава 2 Экспериментальное исследование развития графомоторных навыков у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством использования нейропрописей 28
2.1 Выявление уровня развития графомоторных навыков у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи 28
2.2 Содержание и организация работы по развитию графомоторных навыков у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи в процессе использования нейропрописей 44
2.3 Динамика развития графомоторных навыков у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи 59
Заключение 67
Список используемой литературы 69
Приложение А Список детей, участвующих в экспериментальной работе 72
Приложение Б Стимульный материал к диагностическим методикам 73
Приложение В Картотеки гимнастик 75
Приложение Г Картотека нейролистов для родителей 76
Актуальность исследования обусловлена тем, что у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из -за моторной недостаточности, сложнее проходит процесс овладения графомоторными навыками, который включает в себя навык письма.
«Навык письма - это сложный навык. Он включает координированные тонкие движения руки. Процесс письма требует не только слаженной работы мелких мышц кисти, но и всей руки в целом, а также хорошо развитого произвольного внимания и зрительно -пространственного восприятия. Для овладения навыком письма необходима определенная зрелость коры головного мозга» [7].
«В настоящее время число детей старшего дошкольного возраста с речевым недоразвитием, в частности детей с тяжелыми нарушениями речи, в разы увеличилось. Поэтому у детей все чаще наблюдаются недостаточное развитие мелкой моторики, плохая зрительно-моторная координация движений, недостаточность самоконтроля и пространственно -временной ориентировки, все это способствует возникновению трудностей в овладении графомоторными навыками» [6].
«Проблема обучения дошкольников с тяжелыми речевыми нарушениями занимает особое место в системе их подготовки к обучению в школе. Уже начиная с дошкольного возраста, необходимо развивать механизмы для овладения техникой письма, поскольку именно неподготовленность к письму в дальнейшем может вызывать тревожное состояние ребенка в школе, негативное отношение ребенка к обучению в школе.
Многолетняя практика показывает, что дети с речевой патологией чаще всего не укладываются в темп работы детей с нормальным речевым развитием, поэтому с ними необходимо проводить специальную коррекционно-развивающую работу» [7].
Дошкольный возраст является важным этапом для овладения техникой письма, так как красивый, аккуратный и разборчивый почерк, залог уверенности ребенка и дальнейшего успешного обучения его в школе.
Проблема овладения графомоторными навыками не столь широко освящена в психолого-педагогической литературе. Однако существует определенное количество интересных работ.
Обучением дошкольников с речевыми нарушениями первоначальному письму занимались М.М. Безруких, Е.В. Гурьянова, В.А. Илюхина. Развитием графомоторных навыков у дошкольников занимались Н.Г. Агаркова, О.Б. Иншакова, Р.Е. Левина.
Актуальность проблемы на социально -педагогическом уровне обусловлена тем, что развитию графомоторных навыков уделяется недостаточно внимания на уровне дошкольного образования, в связи с этим у младших школьников возникают трудности в усвоении письма, что приводит к неуспеваемости в дальнейшем обучении. Задача современной образовательной организации заключается в том, чтобы создать условия для развития графомоторных навыков, для дальнейшего успешного обучения в школе. Работа в нейропрописях помогает развитию мелкой моторики рук, развитию пространственных представлений, зрительно -моторной координации.
Актуальность исследования на научно -теоретическом уровне представлена теоретическим и методологическим обоснованием сущности развития графомоторных навыков у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи в процессе использования нейропрописей.
Исходя из актуальности исследования на научно -методологическом уровне, следует отметить, что в настоящее время в практике работы дошкольных учреждений не представлена комплексная психолого-педагогическая работа, направленная на развитие графомоторных навыков у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Таким образом, теоретическое исследование данной проблемы, показало, что развитие графомоторных навыков у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи в педагогической теории и практики не является новым. Встает вопрос о способах развития графомоторных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи. В связи с быстро развивающимся нейропсихологическим подходом в коррекции речи у детей, можно выделить нейропрописи, как средство развития графомоторных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи, которые, не достаточно изучены и не освещены в полной мере.
Актуальность исследования на научно -методическом уровне связана с тем, что наблюдается недостаточная научно -методическая разработанность, направленная на развитие графомоторных навыков у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи. Поэтому для своего исследования мы определили разработку нейропрописей, как эффективное средство развития графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Анализ научных исследований и педагогической практики позволил нам выявить следующие противоречия:
• между потребностью дошкольных образовательных организаций в научно-методическом обеспечении для реализации задач развития графомоторных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи и недостаточным использованием нейропрописей в данном процессе;
• между признанием воспитательного и развивающего потенциала нейропрописей и поверхностной представленностью данного вида пособий в практике дошкольных образовательных организаций.
Для разрешения данных противоречий в теории и практике современного дошкольного образования мы сформулировали проблему исследования: каковы возможности использования нейропрописей в развитии графомоторных навыков у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие графомоторных навыков у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством нейропрописей».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность использования нейропрописей в развитии графомоторных навыков у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Объект исследования: процесс развития графомоторных навыков у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет исследования: нейропрописи как средство развития графомоторных навыков у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Гипотеза исследования состоит в том, что развитие графомоторных навыков у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством нейропрописей возможно, если:
• отобраны задания нейропрописей с учетом психофизических, индивидуальных особенностей детей;
• включены задания нейропрописей в логопедические занятия, в совместную деятельность с воспитателем;
• включены нейролисты в совместную деятельность ребенка и родителя.
На основании цели, объекта, предмета и гипотезы сформулированы задачи исследования:
1. Проанализировать современные научные подходы к решению проблемы исследования, теоретическое состояние исследуемой проблемы, уточнить содержательные и процессуальные аспекты развития графомоторных навыков у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством нейропрописей, степень разработанности данной проблемы на современном этапе.
2. Выявить уровень развития графомоторных навыков у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
3. Разработать, апробировать содержание образовательной работы по развитию графомоторных навыков у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством нейропрописей.
4. Выявить динамику уровня развития графомоторных навыков у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• исследования формирования готовности к обучению письму и чтению у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (А.Р. Лурия, Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина);
• исследования в области развития графомоторных навыков у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (М.М. Безруких, О.Б. Иншакова, О.И. Крупенчук);
• исследования в области коррекционной работы и развития графомоторных навыков у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи на логопедических занятиях (С.Е. Большакова, А.С. Жукова, Т.С. Комарова);
• исследования по организации коррекционной работы с детьми 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (В.Г. Дмитриева, О.Б. Иншакова, С.В. Корепанова, Т.П. Трясорукова).
Для достижения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования:
• теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития графомоторных навыков у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи, систематизация и обобщение опыта и массовой практики, анализ полученных данных, изучение работ специалистов по методике применения нейропрописей);
• эмпирические (наблюдение, сравнение, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент);
• методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Экспериментальная база исследования: ГБОУ СОШ с. Тимофеевки СПДС «Росинка» Ставропольского района Самарской области. В исследовании принимали участие 14 детей 6-7 лет.
Организация и основные этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа.
На первом теоретико-поисковом этапе (сентябрь 2020 года - сентябрь 2021 года) осуществлялось изучение и анализ теоретического и эмпирического материала с целью установления степени научной разработанности исследуемой проблемы, составлялась программа исследования. Была сформулирована тема и рабочая гипотеза, определен объект, предмет и задачи исследования. Был разработан и апробирован диагностический инструментарий по изучению у дошкольников графомоторных навыков.
На втором опытно -экспериментальном этапе (октябрь 2021 года - март 2022 года) уточнялась теоретическая позиция исследования, разрабатывались, апробировались нейропрописи в экспериментальной работе по развитию графомоторных навыков у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи. Осуществлялась обработка, проверка и систематизация полученных результатов. Проводились формирующий, контрольный этапы эксперимента.
На третьем заключительно -обобщающем этапе (апрель 2022 года - май 2022 года) проводился анализ, обобщение и систематизация результатов экспериментальной работы. Формулировались выводы, осуществлялось оформление диссертационной работы.
Научная новизна исследования заключается в выявлении степени изученности проблемы развития графомоторных навыков у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством нейропрописей.
Теоретическая значимость исследования заключается:
• в уточнении показателей и характеристике уровней развития графомоторных навыков у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи;
• в определении и характеристике процессуальных аспектов реализации нейропрописей в развитии графомоторных навыков у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования педагогами разработанных диагностических материалов для изучения уровня развития графомоторных навыков у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи, а также содержания образовательной работы с детьми и методических материалов по реализации нейропрописей в развитии графомоторных навыков у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались четким обозначением концептуальных научных положений психологии и педагогики; адекватностью и комплексностью методов исследования соответствующих предмету, целям, задачам исследования; личным участием автора в исследовании и получении научных результатов.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в выявлении теоретического и практического состояния проблемы, в разработке и апробации критериально-диагностического аппарата и содержания образовательной работы по развитию графомоторных навыков у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты экспериментальной работы обсуждались на педагогических советах образовательной организации, получили одобрение на научно-практической конференции: «Студенческие «Дни науки» в ТГУ»; опубликованы в кафедральном сборнике научных статей. По теме диссертационного исследования было напечатано 4 статьи.
На защиту выносятся положения:
1. Графомоторные навыки у детей с тяжелыми нарушениями речи рассматриваются нами как умения удерживать определенное положение и осуществлять движения ведущей рукой, которое позволяет рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать карандаш, что в дальнейшем способствует развитию навыка письма.
2. Нейропрописи определены нами как пособия, созданные для тренировки графических навыков, координации движений и мелкой моторики, стимуляции межполушарного взаимодействия, синхронизации работы «глаз и рук», контроля ведущей руки, развития внимания и зрительно-пространственной ориентации, развития тонкой дифференциации пальцев рук.
3. Показатели и уровни развития графомоторных навыков у детей 6-7 лет с тяжелым нарушением речи характеризуются сформированностью моторного праксиса и слухомоторной координации, сформированностью зрительно-моторной координации и зрительного гнозиса, сформированностью умения рисовать линии, по точкам, по контурам, по клеточкам, умения штриховать.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (31 наименования), 4 приложений. Для иллюстрации текста используется 16 таблиц, 2 рисунка. Основной текст работы изложен на 71 страницах.
Основные результаты достижения поставленных задач исследования позволяют сформулировать следующие выводы.
1. В ходе исследования было выявлено, что проблема развития графомоторных навыков у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи в педагогической практике и в практике дошкольных учреждений является достаточно актуальной и требует дальнейшего теоретического исследования.
При обучении ребенка письму важным компонентом является хорошо развитые графомоторные навыки, так как умение писать красиво и без ошибок позволяет ребенку чувствовать себя уверенно и комфортно при обучении в школе, особенно у детей с речевыми нарушениями.
Необходимо и далее сохранять положительную динамику развития графомоторных навыков, начиная с дошкольного возраста. Этому может способствовать использование воспитателями, учителями-логопедами нейропрописей в своей работе с детьми с нарушениями речи .
Содержание нейропрописи способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, зрительно -моторной координации, пространственной ориентировки на плоскости листа, дети учатся видеть из частей целое, также нейропропись способствует развитию межполушарного взаимодействия, а это особенно важно для детей с тяжелыми нарушениями речи. В ходе выполнения заданий дети учатся самоконтролю, внимательности, умению расслабляться.
2. В результате исследования по выявлению уровня развития графомоторных навыков у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи в дошкольной образовательной организации были сделаны выводы, что в дошкольной организации уделяется не достаточно внимания развитию графомоторных навыков, а также нет необходимых методических материалов.
3. По результатам констатирующего эксперимента нами была подобраны нейропрописи по развитию графомоторных навыков у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи, которые подходили как для праворуких, так и для леворуких детей, что значительно облегчало работу с детьми.
Были разработаны два этапа работы (конструктивно -проектировочный и организационно-деятельностный) по развитию графомоторных навыков у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством нейропрописи.
По работе с воспитателями и родителями нами были определены формы работы по закреплению приобретенных графомоторных навыков у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
4. По итогам контрольного эксперимента, мы получили результаты исследования, которые говорят о положительной динамике у детей экспериментальной группы по развитию графомоторных навыков.
Это позволяет считать, что цель исследования достигнута, все поставленные задачи решены, а гипотеза нашла свое подтверждение.
1. Ахутина Т. В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. М. : ТЦ Сфера, 2016. 128 с.
2. Бачина О. В. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет: практическое пособие для педагогов и родителей. М. : АРКТИ, 2006. 88 с.
3. Безбородова М. А. Основные характеристики психомоторных способностей младших школьников // Вестник РГГУ. 2010. № 17. С. 197-200.
4. Безруких М. М. Обучение первоначальному письму. Система Д.Б. Эльконина. М. : Просвещение, 2002. 32 с.
5. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: игры и упражнения. М. : ТЦ Сфера, 2009. 64 с.
6. Буцыкина Т. П. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников. // Логопед. 2003. №3. С. 7-9.
7. Визель Т. Г. Нарушение чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста. М. :Астрель, 2005.127с.
8. Домагала А. Типология нарушений графомоторики и ее использования в дифференциальной диагностике. // Сборник научных статей преподавателей и аспирантов. М. : Изд-во ООО «Школьная Пресса». 2015. № 6. С. 57-63.
9. Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей. М., 2002. 320 с.
10. Иншакова О. Б. Формирование зрительно-предметного гнозиса и зрительно-моторной координации. М. : Владос, 2003. 183 с.
11. Иншакова О. Б. Формирование элементарного графического навыка. М. : Владос, 2003. 111 с.
12. Крупенчук О. И. Система работы по развитию мелкой моторики у детей с речевой патологией // Петербургский научно -методический журнал для педагогов и родителей. 2005. № 6. С. 36-41.
13. Левина Р. Е. Общее недоразвитие речи. М. : Просвещение, 2007. 165 с.
14. Логопедия: Учебник для студ.дефектол.фак.пед.вузов под.ред. Волковой Л.С.5-е изд. -М: перераб.и доп. Изд.: ВЛАДОС, 2009г. -703 с.
15. Лопатина Л. В. Нарушения ручной и речевой моторики // Практическая психология и логопедия - 2003. №3.
...