Аннотация 2
Введение 5
1 Теоретические основы статистических методов управления качеством 7
1.1 Сущность и история развития статистических методов контроля качества 7
1.2 Контрольные карты как инструмент контроля качества 13
2 Оценка системы контроля качества предприятия ПАО «КуйбышевАзот» 25
2.1 Общая характеристика предприятия ПАО «КуйбышевАзот» 25
2.2 Анализ управления качеством продукции на предприятии ПАО «КуйбышевАзот» 32
3 Совершенствование методов статистического анализа данных на предприятии 42
3.1 Мероприятия по совершенствованию предприятия 42
3.2 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий 52
Заключение 58
Список используемой литературы 60
Приложение A 62
Приложение Б 63
Приложение В 64
Актуальность темы исследования заключается в том, что повышение конкурентоспособности, максимизация прибыли и повышение эффективности деятельности предприятия невозможны без построения эффективной системы контроля качества.
Статистические методы контроля качества не только не теряют популярности, но и активно развиваются, осваивая новые методы и инструменты анализа данных. Требования стандартов ИСО серии 9000 делают требования к эффективности системы менеджмента качества все более жесткими [3].
Статистические методы контроля качества обеспечивают успешный контроль и управление над производственным процессом, что является важным условием получения продукции высокого качества и, впоследствии повышение конкурентоспособности предприятия.
К основоположникам данного направления контроля качества относят В. Шухарта. Предложенные им идеи переноса внимания с контроля качества готовой продукции на обеспечение стабильности протекания процессов лег в основу методов контроля качества, возникших позднее.
На формирование статистических методов контроля качества, как основы теории качества, значительное влияние оказал Эдвард Деминг. В середине 20-го века развитие методы получили в работах ученых Д.Ноймана, Э.Пирсон, Е.Фишера.
Целью бакалаврской работы является совершенствование системы статистических методов контроля качества продукции.
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи»
• провести анализ истории развития и теоретических основ, а также определить значимость статистического контроля качества для успешного функционирования предприятий;
• провести анализ экономической деятельности предприятия ПАО «КуйбышевАзот»;
• выявить недостатки существующей на предприятии системы менеджмента качества;
• разработать мероприятия по повышению эффективности работы системы менеджмента качества.
Объект исследования - ПАО «КуйбышевАзот». Основной вид деятельности данного предприятия которого является производство капролактама и продуктов переработки, а также химических удобрений.
Предметом исследования являются статистические методы контроля качества продукции, реализуемые в системе менеджмента качества предприятия.
Практической значимостью работы является возможность использования материалов разделов 2.2, 3.1 и 3.2 на коммерческих предприятиях.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, 3-х разделов, заключения, списка литературы из 20 источников и 3 приложений. Общий объем работы, без приложений, 61 страница машинописного текста, в том числе таблиц - 9, рисунков - 17, формул - 36.
Актуальность темы исследования заключается в том, что повышение конкурентоспособности, максимизация прибыли и повышение эффективности деятельности предприятия невозможны без построения эффективной системы контроля качества.
В первой главе подробно описана история развития статистических методов контроля качества. Освещены основные категории методов, и подробно описаны методы общего назначения. Так же представлены алгоритмы расчета различных видов контрольных карт.
Во второй главе проведен анализ системы статистических методов контроля качества, применяемых на предприятии ПАО «КуйбышевАзот», в ходе которого выявлено, что методы, применяемые на предприятии не способны отслеживать динамику процесса в нужной степени.
Проведен анализ динамики объемов брака полиамида-6, в ходе которого выявлено значительное увеличение объемов брака за последний год. Также проведен FMEA-анализ причин брака, где отмечается, что одной из ключевых причин возникновения брака является несвоевременное обнаружение несоответствий. Проведен анализ схемы передачи информации о качестве продукта на предприятии, в ходе которого выявлено, что схема является неэффективной, так как передача информации подобным способом приводит к ее задержкам и как, следствие потере актуальности.
В третьей главе разработаны мероприятия по совершенствованию статистических методов контроля качества на предприятии ПАО «КуйбышевАзот».
Было предложено применить для контроля за протеканием химического процесса новый тип контрольных карт - текущих значений и скользящих размахов. Контрольные карты данного типа более чувствительны к изменениям в процессе и отражают, как значительные, так и более малые отклонения.
Также было предложно использовать для статистического анализа специализированный программный продукт STATISTICA Quality Control. Данный программный продукт поможет производить построение контрольных карт непосредственно на производстве, что поможет вести более точный контроль процесса.
В результате расчетов получено, что внедрение мероприятия принесет предприятия ПАО «КуйбышевАзот» 23425136 руб. дополнительной прибыли за один год.
Проведен расчет срока окупаемости предложенных мероприятий, срок окупаемости равен 0,058 г., что доказывает эффективность предложенных мероприятий.
1. Басовский, Л.Е. Управление качеством: Учебник / Л.Е. Басовский, В.Б. Протасьев. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 253 с.
2. Васин, С.Г. Управление качеством. всеобщий подход: Учебник для бакалавриата и магистратуры / С.Г. Васин. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 404 с
3. Гембрис, С. Управление качеством / С. Гембрис, Й. Геррманн; Пер. с нем. М.Н. Терехина. - М.: СмартБук, 2013. - 128 с
4. Горбашко, Е.А. Управление качеством: Учебник для бакалавров / Е.А. Горбашко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 450 с.
5. ГОСТ Р ИСО 22514-1-2015 Статистические методы. Управление процессами. Часть 1. Общие принципы.
6. ГОСТ Р ИСО 7870-2-2015 Статистические методы. Контрольные карты.
7. ИСО 22514-1:2014 Статистические методы в управлении процессами. Воспроизводимость и пригодность. Часть 1. Основные принципы.
8. Дремина, М.А. Проектный подход к разработке и внедрению систем менеджмента качества: Монография / М.А. Дремина, В.А. Копнов, А.А. Станкин. - СПб.: Лань, 2015. - 304 с
9. Ефимов В. В., Барт Т. В. Е 91 Статистические методы в управлении качеством продукции: учебное пособие./ В. В. Ефимов, Т. В. Барт. - М.: КНОРУС, 2006.
10. Жулинский С.Ф., Новиков Е.С., Поспелов В.Я. «Статистические методы в современном менеджменте качества». М.: Фонд «Новое тысячелетие», 2014.
11. Ильин В.В. Управлением качеством информационных систем в экономике: Учебное пособие / Б.В. Черников, В.В. Ильин; Под ред. Б.В. Черников. - М.: ИД ФОРУМ, 2013. - 240 с.
12. Кутафин О.Е. Документирование системы менеджмента качества / О.Е. Кутафин. - М.: КноРус, 2013. - 192 с.
13. Лапидус В. А. Система Шухарта — Н.Новгород: ООО СМЦ «Приоритет», 2015. — 65 с. — ISBN 5-98366-010-1
14. Магомедов, Ш.Ш. Управление качеством продукции: Учебник / Ш.Ш. Магомедов, Г.Е. Беспалова. - М.: Дашков и К, 2016. - 336 с.
15. Дональд У., Дэвид Ч. Статистическое управление процессами: Оптимизация бизнеса с использованием контрольных карт Шухарта— М.: «Альпина Паблишер», 2013. — С. 310. — ISBN 978-5-9614-0832-4.
...