Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретико-методические основы развития метапредметных действий младших школьников в период обучения грамоте 7
1.1 Проблема изучения метапредметных результатов у младших школьников в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Условия формирования метапредметных результатов у младших школьников в процессе обучения грамоте 19
Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование по формированию метапредметных результатов у младших школьников в процессе обучения грамоте 28
2.1 Диагностика уровня развития метапредметных результатов у младших школьников 28
2.2 Проектирование и апробация комплекса уроков, направленного на формирование метапредметных универсальных учебных действий в процессе обучения грамоте 35
2.3 Анализ и обобщение результатов исследования 44
Заключение 54
Список использованной литературы 56
Приложение А Методика «Островитянское письмо» 61
Приложение Б Тест простых поручений 62
Приложение В Тест на определение уровня развития произвольной регуляции деятельности 64
Приложение Г Методика «Бусы» 66
Приложение Д Конспект урока: «Буква «ю» в начале слова» 68
Приложение Е Урок-игра «В поисках буквы «Ю» 71
Приложение Ж Урок творчества: «Буква Э - королева настроения» 74
Потребности современного общества меняются настолько стремительно, что невозможно точно предугадать, какие именно знания и умения помогут школьнику уверенно войти в самостоятельную жизнь. Поэтому приоритетной задачей начального образования является формирование таких универсальных умений, которые станут опорой самообразования и в старших классах, и во взрослой жизни, т.е. выходя из школы, ученик должен обладать развитыми метапредметными компетентностями [44].
Актуальность данной работы заключается в том, что современная система начального образования нацелена не только на передачу знаний ученикам, но прежде всего на развитие личности ребенка [3]. Для успешного освоения программного материала современный ученик должен обладать «умением учиться», которое заключено в сформированности метапредметных умений. Данные умения стоят в основе успешности учебной и познавательной деятельности, являются фундаментом процессов саморазвития и самосовершенствования. В системе современного обучения особое внимание уделяется развитию метапредметных регулятивных универсальных умений, которые способствуют определению цели деятельности, планированию, расстановке приоритетов и выстраиванию стратегии в отношении учения.
Деятельность учителя теперь имеет другую направленность: нужно не просто в наглядной и доступной форме передать предметный материал, а на его основе, применяя специфические приемы и методы, выработать у учеников необходимость к самостоятельному поиску информации, ее переработке и применению не только в учебной деятельности, но при решении житейских проблем [23]. В настоящее время проблема формирования метапредметных результатов обучения изучена не до конца и многим учителям не совсем понятен механизм развития метапредметных умений. Поэтому условия развития метапредметных результатов требуют детального анализа составляющих этого процесса.
Таким образом, проблема поиска эффективных средств формирования метапредметных умений у учеников начальной школы подтверждает значимость и актуальность проводимого исследования [21].
Проблема исследования: каковы педагогические условия эффективного развития метапредметных универсальных учебный действий у младших школьников в процессе обучения грамоте?
Объект исследования - процесс формирования метапредметных результатов при обучении грамоте.
Предмет исследования - педагогические условия развития метапредметных регулятивных результатов у первоклассников в процессе обучения грамоте.
Цель исследования - выявление и использование в образовательном процессе наиболее эффективных форм и методов, способствующих успешному развитию метапредметных регулятивных результатов у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования метапредметных результатов у первоклассников.
2. Выявить наиболее эффективные методы развития метапредметных регулятивных действий, применимые на уроках обучения грамоте.
3. Определить уровень сформированности регулятивных универсальных умений у первоклассников.
4. Разработать комплекс уроков по предмету «Обучение грамоте», направленный на развитие регулятивных умений.
5. Провести анализ и обобщение результатов исследования.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические (изучение литературы по теме исследования); эмпирические (сбор, анализ и обработка результатов диагностических методик).
Гипотеза исследования - развитие метапредметных регулятивных результатов учеников первого класса в процессе обучения грамоте будет эффективным, если:
1) обеспечивается положительная мотивация деятельности учеников при освоении учебного материала;
2) происходит включение учеников в выполнение различных заданий на уроках, направленных на развитие регулятивных универсальных учебных действий;
3) на уроках используются результативные методы формирования метапредметных регулятивных умений, соответствующие возрасту учеников.
База исследования: МБОУ СОШ № 2 п.Чегдомын Хабаровского края. В исследовании приняли участие ученики 1а класса (25 человек) и 1б класса (23 человека).
Бакалаврская работа включает: ведение, две главы, заключение, список используемой литературы, приложения.
Современная система образования построена таким образом, что обучение предметному материалу строится на принципе метапредметности. Этот принцип заложен в ФГОС НОО как универсальный способ деятельности, который может быть применим ко всем учебным дисциплинам. Выпускник начальной школы должен обладать определенным уровнем развития метапредметных универсальных учебных действий. И если метапредметные УУД у учеников недостаточно развиты, то при переходе на следующие ступени образования могут возникнуть трудности в усвоении предметного материала.
Актуальность данного вопроса продиктована главной задачей, поставленной образовательными стандартами, которая заключается в развитии личности школьника, умеющего мыслить нестандартно, владеющего достаточными навыками построения процесса коммуникации как со взрослыми, так и со сверстниками, обладающего способностями к поиску и переработке информации, что помогает ему самостоятельно находить пути решения учебных и житейских проблем. На данном этапе развития системы образования у многих учителей начальной школы возникают вопросы об организации процесса формирования метапредметных действий, о способах и методах развития коммуникативных, регулятивных и познавательных умений младших школьников. Большую часть времени пребывания в школе ребенок проводит на уроках, именно урочное время необходимо использовать для формирования метапредметных результатов. Освоив универсальные способы деятельности на предметном материале, ученики смогут их использовать и во внеурочное время.
При изучении теоретического материала постарались выяснить какие педагогические условия наиболее эффективно влияют на формирование метапредметных результатов, какие формы работы способствуют успешному развитию данных результатов в процессе обучения грамоте.
Основываясь на теоретических данных проведена опытно-экспериментальная работа, основным направлением которой стало изучение процесса формирования регулятивные действий. Проведенные исследования позволили подтвердить выдвинутую гипотезу и сделать следующие выводы:
• в процессе обучения грамоте у первоклассников одним из главных направлений деятельности является развитие метапредметных регулятивных действий, которые являются базовой основой развития коммуникативных и познавательный умений. Школьники должны не только научиться читать и писать, но знать для чего это нужно не только на уроках, как можно использовать читательские и письменные умение за пределами стен школы;
• включение в обучающий процесс различных форм деятельности положительно влияет на развитие метапредметных регулятивных результатов, разнообразие форм проведения уроков привлекает внимание к предмету, повышает мотивацию к изучению, помогает в освоении сложных для ребенка тем;
• очень важен процесс включенности ребенка в образовательный процесс, он должен быть не просто получателем информации, а ее исследователем, преобразователем и пользователем не только в учебной деятельности, но и в жизни.
1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства : учебное пособие. Москва, Саратов: ПЕР СЭ, Ай Пи Эр Медиа, 2019. 432 с. С.96-98.
2. Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников : Экспериментально-педагогическое исследование. М. : Педагогика, 1984. 296 с.
3. Андрианова Г. А. Контроль и оценка метапредметных результатов обучения. // Вестник Института образования человека. 2017. №1. URL: http://eidos-institute.ru/journal/2017/100/ (дата обращения: 04.02.2020.).
4. Антонова Е. С. Методика преподавания русского языка (начальные классы) : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Антонова Е.С., Боброва С.В. М. : Издательский центр «Академия», 2015. 464с. C.30.
5. Афанасьева Н. В., Коптяева О.Н., Малухина Н.В. Программа стартовой диагностики универсальных учебных действий первоклассников. / Под ред. Н.В. Афанасьевой - Вологда : ВПК, 2011. 80 с.
6. Бойкина М. В. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе: Методические рекомендации / М. В. Бойкина, Ю. И. Глаголева. — СПб : КАРО, 2016. 128 с. (Петербургский вектор внедрения ФГОС НОО). С.54-55.
7. Берджес Д. Обучение как приключение. Как сделать уроки интересными и увлекательными. М. : «Альпина Диджитал», 2015. 201 с.
8. Воровщиков С. Г. Метапредметное учебное занятие: ресурс освоения обучающимися универсальных учебных действий / С.Г. Воровщиков, М.М. Новожилова, Н. П. Аверина, В.А. Гольдберг, Д.В. Татьянченко и др. : Учеб. пособие. - М. : УЦ «Перспектива», 2015. 274 с.
9. Воронцов А. Б. Организация учебного процесса в начальной школе : Методические рекомендации М. : ВИТА-ПРЕСС, 2011. 72 с. («Новые образовательные стандарты»).
10. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М. : Школа-Пресс, 1995. 448 с.
11. Громыко Ю. В. Метапредмет «Знак». Схематизация и построение знаков. Понимание символов : Учебное пособие для учащихся старших классов. — М. : Пушкинский институт, 2001. 288 с. (Мыследеятельностная педагогика).
12. Громыко Н. В. Метапредмет «Знание» : Учебное пособие для учащихся старших классов. М. : Пушкинский институт, 2001. 544 с. (Мыследеятельностная педагогика).
13. Громыко Н. В. Метапредмет «Проблема» : Учебное пособие для учащихся старших классов. М. : Пушкинский институт, 2001. 544 с. (Мыследеятельностная педагогика).
14. Гусейнов А. А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М. : Мысль, 1987. 589с.
15. Днепров, Э. Д. Ушинский и современность. - М., 2008. 224 с.
...