Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Арт-терапия как средство коррекции эмоционального состояния неработающих женщин

Работа №110155

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы80
Год сдачи2022
Стоимость4950 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
114
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты исследования эмоционального состояния неработающих женщин 11
1.1 Понятие «психологические границы личности» в
отечественной и зарубежной литературе: социально - психологический и философский анализ 11
1.2 Интегративная креативно-структурная психотерапия (ИКС)
в работе с психологической травмой 16
1.3 Арт-терапия как метод выявления ресурсов личности
в психокоррекционной работе 25
1.4 Психологическая работа: общая характеристика и подход
режиссируемой кинотерапии 30
Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи арт-терапии как средство коррекции эмоционального состояния неработающих женщин... 35
2.1 Организация эмпирического этапа исследования: обзор диагностических методик и характеристика группы, участвующей в исследовании 35
2.2 Реализация кинотерапии в коррекционной работе с
неработающими женщинами 46
2.3 Эмпирическое изучение эффективности кинотерапии в
отношении оптимизации эмоциональной сферы неработающих женщин 59
Заключение 70
Список используемой литературы 74


Актуальность исследования обусловлена потребностью изучения проблем психологического здоровья населения, которые подвержено влиянию безработицы. В группе риска в основном находятся неработающие женщины.
Основной проблемой является изменения самосознание. Для женщины, вступившей в брак, набор социальных ролей увеличивается (работающая - жена-мать), но сочетание их довольно затруднительно. Стремясь преуспевать в профессиональной и материнской деятельности, работающая женщина чувствует перегруз обязанностей, которые возлагаются на нее. Такое явление приводит к семейным проблемам, поскольку женщине необходимо мобилизовать все ресурсы, а это личностные, коммуникативные, социальные и материальные. В итоге, довольно из-за высокого уровня, женщина может себе позволить не работать и посвятить себя дому. К этому решению, женщина здраво и рассудительно понимает, что ее поджидает, в связи с этим решением.
Но вернемся к началу проблемы, такая жизнь тоже имеет свой «побочный эффект», который многие не берут в расчет, это в основном связанно с синдромом «день сурка». Монотонные вещи, появляющиеся с такой жизнью, дезадаптация от социальной жизни приводит к чувству ненужности, безразличии к жизни, финансовой незащищенности.
Из этого можно сделать вывод, что безработица имеет разрушительные последствия для личности и влияет на социальную стабильность общества в целом. По этой причине мы считаем, что задачи психологической помощи лицам этой категории должна строится на разработке эффективных психологических и лечебных современных достижениях психологических наук, методов и приемов психотехнологий.
Научные исследования на похожие проблемы, когда женщина, отказав себе в самореализации через профессиональную деятельность, тем самым выбрав роль домохозяйки, проводилось не так много. За последние несколько лет эта тема становиться актуальнее для исследований. Наша задача состоит в том, чтобы дополнить ряд научных исследований в науке «Психология здоровья».
Важный аспект понимания психического здоровья является растущий интерес в стране к разнообразным направлениям, методам и приемам психотерапии. Особый интерес проявляется направлению терапии через творчество, в частности арт-терапии. Объясняется это как гармонизация психологического развития внутреннего потенциала человека, естественного и искреннего проявления мыслей, чувств, настроения.
Психическое состояние хронически неработающих можно охарактеризовать как серьезное расстройство социальной и психологической адаптации, что сопровождается негативными эмоциями и наиболее характерным состоянием - стрессом не только для психики, но и для здоровья в целом (психосоматическим заболеваниям). Негативные изменения во внутренней среде при воздействии состояния хронического стресса приводит к головным болям, язвенным болезням, бронхиальным астмам и нейродермитам.
Терминология «стресс» многими научными исследователями рассматривалось, к примеру Г. Селье отсутствие стресса приравнивал к смерти [52, с. 30], а С. Селлс считал, что основа стрессовой ситуации - это утрата контроля, т.е. отсутствие реагирования индивида на адекватность данной ситуации [70, с. 286].
П. Фресс призывает называть стресс как самостоятельный тип эмоциональной ситуации [60, с.145]. То есть, используя этот термин в ответ на повторяющиеся или хронические ситуации, в которых могут возникнуть расстройства адаптации. Ю.С. Савенко описывает психическое напряжение как «состояние, при котором человек, осознает, что находиться в состоянии, препятствующем самореализацию» [51, с.97].
Наше эмпирическое наблюдение показывает, что среди лиц, находящихся в группе застойной и хронической безработицы, широко распространены такие черты личности, как повышенная тревожность, склонность к депрессии, трудности в общении, основанные на неуверенности в себе, низкой самооценки (комплекс неполноценности), в результате недостаточной личной зрелости.
Этот процесс зашел настолько далеко, что Международная классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10) такие расстройства адаптации определялись как «состояние субъективного беспокойства и эмоционального расстройства, которое мешает социальному функционированию и продуктивности, и возникает во время адаптации к серьезным жизненным изменениям или стрессовому событию» [27].
П.А. Бутковский писал, что методология арт-терапии относиться к воздействию на психику через впечатления, тем самым положительно себя показал в реабилитационной и социальной работе и отмечал, что «упражнение в любимых предметах в рисовании, живописи, возбуждает желательную силу» [10].
Использование такого метода показывает положительную динамику на развитие творческого потенциала, поскольку обладает способностями влиять на креативную и ценностно-смысловую сферу. Показано, арт-терапия помогает снять барьеры, так как предоставляется возможность самовыражению. Намеренное арт-терапевтическое воздействие подчеркивает ориентацию человека на творческие занятия, одним из которых является профессия.
Можно отметить, что исследования заключается в изучение разработать структурно-функциональную модель арт-терапии как средство поддержки неработающих женщин.
Из этого следует противоречие между, изучением актуальности о влиянии работы арт-терапии психоэмоционального состояния безработных женщин и малой освещенностью в научной психологической литературе этого вопроса. Как следствие недостаточной научной изученности проблемы можно отметить и отсутствие надежных и валидных диагностических инструментов, с помощью которых можно было бы измерить степень выраженности у личности данных психологических феноменов. Можно отметить и недостаточную представленность в научных литературных источниках способов и технологий психологической интервенции в целях оптимизации когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер личности для преодоления ограничивающих страхов и негативных убеждений.
Обозначенное противоречие позволило сформулировать проблему исследования, которая заключается в изучении эффективности арт-терапии в отношении коррекции эмоционального состояния неработающих женщин с такими нарушениями как, депрессия, апатия, низкая мотивированность, сужение пространства комфорта и нежелание выходить из него, зависимости, проблемы семьи как супружеские, так и межличностные, проблема одиночества, декомпенсация у нестабильных граждан, как токсичных, так и херофобов и, конечно, выгорание, потухание и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).
Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически изучить эффективность программы коррекции эмоционального состояния неработающих женщин, реализованных на основе арт-терапевтической методике.
Объект исследования: эмоциональное состояние женщин с длительным перерывом в трудовой деятельности.
Предмет исследования: влияние арт-терапевтических методик на коррекцию эмоционального состояния неработающих женщин .
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что кинотерапия как метод арт-терапии будет эффективна в преодолении дезадаптации, а также возвращение «целостности» сознания.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ отечественной и зарубежной научной литературы по проблеме дезадаптации личности.
2. Раскрыть сущностную характеристику эмоциональных состояний и их нарушений у безработных женщин.
3. Разработать и обосновать диагностический инструментарий для исследования выделенной проблемы.
4. Реализовать консультативные сессии с использованием технологий арт-терапии.
5. Провести анализ эффективности реализации метода арт-терапии в преодолении дезадаптации неработающих женщин более 4-х лет длительного перерыва в трудовой деятельности.
6. Сформулировать выводы о проделанной работе и результатах исследования.
Теоретико-методологические основы исследования.
При изучении взаимосвязи психологического здоровья неработающих женщин и эмоционального состояния, мы ссылались на теоретические аспекты проблемы дезадаптации раскрываются в исследованиях зарубежных ученых (Р.М. Барон, Дж. Белски, Дж. Боулби).
Для рассмотрения психического и социального развития личности, изучалась концепция Л.С. Выготского, Б.А. Вяткина, А.Н. Леонтьев и других. Для системного подхода к изучению личности и коррекции нарушений рассматривались работы Р.В. Кадырова, В.А. Кобзова, Ц.П. Короленко и Н.В. Дмитриева, В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша, Т.С. Леви.
Для описания рекомендаций по психологической помощи ссылались на основные идеи гуманистической психологии и методы личностно - ориентированной арт-терапии (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Н. Роджерс, Б. Мун, Ш. Макнифф, Д. Рин, М. Бетенски и других). Теории отечественных и зарубежных ученых в области изобразительного исскуства (Л.С. Выготский, B.C. Мухина, Ж. Пиаже и другие), арт-терапии (M. Naumburg, E. Kramer, F. Cane (арт-терапия), R. Laban (танцевально-двигательная терапия) и J. Alvin (музыкальная терапия) и многие другие).
Нами была разработана программа исследования, созданная с целью реализации поставленных задач. В рамках данной программы были использованы следующие методы:
1. Психодиагностические методы:
- Методика оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности;
- Методика субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюс;
- Опросник «Социально-психологической адаптации» Роджерса - Даймонда (Опросник СПА).
2. Методы математико-статистической обработки данных (описательная статистика, корреляционный анализ).
Эмпирической базой исследования являются респонденты проекта «Женские истории», в рамках которого проводилась консультативно - диагностические мероприятия по исследованию психологических особенностей трудоустройства женщин. В исследовании приняли участие 14 человек (в возрасте 24-45 лет). К участию приглашались с учетом схожих биографических параметров, а также профессиональных и социально-географических параметров (место жительство - Нижний Новгород, базовое высшее образование, семейное положение, общий стаж работы (если имеется), более 4-х лет длительного перерыва в трудовой деятельности.
Научная новизна исследования состоит в расширении психологических представлений о коррекции эмоционального состояния неработающих женщин. Реализована задача, связанная с разработкой диагностического инструментария в преодолении дезадаптации женщин после длительного перерыва в трудовой деятельности. Осуществлена эмпирическая проверка эффективности кинотерапии как метод в арт-терапии о возвращение «целостности» сознания, а также доказана ее эффективность.
Теоретическая значимость работы состоит в подробном рассмотрении и анализе специфики именно дезадаптации, их причин и особенностей проявления. Также предприняты попытки раскрыть механизм действия эмоционального состояния человека и его психические особенности в целом. Эмпирически подтверждена связь между арт-терапией и дезадаптацией после длительного перерыва в трудовой деятельность. Достоверно доказана эффективность реализации метода в арт-терапии в отношении эмоционального состояния личности, что позволяет рекомендовать ее к применению для достижения данных целей.
Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что проведенный анализ дезадаптации женщин после длительного перерыва в трудовой деятельности, может быть использовано при разработке коррекционно-развивающих программ, направленных на оптимизацию данных аспектов. Разработанные и апробированные методики изучения степени психического состояния хронически неработающих могут быть применены в практической деятельности психолога, а также послужить базисом для разработки иных диагностических средств измерения данных феноменов.
Научная достоверность результатов и обоснованность выводов исследования обеспечивается комплексным подходом к изучению теоретической и методологической основы исследования. Основной механизм - сублимация и трансформация дают возможность выразить и трансформировать личные внутренние конфликты, дополнить субъективный опыт. Механизм приводит к пониманию через выражение в наглядной форме содержания собственного внутреннего мира. Таким образом, представлена работа по преодолению дезадаптации на основе арт-терапевтических методов, которая способствует: повышению уровня адаптированности, уровня принятия себя и др.; повышению эмоционального комфорта; формированию внутреннего контроля; снижению уровня стремления уйти от реальности.
Участие автора в проведения исследования состоит в разработке диагностических методик и осуществлении психодиагностического процесса, реализации в консультационных сессиях с респондентами с использованием методик арт-терапии.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего периода исследования женщин более 4-х лет длительного перерыва в трудовой деятельности
На защиту выносятся следующие положения:
1. Психическое состояние хронически неработающих свидетельствует, как серьезное расстройство социальной и психологической адаптации.
2. Существует взаимосвязь между арт-терапией и дезадаптацией после длительного перерыва в трудовой деятельность, направленных на снижение степени выраженности данных когнитивных, эмоциональных и поведенческих проявлений.
3. Арт-терапия в работе эмоционального состояния неработающих женщин это абсолютно новая результативная технология, эффективная в отношении проработки с повышенной тревожностью, склонностью к депрессиям, трудностями в общении, основанные на неуверенности в себе, низкой самооценки (комплекс неполноценности).
4. Психологическое консультирование с использованием арт- терапевтических методик позволяет снижать степень тревожности и нормализовать эмоциональное состояние личности.
Структура работы представлена введением, двумя главами (теоретической и эмпирической), выводами, заключением, списком используемой литературы, включающим 72 источника. Объем основного текста составляет 80 страниц. В тексте представлены 10 рисунков и 9 таблиц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Актуальность исследования обусловлена потребностью изучения проблем психологического здоровья населения, которые подвержено влиянию безработицы. В группе риска в основном находятся неработающие женщины.
Основной проблемой является изменения самосознание. Для женщины, вступившей в брак, набор социальных ролей увеличивается (работающая - жена-мать), но сочетание их довольно затруднительно. Стремясь преуспевать в профессиональной и материнской деятельности, работающая женщина чувствует перегруз обязанностей, которые возлагаются на нее. Такое явление приводит к психологическим проблемам в семье, поскольку от родителей требуется мобилизация всех ресурсов (материальная, личностная, социально - коммуникативная). В итоге, довольно из -за высокого уровня, женщина может себе позволить не работать и посвятить себя дому. К этому решению, женщина здраво и рассудительно понимает, что ее поджидает, в связи с этим решением.
Но монотонные вещи, появляющиеся с такой жизнью и дезадаптация от социальной жизни приводит к чувству ненужности, безразличии к жизни, финансовой незащищенности.
Из этого можно сделать вывод, что безработица имеет разрушительные последствия для личности и влияет на социальную стабильность общества в целом. По этой причине мы считаем, что задачи психологической помощи лицам этой категории должна строится на разработке эффективных психологических и лечебных современных достижениях психологических наук, методов и приемов психотехнологий.
Научные исследования на похожие проблемы, когда женщина, отказав себе в самореализации через профессиональную деятельность, тем самым выбрав роль домохозяйки, проводилось не так много. За последние несколько лет эта тема становиться актуальнее для исследований. Наша задача состоит в том, чтобы дополнить ряд научных исследований в науке «Психология здоровья».
Именно это положение открывает перспективы для психологического вмешательства с целью оптимизировать эффективность жизнедеятельности человека.
В качестве одной из таких психологических стратегий интервенции нами была рассмотрена одна из методик арт-терапии.
Методы арт-терапии позволяет каждому человеку творить свою жизнь в прямом смысле этого слова: формировать счастье, рисовать грусть, писать о конфликтах, танцевать настроения. Каждый может реализовать свой потенциал и, как следствие, стать в гармонии с собой. Также для арт-терапии не требуется специальной подготовки.
Для участников психотерапевтической группы с использованием кинотерапии - способ помочь лучше понять себя. Эти занятия фокусируются в первую очередь на процессе, а не на результате и одна из задач метода помочь людям научиться распознавать и выражать свои эмоции. А артефакты, возникающие в ходе этого процесса, имеют лишь прикладное значение - служит материалом для анализа переживаний.
Арт-терапия успешно применяется в детской, взрослой, индивидуальной и семейной терапии для решения разнообразных межличностных и личных проблем, а также проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем.
Групповая арт-терапия способствует общению и социализации. Поэтому следует отметить, что данное исследование эмоционального состояния неработающих женщин и разработка арт - терапевтических программ по его преодолению является лишь одним из возможных направлений использования арт-терапии.
Для достоверности эффективности программы нами было проведено ряд исследований с использованием диагностических методик:
- Методика оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности;
- Методика субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюс;
- Опросник «Социально-психологической адаптации» Роджерса - Даймонда (Опросник СПА).
После проведения оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности у 75% испытуемых выявлен высокий уровень «психической активации», они прекрасно себя начали чувствовать, у некоторых появилось стремление выйти на работу.
По шкале «интереса» 75,4% испытуемых испытывают средний уровень интереса, многие на встрече нашли хобби благодаря чему появилась сосредоточенность и внимательность. К примеру, некоторые женщины нашли свое призвание в вязании, на фоне этого сдружились. Другие нашли себя в декупаже и рисовании. От этого следует и высокий уровень эмоционального тонуса 64,5%.
Напряжение нормализовалось до среднего уровня и преобладает у 67,7% домохозяек. Они чувствуют себя взволнованными - это в основном связанно с новыми изменениями личного психического состояния.
По результаты методики диагностики субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона после кинотерапии уровень одиночества у замужних женщин разного возраста выявило, что большинство обрели средний уровень и лишь двое остались высоком показателе уровня одиночества.
Это говорит о том, что большая часть замужних, неработающих женщин открыты к новому, обретение новых друзей и новых увлечений дало положительные результаты.
В группе 5 из 14 респондентов показали низкий уровень субъективного одиночества, это обусловлено низким уровнем тревожности у домохозяек посредством кинотерапии.
По опроснику «Социально-психологической адаптации» Роджерса - Даймонда в целом у респондентов наблюдается высокий уровень внутреннего контроля. Они прекрасно способны брать на себя личную ответственность, действовать самостоятельно, понимая при этом, что личная эффективность и достижения зависят от собственных усилий, и лишь в самых сложных случаях нуждается во внешней стимуляции и поддержке.
В результате психодиагностической работы получена психологическая информация, которая может быть использована при проведении психокоррекционной работы. Выявлена развитие волевых качеств, чувства уверенности в себе, в собственные силы. Увеличение жизненной активности в сфере самовыражения, контактов с другими людьми.
Предлагаемая нами программа коррекции может быть полезна всем специалистам, работающим с неработающими женщинами.
Результаты практических исследований показывают, что программа, специально разработанные для коррекции эмоциональной сферы неработающих женщин посредством кинотерапии, нивелируют их негативные эмоциональные состояния, такие как повышенный уровень тревожности, ряд страхов, нарастание эмоционального напряжения.



1. Аммон, Г. Психосоматическая терапия. СПб. : Речь, 2000. 240 с.
2. Арнтц А. Практическое руководство по схема-терапии. Методы работы с дисфунциональными режимами при личностных расстройствах / Перевод с англ. Е. Плотниковой; науч. ред. А. В. Черников. М. : Научный мир, 2016. 320 с.
3. Аткинсон Р. Л., Аткинсон Р. С., Смит Э. Е. и др. Введение в психологию / Под общ. ред. В. П. Зинченко, А. И. Назарова, Н. Ю. Спомиора. СПб. : Прайм - Еврознак, 2007. 816 с.
4. Афоризмы и цитаты о творчестве [Электронный ресурс]. URL: https://gr-vision.livejournal.com/110519.html(дата обращения: 08.06.2022).
5. Бариляк И. А. Арт-терапия и изо-деятельность в условиях дошкольного образовательного пространства// Психология профессионала: личность, деятельность, организация/ Коллективная монография под редакцией Т. А. Жалагинои, Л. Ж. Каравановой, Е. Д. Короткинои. Тверь: ТвГУ, 2014. С. 49 - 59.
6. Березин С. В. Кинотерапия и кинотренинг. Практическое пособие для психологов и социальных работников [Электронный ресурс]. URL: http://kinoterapia.info/wp-content/uploads/2016/01/berezin_kinoterapia_dlya_.pdf(дата обращения: 08.06.2022).
7. Бескова Д. А., Тхостов А. Ш. Телесность как пространственная структура // Междисциплинарные проблемы психологии телесности / Ред. - сост. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. М. : МЦИ, 2004. С. 133 - 148.
8. Бескова Д. А., Тхостов А. Ш. Телесность как пространственная структура // Психология телесности между душой и телом / ред. - сост. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. М. : АСТ: АСТ МОСКВА, 2007. С. 236 - 252.
9. Битянова М. Р., Азарова Т. В., Афанасьева Е. И. Работа психолога в начальной школе. М. : Совершенство, 1998. 352 с.
10. Бутковский П. А. Душевные болезни, изложенные сообразно
началам нынешнего учения психиатрии в общем и частном, теоретическом и практическом ее содержании. [Электронный ресурс]. URL:
http ://www.psychiatry.ua/books/actual/paper020.htm (дата обращения:
08.06.2022).
11. Винникотт Д. В. Игра и реальность. М. : Ин - т общегуманитар. исслед., 2017. 2008 с.
12. Гештальт - подход в терапии тревожно-фобических расстройств.
[Электронный ресурс]. URL: https://psymaster.spb.ru/articles/lekcziya-o-
geshtalt-terapii-trevozhno-fobicheskix-rasstrojstv-9.02.2018-v-levkovo.html (дата обращения: 12.04.2022).
13. Гештальт - терапия. [Электронный ресурс]. URL: https://psy.wikireading.ru/76312(дата обращения: 12.04.2022).
14. Гуревич П. С. Психология личности: учеб. пособие для студентов вузов. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 559 с.
15. Гычев А. В., Грицкевич Н. К., Кононова М. Е. Особенности психологических защитных механизмов и совладающего поведения у безработных (гендерный аспект) // Вестник ТГПУ. 2010. С. 98 - 101.
16. Зинкевич - Евстигнеева, Т. Д. Практикум по креативной терапии / Т. Д. Зинкевич - Евстигнеева, Т. М. Грабенко. СПб. : Речь. 2003. 400 с.
17. Инновации впсихологии. [Электронный ресурс]. URL:
https://viafuture.ru/katalog-idej/innovatsionnye-tehnologii-psihologii (дата
обращения: 12.04.2022).
18. Исцеление внутреннего ребёнка. [Электронный ресурс]. URL: https://psy-practice.com/publications/prochee/istselenie-vnutrennego-rebyenka(дата обращения: 12.04.2022).
19. Кадыров, Р. В. Посттравматическое стрессовое расстройство (PTSD) : учебник и практикум для вузов . М. : Юрайт, 2020. 644 с.
20. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб. : Речь, 2006. 160с.
21. Кобзов В. А. Динамика психической заболеваемости у военнослужащих по призыву на разных этапах военной службы. СПб. : НИПНИ им. В. М. Бехтерева, 2010. 285 с.
22. Кобзов В. А. Методы коррекции психического состояния в структуре психопрофилактического мониторинга военнослужащих. М. : 2011. 184 с.
23. Кобзов В. А. Организация психопрофилакгического мониторинга молодого пополнения Сухопутных войск России. Вестник психотерапии. 2013. № 48 (53). С. 90-97.
24. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Личностные и диссоциативные расстройства: расширение границ диагностики и терапии. Новосибирск: НГПУ, 2006. 448 с.
25. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Психоанализ и психиатрия. Новосибирск: НГПУ, 2003. 402 с.
26. Красин, С. Кинотерапия. Режиссируемая фильмотерапия:
[Электронный ресурс] URL: https://cinematherapy.org/obshhee-ponyatie-o-
kinoterapii-filmoterapii (дата обращения: 12.04.2022).
27. Кулганов В. А., Белов В. Г., Парфенов Ю. А. Прикладная
клиническая психология: учебное пособие. СПб. : СПбГИПСР, 2012. 444 с.
28. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М.
Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб. : Питер, 2001. 544 с.
29. Леви Т. С. Динамика психологических границ в процессе
личностно-развивающей работы, основанной на телесном движении // Культурно-историческая психология. 2009. № 1. С. 36 - 41.
30. Леви Т. С. Методика диагностики психологической границы личности // Вопросы психологии. 2013. № 1. С. 131 - 146.
31. Леви Т. С. Психологическая граница как телесный феномен. М. :
Бюллетень АТОП. 2007. № 9. С. 5 - 68.
32. Леви, Т. С. Телесная парадигма развития личностной аутентичности. М. : МосГУ, 2011. 190с.
33. Лобачев А. В. Метод коррекции нарушения адаптации у военнослужащих / А. В. Лобачев, К. К. Конюшенко, В. А. Кобзов // X Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы клиники, диагностики и лечения в многопрофильном лечебном учреждении», г. Санкт-Петербург, 20-21 апреля 2011 г. СПб. 2011. 204 с.
34. Макаров В. В. Психотерапия нового века. М. : Академический Проект, 2001. 496 с.
35. Малинина Е.В., Колмогорова В.В., Забозлаева И.В., Пилявская
О.И.. Гештальт психотерапия // Южно - Уральский государственный университет chelsma.ru / Челябинск. 2014. URL:
http://www.chelsma.ru/files/misc/geshtaltpsikhoterapija.pdf(дата обращения: 12.04.2022)
36. Малкина-Пых И. Г. Экстремальные ситуации. М. : Эксмо, 2005. 960 с.
37. Маргарет Малер С., Паин Ф., Бергман А. «Психологическое рождение человеческого младенца: Симбиоз и индивидуация», пер. Шадрова Е. А., Перова Е. А. М. : Когито- Центр, 2011. 413 с.
38. Марцинковская Т. Д. Психологические границы: история и современное состояние // Мир психологии. 2008. № 3. С. 55 - 62.
39. Методы арт-терапии в психологической коррекции профессиональной деформации личности [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-art-terapii-v-psihologicheskoy-korrektsii- professionalnoy-deformatsii-lichnosti(дата обращения: 08.06.2022).
40. Нартова-Бочавер, С. К. Понятие «психологическое пространство личности»: обоснование и прикладное значение // Психологический журнал. 2003. № 6. С. 27-36.
41. Нартова-Бочавер C. К. Психологическая суверенность и особенности межличностного общения // Социальная психология и общество. 2014. № 3. С. 42-50.
42. Подорога В. А. Выражение и смысл. Ландшафтные миры философии: Киркегор, Ницше. М. : Ad Marginem, 1995. 427 с.
43. Поиск методов и форм психологической помощи при посттравматических стрессовых расстройствах. [Электронный ресурс]. URL: https://studentopedia.ru/psihologiya/poisk-metodov-i-form-psihologicheskoj-pomoshi-pri-posttravmaticheskih-stressovih-rasstrojstvah--.html (дата обращения: 12.04.2022).
44. Посттравматическое стрессовое расстройство . [Электронный ресурс]. URL: https://med.wikireading.ru/17682? (дата обращения: 08.06.2022).
45. Применение кинотерапии в работе с детьми, имеющими
нарушение интеллекта [Электронный ресурс]. URL:
http://vital.lib.tsu.rU/manager/repository/vital:13449 (дата обращения:
08.06.2022).
46. Психологическая адаптация разведенных женщин [Электронный
ресурс]. URL:
https://knowledge.allbest.ru/psychology/2c0b65625b3ad69b4c53a88421216c26_2. html (дата обращения: 12.04.2022).
47. Психологические границы. Теоретический обзор. [Электронный ресурс]. URL: https://www.b17.ru/blog/310448/(дата обращения: 08.06.2022).
48. Путь к устойчивости: признание ресурсов и сильных сторон личности на основе арт-терапии. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?Id=44869689(дата обращения: 08.06.2022).
49. Ромек В. Г. Поведенческая психотерапия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведении? М. : Академия», 2002. 192 с.
50. Ромек В. Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. СПБ : Речь, 2002. 175 с.
51. Савенко, Ю. С. Проблема психологических компенсаторных механизмов и их типология. Проблемы клиники и патогенеза психических заболевании”. М. : Московский” НИИ психиатрии, 1974. 95-112 с.
52. Селье Г. Стресс без дистресса. М. : Прогресс, 1979. 123 с.
53. Стефани Ш. Ребенок в тебе должен обрести дом. М. : Эксмо, 2019. 304 с.
54. Сусанина, И. В. Введение в арт-терапию. М. : Когито-центр, 2007. 117 с.
55. Туманова О. И. Развитие и становление кинотерапии как инновационный метод в арт-терапии. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-i-stanovlenie-kinoterapii-kak-innovatsionnyy-metod-v-art-terapii/viewer (дата обращения: 12.04.2022).
56. Хорни К. Женская психология. СПБ.: Восточно-Европейский институт психоанализа, 1993. 224 с.
57. Шамшикова Е. О. Детерминация нарциссизма в организации психологического пространства личности // Вестник НГПУ. 2013. С. 24-35.
58. Шкляева Д. С. Теоретические основы исследования психологической границы личности. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-issledovaniya- psihologicheskoy-granitsy-lichnosti(дата обращения: 09.06.2022).
59. Шесть точных критериев ваших психологических границ.
[Электронный ресурс]. URL: https://econet.ru/articles/6-tochnyh-kriteriev-
vashih-psihologicheskih-granits (дата обращения: 12.04.2022).
60. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М. : Прогресс, 1970. Вып.5. С.128-132, 151-153.
61. Цитаты известных людей. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.citaty.net/tsitaty/2082090-viktor-frankl-kogda-my-bolshe-ne-v- sostoianii-izmenit-situatsiiu/(дата обращения: 08.06.2022).
62. Karkou, V. Arts Therapies in Schools: Research and Practice; Jessica Kingsley Publishers: London, UK, 2010. 271 - 279 p.
63. Kramer, E. Art as therapy with children. New York: Schocken Books, 1971. 254 p.
64. Kramer, E. The art therapist’s third hand: Reflections on art, art therapy, and society. American journal of Art therapy, 1986. 24 (3), 71 - 86 p.
65. Lusebrink, V. B. Assessment and therapeutic application of the expressive therapies continuum. Art Therapy: Journal of the American Art Therapy Association, 2010. 27(4), 166-170 p.
66. Mahler, M., Pine, F., & Bergman, A. The psychological birth of the human infant: Symbiosis and individuation. New York: Basic Books. 1975. 308 p.
67. Malchiodi, C. A. (2002). Using drawing in short-term assessment and intervention of child maltreatment and trauma. In A. Giardino (Ed.), Child maltreatment St. Louis: GW Medical Press, 2002. 3rd ed., 201- 220 p.
68. Moriya, D. Art Therapy in Schools; Moria D.: Ramat Hasharon, Israel, 2011. 33 - 46 p.
69. SarnoffL, Zimbardo P. G. Anxiety, Fear and Social Affiliation. Journal of Abnormal and Social Psychology. 1961. Vol. 62.
70. Sells S. B. On the nature of stress. - In: Social and. psychological factors in stress. N. Y., 1970. 134 - 139 p.
71. SUMMERFIELD, D. A critique of seven assumptions behind psychological trauma programmes in war-affected areas. Social Science & Medicine, 1999. 48 (10), 1449 - 1462 p.
72. Zuckerman M., Wheeler L. To dispel fantasies about the fantasy based measure of fear of success. Psychological Bulletin. 1975. Vol. 82. P. 932-946.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ