Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературного чтения в начальных классах
|
Работа носит методический характер.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы применения технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературного чтения в начальных классах 6
1.1 Понятие «критическое мышление» в научной литературе 6
1.2 Методические аспекты использования технологии развития критического мышления 12
1.3 Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературного чтения в начальных классах 18
Выводы по Главе 1 26
Глава 2 Практические аспекты применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературного чтения в начальных классах 27
2.1 Разработка технологической карты урока по теме «Стихотворение С.А. Есенина «Я покинул дом родной» 27
2.2 Разработка технологической карты урока по теме «Родная природа в стихотворениях С.А. Есенина – урок обобщение» 32
Выводы по Главе 2 38
Заключение 39
Библиографический список источников и литературы 40
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы применения технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературного чтения в начальных классах 6
1.1 Понятие «критическое мышление» в научной литературе 6
1.2 Методические аспекты использования технологии развития критического мышления 12
1.3 Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературного чтения в начальных классах 18
Выводы по Главе 1 26
Глава 2 Практические аспекты применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературного чтения в начальных классах 27
2.1 Разработка технологической карты урока по теме «Стихотворение С.А. Есенина «Я покинул дом родной» 27
2.2 Разработка технологической карты урока по теме «Родная природа в стихотворениях С.А. Есенина – урок обобщение» 32
Выводы по Главе 2 38
Заключение 39
Библиографический список источников и литературы 40
Современное информационное общество – период высоких технологий, требующий «всесторонне развитую, способную к критическому мышлению целостную личность, патриота с активной позицией, инноватора, способного изменять окружающий мир и учиться на протяжении жизни. Способность критически мыслить является ценным умением для человека XXI века, вынужденного практически непрерывно находиться под информационным давлением и многочисленными попытками информационного манипулирования сознанием граждан, в коммуникационных контактах с другими людьми и т.д. К этому прилагаются скорые социально-экономические изменения и трансформация ежедневного бытия. Обучение может стать основой для формирования и развития критического мышления учащегося при отборе целесообразных предметных методов и сочетания их с интерактивными технологиями обучения. Одной из них есть технология развития критического мышления (ТРКМ). Развитие критического мышления является одной из самых важных целей, достигаемых в образовательном процессе, в том числе и на уроках литературного чтения. Сказанное подтверждает актуальность темы исследования.
Подходы к развитию критического мышления у младших школьников раскрыты в научных трудах А.Г. Асмолова, А.И. Петровской, И.Л. Шишковой и др. Проблема применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературного чтения в начальных классах проанализирован в исследованиях Л.С. Медведчиковой, Л.М. Родионовой, Г.В. Сориной и др. и др. Методы и приемы применения технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературного чтения в начальных классах определены в работах С.В. Корпачева, Т.С. Майоровой и др.
В результате анализа научных источников по проблеме применения технологим развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературного чтения в начальных классах, мы пришли к выводу о существующем противоречии между осознанием педагогами обязательности развития критического мышления у младших школьников и отсутствием в собственном опыте учителя методических приемов для его целенаправленного развития на уроках литературного чтения.
Проблема исследования: как и какими способами развивать критическое мышление младших школьников на уроках литературного чтения.
Все вышесказанное позволило сформулировать тему исследования: «Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературного чтения в начальных классах».
Объектом исследования выступает образовательный процесс по литературному чтению в начальной школе.
Предмет исследования: технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературного чтения в начальных классах.
Цель данного исследования: определить особенности применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературного чтения в начальных классах.
Для конкретизации поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Изучить сущность понятия «технология развития критического мышления» и возможности их формирования на уроках литературного чтения в начальной школе.
2. Определить основные приемы и методы развития критического мышления через письмо и чтение у младших школьников на уроках литературного чтения.
3. Разработать технологические карты уроков литературного чтения для учащихся 3 класса с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Методы исследования: теоретические – анализ научных источников, методы классификации и аналогии, синтез и обобщение; экспериментальные – проектировочные – разработка технологических карт уроков литературного чтения.
Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка источников и литературы
Подходы к развитию критического мышления у младших школьников раскрыты в научных трудах А.Г. Асмолова, А.И. Петровской, И.Л. Шишковой и др. Проблема применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературного чтения в начальных классах проанализирован в исследованиях Л.С. Медведчиковой, Л.М. Родионовой, Г.В. Сориной и др. и др. Методы и приемы применения технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературного чтения в начальных классах определены в работах С.В. Корпачева, Т.С. Майоровой и др.
В результате анализа научных источников по проблеме применения технологим развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературного чтения в начальных классах, мы пришли к выводу о существующем противоречии между осознанием педагогами обязательности развития критического мышления у младших школьников и отсутствием в собственном опыте учителя методических приемов для его целенаправленного развития на уроках литературного чтения.
Проблема исследования: как и какими способами развивать критическое мышление младших школьников на уроках литературного чтения.
Все вышесказанное позволило сформулировать тему исследования: «Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературного чтения в начальных классах».
Объектом исследования выступает образовательный процесс по литературному чтению в начальной школе.
Предмет исследования: технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературного чтения в начальных классах.
Цель данного исследования: определить особенности применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературного чтения в начальных классах.
Для конкретизации поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Изучить сущность понятия «технология развития критического мышления» и возможности их формирования на уроках литературного чтения в начальной школе.
2. Определить основные приемы и методы развития критического мышления через письмо и чтение у младших школьников на уроках литературного чтения.
3. Разработать технологические карты уроков литературного чтения для учащихся 3 класса с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Методы исследования: теоретические – анализ научных источников, методы классификации и аналогии, синтез и обобщение; экспериментальные – проектировочные – разработка технологических карт уроков литературного чтения.
Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка источников и литературы
Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через чтение и письмо. Она представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания.
Отметим, что научиться критично мыслить не просто. Это не такая задача, которая выполняется на определенном этапе и дальше забывается. Не существует четкого перечня шагов, сделав которые, можно научиться критическому мышлению. Но существует ряд условий, которые педагогу необходимо создать в классе, а также несколько советов, которые должны придерживаться ученики для того, чтобы успешно приобщиться к процессу критического мышления. Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умением работать с вопросами. В то время как традиционное преподавание строится на готовых «ответах», которые преподносятся ученикам, технология развития критического мышления ориентирована на вопросы, как основную движущую силу мышления обучающихся.
В ходе работы по теме исследования были разработаны уроки литературного чтения (УМК «Начальная школа XXI века) для учащихся 3 класса. На уроке по теме «Стихотворение С.А. Есенина «Я покинул дом родной» были использованы следующие приемы ТРКМ: прием «Толстые и тонкие вопросы», прием «Кластер», прием «Сюрприз» (рефлексивное устное сочинение-схема). На уроке по теме «Родная природа в стихотворениях С.А. Есенина – урок обобщение» были использованы следующие стратегии Прием «Ассоциации», прием «Работа в впарах», прием «Дискуссия». ТРКМ: «Ромашка Блума».
Отметим, что научиться критично мыслить не просто. Это не такая задача, которая выполняется на определенном этапе и дальше забывается. Не существует четкого перечня шагов, сделав которые, можно научиться критическому мышлению. Но существует ряд условий, которые педагогу необходимо создать в классе, а также несколько советов, которые должны придерживаться ученики для того, чтобы успешно приобщиться к процессу критического мышления. Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умением работать с вопросами. В то время как традиционное преподавание строится на готовых «ответах», которые преподносятся ученикам, технология развития критического мышления ориентирована на вопросы, как основную движущую силу мышления обучающихся.
В ходе работы по теме исследования были разработаны уроки литературного чтения (УМК «Начальная школа XXI века) для учащихся 3 класса. На уроке по теме «Стихотворение С.А. Есенина «Я покинул дом родной» были использованы следующие приемы ТРКМ: прием «Толстые и тонкие вопросы», прием «Кластер», прием «Сюрприз» (рефлексивное устное сочинение-схема). На уроке по теме «Родная природа в стихотворениях С.А. Есенина – урок обобщение» были использованы следующие стратегии Прием «Ассоциации», прием «Работа в впарах», прием «Дискуссия». ТРКМ: «Ромашка Блума».
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ
ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ
«СИНТЕТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ»)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5760 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2020 - РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2013 - ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЙ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - Формирование критического мышления младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ЧТЕНИЮ И
КНИГЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование критического мышления в процессе воспитательной работы с обучающимися в суворовском училище
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020



