Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы применения технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературного чтения в начальных классах 6
1.1 Понятие «критическое мышление» в научной литературе 6
1.2 Методические аспекты использования технологии развития критического мышления 12
1.3 Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературного чтения в начальных классах 18
Выводы по Главе 1 26
Глава 2 Практические аспекты применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературного чтения в начальных классах 27
2.1 Разработка технологической карты урока по теме «Стихотворение С.А. Есенина «Я покинул дом родной» 27
2.2 Разработка технологической карты урока по теме «Родная природа в стихотворениях С.А. Есенина – урок обобщение» 32
Выводы по Главе 2 38
Заключение 39
Библиографический список источников и литературы 40
Современное информационное общество – период высоких технологий, требующий «всесторонне развитую, способную к критическому мышлению целостную личность, патриота с активной позицией, инноватора, способного изменять окружающий мир и учиться на протяжении жизни. Способность критически мыслить является ценным умением для человека XXI века, вынужденного практически непрерывно находиться под информационным давлением и многочисленными попытками информационного манипулирования сознанием граждан, в коммуникационных контактах с другими людьми и т.д. К этому прилагаются скорые социально-экономические изменения и трансформация ежедневного бытия. Обучение может стать основой для формирования и развития критического мышления учащегося при отборе целесообразных предметных методов и сочетания их с интерактивными технологиями обучения. Одной из них есть технология развития критического мышления (ТРКМ). Развитие критического мышления является одной из самых важных целей, достигаемых в образовательном процессе, в том числе и на уроках литературного чтения. Сказанное подтверждает актуальность темы исследования.
Подходы к развитию критического мышления у младших школьников раскрыты в научных трудах А.Г. Асмолова, А.И. Петровской, И.Л. Шишковой и др. Проблема применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературного чтения в начальных классах проанализирован в исследованиях Л.С. Медведчиковой, Л.М. Родионовой, Г.В. Сориной и др. и др. Методы и приемы применения технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературного чтения в начальных классах определены в работах С.В. Корпачева, Т.С. Майоровой и др.
В результате анализа научных источников по проблеме применения технологим развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературного чтения в начальных классах, мы пришли к выводу о существующем противоречии между осознанием педагогами обязательности развития критического мышления у младших школьников и отсутствием в собственном опыте учителя методических приемов для его целенаправленного развития на уроках литературного чтения.
Проблема исследования: как и какими способами развивать критическое мышление младших школьников на уроках литературного чтения.
Все вышесказанное позволило сформулировать тему исследования: «Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературного чтения в начальных классах».
Объектом исследования выступает образовательный процесс по литературному чтению в начальной школе.
Предмет исследования: технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературного чтения в начальных классах.
Цель данного исследования: определить особенности применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературного чтения в начальных классах.
Для конкретизации поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Изучить сущность понятия «технология развития критического мышления» и возможности их формирования на уроках литературного чтения в начальной школе.
2. Определить основные приемы и методы развития критического мышления через письмо и чтение у младших школьников на уроках литературного чтения.
3. Разработать технологические карты уроков литературного чтения для учащихся 3 класса с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Методы исследования: теоретические – анализ научных источников, методы классификации и аналогии, синтез и обобщение; экспериментальные – проектировочные – разработка технологических карт уроков литературного чтения.
Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка источников и литературы
Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через чтение и письмо. Она представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания.
Отметим, что научиться критично мыслить не просто. Это не такая задача, которая выполняется на определенном этапе и дальше забывается. Не существует четкого перечня шагов, сделав которые, можно научиться критическому мышлению. Но существует ряд условий, которые педагогу необходимо создать в классе, а также несколько советов, которые должны придерживаться ученики для того, чтобы успешно приобщиться к процессу критического мышления. Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умением работать с вопросами. В то время как традиционное преподавание строится на готовых «ответах», которые преподносятся ученикам, технология развития критического мышления ориентирована на вопросы, как основную движущую силу мышления обучающихся.
В ходе работы по теме исследования были разработаны уроки литературного чтения (УМК «Начальная школа XXI века) для учащихся 3 класса. На уроке по теме «Стихотворение С.А. Есенина «Я покинул дом родной» были использованы следующие приемы ТРКМ: прием «Толстые и тонкие вопросы», прием «Кластер», прием «Сюрприз» (рефлексивное устное сочинение-схема). На уроке по теме «Родная природа в стихотворениях С.А. Есенина – урок обобщение» были использованы следующие стратегии Прием «Ассоциации», прием «Работа в впарах», прием «Дискуссия». ТРКМ: «Ромашка Блума».
1. Арепьева, Е. В. Применение технологии «чтение и письмо для развития критического мышления» на различных уроках в начальной школе / Е. В. Арепьева // Вестник научных конференций. – 2017. – № 1-5 (17). – С. 13-16.
2. Бутенко, А. В. Критическое мышление: метод, теория, практика / А. В. Бутенко, Е. А. Ходос. – М.: Мирос, 2012. – 254 с.
3. Волошина, Г. А. Эффективность применения технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе / Г. А. Волошина // В сборнике: II Всероссийский форум молодых исследователей. Сборник статей II Всероссийского форума молодых исследователей. – 2020. – С. 141-145.
4. Галиева, Д. Ф. Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках в начальной школе / Д. Ф. Галиева // В сборнике: Новые технологии в образовании. Материалы XXV Международной научно-практической конференции. Сборник научных трудов. Научный редактор С. П. Акутина. – 2017. – С. 11-14.
5. Дербенева, Г. В. Формирование читательской грамотности обучающихся начальной школы с использованием технологии развития критического мышления / Г. Б. Дербенева // В сборнике: Педагогика, психология, общество: от теории к практике. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Чебоксары, 2022. – С. 108-110.
6. Думлер, Н. М. Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе / Н. М. Думлер // В сборнике: Наука сегодня: факты, тенденции, прогнозы. материалы международной научно-практической конференции. Научный центр «Диспут». – 2017. – С. 25-26.
7. Ефимова, К. Ю. Применение элементов технологии развития критического мышления на библиотечных уроках в начальной школе / К. Ю. Ефимова // В сборнике: Образовательный потенциал. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 177-179.
8. Заир-Бек, С. И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / 2-е изд., дораб. / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
9. Заузолкова, С. Л. Использование элементов технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе / С. Л. Заузолкова // В сборнике: Векторы образования: от традиций к инновациям. материалы V Всероссийской научно-практической конференции. Анапский филиал ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». –2018. – С. 195-198.
10. Карпачёв, С. В. Использование приемов технологии развития критического мышления посредством чтения и письма на уроках русского языка (из опыта работы) / С. В. Карпачев // Молодой ученый. – 2014. – №2. – С. 274-277
11. Карпук, В. А. Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе / В. А. Карпук // В сборнике: Педагогические инновации. 2020. сборник статей Международного профессионально-исследовательского конкурса. –Петрозаводск, 2020. – С. 259-267.
12. Ложкина, Т. В. Применение технологии развития критического мышления как средство повышения учебной мотивации обучающихся на уроках в начальной школе / Т. В. Ложкина // Научно-методическая работа в образовательной организации. – 2018. – № 3 (3). – С. 123-125.
13. Майорова, Т. С. Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе / Т. С. Майорова // Современное образование: наука и практика. – 2020. – № 2 (15). – С. 43-46.
14. Маклаева, Э. В. Применение технологии развития критического мышления в начальной школе / Э. В. Маклаева // В сборнике: Мир, открытый детству. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Отв. редактор Е.В. Коротаева. – Екатеринбург, 2021. – С. 214-219.
15. Медведчикова, Л. С. Использование технологии развития критического мышления через чтение на уроках в начальной школе / Л. С. Медведчикова // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2016. – № T39. – С. 32-40.
16. Муштавинская, И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учебно-методическое пособие / И. В. Муштавинская. – СПб.: КАРО, 2014. – 144 с.
17. Петровская, А. И. Технология критического мышления / А. И. Петровская. – Волгоград: Учитель, 2015. – 205 с.
18. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат. – М. Академия, 2013 – 272 с.
19. Родионова, Л. М. Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе / Л. М. Родионова // В сборнике: Традиции и инновации в начальном образовании. материалы региональной научно-практической конференции. – 2017. – С. 228-231.
20. Сафарова, Л. Р. Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе / Л. Р. Сафарова // Студенческий. –2020. – № 18-3 (104). – С. 13-14.
21. Сорина, Г. В. Критическое мышление: история и современный статус / Г. В. Сорина // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. – № 6. – 2013. – С. 97-110.
22. Спиридонова, Л. Н. Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе / Л. Н. Спиридонова // В сборнике: Методолого-теоретический и технологический ресурс развития информационно-образовательной среды. Сборник IX Международной научно-методической конференции. – 2018. – С. 110-113.
23. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). – М.: Просвещение, 2022. – 50 с.
24. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2015. – 159 с.
25. Шишкова, И. Л. Современные педагогические технологии / И. Л. Шишкова. – Волгоград: Учитель. 2015. – 362 с.
26. Халперн, Д. Психология критического мышления / Д. Халперн. – СПб: Питер, 2015. – 412 с.