Методические особенности формирования финансовой грамотности при обучении математике в 7-ых классах
|
Период изготовления: январь 2023 год.
Учебное заведение: неизвестно.
Проведено экспериментальное исследование.
Выборка: 40 учащихся 7-х классов – 20 учащихся 7-го класса «А» (11 мальчиков и 9 девочек) составили контрольную группу, 20 учащихся 7-го класса «Б» (8 мальчиков и 12 девочек) составили экспериментальную группу.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы формирования финансовой грамотности в процессе обучения математики в 7-х классах 6
1.1 Теоретические основы формирования финансовой грамотности в школе 6
1.2 Анализ УМК по математике в 7-х классах по вопросу формирования финансовой грамотности 13
1.3 Методы и приемы формирования финансовой грамотности на занятиях по математике в 7-х классах 19
Глава 2. Экспериментальное исследование условий формирования финансовой грамотности в процессе обучения математики учащихся основной школы 29
2.1 Система работы по формированию финансовой грамотности учащихся в процессе обучения математики учащихся 7-х классов 29
2.2 Анализ уровня сформированности финансовой грамотности у учащихся 7-х классов 49
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ А 69
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 78
ПРИЛОЖЕНИЕ В 79
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 80
Учебное заведение: неизвестно.
Проведено экспериментальное исследование.
Выборка: 40 учащихся 7-х классов – 20 учащихся 7-го класса «А» (11 мальчиков и 9 девочек) составили контрольную группу, 20 учащихся 7-го класса «Б» (8 мальчиков и 12 девочек) составили экспериментальную группу.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы формирования финансовой грамотности в процессе обучения математики в 7-х классах 6
1.1 Теоретические основы формирования финансовой грамотности в школе 6
1.2 Анализ УМК по математике в 7-х классах по вопросу формирования финансовой грамотности 13
1.3 Методы и приемы формирования финансовой грамотности на занятиях по математике в 7-х классах 19
Глава 2. Экспериментальное исследование условий формирования финансовой грамотности в процессе обучения математики учащихся основной школы 29
2.1 Система работы по формированию финансовой грамотности учащихся в процессе обучения математики учащихся 7-х классов 29
2.2 Анализ уровня сформированности финансовой грамотности у учащихся 7-х классов 49
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ А 69
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 78
ПРИЛОЖЕНИЕ В 79
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 80
Актуальность исследования. Семейный бюджет, процентная ставка кредитования, долг, прибыль и многие другие понятия сегодня слышит каждый из нас, и даже у взрослого человека порой возникают вопросы, когда он слышит тот или иной экономический термин, а со сколькими аферами и другими «убыточными ситуациями» приходится сталкиваться человеку, и всему виной является финансовая необразованность населения.
Согласно, обновленному ФГОС ООО с 5-го по 9-й классы введено обязательное преподавание финансовой грамотности. Согласно ФГОС ООО, финансовая грамотность не выделяется в отдельный предмет, а интегрируется в разные учебные дисциплины, в том числе и в уроки математики [2, с. 6]. Овладение финансовой грамотностью помогут учащимся не только грамотно решать финансовые проблемы, но и повышать уровень благополучия – как свой собственный, так и населения в целом.
Введение изучения финансовой грамотности учащихся 5-9 классов обусловлено разными факторами, одним из которых является недостаточный уровень финансовой грамотности учащихся по результатам международного мониторинга качества общего образования PISA. С 2012 года обучающиеся российских школ принимают участие в международном мониторинговом исследовании качества общего образования PISA. Среди областей функциональной грамотности, уровень которых оценивается в процессе исследования, есть также финансовая грамотность. Последнее исследование проводилось в 2018 году, в котором принимали участие подростки в возрасте пятнадцати лет из 20 стран мира. По итогам исследования, обучающиеся в России заняли десятое место [53]. С заданиями повышенного уровня сложности справилось лишь 34,3% обучающихся. Несмотря на повышение среднего балла, по сравнению с результатами предыдущих лет, положение Российской Федерации имеет недостаточно высокий уровень среди других стран. Это обуславливает актуальность изучения проблемы формирование финансовой грамотности при обучении математике в основной школе.
Степень разработанности проблемы. Сущность понятия «финансовая грамотность» раскрыта в трудах научного сотрудника ВолНЦ РАН Г.В. Белеховой, педагога-практика, кандидата педагогических наук И. Крыловой, кандидата педагогических наук М.Н. Никулиной, академика РАНХиГС Н.В. Деминой и др. Старшим научным сотрудником, кандидатом педагогических наук., ст.н.с. Института стратегии развития образования Российской академии образования Н.И. Городецкой, магистром экономики и финансов (Университет Оксфорда) А. Ждановой, стратегическим координатором проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» Министерства финансов А.В. Зеленцовой, кандидатом педагогических наук Е.А. Седовой и др. обсуждается вклад школьного математического образования в государственную программу повышения финансовой грамотности школьников. В публикациях указано, что задачи с финансовым содержанием могут применяться на всех этапах процесса обучения от демонстрации возможностей математики для решения повседневных задач до создания проблемных ситуаций, для разрешения которых требуется углубление математической теории, но реализация этих дидактических возможностей связана с согласованием учебных программ и учебных планов по математике и по обществознанию. В работах руководителя Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования», к.п.н. Г.С. Ковалевой, кандидата педагогических наук О.В. Кривонос, старшего сотрудника кафедры «педагогика» РАНХиГС С.Н. Меньшиковой и др. анализируется содержание учебно-методической литературы по формированию финансовой грамотности в школе. Раскрыты широкие педагогические возможности курса, обозначены существующие проблемы: информационный компонент содержания значительно превалирует над деятельностным компонентом; в структуре заданий предпочтение отдается заданиям репродуктивного типа в ущерб заданиям творческим.
Цель исследования – изучение методические особенностей формирования финансовой грамотности при обучении математике в 7-х классах.
Объект исследования – обучение математике в 7-х классах.
Предмет исследования – формирование финансовой грамотности при обучении математике в 7-х классах.
Гипотеза исследования: если в процессе обучения математики в 7-х классах использовать комбинации различных форм и методов организации учебной деятельности, применять широкий перечень наглядных материалов, делать акцент на стимулировании творческих способностей и инициативности обучаемых, то это позволит повысить интерес к учебному процессу у учащихся 7-х классов.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть подходы к понятию «финансовая грамотность».
2. Определить педагогические условия формирования финансовой грамотности учащихся в процессе изучения математики в 7-х классах.
3. Проанализировать УМК по математике в 7-м классе по вопросу формирования финансовой грамотности.
4. Разработать и провести тестирование для учащихся 7-х классов, направленное на выявление знаний основ финансовой грамотности и умения применять изученный материал программы по математике в задачах финансовой направленности.
5. Разработать и апробировать набор заданий по формированию финансовой грамотности на уроках математики в 7-х классах.
6. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы по апробации набора заданий по формированию финансовой грамотности на уроках математики в 7-х классах.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической, научно-методической, учебной литературы, нормативных документов, материалов научно-практических конференций; изучение опыта работы педагогов; эмпирические: педагогическое наблюдение, беседа, опрос; опытно-поисковая работа, анализ и обобщение опытных данных.
База исследования:
Выборка: 40 учащихся 6-х классов – 20 учащихся 7-го класса «А» (10 мальчиков и 10 девочек) составили контрольную группу, 20 учащихся 7-го класса «Б» (11 мальчиков и 9 девочек) составили экспериментальную группу.
Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретические положения доведены до уровня практического применения: разработаны задания для учащихся 7 класса, которые нацелены на формирование навыков у данной возрастной группы, необходимых для финансовой грамотности человека.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка литературы и приложений.
Согласно, обновленному ФГОС ООО с 5-го по 9-й классы введено обязательное преподавание финансовой грамотности. Согласно ФГОС ООО, финансовая грамотность не выделяется в отдельный предмет, а интегрируется в разные учебные дисциплины, в том числе и в уроки математики [2, с. 6]. Овладение финансовой грамотностью помогут учащимся не только грамотно решать финансовые проблемы, но и повышать уровень благополучия – как свой собственный, так и населения в целом.
Введение изучения финансовой грамотности учащихся 5-9 классов обусловлено разными факторами, одним из которых является недостаточный уровень финансовой грамотности учащихся по результатам международного мониторинга качества общего образования PISA. С 2012 года обучающиеся российских школ принимают участие в международном мониторинговом исследовании качества общего образования PISA. Среди областей функциональной грамотности, уровень которых оценивается в процессе исследования, есть также финансовая грамотность. Последнее исследование проводилось в 2018 году, в котором принимали участие подростки в возрасте пятнадцати лет из 20 стран мира. По итогам исследования, обучающиеся в России заняли десятое место [53]. С заданиями повышенного уровня сложности справилось лишь 34,3% обучающихся. Несмотря на повышение среднего балла, по сравнению с результатами предыдущих лет, положение Российской Федерации имеет недостаточно высокий уровень среди других стран. Это обуславливает актуальность изучения проблемы формирование финансовой грамотности при обучении математике в основной школе.
Степень разработанности проблемы. Сущность понятия «финансовая грамотность» раскрыта в трудах научного сотрудника ВолНЦ РАН Г.В. Белеховой, педагога-практика, кандидата педагогических наук И. Крыловой, кандидата педагогических наук М.Н. Никулиной, академика РАНХиГС Н.В. Деминой и др. Старшим научным сотрудником, кандидатом педагогических наук., ст.н.с. Института стратегии развития образования Российской академии образования Н.И. Городецкой, магистром экономики и финансов (Университет Оксфорда) А. Ждановой, стратегическим координатором проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» Министерства финансов А.В. Зеленцовой, кандидатом педагогических наук Е.А. Седовой и др. обсуждается вклад школьного математического образования в государственную программу повышения финансовой грамотности школьников. В публикациях указано, что задачи с финансовым содержанием могут применяться на всех этапах процесса обучения от демонстрации возможностей математики для решения повседневных задач до создания проблемных ситуаций, для разрешения которых требуется углубление математической теории, но реализация этих дидактических возможностей связана с согласованием учебных программ и учебных планов по математике и по обществознанию. В работах руководителя Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования», к.п.н. Г.С. Ковалевой, кандидата педагогических наук О.В. Кривонос, старшего сотрудника кафедры «педагогика» РАНХиГС С.Н. Меньшиковой и др. анализируется содержание учебно-методической литературы по формированию финансовой грамотности в школе. Раскрыты широкие педагогические возможности курса, обозначены существующие проблемы: информационный компонент содержания значительно превалирует над деятельностным компонентом; в структуре заданий предпочтение отдается заданиям репродуктивного типа в ущерб заданиям творческим.
Цель исследования – изучение методические особенностей формирования финансовой грамотности при обучении математике в 7-х классах.
Объект исследования – обучение математике в 7-х классах.
Предмет исследования – формирование финансовой грамотности при обучении математике в 7-х классах.
Гипотеза исследования: если в процессе обучения математики в 7-х классах использовать комбинации различных форм и методов организации учебной деятельности, применять широкий перечень наглядных материалов, делать акцент на стимулировании творческих способностей и инициативности обучаемых, то это позволит повысить интерес к учебному процессу у учащихся 7-х классов.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть подходы к понятию «финансовая грамотность».
2. Определить педагогические условия формирования финансовой грамотности учащихся в процессе изучения математики в 7-х классах.
3. Проанализировать УМК по математике в 7-м классе по вопросу формирования финансовой грамотности.
4. Разработать и провести тестирование для учащихся 7-х классов, направленное на выявление знаний основ финансовой грамотности и умения применять изученный материал программы по математике в задачах финансовой направленности.
5. Разработать и апробировать набор заданий по формированию финансовой грамотности на уроках математики в 7-х классах.
6. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы по апробации набора заданий по формированию финансовой грамотности на уроках математики в 7-х классах.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической, научно-методической, учебной литературы, нормативных документов, материалов научно-практических конференций; изучение опыта работы педагогов; эмпирические: педагогическое наблюдение, беседа, опрос; опытно-поисковая работа, анализ и обобщение опытных данных.
База исследования:
Выборка: 40 учащихся 6-х классов – 20 учащихся 7-го класса «А» (10 мальчиков и 10 девочек) составили контрольную группу, 20 учащихся 7-го класса «Б» (11 мальчиков и 9 девочек) составили экспериментальную группу.
Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретические положения доведены до уровня практического применения: разработаны задания для учащихся 7 класса, которые нацелены на формирование навыков у данной возрастной группы, необходимых для финансовой грамотности человека.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка литературы и приложений.
Под финансовой грамотностью понимается способность человека достигать финансового благосостояния и принимать участие в экономической жизни, основанная на наличии одного или нескольких (в разных сочетаниях) элементов: финансовых знаний, финансовых навыков, финансовых установок.
В школьных учебниках и задачниках по математике недостаточно заданий, связанных с планированием семейного бюджета, налогами, доходами, расходами, страхованием и т.п. Так сложилось, что вопросам управления личными денежными средствами школа до сих пор практически не уделяет внимания. Выпускник основной школы сегодня, как правило, не подготовлен к пользованию деньгами при том, что деньги являются важной и неотъемлемой частью взаимоотношений в обществе.
Наряду с опорой на источники финансового права (когда и в какие финансовые отношения можно или нельзя вступать), финансовая грамотность включает в себя и математическую составляющую – умение производить расчеты и делать оценки, или предварительные расчеты. Школьная математика дает весь необходимый для этого аппарат: школьники 7 класса уже знакомы с дробями, долями и процентами, имеют необходимые вычислительные навыки. Позже в школьном курсе появляется геометрическая прогрессия, функции и графики, элементы теории вероятностей и статистики – в общем, все, что необходимо для решения большинства жизненных задач, связанных с личными или семейными финансами.
В ходе экспериментального исследования было установлено, что учащихся 7-х классов уровень сформированности финансовой грамотности в основном средний и низкий. На основе результатов констатирующего этапа экспериментального исследования в уроки математики учащихся 7-го класса были включены задания и задачи по формированию основ финансовой грамотности. Также работа проводилась в рамках внеурочной деятельности по математики. С этой целью был разработан сборник математических задач «Основы финансовой грамотности» для учеников 7-х классов, который содержит задачи разного уровня сложности, охватывающие основные содержательные блоки финансовой грамотности.
После того, как было реализовано содержание формирующего этапа экспериментального исследования, в ходе которого на уроках математики в экспериментальной группы с учащимися были решены задачи разработанного сборника по основам финансовой грамотности, был проведен контрольный этап. Анализ результатов контрольного этапа экспериментального исследования показал, что у учащихся экспериментальной группы значительно увеличилось количество учащихся с высоким уровнем сформированности финансовой грамотности, в контрольной группе также прослеживается положительная динамика, однако она незначительна. Следовательно, включение в уроки математики 7 класса задач по основам финансовой грамотности создает условия для формирования у учащихся навыков распределения доходов и расходов семейного бюджета, умений определения лучших условий кредитования, умений распоряжаться личными финансовыми средствами и т.д.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
В школьных учебниках и задачниках по математике недостаточно заданий, связанных с планированием семейного бюджета, налогами, доходами, расходами, страхованием и т.п. Так сложилось, что вопросам управления личными денежными средствами школа до сих пор практически не уделяет внимания. Выпускник основной школы сегодня, как правило, не подготовлен к пользованию деньгами при том, что деньги являются важной и неотъемлемой частью взаимоотношений в обществе.
Наряду с опорой на источники финансового права (когда и в какие финансовые отношения можно или нельзя вступать), финансовая грамотность включает в себя и математическую составляющую – умение производить расчеты и делать оценки, или предварительные расчеты. Школьная математика дает весь необходимый для этого аппарат: школьники 7 класса уже знакомы с дробями, долями и процентами, имеют необходимые вычислительные навыки. Позже в школьном курсе появляется геометрическая прогрессия, функции и графики, элементы теории вероятностей и статистики – в общем, все, что необходимо для решения большинства жизненных задач, связанных с личными или семейными финансами.
В ходе экспериментального исследования было установлено, что учащихся 7-х классов уровень сформированности финансовой грамотности в основном средний и низкий. На основе результатов констатирующего этапа экспериментального исследования в уроки математики учащихся 7-го класса были включены задания и задачи по формированию основ финансовой грамотности. Также работа проводилась в рамках внеурочной деятельности по математики. С этой целью был разработан сборник математических задач «Основы финансовой грамотности» для учеников 7-х классов, который содержит задачи разного уровня сложности, охватывающие основные содержательные блоки финансовой грамотности.
После того, как было реализовано содержание формирующего этапа экспериментального исследования, в ходе которого на уроках математики в экспериментальной группы с учащимися были решены задачи разработанного сборника по основам финансовой грамотности, был проведен контрольный этап. Анализ результатов контрольного этапа экспериментального исследования показал, что у учащихся экспериментальной группы значительно увеличилось количество учащихся с высоким уровнем сформированности финансовой грамотности, в контрольной группе также прослеживается положительная динамика, однако она незначительна. Следовательно, включение в уроки математики 7 класса задач по основам финансовой грамотности создает условия для формирования у учащихся навыков распределения доходов и расходов семейного бюджета, умений определения лучших условий кредитования, умений распоряжаться личными финансовыми средствами и т.д.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022



