Введение 2
Глава 1. Теоретический анализ проблемы психологического сопровождения деятельности педагогов ДОУ по активизации содержательности сюжетно-ролевой игры дошкольников 10
1.1 Психологическое сопровождение как вид деятельности практического психолога ДОУ 10
1.2 Дошкольный возраст как значимый период социализации ребенка 14
1.3 Сюжетно-ролевая игра и ее значение для психического и личностного развития детей дошкольного возраста 22
Выводы по первой главе 29
Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности программы сопровождения деятельности педагогов ДОУ по активизации содержательности сюжетно-ролевой игры дошкольников 32
2.1 Организация и методы исследования 32
2.2 Эмпирическое изучение уровня сформированности игровых умений детей и готовности педагогов ДОУ к активизации содержательности сюжетно-ролевой игры дошкольников 35
2.3 Разработка и апробация программы сопровождения деятельности педагогов ДОУ по активизации содержательности сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста 49
2.4 Анализ эффективности апробированной программы сопровождения деятельности педагогов по активизации содержательности сюжетно-ролевой игры дошкольников 65
Выводы по второй главе 70
Заключение 74
Список используемой литературы 79
Актуальность исследования. С поступлением ребенка в дошкольное образовательное учреждение начинается новый этап его социализации, характеризующийся расширением социальной среды - здесь, помимо родителей и ближайших родственников, в жизни ребенка появляются воспитатели, педагоги, другие взрослые, сверстники.
В детские периоды развития ребенка - от раннего детства к дошкольному возрасту - ведущая деятельность детей претерпевает изменения. От предметно-манипулятивной деятельности в раннем возрасте деятельность переходит в игровую, последовательно усложняясь до сюжетно-ролевой игры.
Значение сюжетно-ролевой игры дошкольника велика. В процессе ее осуществления ребенок социализируется, овладевает важными социальными навыками - общения, взаимодействия, построение коммуникации и т.д. В силу своего возраста, ребенок не может моделировать социальные отношения, которые существуют в мире взрослых людей, в связи с этим реализацию этой потребности и навыки социализации он приобретает именно в игре со сверстниками, преобразуя сюжеты из реальной жизни в игровые.
В настоящее время ситуация сложилась так, что образовательные программы для дошкольников, ориентированные на психическое развитие ребёнка, диктуют воспитателям и педагогам дошкольного образования увеличивать объем занятий, делая упор на развитии интеллектуальной сферы, в ущерб времени, затрачиваемому ребенком на игру, а, следовательно, в ущерб психическому, эмоциональному и социальному развитию. Социально-психологический мониторинг, проведенный в 20172018 гг. в дошкольных учреждениях г.о. Тольятти, позволил обнаружить определенную взаимосвязь между сформированностью сюжетно-ролевых игр дошкольников и проблемами в организации, руководстве педагогами игровой деятельностью.
Современные исследования позволили выделить ряд причин существующих негативных тенденций в развитии и организации сюжетноролевой игры дошкольников. К ним можно отнести, во-первых, отсутствие в сознании взрослых - родителей и воспитателей - понимания ценности совместной игры детей, во-вторых, неконструктивная позиция воспитателя, где он присутствует либо как пассивный наблюдатель, либо как «режиссер», диктующий действия и поведение ребенка в игре, в-третьих, наличие в среде чрезмерно детализированных игрушек и атрибутов, наталкивающих детей на совершение манипулятивных действий, в-четвертых, недостаточное количество неоформленного игрового материала, стимулирующего воображение ребенка и способного стать предметами-заместителями.
Большое влияние личностных качеств значимого взрослого (родителя и воспитателя) на формирующуюся личность дошкольника отмечали в своих трудах Л.С. Выготский [26], Л.И. Божович [12], А.В. Петровский [14], Д.Б. Эльконин [101] и многие другие. Именно педагог, свободный от установок, умеющий встать на позицию ребенка, сможет эффективно выстроить процесс взаимодействия с ним, а между детьми создать доброжелательные отношения. Педагог, ориентированный на развитие и реализацию, будет стремиться побуждать детей к самовыражению и личностному росту, что будет, несомненно, способствовать его развитию и социализации. В свою очередь, направленность педагога на собственное развитие и самореализацию - это мощный мотив к проявлению его креативности в деятельности. Творчески подходя к обогащению сюжетов и введение новых, к организации предметно-пространственной среды, к приемам руководства, к выстраиванию отношений между детьми, возможно увидеть творческую игру и у дошкольников.
В современной педагогической науке существует несколько подходов к организации сюжетно-ролевой игры дошкольников. Элементы педагогических технологий сюжетно-ролевых игр были заложены отечественными педагогами А.П. Усовой [92], Р.И. Жуковской [95], Д.В. Менджерицкой [54] и др.
Несмотря на изученность проблемы детской игры и разработанности программ развития ребенка, этот аспект приобретает новую актуальность. Это обусловлено в основном обостряющимся противоречием - научная и практическая психолого-педагогическая изученность проблемы сюжетноролевой игры не приводит, к сожалению, к высоким показателям развитости этого вида детальности у современных дошкольников. Напротив, исследования показывают, что качество игры, богатство, ее место в жизни ребенка совсем не имеет показателей хорошего развития, а, следовательно, игра и не несет в себе развивающего потенциала. В новом федеральном образовательном стандарте (ФГОС ДО) предъявляются новые требования к развитию личности ребёнка, которая должна развиваться посредством активизации всех видов деятельности детей, и особенно игровой, ведущей, деятельности [94]. В Стандарте также отмечается необходимость уделять высокое внимание сюжетно-ролевой игре, ее содержательной стороне, как наиболее развивающей детей деятельности, влияющей на развитие когнитивной, эмоционально-волевой, морально-нравственной и социальнокоммуникативной сфер личности дошкольника. Активизация этой деятельности становится возможной при изменении позиций педагогов к значимости игры детей и внедрение в педагогическую деятельность осознанного отношения к этой деятельности с использованием всех функциональных возможностей сюжетно-ролевой игры - от содержания и структурных компонентов, ролей и их взаимодействия, до творческого преобразования игры. Такой подход к развитию дошкольников потребует от педагогов не только новых позиций, но и новых навыков, которые возможно приобрести или актуализировать в ходе специального психологического сопровождения деятельности педагогов ДОУ.
Данное противоречие позволило сформулировать проблему исследования, заключающуюся в организации специального психологического сопровождения деятельности педагогов ДОУ по активизации содержательности сюжетно-ролевой игры дошкольников.
Цель исследования: изучить возможности психологического сопровождения деятельности педагогов ДОУ по активизации содержательности сюжетно-ролевых игр.
Объект исследования: психологическое сопровождение как вид деятельности практического психолога.
Предмет исследования: психологическое сопровождение деятельности педагогов ДОУ по активизации содержательности сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: с целью активизации содержательности сюжетно-ролевой игры дошкольников предполагается внедрение программы психологического сопровождения, направленной на актуализацию внутреннего ресурса, развитие творческих способностей и креативности педагогов, что будет способствовать повышению их эффективности при организации сюжетно-ролевой игры детей.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования.
2. Выявить уровень развития сюжетно-ролевой игры дошкольников, особенности отношения педагогов ДОУ к сюжетно-ролевой игре и уровень их креативности, как необходимого качества для активизации игры;
3. Разработать и апробировать программу психологического сопровождения деятельности педагогов ДОУ для активизации содержательности сюжетно-ролевой игры дошкольников;
4. Проанализировать полученные результаты.
Методы и методики исследования:
1. Метод теоретического анализа.
2. Метод анкетирования
3. Психодиагностические методы:
• тест «Креативность», автор Н.Ф. Вишнякова [90, 23];
• диагностика вербальной креативности: адаптация теста С. Медника RAT (тест отдаленных ассоциаций), подростковый и взрослый варианты А.Н. Воронина, Т.В. Галкиной (на базе лаборатории психологии способностей Института психологии РАН) [90, 89].
• «Диагностика игровых умений ребёнка» (на основе рекомендаций Т.Н. Дороновой).
4. Методы количественной и качественной обработки данных
Эмпирической базой исследования является ДОУ АНО ДО «Планета детства «Лада». В исследовании приняли участие воспитатели в количестве 20 человек в возрасте от 22 до 45 лет. Также в целях исследования в качестве испытуемых привлекались дети старшего дошкольного возраста в количестве 40 человек.
Методологической основой исследования стали теоретические положения и ключевые принципы, сформулированные ведущими психологами, изучающими особенности дошкольного возраста и роль сюжетно-ролевых игр в развитии личности дошкольников, а именно Л.С. Выготского, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, А.В. Петровского. Элементы педагогических технологий сюжетно-ролевых игр были заложены отечественными педагогами А.П. Усовой, Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты будут способствовать расширению теоретических знаний по проблеме сюжетно-ролевой игры детей и роли и функциях педагогов в активизации ее содержательности. Это может составить теоретико-методологическую основу для дальнейших исследований в области повышения качества педагогической деятельности и их эффективности при решении задач детского развития и социализации.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная и апробированная нами программа сопровождения деятельности ДОУ по активизации содержательности сюжетно-ролевой игры детей может использоваться для решения различных задач, связанных с актуальной потребностью дошкольного учреждения, профессиональной деятельностью педагогов, потребностями их личности. Также программа психологического сопровождения может легко модифицироваться и адаптироваться психологом ДОУ, что позволит оперативно решать задачи психологического сопровождения педагогов в целом.
Научная достоверность результатов исследования была достигнута организацией экспериментального изучения проблемы в соответствии с методологическими требованиями научного познания и опорой на классические и современные научно-теоретические исследования проблемы детской игры и роли взрослых в ее организации, а также организованной последовательностью и обоснованностью при изучении теоретических положений и гипотезы исследования. Надежность данных обусловлена обоснованным отбором методов и методик исследования, соответствующих задачам исследования и валидностью психодиагностических методик сбора эмпирических данных. Материалы исследования представлялись на научно-практических конференциях различного уровня и специализированных научных журналах.
Новизна исследования состоит в систематизации представлений о сюжетно-ролевой игре и ее компонентах, обеспечивающих ее содержательность и являющихся факторами развития ребенка. Помимо этого, нами были выделены позиции такого направления деятельности психолога ДОУ, как психологическое сопровождение педагогов, а также выделены преимущества такой организации работы, что соответствует требованиям ФГОС ДО в п.3.2.6. «...3.2.6. В целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для: 1) профессионального развития педагогических и руководящих работников.» [94].
Структура и объем магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка используемой литературы. В тексте представлены рисунки и таблицы.
Сегодня в современном федеральном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) предъявляются новые требования к развитию личности ребёнка и активизации всех видов деятельности детей. Особенно это касается игровой, ведущей, деятельности ребенка. Так как игровая деятельность детей является ведущей, она должна присутствовать в жизни дошкольников в большом объеме. Игра необходима дошкольникам как средство развития личности, для развития произвольного поведения, развития всех психических процессов, для социализации ребенка в целом. Игра помогает ребёнку социализироваться в обществе, помогает постепенно осваивать социальный мир и переходить в «мир взрослых».
На жизненную необходимость игры указывают и указывали все ведущие специалисты в области детской психологии и педагогике. При этом, в Стандарте отмечается, что недостаточное внимание педагогами уделяется как сюжетно ролевой игре ребенка в целом, так и ее содержательной стороне.
Сюжетно-ролевая игра имеет огромный потенциал наиболее развивающей деятельности. Она влияет на развитие когнитивной, эмоционально-волевой, морально-нравственной, а также социальнокоммуникативной сфер личности дошкольника. В ходе изучения научной психологической литературы по проблемам развития дошкольника, условий и факторов его становления в целом, мы выделили, что не смотря на важность сюжетно-ролевой игры, она постепенно отходит на задний план, вытесняется из повседневной жизни детей. Сегодня полноценная сюжетно-ролевая игра детей, развернутая, последовательная, с замыслом и его реализацией, зачастую подменяется элементами игры и игровыми приёмами и технологиями, применяемыми педагогами в занятиях. На игру не выделяется время в режиме детского учреждения, и как итог игра теряет свою спонтанность, эмоциональную вовлеченность дошкольников, и постепенно перестаёт существовать в своем развитом развернутом виде.
Развивающие возможности игры дошкольников определяют сегодня необходимость активизировать эту сторону деятельности детей. Это становится возможным только при изменении позиций педагогов по отношению к месту игры в развитии, а также и к структурным компонентам игры, особенно к содержанию, как показателю развития творческой сюжетно-ролевой игры. Мы считаем, что эти изменения будут возможны при организации специального психологического сопровождения деятельности педагогов при переходе к работе по требованиям ФГОС ДО и повышения их компетентности и эффективности.
Проблема психологического сопровождения всех участников образовательного процесса сегодня тоже зафиксирована в федеральном стандарте. Основной функцией сопровождения как деятельности педагогов, так и развития воспитанников является обеспечение психологом условий и для развития личности ребенка, и для качественной и эффективной профессиональной реализации педагогов ДОУ.
Мы, в своем исследовании возможностей и ресурсов психологического сопровождения деятельности педагогов определили необходимость проанализировать особенности детской игры и изучить отношение педагогов к сюжетно-ролевой игре ребенка, их компетентность в этом направлении, а также выделить их готовность активизировать содержательность сюжетно-ролевой игры ребенка старшего дошкольного возраста.
Мы предполагали, что активизации содержательности сюжетно-ролевой игры дошкольников будет способствовать повышение теоретической компетентности педагогов по проблемам игровой деятельности детей (и сюжетно-ролевой игры, в частности) и развитие их креативности, творческих способностей, полученное ими в ходе реализации специально разработанной программы психологического сопровождения.
Для достижения цели нашего экспериментального исследования и решения конкретных задач нами была разработана программа, в ходе которой мы изучили степень развитости игровых умений детей старшего дошкольного возраста, а также выявили компетентность педагогов в отношении сюжетно-ролевой игры ребенка и ее места в образовательном процессе ДОУ. Помимо этого, мы исследовали творческие склонности педагогов и уровень их вербальной креативности.
Нами были получены следующие результаты. Так, креативность и творческие склонности педагогов выражены недостаточно, возможно они не развиты в связи с невостребованностью творчества при решении педагогических производственных задач. Вербальная креативность педагогов ограничена, что возможно проявляется в педагогической деятельности в виде использования типичных устойчивых вербальных конструкций, отсутствии вариативного вербального поведения в деятельности по обучению и развитию, и во взаимодействии с детьми.
По результатам анкетирования видно, что большинство воспитателей слабо знакомы с теоретической базой игры, не понимают её структуру и механизмы развития, многие педагоги не придают сюжетно-ролевой игре детей большого значения. Большая часть педагогов имеет средний и низкий балл по теоретическим знаниям сюжетно-ролевой игры, в практической деятельности зачастую не придерживаются правил организации детской сюжетной игры и готовы ей пожертвовать в ситуации выбора между игрой и занятиями. Помимо этого, педагогам свойственно явно, открыто, или более скрыто, но вмешиваться, управлять игрой детей.
Все это не позволяет педагогам находить нестандартные решения в ходе работы с детьми, не обеспечивает эффективную деятельность при стимулировании развития сюжетно-ролевой игры старших дошкольников. Такая неготовность педагогов возможно и объясняет результаты наблюдения за игрой детей. Она показала, что игра детей недостаточно развита, большинство детей имеют низкий и средний уровень ее развития. Дети с трудом организуют самостоятельно сюжетно-ролевые игры, она не вызывает у них интерес, не захватывает их эмоционально. Дети находятся в ожидании ярких впечатлений от взрослого, нуждаются в организации их деятельности педагогом, в том числе и в рамках сюжетной игры.
На основании полученных данных мы разработали программу психологического сопровождения педагогов, направленную на развитие их способностей активизировать содержательность детской сюжетно-ролевой игры. Программа разработана в соответствии с требованиями к психологическому сопровождения деятельности педагогов ДОУ, сформулированными в ФГОС ДО в п.3.2.6.
Программа включала в себя два направления работы - теоретикопросвещенческое и практико-развивающее. 1-е направление позволило актуализировать и расширить профессиональную теоретическую базу знаний педагогов по психологии сюжетно-ролевой игры детей дошкольников. 2-е направление - развить вербальный и невербальный потенциал творчества, поработать с психологическими ограничениями педагогов и их внутренним напряжением.
По результатам участия педагогов в развивающей программе нами было проведено повторное изучение параметров теоретической компетентности и уровня творческости и креативности.
Результаты диагностики вербальной креативности, проведённой у педагогов после их участи в программе сопровождения, показали повышение качества их деятельности при выполнении задач теста. Так, на передний план вышла большая вовлеченность испытуемых в решение задач. У них был проявлен интерес, творческий поиск, желание найти как можно больше слов- ассоциаций к предложенным триадам. Креативность проявилась и в использовании юмора, что повысило процент оригинальных и уникальных ответов. Также отмечено было другое эмоциональное состояние участников - они были более расслаблены, проявляли меньше признаков тревоги, (которая на констатирующем этапе исследования скорее всего была вызвана страхом неудачи при выполнении заданий, что мешало педагогам думать креативно), мимические реакции соответствовали положительным эмоциям, переживаемым испытуемыми и пр.
Другими словами, можно сказать, что педагоги в ходе занятий по программе сопровождения получили опыт творческого мышления, положительного и безоценочного принятия группой.
Также, полученные ими знания о теории и практике сюжетно-ролевой игры в ходе просвещенческого блока программы не только улучшили их знания по этим вопросам, но и позволили увидеть возможности игры ребенка для его психического развития и социализации, а также выделить педагогические ресурсы для активизации содержательности и развития сюжетно-ролевой игры детей.
1. Абрамова, Г.С. Практическая психология: учебник для высшей школы [Текст] / Г.С. Абрамова. - М.: Изд-во: Академический проект, 2005. - 496 с.
2. Авдулова, Т.П. Психология игры: Учебник для академического бакалавриата [Текст] / Т.П. Авдулова. - 2-е изд.: испр. и доп. - М.: Изд-во: Юрайт, 2018. - 232 с.
3. Алексеева, Е.Е. Организация психологической службы в современном детском саду. ФГОС [Текст] / Е.Е. Алексеева, А.Ю. Кремлякова, Ф.М. Никулина. - М.: Изд-во: Детство-Пресс, 2017. - 192 с.
4. Арзамасцева, Г.Ю. Педагогические потенциалы ролевой игры в исследованиях отечественных авторов [Электронный ресурс] // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2010, Том 16. №3. - URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/
5. Афонькина, Ю.А. Детская практическая психология. Алгоритмы работы педагога-психолога [Текст] / Ю.А. Афонькина. - М.: изж-во: АРКТИ, 2018. - 144 с.
6. Афонькина, Ю.А. Справочник педагога-психолога школы [Текст] / Ю.А. Афонькина. - М.: Изд-во: Учитель, 2016. - 173 с.
7. Бажанова, Т.В. Развитие формы сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте: Автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. психол. наук [Электронный ресурс] / Моск. гор. психолого-пед. ун-т. - М., 2008. - 122 с. - URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php? absid=80027
8. Балберова, О.Б. Комплексный диагностический инструментарий. Мониторинг игровой деятельности детей 6-7 лет. ФГОС ДО [Текст] / О.Б. Балберова. - М.: Изд-во: Учитель, 2018. - 62 с.
9. Бардиер, Г.Л. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей [Текст] / Г.Л. Бардиер, И.Н. Ромазан, Т.Я. Чередникова. - СПб.: Изд-во: Дорваль. - 1993. - 96 с.
10. Белая, К.Ю. Научно-методическое сопровождение образовательного процесса в ДОО. Методическое пособие. ФГОС ДО [Текст] / К.Ю. Белая. - М.: Изд-во: Русское слово, 2019. - 160 с.
11. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М. Р. Битянова. - М. : Совершенство, 2011. - 298 с.
12. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - СПб.: Изд-во: Питер, 2013. - 400 с.
13. Божович, Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению [Текст] / Л. И. Божович // Вопросы психологи ребенка дошкольного возраста / под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. - М.: Изд-во: Просвещение, 1995. - С. 132-142.
14. Большой психологический словарь [Текст] / Под общ. ред. В.Н. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.: Изд-во: Прайм-Еврознак, 2009. - 816 с.
15. Бордовская, Н. В. Педагогика: учебник [Текст] / Н. В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2000. - 304 с.
...