Введение 13
1 Теоретические основы изучения проблемы текучести персонала 17
1.1 Сущность понятия и основные подходы к оценке текучести персонала .. 17
1.2 Основные факторы и последствия проблемы текучести персонала 24
2 Современные технологии решения проблемы текучести персонала 38
2.1 Материальные методы снижения текучести персонала 38
2.2 Нематериальные методы снижения текучести персонала 45
3 Оценка факторов текучести персонала на предприятии (на примере ИП
Алешин Е.О. «Завод Алешина» г.Абакана) 52
3.1. Анализ проблемы текучести персонала на предприятии ИП Алешин Е.О. «Завод Алешина» 53
3.2 Разработка рекомендаций по решению проблемы текучести персонала на
предприятии ИП Алешин Е.О. «Завод Алешина» 73
Заключение 82
Список использованных источников 87
Приложение А Анкета 93
Приложение Б ОТЧЕТ о проверке на плагиат 101
Актуальность проблемы исследования. На современной стадии развития рыночной экономики одним из самых трудных вопросов управления предприятием является управление текучестью персонала. Изучению оттока работников с предприятий уделяется немало внимания, но, несмотря на этот факт, данная проблема остается актуальной для достаточного числа отечественных предприятий. Особенно данная проблема касается промышленных предприятий, имеющих массовую численность персонала, большая часть которой трудится в сфере рабочих профессий, что усложняет выявление истинных причин ухода сотрудников и поиск действенных методов их устранения. Следовательно, этот факт свидетельствует о значимости снижения текучести персонала, как фактора, сказывающегося на качестве производимой предприятием продукции и производительности труда работников.
Текучесть персонала на любом предприятии - это фактор его естественного развития, механизм адаптации его работников к различным условиям рыночной экономики. Но в условиях существенных изменений, которым подвергается современное общество, сопровождающихся переоценкой ценностей, динамичностью факторов среды и желанием создать новые механизмы развития, текучесть кадров в большинстве российских организаций стала тяжело управляемой. Это служит причиной социально-экономической неустойчивости и несовершенства имеющейся на предприятии кадровой политики.
Степень разработанности проблемы исследования. Текучесть персонала как относительно самостоятельный раздел знаний с характерной ему теорией, методикой и методологией в нашей стране развивался довольно интенсивно, так в исследованиях советских ученых был накоплен существенный материал по данной проблеме. В частности, исследование движения рабочих кадров на промышленных предприятиях содержится в работах: Антосенкова Е.Г., Асеева В., Бараненковой Т.А., Бартош Ч.К., Вершининой Т.В., Колодиж Б.Н. и др. Теоретические аспекты текучести персонала рассмотрены в научных трудах, посвященных удовлетворенности трудом, мотивации, эффективному развитию персонала таких зарубежных авторов, как Г. Беккер, П. Друкер, Т. Шульц, Эренберг Р., Смит Р.С. и др.
Усилению процессов высвобождения кадров, применению разных форм неполной занятости и самозанятости, а, также к снижению заинтересованности к проблеме текучести персонала содействовало становление и развитие рыночных отношений в России. Разработке новых идей в области управления текучестью кадров посвящены работы следующих отечественных ученых: Васильевой Ю., Маслова Е.В., Одегова Ю.Г., Опарина В., Рубцова А., Сарабского А.А., Сотниковой С.И. и др.
К сожалению, научные и практические исследования по регулированию текучести кадров советских ученых не соответствуют потребностям субъектов современного рынка труда. Следовательно, на современном этапе развития теории и практики изучения проблемы текучести персонала актуализируются вопросы, связанные с оттоком кадров с предприятий.
Цель исследования - охарактеризовать теоретические и прикладные аспекты проблемы текучести персонала и разработать рекомендации по ее решению на примере ИП Алешин Е.О. «Завод Алешина» г.Абакана.
Для реализации исследования возникает необходимость решения следующих задач:
1. Охарактеризовать основные теоретические подходы к понятию «текучесть персонала», обозначив виды, причины и последствия текучести персонала на предприятии;
2. Проанализировать современные технологии решения проблемы текучести персонала;
3. Оценить проблему текучести персонала на предприятии ИП Алешин Е.О. «Завод Алешина» г.Абакана и разработать рекомендации по ее решению.
Объект исследования - проблема текучести персонала в организации.
Предмет исследования - оценка проблемы текучести персонала и разработка рекомендаций по ее решению на примере предприятия ИП Алешин Е.О. «Завод Алешина» г.Абакана.
Теоретическую и методологическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых в сфере управления человеческими ресурсами, менеджмента и маркетинга.
В исследовании были использованы метод анализа при характеристике основных теоретических аспектов проблемы текучести персонала, метод анкетирования и интервью в рамках проведения социологического исследования на предприятии ИП Алешин Е.О. «Завод Алешина» г.Абакана, а также метод синтеза при обобщении результатов исследования и выработке рекомендаций по решению проблемы текучести персонала.
Практическая значимость результатов выпускной квалификационной работы определяется разработкой рекомендаций, подготовленных на основе результатов исследования и направленных на снижение уровня текучести персонала за счет комплексного учета факторов оттока кадров и более глубокого их изучения. Данные рекомендации могут быть применены организациями и предприятиями любой отраслевой принадлежности.
Апробация работы. Идеи работы отражены в рамках курсового проекта по курсу «Мотивация и стимулирование трудовой деятельности» (2015). Результаты исследования были представлены на второй Международной научно-практической конференции «Наука и образование в полиэтнокультурной среде» в рамках шестого Международного молодежного научно-культурного форума (2016).
Структура работы. Структура исследования соответствует цели и задачам и включает в себя следующие разделы: введение, три основных главы, заключение, список использованной литературы и приложения. Работа содержит 3 таблицы, 1 рисунок, 2 приложения.
В дипломной работе был проведен анализ теоретических и прикладных аспектов проблемы текучести персонала, а также были разработаны рекомендации по ее решению на примере ИП Алешин Е.О. «Завод Алешина» г.Абакана. В ходе проведенного исследования были получены следующие результаты:
1. Охарактеризованы основные теоретические подходы к понятию «текучесть персонала», обозначены виды, причины и последствия текучести кадров на предприятии, на основе чего было выявлено, что существуют значительные различия в интерпретации содержания понятия «текучесть персонала». Основными критериями в определении указанного понятия являются: дифференциация текучести персонала по сферам деятельности предприятия, классификация феномена понятия текучести кадров по естественным и организационным причинам, а также по выбору целевой группы.
2. Определены факторы, обуславливающие основные аспекты проблемы текучести персонала: ошибки на этапе подбора кадров, неудовлетворительная система оплаты труда, отсутствие или неполный социальный пакет, отсутствие карьерного роста и профессионального развития, несоответствие выполняемой работы предлагаемому статусу, плохие условия труда, негативное отношение руководства, отсутствие или недостаточный уровень адаптации и инструктажа, напряженный морально-психологический климат в коллективе и пр.
К основным положительным последствиям текучести персонала можно отнести: избавление организации от аутсайдеров, возможность привлечения работников со свежими взглядами, обновление кадрового состава, повышение гибкости сотрудников, увеличение роста мобильности работников. Но также существуют и следующие негативные последствия: издержки, связанные с привлечением, отбором, обучением, временной заменой персонала; снижение трудовой дисциплины и уровня корпоративной культуры; увеличение количества браков производимой продукции; финансовые затраты, связанные с формированием командного духа в коллективе; ухудшение имиджа компании; утечка информации в компанию конкурента; невозможность планирования дальнейшего функционирования предприятия и др.
3. Осуществлен анализ ряда современных технологий решения проблемы текучести персонала. В работе была применена классификация методов преодоления текучести персонала на основании дифференциации последних на материальные и нематериальные. Наиболее распространенными технологиями в первой группе являются: пересмотр системы оплаты труда и дополнительных выплат различного характера, предоставление возможности участия работников в прибыли предприятия, предоставление сотрудникам льготных кредитов, совершенствование на предприятии условий труда, предоставление предприятием возможности профессионального роста и развития и т.д.
К наиболее часто применяемым нематериальным методам можно отнести: совершенствование процедуры подбора и отбора кадров,
усовершенствование системы адаптации и наставничества, пересмотр стиля управления непосредственных руководителей, улучшение морально психологического климата в коллективе, пересмотр режима рабочего времени и графика работ, предоставление предприятием возможности продвижения по карьерной лестнице и т.д.
4. Проведена оценка проблемы текучести персонала на предприятии ИП Алешин Е.О. «Завод Алешина» г.Абакана. В результате проведенного анкетирования сотрудников были выявлены следующие основные проблемные моменты в функционировании системы управления персоналом предприятия:
- неудовлетворенность сотрудников системой оплаты труда, а именно - размером заработных плат и системой материального вознаграждения за труд;
- неудовлетворенность сотрудников предоставляемым предприятием социальным пакетом;
- неудовлетворительность сотрудников условиями труда;
- неудовлетворенность работников системой обучения и развития персонала (отсутствие обучения или отсутствие объективных критериев для определения контингента обучающихся);
- недовольство работников существующим режимом труда и отдыха, вызванного недостаточным количеством и продолжительностью перерывов в течение рабочего дня, а также неудовлетворенность сотрудников предприятия большими объемами выполняемых работ, уровнем неравномерной нагрузки и монотонностью труда;
- неудовлетворенность работников системой адаптации и наставничества;
- неблагоприятный морально-психологический климат в коллективе, который характеризуется наличием группировок внутри рабочего коллектива, а также обособленными сотрудниками, ощущающими себя «чужаками»; возникающими скандалами, придирками коллег друг к другу;
- неудовлетворительность сотрудников отношением вышестоящего руководства к своим подчиненным, обусловленное некорректным поведением, завышенным уровнем требований, отсутствием реакции на просьбы и предложения подчиненных.
5. На основании выявленных проблем разработан ряд рекомендаций по совершенствованию системы управления персоналом на предприятии ИП Алешин Е.О. «Завод Алешина»:
- разработка системы мер по усовершенствованию системы поощрительных выплат (организация выплат премий лучшим работникам месяца или года, за выслугу лет (тринадцатая заработная плата), за свежие идеи и предложения, и др.);
- внедрение системы стимулирующих выплат на основании разработки и реализации модели профессиональных компетенций с закреплением элементов указанной системы в Коллективном договоре;
- организация исследования по экономическому обоснованию возможности организации системы льготного кредитования и санаторнокурортного отдыха сотрудников;
- обеспечение цехов и бытовые помещения системами обогрева для зимнего времени года, а также системами охлаждения воздуха и установкой кулеров с чистой питьевой водой - для летнего времени.
- проведение технологические мероприятия по обеспечению своевременного ремонта и обновления оборудования в соответствии с нормативными документами;
- разработка планов обучения и профессионального развития сотрудников предприятия на основании постоянно функционирующей системы оценки персонала и организация эффективной системы адаптации молодых специалистов (информирование, наставничество, система супервайзеров);
- организация системы обратной связи на предприятии,
подразумевающей возможность участия сотрудников в подготовке управленческих решений;
- внедрение индивидуального подхода в процесс расстановки персонала, расширение практики применения психологических методов поощрения работников (благодарность, похвала, публичное признание и т.д.);
- организация на основании результатов регулярной оценки персонала дифференцированной системы корпоративного обучения, ставящей своей целью развитие компетенций персонала различного уровня (рабочие, специалисты, руководство), связанных с формированием у сотрудников лояльности целям и корпоративной культуры предприятия.
Комплексная реализация предложенных рекомендаций с высокой степенью вероятности способна сократить текучесть персонала, обеспечить стабильность рабочих мест, содействовать повышению производительности труда, созданию заинтересованности в своей профессиональной деятельности именно на этом предприятии, повышая уровень лояльности работников и формируя в их глазах положительный имидж организации.
1. Аверин А.Н. Управление персоналом, кадровая и социальная политика в организации / А.Н. Аверин. М.: Издательство РАГС, 2005. 224с.
2. Андреев В. Каждому — по труду // Человек и труд. 2002 № 6. С. 34
- 39.
3. Антосенков Е.Г. К вопросу о социально-экономической природе текучести рабочей силы в народном хозяйстве СССР // Опыт исследования перемены труда в промышленности. Новосибирск: Наука, 1969. С. 17 - 20.
4. Антосенков Е.Г. Движение рабочих кадров на промышленных предприятиях. М.: «Экономика», 1974. С.257.
5. Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Основы бизнеса. М.: ДИС, 2002.
315с.
6. Асеев В. Уровень несократимой текучести кадров. Как его рассчитать? // Социалистический труд. 1978. № 8. С. 125 - 129.
7. Аскарова В.В. Проблемы текучести персонала в организациях // Отдел кадров. 2008. № 2. С. 54 - 58.
8. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. Управление персоналом. М.: Банки и биржи, 2012. С. 28 - 34.
9. Базык Е.Ф. Теория и практика применения мотивационного менеджмента // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. М.: Инфра, 2014. № 8. С. 45 - 49.
10. Бараненкова Т.А. Текучесть рабочих кадров процесс управляемый // Проблемы повышения эффективности использования трудовых ресурсов. М.: Интрада, 1983. С. 31 - 37.
11. Бартош Ч.К. Трудовая дисциплина и текучесть кадров. Минск; Беларусь, 1982. 274 с.
12. Барышева А. Чтобы у фирмы было «завтра» // Управление персоналом. 2000. №5. С. 49 - 52.
13. Беннетт. Р. Секреты эффективного управления. Effective management.: Пер. с англ. М.: ЛОРИ, 1999. 216 с.
14. Березкин И.В. Системы премирования и материального стимулирования, предусматриваемые системой оплаты труда в организации. // Заработная плата. 2002. №4. С. 56 - 67.
15. Бизюкова И.В. Кадры. Подбор и оценка. М.: Наука, 2013. С. 56 - 59.
16. Бляхман Л.С., Здравомыслов А.Г., Шкаратан О.И. Движение рабочей силы на промышленных предприятиях. М.: Экономика, 1965. 372 с.
17. Богданов Ю.Н., Зорин Ю.В., Шмонин Д.А., Ярыгин В.Т. Мотивация персонала // Методы менеджмента качества. 2001. №11. С. 15 - 19.
18. Бойдаченко П.Г. Служба управления персоналом / П.Г. Бойдаченко. Новосибирск: ЭКО, 2002. С. 87 - 123.
19. Бойетт Д.Г. Путеводитель по царству мудрости: лучшие идеи мастеров управления. М.: Олимп - Бизнес, 2009. С. 145 - 149.
20. Борисова Е. Текучесть кадров. // Служба кадров. 2003. № 11. С. 19 -
22.
21. Бутов Р. Мобильность ка дров // Управление персоналом. 2000. №
6. С. 35 - 38.
22. Варданян И. Как рассчитать коэффициент текучести кадров // Служба кадров и персонал. 2013. № 5. С.64 - 67.
23. Васильева Ю. Текучесть кадров если её не избежать // Ведомости. 2004.№ 12. С. 43 - 56.
24. Вершинина Т.В. Взаимосвязь текучести и производственной адаптации рабочих. Новосибирск: Наука. 1986. 163с.
25. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: БЕК, 2005. 315с.
26. Волков О.И., Девяткин О.В. Организация производства на предприятии. М.: Инфра, 2010. 145 с.
27. Гагарина Л.И. Особенности управления персоналом на предприятии малого и среднего бизнеса / Л.И. Г агарина // Консультант директора. 2002. № 15. С.31 - 33.
28. Гагарский В. Оптимизация численности персонала — один из методов сокращения издержек бизнеса // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2008. № 11. С. 37 - 41.
29. Галенко В.П., Страхова О.А., Файбушевич С.И. Управление персоналом и эффективность предприятий. М.: Бератор, 2006. С. 114 - 120.
30. Голубков Е. П. Анализ текучести кадров на предприятии // Менеджмент в России. М.: Интрада, 2013. №4. С. 23 - 29.
31. Гольцов А. В. Методы снижения текучести кадров // Маркетинг. М.:Интрада, 2006. № 2. С. 39 - 43.
32. Давыдов А.В., Овсянников А.С., Маложон И.М. Мотивация и оплата труда в рыночной экономике. 2-е изд. Новосибирск: Наука. 2004. 214 с.
33. Данилов. М. Движение рабочих кадров в промышленности / Под ред. Л.М. Данилова. М.: Статистика, 1973. 216 с.
34. Долбунов А.А. Текучесть кадров. Основная проблема предприятий // Маркетинг. 2010. № 12. С. 56 - 59.
35. Друкер, Питер, Ф. Задачи менеджмента в XXI веке.: Пер. с англ.: М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. 272 с.
36. Еремеев М.И. Новости о важнейших событиях в сфере кадрового менеджмента // Кадры предприятия. 2012. № 4. С. 47 - 53.
37. Железцов А. Трудовые ресурсы организации в современных условиях // Маркетинг. 2003. № 2. С. 10 - 21.
38. Завод Алешина. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://www.zavod-alyoshina.ru/ (дата обращения: 13.07.2016).
39. Заславская Т.И. Методические проблемы социологического исследования мобильности трудовых ресурсов. Новосибирск: Наука. 1974. 264 с.
40. Захаров Д. Целевые задачи маркетинга персонала // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2008. № 11. С. 29 - 32.
41. Иваницкая Н.А., Орлова Т.В. Условия труда как фактор, влияющий на текучесть кадров // Справочник кадровика. 2003. № 11. С. 102 - 109.
42. Ижбулатова О.В. Формирование и реализация кадровой стратегии предприятия // Управление персоналом. 2007. № 1. С. 70 - 73.
43. Каменская О. Почему от вас уходят люди? // Служба кадров и персонал. 2011. № 7. С. 23 - 27.
44. Кафидов В.В. Управление персоналом / В.В. Кафидов. М.: Академ. Проект, 2004. 139 с.
45. Кибанов А. Я. Покидая прежнее место работы // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2008. № 3. С.4 - 6.
46. Кибанов А., Дуракова И. Организация маркетинга персонала // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2008. № 11. С. 3 - 8.
47. Клейменова Л.В. Проблемы формирования кадровой политики в условиях кризиса. Известия государственной экономической академии. 2009. №
5. С. 113 - 116.
48. Кричевский Р.А. Если Вы - руководитель / Р.А. Кричевский. М.: Проспект, 2001. 156 с.
49. Ладанов И.Д. Профессионализм и компетентность // Служба кадров. 2000. № 6. С. 24 - 28.
50. Лазарев С.А. Мотивационные программы по удерживанию сотрудников в компании // Мотивация и оплата труда. 2012. № 3. С. 26 - 30.
51. Ледяев Е. Подставь подчиненному лестницу // Люди дела. 2005. №12. С.78 - 87.
52. Маевский А., Гутгарц Р. Формирование кадровой политики организации // Служба кадров и персонал. 2006. № 1. С. 20 - 24.
53. Маслов Е.В. Высвобождение персонала как организационная проблема // Проблемы развития предприятий: теория и практика: Материалы международной научно-практической конференции. Самара, 2002. С. 59 - 63.
54. Маусов Н. А. Менеджмент персонала - ключевое звено внутрифирменного управления / Н.А. Маусов // Проблемы теории и практики управления. 2001. №6. С. 8 - 12.
55. Михайлова Л.Л. Текучесть кадров // Управление многоквартирным домом. 2015. № 7. С. 40 - 45.
56. Михайлова М., Асташина А. Текучесть персонала: верно ли мы оцениваем ее уровень // Стандарты и качество. 2013. № 11. С. 58 - 60.
57. Низамутдинова С.В. Как снизить текучесть кадров? // Человеческие ресурсы Урала. Персонал-Микс. 2005. № 7. С. 48 - 54.
58. Никифорова, Л. Анализируйте текучесть персонала, и вы много узнаете о компании // Кадровое дело. 2006. № 2. С. 15 - 25.
59. Новицкий Н.И., Пашутов В.Г. Организация, планирование и управление производством. М.: Проспект, 2012. 255 с.
60. Одегов Ю.Г. Основные противоречия в управлении персоналом // Известия Академии труда и занятости. 2001. № 4. С. 83 - 89.
61. Опарин В. Управление текучестью кадров // Кадровый менеджмент. 2004. №5. С.33 - 40.
62. Пономарев М.А. Менеджмент персонала. Оценка управленческих кадров организации: цели и методы управления персонала / М.А. Пономарев // Консультант директора. 2006. № 15. С. 22 - 27.
63. Рубцов А., Гагаринов В. Уровень заработной платы и текучесть кадров: зависимость обратная // Человек и труд. 2004. №7. С. 12 - 15.
64. Сардарян А. Мотивационная функция социального пакета: чем заинтересовать работника XXI века? // Управление персоналом. 2008. № 8. С. 57 - 61.
65. Свистунов, В. Современные подходы к оценке текучести персонала / В. Свистунов, М. Тюленева // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2009. № 6. С. 14 - 18.
66. Соловьева Ю.Ю. Методический подход к расчету естественного уровня текучести персонала в торговле // Человеческие ресурсы как фактор экономического развития: Материалы Второго Сибирского кадрового форума. Новосибирск: НГУЭУ, 2009. С. 44 - 52.
67. Сотникова С.И. Маркетинговая концепция регулирования текучести персонала // Личность и культура. 2007. № 5. С. 72 - 79.
68. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федер. Закон Рос. Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (в ред. от 10.01.2016). СПб.: Victory: Стаун- кантри, 2001. 140 с.
69. Хигир Б.Ю. Нетрадиционные методы подбора и оценки персонала. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2001. 272 с.
70. Шабанова Г.П. Система оплаты труда и компенсаций на предприятии. СПб.: «ДНК», 2001. С. 45 - 48.
71. Эренберг Р., Смит Р.С. Современная экономика труда. Теория и государственная политика / Р.Дж.Эренберг,Р.С.Смит; Пер. с англ. Р.П.Колосовой и др. М.: Изд-во Московского университета, 1996. С. 43 - 46.
72. Эсаулова И. Для чего нужны стимулы? // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2007. № 12. С. 39 -44.
73. Becker G.S. Investment in Human Capital: A Theoretical Analysis // Journal of Political Economy. 1962. №.5. P. 9 - 49.
74. Schultz T.W. The Economic Value of Education. New York: Colambia University Press. 1963. 352 р.