Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты решения проблемы формирования историко-культурной компетенции 13
1.1 Историко-педагогический анализ понятия компетенция 13
1.2 Формирование историко-культурной компетенции как
педагогическая проблема 24
1.3 Подходы к процессу формирования историко-культурной
компетенции и ее структура 34
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию историко-культурной компетенции у студентов колледжа 48
2.1 Педагогические условия процесса формирования историко-культурной компетенции 48
2.2 Цели и задачи организации опытно-экспериментальной работы 60
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 75
Заключение 90
Список используемой литературы 94
Приложение А Программа курса «Особенности культуры и истории народов Поволжья» 99
Приложение Б Карта взаимоооценки содержания раздела сайта «Красная книга народов России» 106
Приложение В Карта экспертной оценки выступления на видеоконференции 107
Актуальность исследования. Активное развитие международной кооперации в экономике, сотрудничество в сфере научных исследований специалистов из разных стран приводит к тому, что усиливается взаимопроникновение культур, происходит обогащение национальных традиций и ценностей. С другой стороны, данный процесс может носить и негативную окраску, например, искажение фактов национальной истории, потеря идентификации со своим народом. Поэтому для будущего специалиста важным является получение не только профессиональных компетенций, но и формирование правильной, объективной историко- культурной картины мира.
Одновременно с этим, современная система российского образования проходит через важный этап трансформации. Меняются взгляды на техническое обеспечение образовательного процесса, апробируется и внедряется дистанционный формат обучения, обновляется содержание преподаваемых предметов и дисциплин. Изменения затронули все ступени образования с дошкольной до высшего образования, где формируется новое понимание того какими компетенциями должен обладать будущий специалист, через какие индикаторы оценивать степень сформированности этих компетенций.
Особое внимание уделяется общим компетенциям, формируемым обязательными дисциплинами Блока 1 образовательной программы, ведущее место среди которых отводится модулю «История (отечественная и всеобщая)». ФГОС СПО нового поколения в данном аспекте показывает государственную позицию на обязательную преемственность между школой и средним профессиональным образованием по вопросу формирования гражданской и мировоззренческой позиции личности.
В выступлениях президента Российской Федерации В.В. Путина неоднократно была озвучена мысль о том, что современная система образования должна уделять особое внимание именно формированию историко-культурной компетенции на всех уровнях образования и по всем направлениям подготовки. При его непосредственном участии и руководстве был разработан «Историко-культурный стандарт» обязательный для реализации в общеобразовательных учреждениях и рекомендованный для переоценки содержания универсальных компетенций (историко-культурных) на уровне среднего профессионального образования.
Сформированность историко-культурной компетенции у студентов колледжей определяет гуманистическое содержание профессиональной позиции выпускников. Это важно в современных условиях развития экономики и международного сотрудничества. Специалисты со средним и высшим профессиональным образованием отвечают за развитие отечественной инновационной экономики, развитие регионов России, рост благосостояния населения. При этом внедрение тех или иных технологий должно строиться на понимании региональных особенностей и потребностей. Что невозможно без сформированной историко-культурной компетенции.
Традиционный взгляд на преподавание дисциплин модуля «История (отечественная и всеобщая)» предполагает акцент на процесс формирования центральных органов власти, развития политических институтов. На первое место ставится изучение исторического и культурного наследия русского народа, данного взгляд характерен, например, для работ Н.Я. Данилевского [26]. Данный подход обесценивает содержание преподаваемых предметов и не формирует представление о разнообразии регионов России, их особенностях.
Изучение региональной истории является важным в рамках воспитательной работы со студентами, так как предполагает вовлеченность в анализ культурных, социальных проблем региона. Важным аспектом здесь является личный опыт, опыт семьи, который позволяет не только формировать историко-культурную компетенцию, но и определяет ее взаимосвязь с другими (например, профессиональными) компетенциями.
Проблема формирования компетенций не нова в отечественной педагогике. Профессиональное образование является важным направлением развития общества, создания его потенциала на долгосрочной основе, поэтому теоретическое обоснование различных вопросов, касающихся объяснения компетенций и механизмов их развития у студентов достаточно подробно рассматриваются в исследованиях Н.М. Борытко, Е.В. Бондаревской, И.А. Зимней, И.А. Колесниковой, Н.К. Сергеева [13, 12, 33, 34, 47].
Вместе с тем, формирование историко-культурной компетенции у студентов колледжей может быть осложнено, так как изучение культуры, истории не входит в их личные интересы. Социальная среда, в которой находятся студенты, социальные группы с которыми они взаимодействуют, могут быть не включены в создание региональной культуры непосредственно. Следовательно, важным для изучения темы диссертации важным является рассмотрение исследований отечественных педагогов и взаимосвязи между формированием компетенций и личными качествами студентов. Данный вопрос подробно рассмотрен Н.В. Кузьминой, И.Я. Лернер, В.А. Сластениным [38, 39, 48].
Историко-культурная компетенция позволяет будущему специалисту правильно взаимодействовать с обществом, социальными группами, непосредственно связанными с его профессиональной деятельностью. Поэтому студенту необходимо хорошо понимать то социокультурное пространство, в котором он живет и работает. Теоретическому обоснованию понятия социокультурное пространство посвящены работы Н.Б. Крыловой, П.И. Пидкасистого [37, 42].
Анализ «Историко-культурного стандарта», Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и имеющейся литературы по теме можно выделить ряд противоречий. К ним можно отнести:
- на теоретическом уровне: большая часть исследований по вопросу формирования компетенций у студентов посвящены проблеме развития профессиональных компетенций, историко-культурной компетенции уделяется значительно меньшее внимание. Исследования не рассматривают потенциал изучения региональной экономической и политической истории в профильной подготовке студентов;
- на практическом уровне формирование историко-культурной компетенции непосредственно связано с личностью студентов, обогащением ее социального опыта. Вместе с тем не разработаны конкретные подходы к развитию данной компетенции у студентов учреждений среднего профессионального образования;
Главным недостатком здесь является то, что программы воспитания, применяемые в учебных заведениях СПО, не содержат (или содержат в недостаточной степени) разделы, направление на практическую работу по развитию историко-культурной компетенции с учетом специфики исторического процесса, как на федеральном, так и региональном уровнях. Не используются краеведческие материалы.
Актуальность темы и выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: как сформировать историко-культурную компетенцию в рамках среднего профессионального образования?
Данная проблема обусловила выбор темы исследования:
«Формирование историко-культурной компетенции у студентов среднего профессионального образования».
Объект исследования: профессиональная подготовка студентов колледжа.
Предмет исследования: педагогические условия формирования историко-культурной компетенции у студентов колледжей.
Цель исследования: сформировать историко-культурную компетенции у студентов в процессе профессиональной подготовки в колледже.
Гипотеза исследования. Историко-культурная компетенция является важным индикатором как образовательного, так и воспитательного процесса в колледже. Работа по ее формированию будет эффективна, если:
- в ее содержании руководствоваться «Историко-культурным стандартом», который аргументирует взаимосвязь между исторически обусловленным содержанием культуры России и регионов. Необходимость изучение не только истории экономической сферы и политических институтов, в первую очередь государства и государственных реформ, но и регионального компонента. Акцент на историю развития культуры российского общества и влияния различных исторических этапов на современность;
- опирается на культурологический, компетентностный и системный подходы. Культурологический подход позволяет раскрыть особенности развития региона, задачи профессиональной деятельности колледжа, связанные с данными региональными чертами. Он важен для будущей профессиональной самоидентификации студентов, формирования профессиональной этики и позитивного отношения к выбранной специальности. Компетентностный подход раскрывает взаимосвязь универсальных и профессиональных компетенция, место историко-культурной компетенции среди других универсальных компетенций. Системный подход позволяет организовать формирование историко-культурной компетенции, как в образовательном процессе, так и через программу воспитания колледжа;
- носит междисциплинарный характер и сочетает в себе как теорию, так и практику. Студенты должны обладать не только высоким уровнем знания по дисциплинам исторического и общегуманитарного модуля, но и иметь опыт применения полученных знаний в социальном и социокультурном взаимодействии.
Задачи исследования:
1. на основе теоретического анализа выделить содержательные черты историко-культурной компетенции студентов колледжей;
2. определить подходы к формированию историко-культурной компетенции в современной педагогике;
3. обосновать на основе эмпирического исследования комплекс необходимых для формирования историко-культурной компетенции педагогических условий;
4. разработать программу по формированию историко-культурной компетенции у студентов колледжа с учетом особенностей региональной истории и культуры и апробировать ее.
Методологической основой исследования стали следующие концепции:
- компетентностного подхода в профессиональном образовании (С.Ф. Анисимов, Н.А. Гришанова, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, Н.Б. Крылова, А.В. Хуторской) [4, 23, 33, 38, 37, 54];
- системного подхода в образовании (Я.А. Коменский, Ф.Ф. Королев, А.К. Маркова, В.П. Сергеева) [35, 36, 41, 47];
- личностно-ориентированного обучения (М.П. Гурьянова, Т.А. Дмитриенко, М.Е. Дуранов) [24, 29, 30];
- инновационной педагогики (А. Г. Гостев, П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин) [22, 42, 48];
- культуральной истории (А.С. Герд, Н.Я. Данилевский, Н.Б. Крылова) [18, 26, 37];
- положения социологии регионов относительно социальных и педагогических задач изучения регионального исторического и культурного опыта (Л.М. Анохин, Е.К. Белозерцев, Т.Н. Третьякова, А.Я. Флиер) [5, 9, 50, 51].
В качестве базы исследования выступил Тольяттинский колледж сервисных технологий и предпринимательства.
Этапы исследования. Исследование проводилось в течение трех лет (2019 -2021 года) и состояло из трех этапов.
Первый этап (2019 год) - теоретическое изучение проблемы через анализ педагогической, социологической, культурологической литературы по теме исследования. Определение актуальности темы, цели и задач исследования.
Второй этап (2020 год) - разработка диагностического инструментария, проведение констатирующего и формирующего экспериментов. На основе результатов была уточнена гипотеза исследования, сформирована и апробирована программа формирования историко-культурной компетенции у студентов колледжей. Определены необходимые педагогические условия.
Третий этап (2021) - контрольный этап эксперимента. Обработка и анализ полученных результатов, уточнение характеристик историко-культурной компетенции. Формулировка выводов.
Научная новизна исследования:
- на основе теоретического анализа выделены содержательные черты историко-культурной компетенции студентов колледжей;
- сформирована историко-культурная компетенция,
соответствующая личностно обусловленным качествам студента колледжа и имеющих первоочередное значение для взаимодействия будущего специалиста с социально-профессиональной и культурной средой региона;
- разработана программа по формированию историко-культурной компетенции у студентов колледжа, включающая в себя характеристику необходимых педагогических условий. В качестве основных содержательных разделов программы выделены этап выбора цели и ее аргументации, методологического обоснования, технологический, организационный и аналитический.
Практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в нем теоретические характеристики культурно-исторической компетенции, сделанные на основе экспериментов выводы, могут быть использованы в организации учебного процесса, как в учреждениях среднего профессионального образования, так и в высших учебных заведениях. Разработана авторская программа по формированию историко-культурной компетенции, включающая в себя несколько этапов реализации: 1) включение в рабочие программ социально-гуманитарных дисциплин «История» и «Культурология» тем по краеведению; 2) внедрение в образовательный процесс курс «Особенности культуры и истории народов Поволжья», разработанный в рамках исследования.
Личный вклад автора исследования заключается в проведении теоретического анализа исследований современных авторов по проблеме историко-культурной компетенции, разработке и реализации программы по ее формированию.
Достоверность результатов обеспечена методологически обоснованной логикой исследования, соответствием методов диагностики предмету и задачам исследования, возможностью повторения эксперимента с сохранением его результатов, свидетельствующих об эффективности разработанной программы по формированию историко-культурной компетенции у студентов колледжа.
Апробация результатов исследования. Материалы исследования нашли отражение в 2 публикациях автора. «Роль предмета «истории» в историко-культурной компетенции», «Осмысление личности в трудах отечественных ученых ХХ века»
Сообщения и доклады по текущим результатам исследования обсуждались на конференциях: внутривузовских 21.04.2021 года.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Под историко-культурной компетенцией подразумевается единство оценочного, аналитического, деятельностного и рефлексивного компонентов личности, которые позволяют ей осознавать взаимосвязь между профессиональной деятельностью и региональной культурной средой с учетом ее исторически обусловленных особенностей функционирования и развития.
К содержательным чертам историко-культурной компетенции студентов колледжей относятся:
- уважение личности, готовность отстаивать права человека на достоинство, личное мнение в социальном взаимодействии и профессиональной деятельности вне зависимости от различных жизненных ситуаций;
- умение выбрать линию поведения, соответствующую ситуации и формам взаимодействия;
- соблюдение национальных традиций, обычаев, норм собственного этноса и уважение к другим этническим группам и их традиция, обычаям и нормам;
- готовность на практике применять полученные знания о культуре и истории различных социальных групп в контексте решения региональных проблем;
- потребность к изучению истории и культуры государства, региона или этноса, самообразование в области истории и культуры, актуализация полученных в колледже знаний;
- ответственное отношение к профессиональным обязанностям, семье и своему поведению.
2. Историко-культурная компетенция относится к общим компетенциям в среднем профессиональном образовании. Ее формирование происходит на междисциплинарном уровне, поэтому представляет собой систему и подразумевает применение следующих взаимосвязанных методологических подходов - компетентностного, системного, исторического и культурологического.
3. К педагогическим условиям, необходимым для формирования историко-культурной компетенции относятся меры, направленные повышение эффективности педагогической деятельности через использование современных образовательных и педагогических технологий привлечение в процесс обучения и воспитания краеведческих материалов.
В данном контексте к педагогическим условиям можно отнести: 1) поэтапное формирование историко-культурной компетенции через систему умений, знаний, навыков на основе внедрения в практику преподавания курсов «История» и «Культурология» регионального компонента, сочетания различных форм учебной деятельности, таких как лекции, посещение городских и областных музеев, достопримечательностей, проведение открытых мероприятий и просветительских бесед с приглашением значимых деятелей региона, организация дискуссий по важным проблемам города и области; 2) включенность ценностей историко-культурного наследия региона в содержание социально-гуманитарных дисциплин; 3) историко-культурную компетентность педагога.
4. Формирование историко-культурной компетенции необходимо строить на привлечении регионального материала в учебном процессе, что повышает активность студентов их заинтересованность в получении профессии, понимании профессиональных задач и перспектив.
Следовательно, программа по формированию историко-культурной компетенции у студентов колледжа должна учитывать особенности региональной истории и культуры.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения. Двух глав, заключения, содержит 12 рисунков, 22 таблицу, список использованной литературы, 3 приложений. Основной текст работы изложен на 98 страницах.
Современное развитие общества построено на уважении к личности, понимании того, что движущей силой прогресса является гармонично развитая личность. Профессиональная сфера деятельности, как и любая другая строиться на принятии данной тенденции.
Задача среднего профессионального образования не только подготовить студента к непосредственному выполнению профессиональных обязанностей, но и помочь ему в формирования социально значимых компетенций, к которым и относится историко-культурная компетенция.
В качестве позитивных изменений в отечественной системе образования, вызванных применением компетентностного подхода является:
- увеличение часов на практическую подготовку студентов, когда
теоретические знания соответствуют технологическому, культурному развитию общества;
- единство между когнитивным, мотивационным, эмоциональным, регулятивным итогом обучения;
- саморазвитие и самоидентификация личности.
Историко-культурная компетенция не может быть определена к группе профессиональных или образовательных компетенций, она выделяется как самостоятельная, но тесно связанная с другими двумя, поэтому может быть обозначена как общая.
Под историко-культурной компетенцией подразумевается единство оценочного, аналитического, деятельностного и рефлексивного компонентов личности, которые позволяют ей осознавать взаимосвязь между профессиональной деятельностью и региональной культурной средой с учетом ее исторически обусловленных особенностей функционирования и развития.
Характеристика историко-культурной компетенции определяется следующими чертами:
- представляет собой систему, характеризующуюся взаимодействием методологических, ценностных, аналитических, эмоциональных, организационных элементов;
- историко-культурная компетенция находится в тесном взаимодействии с уровней развития социальных отношений, поэтому может быть определена как динамичная и открытая система;
- в качестве неизменных элементов историко-культурной компетенции являются исторические факты и социокультурные ценности и нормы. Они определяют значимость данной компетенции в системе образования.
Понимание региональных особенностей развития является важным аспектом профессионального образования, так как позволяет студентам эффективно выстраивать образовательную траекторию, выбирать специализацию, предприятия и организации для практической подготовки. Кроме того это способствует осознанию личностью своей сопричастности обществу, взаимосвязи между личной активной социальной позицией и развитием общества во всех сферах.
Таким образом, можно выделить общие для всех видов компетенции студентов колледжа функции:
- способствовать внутренней мотивации студентов к обучению;
- актуализировать полученные знания на основе самооценки, самообразования;
- подготовить студентов к практической деятельности в соответствии с реальными социальными потребностями, например, историко-культурными особенностями региона;
- создание междисциплинарных связей, формирующих системное, комплексное знание, навыки и умения студентов.
В соответствии с выделенным содержанием, реализация программы формирования историко-культурной компетенции может строиться через следующие взаимосвязанные этапы: выбор цели и ее аргументация, обоснование методологии, технологический, организационный и аналитический.
В рамках данного исследования были выбраны и аргументированы системный, компетентностный, культурологический и исторический подходы.
Системный подход предполагает рассмотрение формирования историко-культурной компетенции как системы. Первый уровень взаимодействия в данной системе - взаимодействие между управляющим и управляемым элементами. Второй уровень взаимодействия — это соотношение между мировыми, общенациональными и региональными особенностями истории и культуры.
Компетентностный подход предполагает расширение знаниевого компонента образования через формирование у студентов умений и навыков деятельности, связанной с формированием историко-культурной компетенции. Умения эффективно решать возникающие проблемы, участвовать в реализации региональных проектов, в том числе и профессиональных.
Культурологический подход позволяет формировать общую культуру личности. Позитивное отношение к социальным ценностям, идеалам и нормам. Умение соотносить свою профессиональную деятельность с ними. Выстраивать социальное взаимодействие с позиции гуманизма.
Исторический подход раскрывает национальные и региональные особенности культуры и истории, формирует представление об их уникальности. Как итог - самоидентификация личности с Отечеством и «малой Родиной».
Под педагогическими принципами понимаются общие идеи в соответствии, с которыми выбирается в дальнейшем содержание модели формирования историко-культурной компетенции. Они необходимы для того чтобы сохранить единство понимания и взаимосвязи элементов педагогической системы.
К основным принципам можно отнести:
- междисциплинарное преподавание гуманитарных дисциплин. Историко-культурная компетенция не может формироваться только в рамках преподавания «Истории России», процесс должен дополняться такими дисциплинами как «Всемирная история», «Мировая художественная культура», «Культурология». Они формируют современную культурно-историческую картину мира.
- использование регионального (краеведческого) материала. К ним можно отнести информацию о национальной культуре народов региона и страны, социально-экономическое развитие региона, связь местной истории и культуры с общенациональной и мировой.
Разработанная программа доказала свою эффективность в ходе проведенного педагогического эксперимента.
Вместе с тем, следует отметить тот факт, что формированию историко-культурной компетенции не уделяется должное внимание современных педагогических исследованиях.
Перспективными направлениями, не рассмотренными в данном исследовании, являются вопросы об использовании сформированной историко-культурной компетенции в проектной деятельности студентов колледжа, возможности использования регионального компонента в написании научных и исследовательских работ.
1. Адясова И.Ю. Формирование историко-культурных компетенций в процессе профессиональной подготовки студентов педагогических вузов//Проблемы современного педагогического образования. 2021. №8-2. С.40-44.
2. Алексеев И.С. Концепция дополнительности: историко¬
методологический анализ. М. : Вита, 2020. 276 с.
3. Андреев А.Н. Культурология. Минск. : Дизайн ПРО, 2019. 159 с.
4. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М. : АСТ, 2018. 253 с.
5. Анохин Л.М. Внедрение в учебный процесс регионального компонента образования. М. : АТиСО, 2019. 189 с.
6. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание, управление. М. : Политиздат, 2006. 250 с.
7. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М. : Педагогика, 2018. 558 с.
8. Байденко В.И. Модернизация профессионального образования: современный этап. М. : Владос, 2020. 351 с.
9. Белозерцев Е.К. Культурно-образовательная среда
провинциального города// Высшее образование в России. 2016. №6. С.75-81.
10. Бенин В.Л. Социальная философия. Уфа: БашГу, 2019. 59 с.
11. Блауберг И.В. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности. М. : Знание, 1969. 48 с.
12. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно¬ориентированного образования. Рн/Д. : Феникс, 2018. 325 с.
13. Борытко Н.М. Профессионально-педагогическая компетентность
педагога// Интернет-журнал «Эйдос». 2018. 30 сентября.
URL:http://www/eidos.ru(дата обращения: 18 августа 2020 года).
14. Буева Л.П. Культура, культурология, образование// Вопросы философии. 2017. №6. С. 21-29.
15. Валеев Г.Х. Формулировка новизны исследования// Педагогика.
2016. №7. С.25-29.
16. Гвишиани Д.М. Философско-методологические основания системных исследований. М. : Наука, 2016. 324 с.
17. Герасимов В. Образования, знания, инновация Человек и труд. 2002. №6. С.26-35.
18. Герд А.С. Основания регионалистики: формирование и эволюция историко-культурных зон. СПб. : Нева, 2020. 411 с.
19. Гершунский Б.С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования// Педагогика. 2018. №10. С.3-7.
20. Гессен С.И. Основы педагогики. М. : Школа-Пресс, 2016. 448 с.
21. Гиг Дж. Ван Прикладная общая теория систем. М. : Мир, 1981. 1025 с.
22. Гостев А.Г. Какой быть новой педагогике? Челябинск: Урал,
2017. 229 с.
23. Гришанова Н.А. Развитие компетентности специалиста как важнейшее направление реформирования профессионального образования. М. : Наука, 2019. 598 с.
24. Гурьянова М.П. Воспитание жизнеспособности личности в
условиях дисгармоничного социума// Педагогика. 2004. №1. С.12-18.
25. Гусинский Э.Г. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. М. : Наука, 2017. 350 с.
26. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. М. : Наука, 2019. 305 с.
27. Данилюк А.Я. Теория интеграции образования. Рн/Д.: Феникс, 2019. 352 с.
28. Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище. М. : Наука, 2016.
258 с.
29. Дмитриенко Т.А. Образовательные технологии в системе высшей школы// Педагогика. 2004. №2. С.54-59.
30. Дуранов М.Е. Логика и культура организации педагогического исследования. Челябинск: Челябинский гос. Ун-т, 2019.132 с.
31. Закон «Об образовании» Российской Федерации. Федеральный закон от 10 июля 1992 г. №3266 (ред. от 21 июля 2020). М. : Приор, 2019. 48 с.
32. Запесоцкий А.С. Какого человека должна сформировать сегодня система образования?// Высшее образование в России. 2015. №3. С.45-60.
33. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно - целевая основа компетентностного подхода в образовании. М. : Иссл.центр подг.спец., 2018. С. 58-71.
34. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование. М. : Академия, 2007. 288 с.
35. Коменский Я.А. Избранные сочинения. М. : Наука, 2003. - 651 с.
36. Королев Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогике// Проблемы теории воспитания. М. : Педагогика, 2000. 351 с.
37. Крылова Н.Б. Эстетический потенциал культуры. М. : Прометей, 2016. 382 с.
38. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М. : Высшая школа, 2017. 321 с.
39. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М. : Наука, 2008. 64 с.
40. Лихачев Д.С. Культура русского народа. М. : Наука, 2018. 120 с.
41. Маркова А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М. : Педагогика, 2019. 100 с.
42. Пидкасистый П.И. Требования, предъявляемые к обучению в вузах// Педагогика. 2005. №3. С.47-52.
43. Пыпин А.И. История русской этнографии. СПб. : Нева, 1987. Т.1. 478 с.
44. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М. : Логос, 2018. 387 с.
45. Региональные программы развития культуры/под ред. Л.В. Полянской. СПб. : Альт. 2016. 74 с.
46. Руденко В.Н. Культурологические основания целостности содержания высшего образования//Педагогика. 2018. №1.С.42-48.
47. Сергеева В.П. Управление образовательными системами. М. :МГУ, 2017. 289 с.
48. Сластенин В.А. Педагогика: инновационная деятельность. М. : Магистр, 2019. 224 с.
49. Суходольский Г.В. Структурно-алгоритмический анализ и синтез деятельности. Л. : ЛГУ, 1997. 120 с.
50. Третьякова Т.Н. Методологические основы инновационной профессиональной подготовки будущего специалиста. Челябинск: ЮУрГУ, 2018. 199с.
51. Флиер А.Я. Культурная компетентность личности: между проблемами образования и национальной педагогики// Высшее образование сегодня. 2018. №5. С.28-40.
52. Фролов Ю.В. Компетентностная модель как основ оценки качества подготовки специалистов// Высшее образование сегодня. 2014. №8. С.34-41.
53. Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. Рн/Д: Феникс, 2020. 389 с.
54. Хуторский А.В. Технология проектирования ключевых и
предметных компетенций// Интернет-журнал «Эйдос». 2016. 12 декабря.
URL:http://www/eidos.ru(дата обращения: 18 августа 2020 года).
55. Шамова Т.И. Управление образовательными системами. М. : Академия, 2015. 215 с.
56. Rieckmann M. Competence-based Education and its Contribution to Quality Enhancement in Higher Education//International Consortium for Educational Development. 2019.№2. P.2-21.
57. Rokeach M. The Nature of Human Values. New York: Free Press, 2008. - 189 p.
58. Rokeach M. Some Unresolved issues in Theories of Beliefs, Attitudes, and Values page. Lincoln: University of Nebraska Press, 2016.- 304 p.
59. Skinner B.E. Verbal behavior. New York: Free Press, 2018. - 270 p.
60. Schaeper H. Development of competencies and teaching-learning arrangements in higher education: findings from Germany. At: Cape Town.2015 78 p.