Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологическое обоснование проблемы гендерных особенностей проявления девиантного поведения подростков 10
1.1 Понятие гендера, его изучение в отечественной и зарубежной психологии 10
1.2 Возрастные особенности подросткового возраста 14
1.3 Психологические детерминанты девиантного поведения в подростковом возрасте 18
Глава 2 Эмпирическое исследование гендерных особенностей проявления девиантного поведения подростков 32
2.1 Организация и методы исследования 32
2.2 Результаты исследования 35
2.3 Разработка рекомендаций по профилактике гендерных особенностей проявления девиантного поведения подростков 48
Заключение 55
Список используемой литературы 58
Проблема девиантного поведения относится к числу центральных проблем всей современной психологии. Подростковый период, в свою очередь, является наиболее подверженным влиянию факторов риска для развития девиантного поведения [35, с. 13]. В современном мире число подростков с проявлениями девиантного поведения только лишь возрастает, однако сама проблема девиантного подросткового поведения долгое время считалась одной из серьезных проблем современной психологии. Ученые психологи, родители подростков, школьные педагоги, да и любая социальная группа всегда пытались разработать рекомендации и внедрить их в жизнь для пресечения проявлений девиантного поведения подростков, однако далеко не всегда данные попытки были успешными [42].
Актуальность исследования. Актуальность исследования обусловлена недостаточным вниманием к проблеме гендерных особенностей проявления девиантного поведения подростков . Психологические исследования молодежных проблем в условиях современной социальной действительности постепенно трансформируются из теоретических вопросов научного познания в практическую составляющую социальной жизни. Различные формы девиаций провоцируются совокупностью ряда неблагоприятных факторов, к числу которых психологи относят психологические гендерные характеристики, осуществляющие регуляцию поведения.
Гендерные аспекты социализации молодого поколения, с одной стороны, малоизучены, а с другой стороны, приобретают все большую значимость в поведении современной молодежи. Особенно характерно отметить молодежь города, где на фоне потери эффективности традиционных институтов социализации личности, быстро развиваются неформальные объединения, которые, в основном, и играют роль социализирующих факторов.
В современном мире становится все больше проявлений необоснованной агрессии среди подростков обоих полов. Исследование девиантного поведения позволяет открыть гендерный подход.
В отличие от половозрастного анализа, который отталкивается от биологической разницы мужчин и женщин, гендерный анализ позволяет увидеть основы различий между мальчиками и девочками подростками с учетом специфики социализации, без ограничений традиционных представлений о гормональном и физиологическом предназначении [7, с. 74].
Кроме того, помимо существующих проблем подросткового периода, сегодня добавляется ряд требований к существующим гендерным ролям. Средства массовой информации пропагандируют стать настойчивым, ориентированным в жизни только на себя и так далее. Такое сближение гендерных ролей, выравнивание стереотипов мужественности и женственности подразумевают факт того, что подростки начинают чувствовать себя бесполыми, а также одинокими. Характерно, что одиночество порождает враждебность и выявление угроз во всем мире.
В сложившейся ситуации девиантное поведение выступает своего рода защитным механизмом, а также ответом на напряжение, связанное с трудностью гендерной идентификации в современном обществе.
Различные исследования на протяжении долгого периода времени сформировали понимание жизни человеческого общества на основе признания мужского и женского начала, которые позволяют отразить наличие различий между психикой мужчины и психикой женщины.
Указанные противоречия обуславливают проблему исследования, которая заключается в необходимости обоснования гендерных аспектов социализации подростков, жизнедеятельность которых сопровождается девиантными проявлениями.
Цель исследования: выявление гендерных особенностей девиаций поведения у подростков.
Объект исследования: девиантное поведение подростков.
Предмет исследования: гендерные особенности проявления девиантного поведения подростков.
Гипотеза исследования: гендерные особенности проявления девиантного поведения в подростковом возрасте существуют. Для достижения поставленной цели будет сформулирован ряд задач:
• провести анализ психолого-педагогической литературы по проблемам гендерных особенностей проявления девиантного поведения подростков в отечественной и зарубежной литературе;
• выбрать и обосновать диагностический инструментарий для исследования данной проблемы;
• экспериментально изучить гендерные особенности девиантного поведения у подростков мужского и женского пола;
• выявить гендерные различия в проявлении девиантного поведения у подростков;
• сравнить полученные результаты, сформулировать выводы;
• разработать рекомендации по профилактике гендерных особенностей проявления девиантного поведения подростков.
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды таких авторов, как М.Ю. Арутюнян, А.И. Ахметзянова, Т.В. Бурминская, В.А. Гурьева, К.Е. Игошев, В.Е. Каган, Е.Б. Кириллова, А.Е. Личко, В.Д. Менделевич, А.А. Налчаджян, А.Н. Орел, М.Е. Позднякова, В.А. Пятунин, Н.Г. Тормосина и другие.
Для реализации поставленных в исследовании задач разработана программа, в рамках которой будут использоваться следующие методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования; психодиагностический метод; экспериментальный метод, методы математико-статистической обработки данных.
В исследовании использовались следующие методики:
• «Вопросник С. Бэм по изучению маскулинности - фемининности»;
• «Методика склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орел;
• «Диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения» (ДАП-П);
• «методика диагностики девиантного поведения несовершеннолетних» (тест СДП - склонности к девиантному поведению);
• опросник М. Цукермана «Потребность в поисках ощущений».
Экспериментальной базой исследования выступила МОУ «Северная СОШ № 2» Белгородского района Белгородской области. В исследовании приняли участие тридцать подростков 13-16 лет (15 юношей и 15 девушек), которые были рекомендованы для исследования социальными педагогами и классными руководителями образовательного учреждения, в связи проявлением хотя бы однократного девиантного поведения.
Научная новизна исследования состоит в социально- психологической интерпретации проблемы гендерных особенностей социализации личности.
Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении и систематизированном анализе проблемы проявления девиантного поведения подростков, а полученные результаты будут способствовать расширению теоретических знаний в коррекции и профилактики девинатных проявлений.
Практическая значимость исследования: предложенный комплекс мер, таких как проведение с подростками психологических тренингов; проведение бесед с педагогом-психологом на различные доставляющие переживания подросткам вопросы; проведение лекций, направленность которых будет сводиться к гендерному воспитанию; ограничение пребывания подростков в виртуальной реальности; создание в образовательном учреждении курсов красоты и этикета для девушек; проведение профилактических мероприятий против употребления спиртных напитков, наркотиков и курения, будет способствовать снижению проявления девиантного поведения у подростков обоих полов. Данные виды деятельности могут быть востребованы среди педагогов школьных образовательных учреждений, практикующих педагогов-психологов, родителей для коррекции и профилактики девиантного поведения подростков.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается комплексным подходом к изучению теоретической базы исследования, использованием психологических методов, отвечающих целям и задачам исследования, проведением констатирующего и формирующего этапов исследования, реализацией материалов исследования в процессе изучения гендерных особенностей подростков с предрасположенностью к девиантному поведению.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в постановке цели и задач исследования, осуществлении диагностических мероприятий, разработке и реализации программ по профилактике девиантного поведения подростков в зависимости от гендерной принадлежности.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования в ходе практической деятельности с обучающимися, педагогическим составом МОУ «Северная СОШ № 2» Белгородского района Белгородской области, а также с родителями обучающихся подростков. Материалы диссертационного исследования были опубликованы в научном журнале «Меридиан» № 4 (57) в 2021 году [49].
На защиту выносятся следующие положения.
1. В ходе теоретического анализа нам удалось отметить, что дифференциация понятий пол и гендер стала происходить в конце восьмидесятых годов прошлого столетия из-за участившейся критики патриархата. Стали развиваться гендерные исследования, где всем аспектам жизнедеятельности человека стал присваиваться гендерный характер. Особенно гендерный подход нашел свое отражение в современной науке, где рассматривается, какие роли, нормы, ценности, черты характера, которые предписывает общество женщинам и мужчинам через системы социализации, разделения труда, культурные ценности и символы, чтобы выстроить традиционную гендерную асимметрию и иерархию власти.
2. Подросток занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым человеком и именно в этот период вместе с физическими изменениями происходит кардинальное изменение психики.
3. По результатам исследования возможно рассмотреть вопрос о гендерных особенностях девиантного поведения подростков, выделив маскулинные, андрогинные и фемининные черты. Выраженность одного из типов гендерной идентичности усиливает или ослабляет соответствующие черты личности, что обуславливает характерные поведенческие реакции. На фоне чувственного восприятия подростки с маскулинными и андрогинными чертами наиболее подвержены девиантному поведению, склонны к саморазрушению.
4. Склонность к девиантному поведению во многом определяется гендерными особенностями подростков. По результатам методик были сделаны следующие выводы. Делинквентное поведение находит отражение у подростков мужского пола чаще, чем у подростков женского пола. Такие формы поведения, как мелкие хулиганства, сквернословие, дисциплинарные проступки в школе и так далее больше присущи юношам. Аддиктивное поведение, то есть злоупотребление алкоголем, курением практически равномерно распределено между подростками обоих полов. Исходя из проведенного исследования, подростки мужского пола проявляют агрессию в два раза чаще. Агрессия, как правило, проявляется и в противостоянии с родителями дома, и в дальнейшем может стать чертой характера на долгие годы. Что касается предрасположенности к суицидальному поведению, то она была выявлена также у нескольких человек обоих полов.
5. В настоящее время происходит стирание гендерных особенностей между парнями и девушками в совершении некоторых девиаций, однако причины их совершения, их частота и способы совершения все равно различны.
6. Для профилактики девиантного поведения подростков необходимо разработать тактику эффективного коммуницирования с подростками без учета существующих гендерных стереотипов. Все мероприятия, направленные на отвлечение подростков от форм девиантных проявлений должны носить регулярный характер, а подача материала и новой информации для подростков должна быть интересной.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической), выводов, заключения, списка используемой литературы, включающего 57 источников. Объем основного текста составляет 62 страницы. В тексте представлены 2 таблицы и 8 графических изображений.
По результатам выполненного исследования можно сделать следующие выводы.
Пол человека обозначает некие биологические характеристики и является основным психологическим и социальным различием между мужчиной и женщиной. Гендер является совокупностью социальных и культурных норм, которое общество предписывает выполнять людям. На протяжении развития науки ученые касались разработки вопросов, связанных с выяснением различий между мужчиной и женщиной, предлагали свое обоснование данному вопросу, однако практически все свои мысли сводили к тому, что роли мужчин и женщин являются противоположными.
В последние годы гендерная проблематика стала проявляться в абсолютно различных сферах научного знания. Одним из числа значимых гендерных исследований выступает выявление сущности и специфики гендерной девиации, особенно в условиях современного российского общества.
Девиантным считается поведение, которое отклоняется от норм морали, принятых в определенном обществе на данном уровне социального и культурного развития, влекущее за собой определенные санкции.
Подросток занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым человеком и именно в этот период вместе с физическими изменениями происходит кардинальное изменение психики.
Подростковый возраст представляет группу повышенного риска. Это связано с различными причинами: внутренние трудности переходного возраста от психогормональных процессов до перестройки всего организма; неопределенный статус положения подростка; противоречия, возникающие в результате изменения механизмов социального контроля.
В качестве детерминант подросткового девиантного поведения были выделены следующие личностные черты подростков: расстройства личности, агрессивность, жадность, лживость, экстраверсия, психотизм, нейротизм, низкий интеллект, внушаемость и конформность, однако описанные черты личности подростка не являются исчерпывающим перечнем детерминант девиантного поведения, но выступают в качестве ориентира для дальнейшего проведения исследования.
Понятия фемининность и маскулинность характеризуют социальные нормативные представления и установки о психических, соматических и поведенческих проявлениях, свойственных для мужчин и женщин. Выраженность одного из типов гендерной идентичности усиливает или ослабляет соответствующие черты личности, что обуславливает характерные поведенческие реакции.
Проведенное теоретическое исследование позволяет нам сформировать программу эмпирического исследования, состоящую из трех этапов: 1. Выявление особенностей девиантного поведения у подростков мужского пола. 2. Выявление особенностей девиантного поведения у подростков женского пола. 3. Сравнительный анализ полученных данных исследования.
В рамках данной работы была проведено эмпирическое исследование, которое показало, что склонность к девиантному поведению во многом определяется гендерными особенностями подростков. От гендерности подростка зависит его конфликтность, агрессивность, способность к самоповреждению, нарушению норм и правил. При этом, в настоящее время происходит стирание гендерных особенностей между парнями и девушками в совершении некоторых девиаций, однако причины из совершения, их частота и способы совершения все равно различны.
Исследование наглядно показывает, что для подростков мужского пола на первую роль выходят процессы, связанные с исполнением различных форм девиантного поведения. У девушек-подростков причины девиантного поведения напрямую зависят от окружения. Также были обнаружены различия в допустимом поведении подростков и их отношении к различным формам девиантного поведения в зависимости от гендерных стереотипов.
Учитывая теоретические разработки, а также результаты эмпирического исследования, был сформирован ряд рекомендаций в целях педагогического и воспитательного аспекта:
• проведение с подростками психологических тренировок, где каждый сможет поделиться своими переживаниями, чувствами, научиться уважать чужие точки зрения;
• проведение бесед с педагогом-психологом, на различные доставляющие переживания подросткам вопросы;
• проведение лекций, направленность которых будет сводиться к гендерному воспитанию;
• ограничение пребывания подростков, как правило, юношей, в виртуальной реальности путем проведения различных мероприятий, в которые активно будут вовлечены обучающиеся;
• создание в образовательном учреждении курсов красоты и этикета для девушек, которые позволят им сформировать базовые знания и представления о поведении в обществе, по уходу за собой, по правильному питанию;
• проведение профилактических мероприятий против употребления спиртных напитков, наркотиков и курения (например, просмотр видеороликов о вреде указанных вещей);
• проведение классных часов с приглашенными гостями, которые каждый день сталкиваются с девиантным поведением людей;
• осуществление пропаганды здорового образа жизни;
• проведение спортивных соревнований с ценными призами в целях появления стимула у подростков их посещать;
Предлагаемые мероприятия должны проводиться на регулярной основе для того, чтобы они стали системными и закрепились в головах подростков как непрерывные необходимые моменты, отступление от которых в сторону девиантного поведения будет носить жестко порицательный характер.
1. Айзенк Г., Вильсон, Г. Как измерить личность. М. : Когито- Центр, 2000. 284 с.
2. Алмазов Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск: Изд-во Урал. унта, 1986. 150 с.
3. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. М. : Издательство «Институт практической психологии», Воронеж : НПО «МОДЭК»,1996. 384 с.
4. Арутюнян М. Ю. «Кто я» Проблема самоопределения юношей и девушек-подростков. М. : МЦГИ, 1992. 175 с.
5. Ахметзянова А. И., Кедрова И. А., Рудакова Е. В. Психологические особенности личности подростков, детерминирующих девиантное поведение // Акмеология. 2016. № 4. С. 201 - 209.
6. Ахметова О. А. Возрастные изменения личностных черт у подростков: обзор литературы // Культурно-историческая психология. 2013. № 4. С. 36-44.
7. Багрунов В. П. Половые различия в видовой и индивидуальной изменчивости психики человека. Л. : Наука, 1981. 381 с.
8. Барденштейн Л. М. Патологическая агрессия подростков. М. : Медпрактика, 2005. 259 с.
9. Белкин А. И. Биологические и социальные факторы, формирующие половую идентификацию. М. : Изд-во Моск. унив-та, 1975. 790 с.
10. Берковиц Л. Агрессия: причина, последствия и контроль. СПб. : Прайм-Еврознак, 2019. 512 с.
11. Бреслав Г.М., Хасан Б.И. Половые различия и современное школьное образование // Вопросы психологии. 1990. № 3. 64-69 с.
12. Бурминская Т. В. Взаимосвязь особенностей развития личности подростков и форм агрессивных реакций. Ставрополь : СГПИ, 2004. 199 с.
13. Буянов М. И. Беседы о детской психиатрии: книга для учителей и родителей. М. : Просвещение, 1992. 255 с.
14. Вихман А. А. Лживость в структуре интегральной индивидуальности. Пермь : ПГУ, 2011. 71 с.
15. Гилинский Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других отклонений. СПб. : Юридический центр «Пресс», 2004. 520 с.
...