Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) (Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №110018

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

логопедия

Объем работы36
Год сдачи2023
Стоимость800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
38
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МБОУ «Детский сад №48 «Звездочка» города Барнаула .
Выборка: 10 детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и 10 детей с нормальным речевым развитием. (возраст 5 лет).

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы исследования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 5
1.1 Становление фонематического восприятия в онтогенезе и его роль для развития дошкольников 5
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 10
1.3 Особенности фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 13
Выводы по 1 главе 18
Глава 2 Экспериментальное исследование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 19
2.1 Организация и методы исследования 19
2.2 Анализ результатов исследования 22
Выводы по 2 главе 29
Заключение 30
Список использованных источников 33


Цель исследования: изучение особенностей фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Изучить развитие фонематического восприятия в онтогенезе.
2. Сформулировать психолого-педагогическую характеристику детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
3. Определить особенности развития фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
4. Исследовать фонематическое восприятие у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
5. Сформулировать выводы на основание проведенного исследования.
Объект исследования: фонематическое восприятие и его развитие.
Предмет исследования: особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, синтез, обобщение теоретической информации.
2. Организационные: сравнительный, комплексный.
3. Эмпирические: наблюдение; психодиагностические методы - тестовые задания, беседа, констатирующий эксперимент; количественные методы - количественный анализ результатов.
4. Интерпретационные: качественный анализ и обсуждение результатов, формулирование обобщающих выводов.
Теоретической основой исследования послужили работы Н.С. Жуковой, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, А.Н. Гвоздева и др.
Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время, когда наблюдается повышение требований к начальному обучению, актуализируется целый ряд психолого-педагогических проблем, связанных с подготовкой детей к школе. Успехи ребенка в школе во многом определяются его готовностью к ней. Для дошкольников с речевыми расстройствами решение этих вопросов имеет особое значение.
Фонематическое восприятие является одним из главнейших способов взаимодействия ребенка с окружающей его действительностью и другими людьми, что чрезвычайно важно для дальнейшей полноценной жизни человека в обществе. Особенно важным периодом для развития фонематического восприятия является дошкольное детство – период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития. В этот период развиваются и совершенствуются все стороны психики ребенка, но наиболее интенсивно идет речевое и познавательное развитие.
В основе фонетико-фонематического недоразвития лежит недостаточная сформированность фонематического слуха, назначением которого является узнавание и различение входящих в состав слова фонем, сличения акустических признаков звуков и принятие решения о фонеме. Система фонем оказывается у ребенка не полностью сформированной по своему составу. Ребенок не опознает тот или другой акустический признак сложного звука, по которому одна фонема противопоставлена другой. Вследствие этого при восприятии речи происходит уподобление одной фонемы другой на основе общности большинства признаков. В связи с неопознанием того или другого признака звук узнается неправильно. Это приводит к неправильному восприятию слов. Эти недостатки мешают правильно воспринимать речь как самому говорящему, так и слушающему.
Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи одновременно с характерными речевыми чертами обладают и недостаточной сформированностью процессов, которые находятся в тесной взаимосвязи с речевой деятельностью. Внимание у этих детей отличается неустойчивостью, нестабильностью и высокой иссякаемостью, а произвольное внимание, его устойчивость и объем являются недостаточно развитыми. Объем памяти меньше в сравнении с нормально развитыми детьми. При доминировании наглядно-образного мышления дошкольникам трудно понимать абстрактные понятия и отношения, скорость протекания мыслительных операций является замедленной. Отмечаются дефекты пальцевой и артикуляционной моторики. Кроме того, у детей наблюдаются и личностные нарушения, такие как фиксация на дефекте, затруднения вербального общения, речевой и поведенческий негативизм.
С целью выявления особенностей фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи было проведено экспериментальное исследование, которое проходило на базе МБОУ «Детский сад №48 «Звездочка» города Барнаула 19-23 декабря 2022 года. В исследовании принимали участие 10 детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и 10 детей с нормальным речевым развитием. Всем детям на момент исследования было 5 лет.
Для достижения поставленной цели были использованы методики, которые позволили оценить сформированность восприятия на слух отдельных звуков и слов, различающихся одним звуком, обследовать восприятие и дифференциацию в звуках, слогах и словах, а также способность к звуковому анализу.
Результаты экспериментального исследования позволяют сделать вывод о том, что у большинства старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи преобладает низкий уровень развития фонематического восприятия, который проявляется в неспособности этих детей к выделению отдельных звуков, а также звуков в слогах и словах, к различению слов, похожих по звучанию, повторению без ошибок слоговых рядов, определению места звуков в словах. У детей такого же возраста с нормальным речевым развитием преобладающим является высокий уровень фонематического восприятия, который выражается в том, что для этих дошкольников не представляет особого труда выделить отдельные звуки, а также звуки в слогах и словах, различить схожие по звучанию слова, повторить слоговые ряды, определить место звуков в слове.
Все это говорит о том, что обследование детей необходимо проводить при первых признаках нарушения речи, а коррекционная работа в дошкольных учреждениях должна проводиться не только с детьми, имеющими такие отклонения в речевом развитии, но и с дошкольниками, обладающими нормативным развитием. Этого можно достичь с помощью разнообразных видов деятельности, таких как дидактические игры, работа с логопедическими куклами, артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры на развитие мелкой моторики и многих других.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи формирует у ребенка совокупность трудностей, связанных равно как с речевыми, так и с неречевыми нарушениями. По этой причине с целью выполнения результативной коррекционно-логопедической работы с ребенком следует осуществлять обследование абсолютно всех сторон психологического, физиологического и речевого развития детей. Подобным способом, проблема выявления и коррекции недостатков речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи затрагивает проблемы многих сфер знания и требует дополнительного изучения.



1. Башаева, Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук / Т.В. Башаева. - Ярославль: Академия развития, 2019. – 37 с.
2. Ворошнина, Л.В. Развитие речи и общения детей дошкольного возраста в 2 ч. Часть 2. Старшая и подготовительная группы: практ. пособие для академического бакалавриата / Л.В. Ворошнина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 456 с.
3. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 284 с.
4. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: Сфера, 2018. - 470 с.
5. Голованова, Н.Ф. Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Ф. Голованова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 377 с.
6. Ежкова, Н.С. Дошкольная педагогика: учебное пособие для академического бакалавриата / Н.С. Ежкова. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 182 с.
7. Елецкая, О.В. Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи: учебн.-метод. пособие / О.В. Елецкая, А.А. Тараканова. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2020. – 312 с.
8. Жукова, Н.С. Логопедия: основы теории и практики / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева; под ред. Кондрашовой Л.В. - М.: Эксмо, 2018. - 288 с.
9. Ковшиков, В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности - 3-е изд. / В.А. Ковшиков, В.П. Глухов. - М.: Астрель, 2018. - 320 с.
10. Коноваленко, В.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: ГНОМ, 2020. - 28 с.
11. Коноваленко, С.В. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза в играх и упражнениях / С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая. - М.: ГНОМ, 2020. - 48 с.
12. Коррекционная педагогика / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Юрайт, 2019. – 164 с.
13. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи – 4-е изд. / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. - М.: «Сфера», 2021. - 256 с.
14. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. - М.: Альянс, 2018. - 368 с.
15. Марданова, И.Р. Особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием // Молодой ученый. - 2019. – № 15. - С. 278-280.
16. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник и практикум для СПО / Н.В. Микляева и др.; под ред. Н.В. Микляевой. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 434 с.
17. Нестеренко, А.А. Особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи / А.А. Нестеренко, В.А. Дегальцева // Современные тенденции развития системы образования: сборник статей. – Чебоксары: ИД «Среда», 2019. – С. 233-236.
18. Руденко, В.И. Логопедия: практическое пособие / В.И. Руденко. - М.: Феникс, 2019. - 287 с.
19. Салманова, Л.Р. Особенности фонематического слуха у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи / Л.Р. Салманова // Специальное образование. - 2018. – №12. - С. 127-129.
20. Тюрина, Л.Н. Особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи / Л.Н. Тюрина, В.Н. Кондратьева // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии: сборник научных трудов участников V Международной научно-практической конференции (Орел 06-07 апреля 2018 г.). - Орел: ООО «Модуль - К», 2018. - С. 126-128.
21. Филичева, Т.Б. Основы дошкольной логопедии / Т.Б. Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова и др.; под ред. Карповой В.Н. – М.: Эксмо, 2018. – 320 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ