Период изготовления: январь 2023 год.
Учебное заведение: Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики.
Объект исследования - Барнаульский молочный комбинат.
Проведен анализ за 2019-2021 годы.
Есть приложения ( в том числе бухгалтерская отчетность за 2019-2021 годы).
Введение 3
1. Теоретические и методические аспекты разработки стратегии организации 5
1.1 Понятие стратегии и модели стратегического процесса 5
1.2 Пирамида стратегий и их характеристика 8
1.3 Проблемы стратегического управления 10
1.4 Основные элементы и этапы стратегического управления 13
2.Разработка стратегии АО «Барнаульский молочный комбинат» 16
2.1 Характеристика деятельности предприятия 16
2.2 Анализ внешней среды организации 18
2.3 Анализ внутренней среды организации 24
2.4 Разработка пирамиды стратегий и анализ рисков 26
Заключение 32
Список использованных источников 34
Приложения 36
Целью курсовой работы является изучение особенностей стратегического управления производственным предприятием и разработка пирамиды стратегий на перспективу.
Для реализации поставленной цели в работе требуется решить следующий ряд задач:
1. определить понятие «стратегия» и охарактеризовать модели стратегического управления;
2. изучить пирамиды стратегий и представить их характеристику;
3. исследовать проблемы стратегического управления;
4. охарактеризовать основные элементы и этапы стратегического управления;
5. представить характеристику предприятия;
6. исследовать факторы внутренней среды;
7. изучить состояние внешней среды;
8. сформировать пирамиду стратегий организации и определить риски реализации стратегии.
Объектом исследования является АО «Барнаульский молочный комбинат».
Предмет исследования – особенности стратегического управления производственным предприятием.
Для исследования были использованы методы: описания, сравнения, анализа, синтеза, вторичного анализа. Совокупность данных методов позволяет в полном объеме исследовать тему курсовой работы. В основе исследования лежит системный анализ рыночных процессов, определяющих специфику исследуемого объекта. В работе использованы количественные и качественные методы исследования рынка и анализа деятельности компаний.
Среди количественных методов исследования можно выделить методы статистического наблюдения, сводки и группировки первичных данных, среди качественных – метод опроса, анкетирования.
В процессе исследования использовались научные труды отечественных и зарубежных специалистов по проблемам рыночной экономики, менеджмента, маркетинга и рекламы, научные отчеты и разработки рекламных и маркетинговых агентств.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Стратегия может быть определена как процесс управления организацией в долгосрочной перспективе на основании комплексного исследования факторов внутренней и внешней среды и выделения ценностей развития предприятия. Регулярный мониторинг и исследование деятельности организации позволяет сформировать долгосрочную стратегию развития организации.
Современные организации сталкиваются на практике с проблемами стратегического управления. Во-первых, отсутствует регулярность исследования факторов внешней и внутренней среды и мониторинга состояния рынка, отсутствует регулярность в разработке стратегии. Стратегии современных организаций в большинстве своем формируются спонтанно. Во-вторых, отсутствуют квалифицированные кадры для формирования стратегии. Даже крупные организации не имеют в своем составе структурных подразделений, которые сосредоточены на формировании стратегии. Третья проблема – ограниченность финансовых средств. В настоящий момент требуется пересмотрение организационно-правового механизма стратегического управления в РФ в целях его повышения эффективности и результативности. Стратегическое управление организацией должно предусматривать оценку фактического состояния развития предприятия за счет исследования ряда показателей, среди основных из которых – доля рынка, уровень конкурентоспособности, инвестиционная привлекательность предприятия. Изучения системы маркетинга позволяет определить основные направления стратегического развития организации.
Анализ рисунка 2 позволяет убедиться в том, что для исследуемой организации характерна тенденция роста объемов реализации продукции. Если в 2017 году объем продаж составил 6940 млн. рублей, то в 2021 году объемы продаж достигли 9015,22 млн. рублей.
Практическое исследование выполнено на примере АО «Барнаульский молочный комбинат». Исследуемая организация представляет собой производственные предприятие г. Барнаул. АО «БМК» – крупнейший производитель молока и молочной продукции, предприятие предлагает потребителям широкий ассортимент продукции, вся продукция соответствует стандартам качества. Эффективную работу организации подтверждает рост выручки. Если в 2017 году объем продаж составил 6940 млн. рублей, то в 2021 году объемы продаж достигли 9015,22 млн. рублей.
Исследование внутренней среды позволяет признать, что АО «БМК» обладает необходимыми трудовыми, финансовыми и материальными ресурсами для дальнейшего развития и совершенствования работы. В качестве сильных сторон предприятия можно отметить наличие широкой материально-технической базы, ассортимент предприятия, ценовую политику. Предприятие обеспечено необходимым оборудованием для производства молока и молочной продукции, по состоянию на 31.12.2021 величина основных средств составляет 1086904 тыс. рублей. В штате предприятия числится более 1500 человек высококлассных специалистов.
Стратегия АО «БМК» должна быть ориентирована на формирование розничной торговой сети, запуск рекламы в сети Интернет в целях повышения эффективности работы и роста деловой активности компании. Внедрение мобильного киоска продаж обеспечит полноценное проникновение на рынок, будет способствовать формированию известности и положительного имиджа предприятия. Наличие мобильного киоска позволит сформировать статистику продаж по районам и в последующем разработать и внедрить собственную торговую сеть продаж в разных районах Алтайского края.
1. Ансофф, И. Стратегический менеджмент. Классическое издание. – Санкт-Петербург: Питер, 2018. – 344 с.
2. Бунтовский С.Ю. Стратегическая пирамида организации / С.Ю. Бунтовский // Научные исследования и разработки: сб. науч. статей. – Астрахань,2019. – С. 504–506
3. Виханский, О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – 5-е изд. – М.: Магистр: Инфра-М, 2016. – 195 с.
4. Герасимчук В.Г. Стратегическое управление предприятием. Графическое моделирование: учеб. пособие. / В.Г. Герасимчук. - М.: КНЭУ, 2020. – 366 с.
5. Голубков, Е.П Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. 4-е изд., перераб.и доп / Е.П Голубков. — М.: Финпресс, 2020. — 496 c.
6. Годин, А.М. Маркетинг: учебник / А.М, Годин. – 7-е изд., перераб. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2019. 652 с.
7. Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. – M.: Аспект Пресс, 2022. – 415 с.
8. Линченко М.Г. Проблемы стратегического управления в современных условиях / М.Г. Линченко // Управление в экономических и социальных системах. – 2022. – №1. – С. 23–28
9. Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури. Основы менеджмента (Management). Издательство: Дело, 1997 г. – 704 стр.
10. Минцберг Г. Стратегическое сафари: Экскурсия по дебрям стратегического менеджмента / Генри Минцберг, Брюс Альстранд, Жозеф Лампель. Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2013. – 367 с.
11. Полежаева, К.Н. Основные проблемы стратегического управления предприятием в условиях конкурентного рынка / К.Н. Полежаева // Синергия наук. – 2022. – №7. – С. 14-19
12. Погорелова, Я.С. Проблемы и современные тенденции развития стратегического управления / Я.С. Погорелова // Аллея науки. – 2019. – №10. – с. 359–361
13. Пидкова, А.А. Особенности современных подходов к стратегическому управлению развитием предприятия / А.А. Пидкова // Экономика. Менеджмент. Инновации. – 2020. – №1. – С. 67–78
14. Соколова, О.А. Проблемы и перспективы совершенствования системы стратегического управления проектами / О.А. Соколова // Аллея науки. – 2018. – №10. – С. 480–483
15. Уткин Э.А. Курс менеджмента: Учеб. для вузов /Фин. акад. при Правительстве РФ. — М.: Зерцало, 2001. — 431 с.
16. Фатхутдинов, Р.А. Стратегический маркетинг: Учебник. / Р.А. Фатхутдинов — М.: АО Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2018. — 640 с.
17. Черная Л.В. Комплексный подход к формированию маркетинговой стратегии предприятия / Л.В. Черная // Сборник научных работ серии «Экономика». – 2019. – №14. – С. 107–116
18. Чувакова, С.Г. Стратегический маркетинг: учебник / С.Г. Чуваков. – М.: Дашков и К., 2018. – 272 с.
19. Черчилль, Браун: Маркетинговые исследования: учебник. 5-е изд. / Пер. с англ. под ред. Г. Л. Багиева. — СПб.: Питер, 2017. — 704 с.
20. Чернова Е.С. Понятие инструментов стимулирования сбыта и их в комплексе маркетинга / Е.С. Чернова // Актуальные вопросы права, экономики и управления: сб. науч. статей. – Пенза,2019. – С. 107–111.
21. Официальный сайт «Барнаульский молочный комбинат». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.molskaz.ru/suppliers/