Введение 3
Глава 1 Теоретические основы изучения словообразовательного анализа в начальной школе 5
1.1 Словообразование как раздел языкознания 5
1.2 Особенности обучения словообразовательному анализу в начальной школе 10
Выводы по Главе 1 15
Глава 2 Методические особенности обучения младших школьников словообразовательному анализу на уроках русского языка 16
2.1 Анализ образовательных программ по проблеме обучения младших школьников словообразовательному анализу 16
2.2 Методические приемы обучения словообразовательному анализу 20
Выводы по Главе 2 31
Заключение 32
Список использованных источников 34
Актуальность исследования. Актуальность исследования этой проблемы обуславливается тем, что словообразование значимо, так как влияет на формирование языковой компетенции учащихся. Успешное и действенное усвоение способа образования знаменательных частей речи способствует развитию у школьников абстрактного мышления и умений наблюдать факты языка, воспроизводить в речи лексические единицы во всём их многообразии, употреблять слова в письменной речи орфографически грамотно. Справедливо мнение о том, что благодаря словообразованию знаменательных частей речи язык пополняется новыми наименованиями – М.Р. Львов [12, с. 13]. Словообразованию знаменательных частей речи должно уделяться много внимания в лингвистике и методике преподавания русского языка в вузе и школе. Большой интерес к проблеме методики обучения словообразованию и словообразовательному анализу не угасает в наше время. Для системного изучения словообразования особенно значимыми являются теоретические разработки и характерологические описания И.Б. Голуб, М.Р. Львова, Д.Э. Розенталя, М.А. Теленковой и других учёных.
Цель исследования – изучить методические особенности обучения словообразовательному анализу в начальной школе.
Объектом исследования является процесс обучения способам словообразовательного анализа и методике его изучения в начальной школе.
Предмет исследования – методические особенности обучения словообразовательному анализу в начальной школе.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы изучения словообразовательного анализа в начальной школе.
2. Провести анализ УМК по русскому языку по проблеме изучения словообразовательного анализа в начальной школе.
3. Описать методические аспекты обучения словообразовательному анализу в начальной школе.
Гипотеза исследования: изучение младшими школьниками словообразовательного анализа будет успешным, если: а) в процессе обучения комплексно использовать соответствующие методы; б) определена система упражнений, что способствующих усвоению знанию способов образования знаменательных частей речи: в) введен дополнительный материал по словообразовательному анализу.
В работе использовались следующие методы: теоретические – метод анализа на этапе изучения научно-методических источников и учебно-методической литературы; метод сравнительно-сопоставительного анализа действующих УМК по русскому языку.
Методологическую основу исследования составили научные труды И.Б. Голуб, М.Р. Львова, Д.Э. Розенталя, М.А. Теленковои др. Сущность понятия «словобразование» раскрыта в работах Д.И. Алексеева, Т.П. Вахниной и др. Методы и приемы формирования навыков словообразовательного анализа у младших школьников описаны в исследованиях Г.В. Блохиной, О.Е. Воронивичем, В.В. Демичевой и др.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников.
Наиболее слабым местом в обучении детей младшего школьного возраста языковым навыкам и речевым умениям остаётся словообразование. Действительно, полное владение русской орфографии невозможно без знания состава слова, без умения выделять, видеть в слове значимые части, морфемы, поскольку основной принцип русской орфографии – морфологический – требует учёта звукового и фонемного состава каждой морфемы и правила русской орфографии формулируются применительно к правописанию отдельных морфем – корней, приставок, суффиксов, окончаний
Была проанализирована система упражнений по изучению способов словообразования в учебниках В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык» с первого по четвертый классы. В первом классе словообразовательные упражнения не представлены. В учебнике актуальна лишь информация об образовании тех или иных слов. Во втором классе дети начинают изучать состав слова, учатся выделять корень. Во втором классе школьники знакомятся с частями речи. В учебнике третьего класса представлены упражнения на образование существительных и прилагательных суффиксальным способом. Учащиеся знакомятся с образованием глаголов приставочным способом и даются упражнение на образование глаголов суффиксальным способом. В четвертом классе учащиеся знакомятся с таким приставочным, суффиксальным и приставочно-суффиксальным способом образования слов. Названия способов словообразования детям не даются. Но на практических примерах учащиеся замечают, что слова могут быть образованы такими способами. В четвертом классе школьники знакомятся со способами образования наречий от имен прилагательных с помощью суффикса – о. Предлагаются задания на образование имен прилагательных и образование сложных слов.
Недооценка обучения словообразования приводит к тому, что орфографический навык, не подкреплённый знанием приставок и суффиксов, существующих в языке, умением оперировать ими в речи для создания новых слов, закрепляется слабо. Так, чтобы правильно писать корень слова, надо видеть его в слове, уметь подобрать родственные слова, но это в достаточном объёме невозможно сделать без знания приставок и суффиксов, которые сопровождают корень, поэтому-то при подборе родственных слов дети и путают формообразование и словообразование, не умея заменять приставки и суффиксы другими. Чтобы определить, что слово проводник, отводок, водовод родственные, надо видеть приставки про-, от-, суффиксы –ник, -ок, два корня вод- (вода) и вод- (водить).
Владение словообразовательными моделями позволяет расширить словарный запас учащихся, вооружить их активным способом понимания, «дешифровки» значении новых производных слов, а для учителя – это эффективное средство семантизации (объяснения значения) производных слов, встречающихся в тексте на уроках чтения. Творчески работающий, вдумчивый учитель понимает, что усвоение ребёнком активных, продуктивных словообразовательных моделей будет не только способствовать сознательному усвоению орфографии, не только расширит словарный запас учащихся и не только вооружит их способом понимания (дешифровки) незнакомых производных слов, «сделанных» по определённой модели, но и будет способствовать развитию логического мышления учащихся.
1. Алексеев, Д. И. Словообразование современного русского литературного языка / Д. И. Алексеев, Р. В. Бахтурина, Е. И. Галанова и др. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2008. – Кн. 3. – 299 с.
2. Ажогина, Н. А. Формирование у обучающихся поликультурной начальной школы ценностного отношения к русскому языку при изучении состава слова / Н. А. Ажогина // В сборнике : Начальное филологическое образование и подготовка учителя в аксиологическом аспекте. Материалы Международной научно‐практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов. Составитель и отв. редактор Т. И. Зиновьева. – 2020. – С. 73-77.
3. Андрусова, С. С. Система изучения морфемного состава слова в начальной школе / С. С. Андрусова // В сборнике : Ребёнок в языковом и образовательном пространстве. Cборник материалов XII всероссийской студенческой научной конференции. – Елец, 2022. – С. 3-7.
4. Бакулина, Г. А. Нетрадиционные приемы (упражнения) развития знаний и умений младших школьников по морфемике / Г. А. Бакулина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № Т29. – С. 424-430.
5. Блохина, Г. В. Изучение темы «Состав слова» в начальной школе / Г. В. Блохина, И. Д. Степанова. – Псков, 2014. – 120 с.
6. Вахнина, Т. П. Современный русский язык : учеб. пособие для вузов / Т. П. Вахнина, О. В. Иванова, Е. Ю. Кузнецова. – Москва : ЮНИТИ – ДАНА, 2004. - 155 с.
7. Вороничев, О. Е. Где кончается основа знаменательного? [о связи словообразования с грамматикой] / О. Е. Вороничев // Начальная школа. – 2008. – № 5. – С. 40.
8. Гречко, Д. С. Моделирование морфемной структуры слова на уроках русского языка в начальной школе / Д. С. Гречко // В сборнике : Наука и молодежь – 2020 : взгляд в будущее. международный научно-практический форум. – 2020. – С. 436-440.
9. Дёмичева, В. В. Формирование логического мышления учащихся при обучении словообразованию / В. В. Демичева // Начальная школа. – 1994. Мережко Е.Г. Словообразовательный анализ на уроках русского языка // Начальная школа. – 1996. – № 6. – С. 8.
10. Каравашкина, М. В. Нужна ли языковая ретроспектива при разборе слов по составу в начальной школе? / М. В. Каравашкина // Начальная школа. – 2021. – № 9. – С. 53-55.
11. Львова, С. И. Словообразовательная модель как объект анализа на уроках русского языка / С. И. Львова // Русский язык в школе. – 1993. – № 3. – С. 10 – 11.
12. Львов, М. Р. В поисках новых решений. К спорам об изучении приставки и суффикса / М. Р. Львов // Начальная школа. – 2001. – № 1. – С. 13 – 15.
13. Махмудов, Ш. А. Русский язык. Морфемика. Словообразование. Этимология / Ш. А. Махмудов, Г. П. Цыганенко // Русский язык в школе. – 2001. – № 2. – С. 13 -15.
14. Мережко, Е. Г. Развитие словообразовательного компонента детской речи / Е. Г. Мережко // Предложение и слово. – 1997. – №3. – С. 117 – 121.
15. Мережко, Е. Г. Функциональный принцип изучения состава слова и словообразования в современных учебниках русского языка для начальной школы / Е. Г. Мережко // В сборнике : Актуальные тенденции и инновации в развитии российской науки. Сборник научных статей. Научный редактор Л. Л. Буркова. – Москва, 2019. – С. 29-32.
16. Павлушина, В. И. Формирование умения младших школьников членить слово на морфемы / В. И. Павлушина // Актуальные вопросы профессиональной подготовки современного учителя начальной школы. – 2021. – № 8. – С. 65-71.
17. Перцева, Н. К. Вопросы словообразования в начальной школе / Н. К. Перцева // Начальная школа. – 1993. – № 10. – С. 18 – 21.
18. Розенталь, Д. Э. Современный русский язык / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. – Москва : Айрис-пресс, 2004. – 448 с.
19. Русский язык. 2 класс. Часть 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – Москва : Просвещение, 2019. – 144 с.
20. Русский язык. 2 класс. Часть 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – Москва : Просвещение, 2019. – 144 с.
21. Русский язык. 3 класс. Часть 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – Москва : Просвещение, 2021. – 161 с.
22. Русский язык. 3 класс. Часть 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – Москва : Просвещение, 2021. – 167 с.
23. Русский язык. 4 класс. Часть 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – Москва : Просвещение, 2021. – 168 с.
24. Русский язык. 4 класс. Часть 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – Москва : Просвещение, 2021. – 172 с.
25. Сапарова, Н. Н. О Системном изучении состава слова в начальной школе на уроках русского языка / Н. Н. Сапарова // В сборнике : Педагогика современного начального образования: состояние, проблемы и перспективы развития. Материалы VI Международной научной конференции. – 2018. – С. 70-74.
26. Семина, О. Н. Преемственность в изучении морфемики между начальным и средним звеном / О. Н. Семина // В сборнике : Дошкольное и начальное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции: в 2 частях. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. – 2018. – С. 164-167.
27. Соловейчик, М. С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. 4-е издание, стереотипное / М. С. Соловейчик, П. С. Жодек, В. Г. Горецкий и др. – Москва : Академия, 2015. – 456 с.
28. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. – Москва : Просвещение, 2022. – 50 с.
29. Федорова, Т. И. Морфемный анализ на уроках русского языка в начальной школе / Т. И. Федорова // Начальная школа До и После. – 2016. – №3. – С. 45-49.
30. Хасанова, М. И. Работа над составом слова в начальной школе / М. И. Хасанова // Вопросы педагогики. – 2020. – № 1-1. – С. 236-243.