Введение 4
I. Образование на пути становления всеобщим в 1940-1960-е гг 11
1.1 Предпосылки появления всеобщего образования 11
1.2 Педагогическая наука после Великой Отечественной войны как
двигатель прогресса развития образования в 1946-1965 гг 17
II. Развитие среднего, средне-специального и высшего образования в
СССР в 1946-1965 гг 23
2.1 Профессионально-техническое образование после Великой
Отечественной войны в СССР 23
2.2 Развитие среднего специального и высшего образования в 1946-1965 гг 31
Заключение 37
Список используемой (ых) литературы (или) источников 43
Образование играет важную роль в политическом, социально - экономическом и культурном развитии страны. Деятельность учебных заведений определяет общий интеллектуальный уровень населения. Образование позволяет создать нравственную основу поведения и повысить культурность подрастающего поколения. Формирование здорового общества во многом за-висит от состояния образовательно-воспитательного процесса. Уровень образования и его качество влияет на возрождение России и на создание сильного и крепкого государства.
В данной работе будет изучен путь развития сферы всеобщего образования в СССР, появление техникумов и высших учебных заведений. Действительно, в послевоенные годы восстановить состояние в стране было очень тяжело, для каждой сферы требовалось значительное вложение финансирования, в том числе и для начального образования. Школы на всей территории СССР были в неудовлетворительном состоянии, большинство из них не было приспособлено для обучения.
Всестороннее изучение и творческое использование исторического прошлого позволяет эффективно, и по возможности, не повторяя ошибок предшественников, решить современные проблемы образования.
Требовалось значительно поднять уровень грамотности населения, желание трудиться в определенной сфере, помогать собственной Родине, развивая свои умения, данные от природы. Это, несомненно, очень важно, ведь, повышая уровень обучения в стране, начнут восстанавливаться все сферы жизни общества, имея таких прекрасных специалистов, мастеров своего дела: трактористы, шоферы, преподаватели, и др. После Второй Мировой войны такие люди действительно требовались в обществе. СССР начинает выходить на новый уровень, ближе к современности. Именно благодаря этой фундаментальной базы сферы образования мы имеем в настоящее время возможность поступить на любую профессию и в любое высшее учебное заведение.
Советская система образования признана по ряду параметров одной из лучших в мире. Именно в послевоенные годы была заложена та основа, на которой была сформирована единая универсальная система образования, дающая глубокие знания.
Важность высшего образования в настоящее время выражается в том, что человек, выпускаясь с дипломом из университета, имеет огромный потенциал, который можно выразить в стремлении достичь высоты на карьерной лестнице, чувствовать себя важным и нужным, востребованным в обществе. Социализация в жизни современного человека крайне важна. В Российской Федерации, как во многих других странах, система непрерывного образования прекрасно совмещается с жизнью человека. На протяжении всей жизни, от малых лет и до конца дней, мы учимся, узнаем что-то новое, что позволяет нам существовать в мире и покое не только с собой, но и с окружающими нас людьми. В первую очередь - человек находит себя, учится быть ответственным, толерантным, раскрывать в себе таланты и находит желание стремиться к самому лучшему, самосовершенствоваться.
Стоит отметить и простоту современного обучения - еще с ранних лет нам даются простейшие задания, которые с каждым годом усложняются. В начальной школе познается окружающий нас мир, основы русского языка и математики, который обязательно должен знать каждый учащийся. Затем плавный переход в среднюю, старшую школу, где добавляются новые задания и специальные предметы, помогающие раскрыть тягу к потенциальной дальнейшей работе над образованием уже после получения аттестата. В университете или колледже/техникуме ученик обучается тем вещам, которые, непосредственно, пригодятся ему в будущей профессиональной деятельности. Все это мы имеем только благодаря изначально сложившимся основам советского образования.
Современное образование - путь к свершению собственных задумок и желаний. От подачи материала, преподавания его в школах, средних учебных заведения и вузах, напрямую зависит будущее страны. Система образования должна быть полноценной, отвечать всем требованиям времени и запросам будущих специалистов.
Целью данной работы является изучение и анализ системы образования в СССР на примере г. Ставрополя-Тольятти.
Автор ставит перед собой следующие задачи:
1. Рассмотреть предпосылки развития отечественного образования в 1946-1965 гг.;
2. Изучить появление педагогической науки, как основу движения развития образования в стране в 1946-1965 гг.;
3. Проследить эволюцию среднего, среднего профессионального системы отечественного образования.
4. Проанализировать прогресс развития высшего образования в 1946-1965 гг.
Объектом исследования выступает система образования в 1946 - 1965 годы на примере г. Ставрополя-Тольятти.
Предметом исследования является развитие и функционирование системы образования в послевоенный период.
Новизной работы является попытка передать полное представление картины развития всеобщего образования в СССР в 1946-1965 гг., соединив труды исследователей по отдельным ступеням обучения: от школы до высшего образования, как в СССР, так и в г. Ставрополе-Тольятти.
Актуальность - современный уровень развития общества дает возможности продолжать образование как после основного среднего образования, так и после среднего профессионального. Исторический опыт позволяет оценить разницу между прошлым и настоящим, а особенно, если это касается развития образования, которое постоянно совершенствуется: даются новые программы, вводятся мотивирующие программы. Все создано для того, чтобы дети после окончания школы не отказывались от дальнейшего обучения. Специально созданные курсы как в школьное, так и в внеклассное время, позволяют оценить степень надобности определенных профессий и проверить собственные умения в том, что больше всего понравится подрастающему поколению. Тяга к знаниям очень ценна в настоящее время, ведь век науки и технологий мотивирует молодежь получать высшее образование - это достаточно престижно.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1946 года, когда началось организационно - педагогическое укрепление учебных заведений и повышение качества учебно-воспитательной работы, по 1965 год, когда было достигнуто значительное улучшение системы образования, имеющей преимущества по сравнению с Западом.
Территориальные рамки данной работы охватывают Самарскую область.
Методологической основой исследования выступают сравнительно - исторический, описательный и статистический методы.
Труды, на основе которых написана бакалаврская работа, можно разделить на нормативно-законодательная базу, документальные источники и монографии, посвященные проблеме.
Источниковую базу бакалаврской работы составили опубликованные документы архива, материалы периодической печати, сборники документов, статистических данных по истории народного образования.
Недостатки в информации архивных материалов значительно дополнили статьи местной периодической печати, в которых освещены основные проблемы и достижения учебного процесса.
Стоит отметить, что в бакалаврской работе были использованы источники, начиная с 1920-ых годов по 1960-е годы. Указы и постановления выделенного периода хорошо дополнили исследование, стали его основой.
Историографический анализ данной темы представлен с учетом общей ситуации в изучении истории страны в 1946 - 1965 годы.
Периодизация историографии темы состоит из двух периодов: «советский» (1946 г. -80 - е гг. XX века) и «постсоветский» (90 - е гг. XX века - н. XXI века).
Для исследований советского периода характерно идеологическое влияние со стороны правящей партии. В исследованиях большое внимание уделялось руководящей роли Коммунистической партии. Директивные решения партийных органов комментировались и оценивались как новый этап в развитии советского образования.
В работах второй половины 40-х - середины 50-х годов делается существенный акцент на успехах в сфере образования, при этом вопросы материально базы учебных заведений, трудности постановки учебного процесса в послевоенные годы, кадрового состава не получили должного освещения [54]. Особенностью работ является схематизм изложения материала и отсутствие критического анализа. В исследованиях изложены общие тенденции развития образования.
«В работах 50-х годов XX века значительное внимание уделяется актуальным проблемам трудового и политехнического образования в школе, обеспечение всеобщего обучения». [69] В трудах обобщена разработка вопросов по теории политехнического образования и дан анализ опыта введения политехнического обучения в школе.
Основным документов в области источников по данной теме является «Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» от 1958 г. Это вызвало большой интерес со стороны исследователей, в том числе профессиональных историков, поэтому почти сразу начали появляться монографии и диссертации, где затрагивались все минусы и плюсы образовательной реформы. Авторы работ ставили своей целью предоставить читателю общую картину развития образования и возможные итоги в дальнейшем на основе уже имеющегося.
«Последующее развитие историографии связано с XX съездом партии, который повлиял на пересмотр положений развития образования. Разрабатывались отдельные проблемы развития образования.
Были сделаны первые шаги в исследовании истории среднего специального и профессионально - технического обучения в СССР и образования без отрыва от производства.» [6]
Второй период в историографии связан с демократическими процессами, проходившими в стране в конце 80-х - в начале 90-х годов. Изменения в жизни общества потребовали объективного и правдивого подхода к истории страны.
Интерес исследователей в 70-80-е годы возрастает. Теперь уже здесь касается не только политическая сторона, как было это в прошлое десятилетие, а также исторический, педагогический и социологический аспекты. Это связано с развитием культурного состояния населения Советского союза. В 80-х годах стоит отметить обобщающие работы В.Ф. Кривошеева, В.П. Леднева, которые вывели исследования тему развития образования на новый уровень подлинного обобщения исторического опыта подготовки педагогов в условиях советского общества. Концептуальное осмысление возможных ситуаций развития сферы образования является главной и основной темой в трудах В.Ф. Кривошеева и В.П. Леднева.
В это время появляется возможность использовать ранее «закрытые» и недоступные документы. В 90-е годы XX века - в начале XXI века появляются монографии, диссертационные работы, возникают новые подходы к изучению образования в Советском Союзе.
Таким образом, исследователями собран и обобщен значительный фактический материал по истории общеобразовательной школы, среднего профессионального и высшего образования в стране в 1946 - 1965 годы.
Анализ имеющейся литературы позволяет сделать вывод, что вопросы развития образования в 1946 - 1965 годы не являлись предметом специального, целостного исследования в рамках г. Ставрополя-Тольятти. Отсутствуют обобщающие работы, дающие представления об истории организации средних специальных учебных заведений и заочных вузов в послевоенный период в г. Ставрополе-Тольятти. В связи с этим исследование системы образования как единого целого в 1946 - 1965 годы является актуальным.
В дипломной работе была предпринята попытка комплексно рассмотреть развитие всех звеньев системы образования в 1946 - 1965 годы.
В структурном отношении работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Сложный и противоречивый путь прошла система советского образования за 1946-1965 годы. Изменения в экономике, внешнем и внутреннем положении государства диктовали новые требования к повышению образовательного уровня населения.
Государственные реформы, реализованные в области образования в рассматриваемый период, были направлены на увеличение численности учащихся, на повышение качества обучения и улучшения материального со-стояния учебных заведений. Проведение преобразований в Самарской области проходило в жесткой соподчиненности местных органов управления вышестоящим.
Не всегда условия учебных заведений позволяли воплотить в жизнь правительственные законы. При значительном увеличении контингента учащихся вузов и средних учебных заведений часто учебная площадь оставалась неизмененной, что приводило к осложнению учебного процесса. Занятия проводились в несколько смен и в неприспособленных помещениях.
В конце 1950-х годов были приняты правительством важные решения по проблемам развития системы народного образования. Она должна была более четко учитывать перспективы развития науки и техники, новых техно-логий. Однако это входило в противоречие с потребностями экстенсивного развития экономики. Стране необходимы были все новые миллионы рабочих для освоения строящихся предприятий. Отсутствие элементарных жилищно-бытовых и удовлетворительных производственных условий обуславливало высокую текучесть молодых кадров.
Крупные промахи в трудовом использовании рабочих вызывало от них большой поток жалоб и заявлений в Областное управлении трудовых резервов и Государственную инспекцию Министерства трудовых резервов по контролю за использованием рабочей силы.
В этих условиях был принят в 1958 году закон о новой структуре школьного образования, решающий для властей проблему притока рабочей силы на производство. Но для руководителей предприятий он создавал новые проблемы: еще большую текучесть кадров и низкий уровень трудовой и технологической дисциплины.
Организации профессионального обучения в школах имела ряд трудностей. В Самарской области большинство школ находились в сельской местности, в связи с этим многие учебные заведения не имели в качестве шефов промышленных предприятий. Тем не менее, в городских школах материальная база в результате проведения реформы окрепла, и осуществлялось соединение обучения и производственного труда.
«Вместо обязательного семилетнего вводилось обязательное восьми-летнее образование детей и подростков в возрасте от 7 до 15-16 лет. Последовала большая работа по преобразованию в течение четырех лет семилетних школ в восьмилетние, созданию необходимой для этого материальной базы (новое строительство, пристройка классов и кабинетов, пополнение оборудования, переподготовка учителей). Одновременно проходила перестройка средних школ. В них были введены производственное обучение и профессиональная подготовка учащихся, срок обучения удлинен до 11 лет.
Жизнь не подтвердила целесообразность проведения во всех средних школах профессиональной подготовки учащихся. Многие школы не имели необходимых для этого условий.
В связи с этим в закон об укреплении связи обучения в школе с жизнью были внесены поправки. Производственное обучение и профессиональная подготовка сохранились в небольшом числе школ, которые имеют для этого надлежащие условия. Остальные школы должны давать учащимся общую политехническую трудовую подготовку. Восстановлен с 1965/66 учебного года десятилетний срок обучения.
В 1966/67 учебном году в 107,6 тыс. общеобразовательных школ для детей обучалось 23,6 млн. человек.» [34]
«С 1956 года в республике стали создаваться школы-интернаты. В них по просьбе родителей зачисляются дети, для воспитания которых в семье нет необходимых условий. В 1965/66 учебном году в республике работало 1178 школ-интернатов с контингентом воспитанников 425 тыс. В этих школах созданы благоприятные условия для всестороннего развития детей, успешного обучения, воспитания у них высоких моральных качеств, коллективизма, формирования эстетических взглядов, для успешной подготовки их к трудовой деятельности.» [34]
Другой новой формой общественного воспитания детей являются школы и группы с продленным днем. В них в течение всего дня дети находятся под педагогическим наблюдением. Плановое развитие их началось с 1960 го-да. В 1965/66 учебном году в школах и группах с продленным днем обучалось и воспитывалось 1 128,4 тыс. учащихся. Особым признанием и авторитетом они пользуются у работающих матерей.
Гуманизм советского социалистического общества проявляется в создании специальной дифференцированной сети школ для детей с недостатками в физическом и умственном развитии, для детей, перенесших полиомиелит, санаторно-лесных школ для ослабленных детей, детских домов для детей, лишившихся родителей.
Другой важной задачей, стоявшей перед органами образования, выступало осуществление всеобщего среднего образования, которое затянулось на долгие годы. Всеобщее обучение являлось одним из основных показателей общедоступности школьного образования. В Самарской области была проведена значительная работа по максимальному вовлечению детей школьного возраста в обучение. Одним из важных показателей работы школ было отсутствие второгодников. В условиях командно-приказной системы управления образованием педагоги, выполняя требования властей борьбы с второгодничеством, нередко были вынуждены завышать оценки и снижать требования к учащимся, что в свою очередь приводило к снижению их знаний.
Для тех, кто не желал оканчивать среднюю общеобразовательную школу был открыт путь в средние профессиональные учебные заведения. Ре-формирование профессионально-технического образования было нацелено на подготовку специалистов для всех отраслей производства. Негативной стороной в его развитии являлось отставание реальной возможности учебных заведений в подготовке специалистов от потребностей производства в них.
В 1950-1960 - е годы происходило бурное развитие высшего образования. Открывались новые факультеты, активизировалась научная деятельность вузов. Однако окончательно не была решена проблема комплектования вузов квалифицированными преподавателями.
Рост материально-технической базы учебных заведений, квалификации педагогов и научных исследований, который можно проследить в начале 1960-х годов, позволил поднять качество учебного процесса и подготовки специалистов в вузах. К середине 1960-х годов конкурс для школьников и производственников при поступлении проводился отдельно.
Особенное внимание государство уделяло заочному и вечернему образованию для людей, занятых на производстве.
«К 1953 году в г. Ставрополе-Тольятти было 8 школ. В рамках общесоюзной школьной реформы в городе внедрялось обязательное восьми-летнее образование и производственное обучение в 9-11 классах дневной средней школы, где в старших классах 50% учебы отводилось на трудовое обучение. Профессиональная подготовка старшеклассников проводилась или в учебных мастерских, или на стройках. Однако с 1964-1965 учебного года школы вернулись к традиционному обучению из-за снижения уровня обще-образовательной подготовки школьников. В 1969 году в городе были открыты две экспериментальные школы, в каждой из которых насчитывалось 60 классов. Этот эксперимент не получил дальнейшего распространения. Так как стояла задача до 1965 года дать семилетнее образование всем рабочим до 35 лет, то помимо средних школ в городе действовало пять школ рабочей молодежи.» [71]
«Развивалась сеть профессиональной подготовки. На базе школы №13 в поселке Шлюзовой открыли строительное училище №3 Главного управления трудовых резервов, готовившее маляров, штукатуров, каменщиков, плотников, сантехников, слесарей-трубоукладчиков. В 1953 году от Куйбышевского речного техникума в Ставрополе начал работу учебно-консультационный пункт, который в 1958 году был преобразован в гидро-техникум (впоследствии политехнический техникум).» [71]
Следует отметить негативную тенденцию в работе учебных заведений. Идеологический контроль, осуществлявшийся непосредственно через партийные организации, ограничивал возможности педагогов творчески и индивидуально подходить к учебно-воспитательному процессу.
К 1965 году увеличились сеть учебных заведений г. Ставрополя-Тольятти и количество учащихся в общеобразовательных школах на 12 тыс. человек, в средних специальных учебных заведениях на около 7 тыс. человек, в вузах области на 3,5 тыс. человек.
В целом, реформирование системы образования в 1946-1965 годы способствовало повышению качества обучения и к сближению учебного процесса к нуждам экономики страны. Звенья системы образования были связаны друг с другом и составляли единое целое. Была создана общедоступная единая система бесплатного обучения, дающая универсальное и логическое образование.
Первыми в мире в СССР осуществили запуск искусственного спутника Земли 4 октября 1957 году и первый в истории полет в космос 12 апреля 1961 году засвидетельствовали высокий уровень советской науки. США, не смотря на противостояние СССР, признало советскую систему образования одной из лучших в мире. Это как факт того, что изначальные задачи формирования сферы образования, как основу государства, были выполнены успешно. Каждый работник был специалистом в своей области, получал свою работу достойную заработную плату.
Также стоит сказать о главной особенности образования в СССР - воспитательной части. Именно благодаря ей из детей в начальной школе делали достойных воспитанников для дальнейшего обучения, работы на производстве, прививали любовь к Родине и уважение к жизни каждого. В дальнейшие годы, вплоть до нашего времени, это только становилось лучше и совершенствовалось.
1. Аллабердина, Г. И. Становление и развитие школьного исторического образования в СССР и Российской Федерации: автореф. дисс... .канд. ист. наук: защищена 29. 12. 2003 / Г. И. Аллабердина. - Уфа: Б. и., 2003. - 25 с.
2. Батышев, С. Я. Профессионально - техническое обучение рабочих на производстве / С. Я. Батышев. - М.: Высшая школа, 1967. - 694 с.
3. Батышев, С. Я. Формирование квалифицированных рабочих кадров в СССР / С. Я. Батышев. - М.: Экономика, 1974. - 383 с.
4. Белкин, В. Б. Профессиональное разделение труда и подготовка рабочих кадров в СССР / В. Б. Белкин. - М.: Высшая школа, 1966. - 319 с.
5. Блинчевский, Ф. Л. Профессионально - техническое обучение рабочих в СССР / Ф. Л. Блинчевский, Г. И. Зеленко. - М.: Трудрезервиздат, 1957. - 160 с.
6. Булгаков, А. А. Профессионально - техническое образование в СССР на современном этапе / А. А. Булгаков. - М.: Высшая школа, 1977. - 311 с.
7. Бутягин, А. С. Университетское образование в СССР / А. С. Бутягин, Ю. А. Салтанов. - М.: Издательство Московского университета, 1957. - 296 с.
8. Веселов, А. Н. Профессионально - техническое образование в СССР. Очерки по истории среднего и низшего профтехобразования / А. Н. Ве-селов. - М.: Профтехиздат, 1961. - 435 с.
9. Высшая школа. Сборник основных постановлений, приказов и инструкций / под ред. Е. И. Войленко. - М.: Высшая школа, 1965. - Ч.1. - 432 с.
10. Высшая школа СССР за 50 лет. (1917 - 1967) / под ред. В. П. Елютина. - М.: Высшая школа, 1967. - 272 с.
11. Гатлих, Г. А. Сельскохозяйственные вузы СССР / Г. А. Гатлих, А. И. Корнев, А. Н. Литвиненко. - М.: Высшая школа, 1965. - 367 с.
12. Гуркина Н. История образования в России (Х-ХХ века) / URL:
https: //www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/gurkina/index.php, свободный. (Загл. с экрана).
13. Данилин, П. Д. Партийная забота о школе / П. Д. Данилин. - Тула: Приокское книжное издательство, 1980. - 88 с.
14. Дейненко, М. М. 40 лет народного образования в СССР / М. М. Дейненко. - М.: Учпедгиз, 1957. - 246 с.
15. Димов, В. М. Народное образование в социальной политике развитого социалистического общества / В. М. Димов. - М.: Издательство МГУ, 1980. - 174 с.
16. Думченко, Н. И. Содержание подготовки квалифицированных рабочих кадров / Н. И. Думченко. - М.: Высшая школа, 1983. - 112 с.
17. Забелин, Н. Н. Народно - хозяйственное значение государственных трудовых резервов / Н. Н. Забелин. - М.: Трудрезервиздат, 1959. - 92 с.
18. Закон СССР от 24 декабря 1958 г. «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР».
19. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. - 2-е изд., испр. и дополн. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 512 с.
20. Кабатченко М.В. Народное образование в СССР.
21. Калинин, А. Д. Народное образование в СССР / А. Д. Калинин. - М.: Педагогика, 1972. - 143 с.
22. Кацва, А. М. Технический прогресс и система профтехобразования в 1959 - 1965 годы / А. М. Кацва // Исторические записки: сб. ст. / под ред. А. М. Самсонова. - М.: Наука, 1971. - Т. 87. - С. 334 - 349.
23. Ким, М. П. Великий Октябрь и культурная революция в СССР / М. П. Ким. - М.: Знание, 1967. - 48 с.
24. Клочков, И. Д. Подготовка рабочих широкого профиля в средних профессионально - технических училищах / И. Д. Клочков. - М.: Педаго-гика, 1979. - 190 с.
25. Клочков, И. Д. Совершенствование подготовки квалифицированных рабочих / И. Д. Клочков. - М.: Экономика, 1975. - 215 с.
26. Константинов, Н. А. Очерки по истории советской школы РСФСР за 30 лет / Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский. - М.: Учпедгиз, 1948. - 472 с.
27. Крупская Н.К. Общие вопросы педагогики. Организация народного образования в СССР. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 611 стр.
28. Кучеренко, М. М. Молодое поколение рабочего класса СССР: Процесс формирования и воспитания. 1917 - 1979 гг. / М. М. Кучеренко. - М.: Мысль, 1979. - 189 с.
29. Леднев, В. П. Партийное руководство педагогическим образованием в РСФСР (1959 - 1970 гг.) / В. П. Леднев. - Красноярск: Издательство Красноярского университета, 1984. - 144 с.
30. Лутченко, А. И. Основные этапы формирования советской интеллигенции / А. И. Лутченко // Культурная революция в СССР. 1917 - 1965. Материалы всесоюзной сессии Научного совета. - М.: Наука, 1967. - С.144 - 152.
31. Малышев М.П. Организация и планирование всеобщего среднего образования.
32. Медынский, Е. Н. Народное образование в СССР / Е. Н. Медынский. - М.: Академия Педагогических Наук РСФСР, 1952. - 257 с.
33. Народное образование в РСФСР / под ред. М. П. Кашина, Е. М. Чехарина. - М.: Просвещение, 1970. - 352 с.
34. Народное образование в СССР. 1917 - 1967 / под ред. М. А. Прокофьева. - М.: Просвещение, 1967. - 543 с.
35. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: Сборник документов. 1917 - 1973 гг. / А. А. Абакумов [и др.]. - М.: Педагогика,1974.- 559 с.
36. Новгородский, Ю. Ф. Подготовка кадров для промышленности / Ю. Ф. Новгородский, Н. М. Хайкин. - М.: Экономика, 1968. - 72 с.
37. Организация и планирование всеобщего среднего образования [Текст] / Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики ; Под ред.
В. М. Дмитриева. - Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1957. - 408 с. : ил.; 21 см.
38. Очерки истории профессионально - технического образования в СССР / под ред. С. Я. Батышева. - М.: Педагогика, 1981. - 352 с.
39. Паначин, Ф. Г. Педагогическое образование в России / Ф. Г. Паначин. - М.: Педагогика, 1979. - 215 с.
40. Паначин, Ф. Г. Педагогическое образование в СССР: Важнейшие этапы истории и современное состояние / Ф. Г. Паначин. - М.: Педагогика,1975.- 218 с.
41. Пилипенко, Н. Н. Формирование квалифицированных рабочих кадров / Н. Н. Пилипенко. - М.: Экономика, 1982. - 176 с.
42. Постановление ВЦИК 16 октября 1918 г. «Положение о единой трудовой школе РСФСР».
43. Постановление ЦК ВКП (б) 25 июля 1930 г. «О всеобщем обязательном начальном обучении».
44. Постановление ЦИК КПСС СССР от 8 марта 1929 г. «О подготовке преподавателей в педвузах и педтехникумах и переподготовке учите-лей».
45. Постановление ЦИК КПСС СССР от 17 мая 1929 г.— «О работе по ликвидации неграмотности»
46. Постановление ЦИК КПСС СССР от 25 августа 1931 г. «О начальной и средней школе».
47. Постановление ЦИК КПСС СССР от 25 августа 1932 г.— «Об учебных программах и режиме в начальной и сред ней школе».
48. Постановление ЦИК КПСС СССР от 19 сентября 1932 г. «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах».
49. Указ Президиума Верховного Совета Союза ССР от 2 октября 1940 г. «О государственных трудовых резервах».
50. Постановление СНК СССР от 8 сентября 1943 г. «О приеме в школы детей семилетнего возраста».
51. Постановление ЦК КПСС и Совет Министров СССР от 15 февраля 1960 г. «Об организации школ с продленным днем».
52. Профессионально - техническое образование в СССР / под ред. Т. Н. Манниной, Л. С. Саде. - М.: Высшая школа, 1972. - 128 с.
53. Профессионально - техническое образование в СССР (1917 - 1972). Хроника основных событий / сост. Е. Г. Оссовский. - Л.: ВНИИ профтехобразования, 1972. - 60 с.
54. Пузанов, М. Ф. Развитие форм и методов подготовки рабочих / М. Ф. Пузанов. - М.: Высшая школа, 1978. - 334 с.
55. Сайдакова Е.И. Вопросы организации всеобщего обучения.
56. Сенявский, С. Л. О перестройке школьного образования в СССР (1954 - 1965 гг.) / С. Л. Сенявский // Культурная революция в СССР. 1917 - 1965. Материалы всесоюзной сессии Научного совета. - М.: Наука, 1967. - С. 184 - 195.
57. Сенявский, С. Л. Подготовка и повышение квалификации индустриальных рабочих кадров СССР в 1953 - 1961 гг. / С. Л. Сенявский // Формирование и развитие советского рабочего класса (1917 - 1961): сб. ст. / под ред. Р. П. Дадыкина. - М.: Наука, 1964. - С. 187 - 197.
58. Сенявский, С. Л. Рабочий класс СССР (1938 - 1965 гг.) / С. Л. Сенявский, В. Б. Тельпуховский. - М.: Мысль, 1971. - 533 с.
59. Сивохина, Т. А. Апогей режима личной власти. «Оттепель». Поворот к неосталинизму / Т. А. Сивохина, М. Р. Зезина. - М.: Издательство Московский университет, 1993. - 31 с.
60. Сонин, М. Я. Подготовка квалифицированных рабочих на производстве / М. Я. Сонин. - М.: Госполитиздат, 1954. - 210 с.
61. Сонин, М. Я. Развитие народонаселения / М. Я. Сонин. - М.: Статистика, 1980. - 351 с.
62. Ставрополь-Тольятти: история города: электрон. Учеб. Пособие / Ю.К. Ращевский [и др.] ; под ред. О.А. Безгиной. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2016. - 1 оптический диск.
63. Трубников, С. В. О подготовке квалифицированных рабочих через систему профессионально - технического образования / С. В. Трубников // Формирование и развитие советского рабочего класса (1917 - 1961): сб. ст. / под ред. - М.: Наука, 1964. - С. 87 - 99.
64. Трудовым резервам - 25 лет / под ред. Р. А. Бондаренко. - М.: Знание, 1965. - 39 с.
65. Трусь, А. И. Техническая школа в условиях упрочнения социализма (1938 - 1958) / А. И. Трусь. - М.: Прометей, 1989. - 221 с.
66. Филиппов Ф.Р. Всеобщее среднее образование в СССР.
67.Чупрунов, Д. И. Специалисты среднего звена / Д. И. Чупрунов. - М.: Экономика, 1984. - 200 с.
68.Чуткерашвили, Е. В. Кадры для науки / Е. В. Чуткерашвили - М.: Высшая школа, 1968. - 257 с.
69. Шабалов, С. М. Политехническое обучение. - М., 1956; Шаповаленко, С. Г. Политехническое обучение в советской школе на современном этапе. - М., 1958.
70. Ярушина, Л. В. Подготовка педагогических кадров в РСФСР в годы семилетки (1959 - 1965 гг.) / Л. В. Ярушина // Культурная революция в СССР. 1917 - 1965. Материалы всесоюзной сессии Научного совета. - М.: Наука, 1967. - С. 196 - 205.