ВВЕДЕНИЕ 5
1 Состояние вопроса 7
1.1 Стенд MAHA MSD 3000 7
1.2 Стенд BEISSBARTH SA 640 9
1.3 Стенд FWT 2010E PC SET CARTEC 10
2 Разработка конструкции стенда для проверки амортизаторов
транспортных средств 11
2.1 Техническое задание на разработку конструкции стенда для проверки
амортизаторов транспортных средств 11
2.2 Техническое предложение на разработку конструкции для проверки
амортизаторов транспортных средств 16
2.3 Расчет конструкции 26
3 Технологический процесс диагностики амортизаторов 33
3.1 Параметры диагностирования состояния амортизатора 33
3.2 Наиболее характерные неисправности 34
3.3 Технологический процесс диагностирования амортизатора, снятого с
автомобиля 35
4 Безопасность и экологичность технического объекта 39
4.1 Технологический паспорт 40
4.2 Оценка профессиональных рисков 41
4.3 Разработка перечня мероприятий и применение технических средств
для обеспечения ПБ 42
4.4 Организационные (организационно-технические) мероприятия по
предотвращению чрезвычайных происшествий (пожар) 46
4.5 Обеспечение экологической безопасности рассматриваемого
технического объекта 47
4.6 Мероприятия по снижению негативного антропогенного воздействия на окружающую среду 47
5 Экономическая эффективность разработанной конструкции 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ А Спецификация 57
Подвески современных автомобилей являются сложными конструкциями, сочетающими механические, гидравлические, пневматические и электрические элементы, могут иметь электронные системы управления, что позволяет получить высокие параметры комфортабельности, управляемости и безопасности.
Основным критерием безопасности подвески можно считать обеспечение хороших сцепных качеств шин с дорогой. Подвеска автомобиля, или система подрессоривания - совокупность деталей, узлов и механизмов, являющихся соединительным звеном между кузовом автомобиля и дорожным покрытием.
Снижению уровня колебаний кузова и колес автомобилей (улучшению плавности хода и устойчивости движения) непрерывно уделяется большое внимание. При проектировании автомобилей сначала моделируется процесс их движения в различных дорожных условиях, с различными скоростями и нагрузками, затем результаты расчетов проверяются испытаниями автомобилей на соответствующих стендах, в дорожных условиях. Для математического моделирования необходимы параметры упругих и гасящих устройств подвески, к которым относятся и характеристики амортизаторов [1].
Амортизатор современного автомобиля - это гидравлический механизм, помещенный, так же, как и пружина, между подрессоренной и неподрессоренной массой автомобиля. Предназначение амортизатора - преобразовывать кинетическую энергию движения подвески, полученную от неровностей дороги, в потенциальную энергию. Иными словами, амортизатор преобразует вертикальные колебания кузова автомобиля в тепло, которое, в дальнейшем, отдает в окружающую среду. При проектировании подвески, стараются подобрать такое место для установки амортизатора, чтобы обеспечить хороший отвод тепла посредством набегающего воздуха при движении автомобиля.
В процессе эксплуатации детали подвески автомобиля изнашиваются. В первую очередь теряют свои рабочие характеристики амортизаторы. По рекомендации автомобильного совета США проверять работоспособность амортизаторов через 40 тысяч миль (приблизительно 64400 км), и дальше через каждые 10 тысяч миль (16000 км) при нормальном режиме эксплуатации. Такое внимание к амортизаторам не случайно. Их износ происходит незаметно для водителя и проявляется обычно в критических ситуациях. Сцепление колес с дорогой уменьшается, и водитель не может в должной мере реализовать возможности автомобиля. В поворотах автомобиль может не сохранять заданное направление движения, и кроме того, удлиняется тормозной путь.
К оборудованию для испытания амортизаторов предъявляются следующие требования:
- стенд должен производить быстрые, серийные и воспроизводимые испытания;
- при проведении испытаний поршень амортизатора должен достигать скоростей, которые являются обычными при реальных условиях эксплуатации автомобиля;
- обеспечивать измеряемые величины, которые могут быть сравнены по функциональности с таковыми для амортизатора нового автомобиля, установленного согласно инструкциям изготовителей, и позволять оценку состояния амортизатора базирующуюся на стандартных условиях;
- обеспечивать измеряемые величины, на которые не влияют различные типы шин.
В выпускной квалификационной работе будет рассмотрен динамический метод проверки амортизаторов.
В выпускной квалификационной работе представлена разработка конструкции стенда для проверки амортизаторов на основании уже разработанных конструкций.
Выполненные задачи выпускной квалификационной работы:
1. проведен глубокий анализ аналогов различных видов установок для слива масла;
2. овладел методами конструкторских решений;
3. овладел практическими навыками 3D моделирования в графической среде КОМПАС 3D.
В результате выполненной работы предоставлена модернизированная разработка конструкции стенда для проверки амортизаторов. В работе проведен конструктивно-технологический анализ представленных на отечественном и зарубежном рынках устройств, проведена сравнительная оценка основных параметров представленных устройств и определено наиболее подходящее устройство для проведения более подробного анализа.
На основе анализа прототипа разработана конструкция стенда для проверки амортизаторов, подготовлены презентационные листы, сборочные чертежи конструкции, проведены расчёты деталей, узлов его конструкции, составлена технологическая карта операции проверки технического состояния амортизатора автобуса ГАЗ-3221.
1 Епишкин, В.Е. Выпускная квалификационная работа бакалавра: учебно-методическое пособие для студентов направлений подготовки 23.03.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» (профиль «Автомобили и автомобильное хозяйство») [Текст] / В.Е. Епишкин, И.В. Турбин. - Тольятти : ТГУ, 2016. - 130 с.
2 Правила оформления выпускных квалификационных работ по программам подготовки бакалавра и специалиста : учеб.-метод. пособие [Текст]/ А. Г. Егоров [и др.] ; ТГУ ; Архитектурно-строительный ин-т ; каф. "Дизайн и инженерная графика". - ТГУ. - Тольятти : ТГУ, 2013. - 98 с. :.
3 Петин, Ю.П., Мураткин, Г.В., Андреева, Е.Е. Технологическое проектирование предприятий автомобильного транспорта [Текст] / Ю. П. Петин, Г. В. Мураткин, Е. Е. Андреева ; Учебное пособие для студентов вузов. - М. : Тольятти: ТГУ, 2013. - 136 с.;
4 Масуев, М.А. Проектирование предприятий автомобильного транспорта [Текст] / М. А. Масуев ; - М. : Издательский центр «Академия», 2007. - 224 с.;
5 Болбас, М.М. Проектирование предприятий автомобильного транспорта [Текст] / Под ред. М.М. Болбаса. - М. : Адукацыявыхаванне, 2004. - 596 с.;
6 Руководство по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей: КамАЗ-5320, 5410, 55102, 55111, 53212, 53211, 53213, 54112, 43114, 43118, 65111, 53228, 44108, 43115, 65115, 6540, 53229, 4326, 53215, 54115. [Текст] - Москва : РусьАвтокнига, 2001. - 286 с.
7 Автомобильный справочник[Текст] / Б. С. Васильев [и др.] ; под общ. ред. В. М. Приходько. - Москва : Машиностроение, 2004. - 704 с. : ил. - Библиогр.: с. 696. - Прил.: с. 483-695.
8 Титунин, Б. А. Ремонт автомобилей КаМАЗ : учеб. пособие для ПТУ [Текст] / Б. А. Титунин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Агропромиздат, 1991. - 320 с. : ил. - (Учебники и учебные пособия для кадров массовых профессий).
9 Устройство и эксплуатация автомобиля КАМАЗ 4310 : [учеб. пособие] [Текст]/ В. В. Осыко [и др.]. - Москва : Патриот, 1991. - 351 с. : ил. - Библиогр.: с. 350. - Прил.: с. 341-349.
10 Автомобили КамАЗ : эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей КамАЗ-5320, КамАЗ-53212, КамАЗ-5410, КамАЗ-54112, КамАЗ- 5511 [Текст]/ сост. Р. А. Мартынова [и др.] ; под общ. ред. Л. Р. Пергамента. - Москва : Недра, 1981. - 424 с. : ил.
11 Типовые нормы времени на ремонт грузовых автомобилей марок ГАЗ, ЗИЛ, КАЗ, МАЗ, КамАЗ, КрАЗ в условиях автотранспортных предприятий[Текст]/ Гос. комитет СССР по труду и социальным вопросам. - Москва : Экономика, 1989. - 299 с.
12 Краткий автомобильный справочник. Т. 2. Грузовые автомобили [Текст] / Б. В. Кисуленко [и др.] ; под общ. ред. А. П. Насонова. - Москва : Автополис-Плюс, 2006. - 670 с.
13 Живоглядов, Н. И. Основы расчета, проектирования и эксплуатации технологического оборудования : учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 1 [Текст]/ Н. И. Живоглядов. - Тольятти : ТГУ, 2002. - 145 с. : ил.
14 Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте : ПОТ Р М-027-2003 : правила введ. в действие с 30 июня 2003 г. [Текст] - Москва : НЦ ЭНАС, 2004. - 164 с. - Прил.: с. 139-160. - ISBN 5-93196-373-1 : 116-18.
15 Чумаков, Л.Л. Методические указания к выполнению экономического раздела ВКР для студентов по направлению 190600 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов»[Текст] / Л.Л. Чумаков. - Тольятти: ТГУ, 2016.-35 с.
16 Оборудование для ремонта автомобилей: Справочник [Текст]/ Григорченко П.С., Гуревич Ю.Д., Кац А.М. и др.: Под ред. М.М. Шахнеса.- 2¬е изд., перераб. и доп.- М.: Транспорт, 1978.- 384 с.
17 Орлов, П.И. Основы конструирования: Справочно-методическое пособие. В 2-х кн. [Текст]/ Под ред. П.И. Усачева.- 3-е изд., исправл.- М.: Машиностроение, 1988.
18 Справочник технолога-машиностроителя В 2-х т. [Текст]/ Под ред. А.К. Косиловой; Р.К. Мещерякова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1986.
19 Каталог деталей и сборочных единиц автомобиля-самосвала КамАЗ-5320. [Текст] - Набережные Челны: КамАЗ, 2009. - 322 с.
20 Малкин, В. С. Устройство и эксплуатация технологического оборудования предприятий автомобильного транспорта [Электронный ресурс] : электрон. учеб. пособие / В. С. Малкин ; ТГУ ; Ин-т машиностроения ; каф. "Проектирование и эксплуатация автомобилей". - Тольятти : ТГУ, 2016. - 451 с. : ил. - Библиогр.: с. 445. - Прил. : с. 446-451.