Особенности проявления агрессии у подростков в связи с хронотипическим статусом
|
Введение 4
Глава 1 Научные представления об агрессии и хронотипе
1.1. Понятие агрессии. Психологические и биологические основы агрессии 10
1.2 Биологические ритмы и представления о хронотипе 34
1.3 Особенности подросткового возраста и агрессия в подростковой
среде 47
Выводы по первой главе 56
Глава 2 Экспериментальное исследование связи проявлений агрессии и хронотипического статуса 59
2.1 Описание выборки и методики исследования 59
2.2 Результаты исследования и их интерпретация 62
Выводы по второй главе 99
Заключение
Список используемой литературы
Глава 1 Научные представления об агрессии и хронотипе
1.1. Понятие агрессии. Психологические и биологические основы агрессии 10
1.2 Биологические ритмы и представления о хронотипе 34
1.3 Особенности подросткового возраста и агрессия в подростковой
среде 47
Выводы по первой главе 56
Глава 2 Экспериментальное исследование связи проявлений агрессии и хронотипического статуса 59
2.1 Описание выборки и методики исследования 59
2.2 Результаты исследования и их интерпретация 62
Выводы по второй главе 99
Заключение
Список используемой литературы
Настоящая работа посвящена исследованию проявлений агрессии и хронотипических предпочтений, и представляет собой опыт обнаружения взаимосвязей между ними на примере групп подростков.
Резонансными стали множество случаев нападений подростков на своих одноклассников, сокурсников в учебных заведениях, и каждый подобный случай поднимает вопрос о причинах, методах диагностики и предупреждения подобных происшествий. Такие события в очередной раз напоминают о существующем общественном запросе к научному сообществу к пониманию причин агрессии и насилия, и подчеркивают необходимость обезопасить среду для подрастающих поколений, от которых зависит наше будущее. Кажущийся необычным угол, под которым предлагается рассмотреть эту проблему в данном исследовании, а именно в связи со сложившимся у человека хронотипическими предпочтениями, ритмом сна и бодрствования, продиктован менее явным, как в случае с агрессией, но не менее значимым запросом общества на экологичность жизни: стремлением к рациональной, не вредящей среде и сохраняющей как физическое, так и психическое здоровье отдельной личности организации жизни - труда и отдыха. Этими обстоятельствами определяется практическая значимость темы.
Степень научной разработанности. Представления как об агрессии, так и о хронотипе продолжают формироваться и дополняться, а сообщения о наличии связи между этими явлениями можно найти в немногочисленных англоязычных статьях, например Biological clocks and rhythms of anger and aggression (S. Hood, S. Amir), The associations of morningness-eveningness with anger and impulsivity in the general population (J.Y. Hwang et al.). Необходимо сказать, что изучение особенностей мотивации, эмоциональных проявлений с учетом утренне-вечерних предпочтений более распространено за рубежом, статьи российских исследователей можно встретить в небольшом количестве, отечественный исследования в большей степени направлены на изучение ритма сна и бодрствования без выделения субъективно сложившихся хронотипических предпочтений. Из наиболее близких к рассматриваемой в данной работе теме статья Д.С. Корниенко и Ф.В. Дериш «Взаимосвязь свойств темной триады и хронотипических предпочтений». Ряд интересных работ сделаны М.Ф. Борисенковым и К.В. Даниленко, где было показано большее распространение в нашей стране вечернего хронотипа в северных широтах и на западных границах часовых поясов, что свидетельствует о экзогенных влияниях на формирование этого феномена, в какой-то мере о его социальности.
Актуальность темы связана с ее острой практической значимостью и относительно слабой ее разработанностью.
Теоретико-методологическая основа исследования. Как понятие агрессии, так и понятие хронотипа, довольно емкие, различаются подходы к определению объема и содержания этих понятий в монографиях и обобщающих трудах, посвященных рассматриваемым темам. В связи с указанным обстоятельством представлялось важным привести обзор взглядов исследователей-психологов на сущность рассматриваемых явлений в исторической перспективе, сформировать наиболее полное представление об объеме и содержании рассматриваемых понятий.
Современные подходы к изучению феномена агрессии сочетают в себе биологическую (влияние генов, гормонов и деятельности центральной нервной системы), психологическую (влияние гендера, черт характера, установок и способности к контролю за эмоциями, когнитивной деятельностью и поведением) и социальную (усвоение агрессивного поведения в семье, из культурной среды в целом, влияние фрустрации, агрессия по заданию и другое) линии. Внимание также уделяется изучению влияния средовых факторов - жаре, шуму, тесноте, и другим, на фасилитацию агрессивных реакций. Основными источниками информации в этой теме стали работы Р. Бэрона и Д. Ричардсон, А. Басса, Л. Берковица, Д. Зилмана, А. Бандуры, Й. Галтунга, С.Н. Ениколопова с коллегами.
Научные области, в которых можно найти истоки понятия хронотипа - психология и психиатрия, физиология, хронобиология. Исследование физиологических основ циркадианных ритмов (одного из объектов изучения хронобиологии) в настоящее время активно развивается. К концу прошлого века был раскрыт клеточный механизм ритмической организации физиологических процессов, активно развивается сомнология - научная область, изучающая природу такого циркадианного процесса, как цикл сон - бодрствование. В большем количестве за рубежом, но также и в нашей стране проводятся психологические исследования хронотипа. Основными источниками информации в этой теме стали работы Ю. Ашгофа, Р. Вивера, В.М. Ковальзона, М.Г. Полуэктова, Л.П. Агуловой, С. Худ и С. Амир.
Агрессия и хронотип в данной работе рассматриваются системно, то есть с обращением к биологическим и физиологическим основам функционирования организма как к основе, связывающей данные явления, а также к социальным предпосылкам манифестации как агрессии, так и хронотипа. Были рассмотрены разные теоретические концепции агрессии, дано операциональное определение, представлены ее классификации, широко применимые в практике (в частности актуальное для использованной в работе методики Басса - Перри представление агрессии как эмоционально-когнитивно-поведенческого комплекса (гнев - враждебность - агрессия), рассмотрены биологические механизмы агрессивного поведения, дана краткая справка об особенностях подросткового возраста и описаны конкретные формы агрессии, распространенные в подростковой среде (буллинг, моббинг, драки, злословие, сплетни и др.); также собрана и систематизирована информация о научных исследования хронотипа, о физиологической организации циркадианных ритмов.
Результатом изучения подобранных источников стало предположение о том, что хронотип и агрессия как феномены, имеющие биологическую основу, формирующиеся под влиянием экзогенных, в том числе социальных факторов, и проявляющиеся в поведении, могут быть связаны.
Поэтому целью исследования стало выявление взаимосвязей между проявлениями агрессии и хронотипическим статусом (утренне-вечерними предпочтениями) в подростковом возрасте.
Объектами исследования стали агрессия и хронотип как био-психо-социальные феномены.
Предмет исследования: связь между проявлениями агрессии и хронотипическим статусом, характерная для подростков.
Гипотеза исследования: утренне-вечерние предпочтения связаны с проявлениями агрессии.
1. Для представителей разных хронотипов проявления агрессии будут выражены с разной силой и иметь разную структуру (различную величину проявления эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов).
2. Имеются половые и возрастные особенности как в формировании хронотипа, так и в проявлениях агрессии, которые необходимо учесть в исследовании; вероятны различия по этим параметрам между подростками и взрослыми.
3. Проявления агрессии для представителей разных хронотипов могут принимать разные коммуникативные формы, выражаться в склонности к делинквентному поведению, суицидальной предрасположенности, а также быть связанными с проявлениями депрессии (как аутоагрессии).
Задачи исследования.
1. Систематизация и анализ информации об агрессии и хронотипе с целью выделения значимых факторов, могущих влиять на связь между проявлениями агрессии, ее структурой с хронотипическим статусом.
2. Рассмотрение физиологических и психологических особенностей организма в подростковом возрасте, социальных задач этого возраста, а также особенностей проявления агрессии в подростковой среде.
3. Подготовка и проведение экспериментальной части исследования: констатирующего эксперимента с целью проверки гипотезы и пилотажного эксперимента с целью определения дальнейших путей развития темы.
4. Обработка, в том числе статистическая, полученных данных, количественный и качественный анализ полученных результатов.
5. Формулирование выводов и определение дальнейших перспектив развития темы исследования.
Методы и методики исследования.
1. Для теоретической разработки темы был реализован системный подход и использованы общенаучные методы: гипотетико-дедуктивный и исторический.
2. На экспериментальном этапе работы был проведены пилотажное и
констатирующее исследование с использованием тестовых психодиагностических методик:
- методики Хорна - Остберга (MEQ) для определения хронотипа,
- методики Басса - Перри (BPAQ) для определения проявлений агрессии,
- методики самооценки мотивации одобрения Д. Крауна и А. Марлоу (MC-SDS), использованной в качестве шкалы лжи;
- методики исследования интегральных форм коммуникативной агрессии В.В. Бойко,
- методики ДАП-П, позволяющая определить склонность к суицидальному и делинквентному поведению;
- методики исследования депрессии Цунга, адаптированная НИИ им. Бехтерева.
3. Собранные данные были статистически обработаны, сравнены и проанализированы с помощью программного пакета SPSS Statistics и интернет-ресурсаStatistics Kingdom.Для выявления связи хронтипа и проявлений агрессии использовался корреляционный метод, для изучения влияния факторов возраста и пола на формирование хронотипа и проявления агрессии, а также фактора хронотипа на проявления агрессии - однофакторный дисперсионный анализ.
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении связей между утренне-вечерними предпочтениями и проявлениями агрессии у подростков: выявленные различия в склонности к проявлению определенного хронотипа и в структуре агрессии для представителей разных полов помогут в формировании выборок и планировании дальнейших исследований по рассматриваемой теме. Обнаруженные для хронотипов некоторые различия в структуре проявлений агрессии, особенности коммуникативных форм проявления агрессии, а также различия в склонности к делинквентному поведению и суицидальной предрасположенности могут считаться перспективными направлениями в развитии темы.
Исследование проводилось на базе самарской общеобразовательной школы №150, Уфимского профессионального колледжа, а также с использованием интернет-ресурса survio.com. В выборку включены несколько групп подростков: 13 - 14 лет - младший подростковый возраст, 15 - 17 лет - средний подростковый возраст, 18 - 24 года - юношеский или старший подростковый возраст (периодизация подросткового возраста взята по Е.А. Сергиенко). Также была протестирована группа взрослых в возрасте от 28 до 40 лет.
Структура диссертации. Магистерская диссертация содержит введение, две главы, выводы к каждой из глав, заключение, список используемой литературы. Список литературы включает 73 источника. В работе 9 рисунков, 17 таблиц.
Резонансными стали множество случаев нападений подростков на своих одноклассников, сокурсников в учебных заведениях, и каждый подобный случай поднимает вопрос о причинах, методах диагностики и предупреждения подобных происшествий. Такие события в очередной раз напоминают о существующем общественном запросе к научному сообществу к пониманию причин агрессии и насилия, и подчеркивают необходимость обезопасить среду для подрастающих поколений, от которых зависит наше будущее. Кажущийся необычным угол, под которым предлагается рассмотреть эту проблему в данном исследовании, а именно в связи со сложившимся у человека хронотипическими предпочтениями, ритмом сна и бодрствования, продиктован менее явным, как в случае с агрессией, но не менее значимым запросом общества на экологичность жизни: стремлением к рациональной, не вредящей среде и сохраняющей как физическое, так и психическое здоровье отдельной личности организации жизни - труда и отдыха. Этими обстоятельствами определяется практическая значимость темы.
Степень научной разработанности. Представления как об агрессии, так и о хронотипе продолжают формироваться и дополняться, а сообщения о наличии связи между этими явлениями можно найти в немногочисленных англоязычных статьях, например Biological clocks and rhythms of anger and aggression (S. Hood, S. Amir), The associations of morningness-eveningness with anger and impulsivity in the general population (J.Y. Hwang et al.). Необходимо сказать, что изучение особенностей мотивации, эмоциональных проявлений с учетом утренне-вечерних предпочтений более распространено за рубежом, статьи российских исследователей можно встретить в небольшом количестве, отечественный исследования в большей степени направлены на изучение ритма сна и бодрствования без выделения субъективно сложившихся хронотипических предпочтений. Из наиболее близких к рассматриваемой в данной работе теме статья Д.С. Корниенко и Ф.В. Дериш «Взаимосвязь свойств темной триады и хронотипических предпочтений». Ряд интересных работ сделаны М.Ф. Борисенковым и К.В. Даниленко, где было показано большее распространение в нашей стране вечернего хронотипа в северных широтах и на западных границах часовых поясов, что свидетельствует о экзогенных влияниях на формирование этого феномена, в какой-то мере о его социальности.
Актуальность темы связана с ее острой практической значимостью и относительно слабой ее разработанностью.
Теоретико-методологическая основа исследования. Как понятие агрессии, так и понятие хронотипа, довольно емкие, различаются подходы к определению объема и содержания этих понятий в монографиях и обобщающих трудах, посвященных рассматриваемым темам. В связи с указанным обстоятельством представлялось важным привести обзор взглядов исследователей-психологов на сущность рассматриваемых явлений в исторической перспективе, сформировать наиболее полное представление об объеме и содержании рассматриваемых понятий.
Современные подходы к изучению феномена агрессии сочетают в себе биологическую (влияние генов, гормонов и деятельности центральной нервной системы), психологическую (влияние гендера, черт характера, установок и способности к контролю за эмоциями, когнитивной деятельностью и поведением) и социальную (усвоение агрессивного поведения в семье, из культурной среды в целом, влияние фрустрации, агрессия по заданию и другое) линии. Внимание также уделяется изучению влияния средовых факторов - жаре, шуму, тесноте, и другим, на фасилитацию агрессивных реакций. Основными источниками информации в этой теме стали работы Р. Бэрона и Д. Ричардсон, А. Басса, Л. Берковица, Д. Зилмана, А. Бандуры, Й. Галтунга, С.Н. Ениколопова с коллегами.
Научные области, в которых можно найти истоки понятия хронотипа - психология и психиатрия, физиология, хронобиология. Исследование физиологических основ циркадианных ритмов (одного из объектов изучения хронобиологии) в настоящее время активно развивается. К концу прошлого века был раскрыт клеточный механизм ритмической организации физиологических процессов, активно развивается сомнология - научная область, изучающая природу такого циркадианного процесса, как цикл сон - бодрствование. В большем количестве за рубежом, но также и в нашей стране проводятся психологические исследования хронотипа. Основными источниками информации в этой теме стали работы Ю. Ашгофа, Р. Вивера, В.М. Ковальзона, М.Г. Полуэктова, Л.П. Агуловой, С. Худ и С. Амир.
Агрессия и хронотип в данной работе рассматриваются системно, то есть с обращением к биологическим и физиологическим основам функционирования организма как к основе, связывающей данные явления, а также к социальным предпосылкам манифестации как агрессии, так и хронотипа. Были рассмотрены разные теоретические концепции агрессии, дано операциональное определение, представлены ее классификации, широко применимые в практике (в частности актуальное для использованной в работе методики Басса - Перри представление агрессии как эмоционально-когнитивно-поведенческого комплекса (гнев - враждебность - агрессия), рассмотрены биологические механизмы агрессивного поведения, дана краткая справка об особенностях подросткового возраста и описаны конкретные формы агрессии, распространенные в подростковой среде (буллинг, моббинг, драки, злословие, сплетни и др.); также собрана и систематизирована информация о научных исследования хронотипа, о физиологической организации циркадианных ритмов.
Результатом изучения подобранных источников стало предположение о том, что хронотип и агрессия как феномены, имеющие биологическую основу, формирующиеся под влиянием экзогенных, в том числе социальных факторов, и проявляющиеся в поведении, могут быть связаны.
Поэтому целью исследования стало выявление взаимосвязей между проявлениями агрессии и хронотипическим статусом (утренне-вечерними предпочтениями) в подростковом возрасте.
Объектами исследования стали агрессия и хронотип как био-психо-социальные феномены.
Предмет исследования: связь между проявлениями агрессии и хронотипическим статусом, характерная для подростков.
Гипотеза исследования: утренне-вечерние предпочтения связаны с проявлениями агрессии.
1. Для представителей разных хронотипов проявления агрессии будут выражены с разной силой и иметь разную структуру (различную величину проявления эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов).
2. Имеются половые и возрастные особенности как в формировании хронотипа, так и в проявлениях агрессии, которые необходимо учесть в исследовании; вероятны различия по этим параметрам между подростками и взрослыми.
3. Проявления агрессии для представителей разных хронотипов могут принимать разные коммуникативные формы, выражаться в склонности к делинквентному поведению, суицидальной предрасположенности, а также быть связанными с проявлениями депрессии (как аутоагрессии).
Задачи исследования.
1. Систематизация и анализ информации об агрессии и хронотипе с целью выделения значимых факторов, могущих влиять на связь между проявлениями агрессии, ее структурой с хронотипическим статусом.
2. Рассмотрение физиологических и психологических особенностей организма в подростковом возрасте, социальных задач этого возраста, а также особенностей проявления агрессии в подростковой среде.
3. Подготовка и проведение экспериментальной части исследования: констатирующего эксперимента с целью проверки гипотезы и пилотажного эксперимента с целью определения дальнейших путей развития темы.
4. Обработка, в том числе статистическая, полученных данных, количественный и качественный анализ полученных результатов.
5. Формулирование выводов и определение дальнейших перспектив развития темы исследования.
Методы и методики исследования.
1. Для теоретической разработки темы был реализован системный подход и использованы общенаучные методы: гипотетико-дедуктивный и исторический.
2. На экспериментальном этапе работы был проведены пилотажное и
констатирующее исследование с использованием тестовых психодиагностических методик:
- методики Хорна - Остберга (MEQ) для определения хронотипа,
- методики Басса - Перри (BPAQ) для определения проявлений агрессии,
- методики самооценки мотивации одобрения Д. Крауна и А. Марлоу (MC-SDS), использованной в качестве шкалы лжи;
- методики исследования интегральных форм коммуникативной агрессии В.В. Бойко,
- методики ДАП-П, позволяющая определить склонность к суицидальному и делинквентному поведению;
- методики исследования депрессии Цунга, адаптированная НИИ им. Бехтерева.
3. Собранные данные были статистически обработаны, сравнены и проанализированы с помощью программного пакета SPSS Statistics и интернет-ресурсаStatistics Kingdom.Для выявления связи хронтипа и проявлений агрессии использовался корреляционный метод, для изучения влияния факторов возраста и пола на формирование хронотипа и проявления агрессии, а также фактора хронотипа на проявления агрессии - однофакторный дисперсионный анализ.
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении связей между утренне-вечерними предпочтениями и проявлениями агрессии у подростков: выявленные различия в склонности к проявлению определенного хронотипа и в структуре агрессии для представителей разных полов помогут в формировании выборок и планировании дальнейших исследований по рассматриваемой теме. Обнаруженные для хронотипов некоторые различия в структуре проявлений агрессии, особенности коммуникативных форм проявления агрессии, а также различия в склонности к делинквентному поведению и суицидальной предрасположенности могут считаться перспективными направлениями в развитии темы.
Исследование проводилось на базе самарской общеобразовательной школы №150, Уфимского профессионального колледжа, а также с использованием интернет-ресурса survio.com. В выборку включены несколько групп подростков: 13 - 14 лет - младший подростковый возраст, 15 - 17 лет - средний подростковый возраст, 18 - 24 года - юношеский или старший подростковый возраст (периодизация подросткового возраста взята по Е.А. Сергиенко). Также была протестирована группа взрослых в возрасте от 28 до 40 лет.
Структура диссертации. Магистерская диссертация содержит введение, две главы, выводы к каждой из глав, заключение, список используемой литературы. Список литературы включает 73 источника. В работе 9 рисунков, 17 таблиц.
Настоящая работа посвящена исследованию взаимосвязи между хронотипическими предпочтениями и склонностью к агрессии, ее эмоциональными, когнитивными и поведенческими компонентами. Эта тема имеет как практическую значимость в плане осознания причин и формирования методов снижения или управления агрессией, проявляемой в подростковой среде, так и в плане формирования ритма жизни подростка, учитывающего физиологические особенности развития и функционирования организма и способствующего сохранению его физического здоровья и созданию условий психологического благополучия.
Для целей настоящей работы была собрана, систематизирована и проанализирована литература об агрессии, хронотипе, физиологии подростков и характерных для них проявлениях агрессии. Развитие представлений об агрессии было рассмотрено в исторической перспективе, обозначены причины ее возникновения и механизмы проявления на психологическом и физиологическом уровнях. Были обозначены истоки представлений о хронотипе, обозначены научные области, формирующие и подпитывающие представления об этом феномене, определены биологические и социальные механизмы его формирования и обозначены поведенческие и характерологические особенности представителей разных хронотипов. Наконец, были рассмотрены особенности развития человеческого организма в подростковом и юношеском возрасте обозначены психологические задачи этого возраста, а также собраны данные о преступности в подростковой среде и характерных для подростков поведенческих формах агрессии.
Теоретическая проработка темы позволила выдвинуть гипотезу о том, что предпочитаемое время активности (хронотип) имеет связи со склонностью к проявлению агрессии. Вечерний тип представлялся более агрессивным в сравнении с другими типами, так как из-за поведенческих особенностей выступает как менее приспособленный к среде и в некотором смысле дисфункциональный. В некоторых обзорных исследованиях указывалась большая склонность вечернего типа к агрессии, девиантному поведению и депрессии, вечерний тип проявлял большую склонность к таким ассоциированным с агрессией проявлениям как импульсивность, нейротизм, высокая сенсорная чувствительность. В исследование были введены две переменные: возраст испытуемых (три подростковые периода) и пол испытуемых, которые, как предполагалось, влияют на склонность к агрессии и формирование утренне-вечерних предпочтений. Причем ряд исследований давали противоречивую информацию об этой связи, что давало дополнительный стимул к проверке этих фактов.
Для экспериментальной проработки темы были подобраны шесть психологических тестовых методик. На первом этапе исследования использовались: тест Хорна - Остберга (MEQ) для исследования хронотипа, наиболее часто используемый опросник, что позволяло сравнить полученные нами данные с результатами других исследований; методика Басса - Перри (BPAQ) для исследования проявлений агрессии, рассматривающая агрессию как трехкомпонентный феномен с эмоциональной, когнитивной и поведенческой составляющими, что представлялось наиболее адекватным разделением для сопоставления с результатами хронотипического теста, так как предполагаемая основа связи агрессии и хронотипа - биологическая; методика самооценки мотивации одобрения Марлоу - Крауна была использована в качестве шкалы лжи, необходимая в связи с тем, что частью предмета исследования выступает социально неодобряемое агрессивное поведение.
В результате проведенного исследования вдвинутая гипотеза была опровергнута, так как обнаруженные между типами различия оказались не значимыми статистически, а корреляция между хронотипом и всеми компонентами агрессии хотя и была верно определена как отрицательная, оказалась низкой, менее 0,2 для самого перспективного и действительно сильнее других связанного с агрессией компонента - гнева. Тем не менее, в исследовании удалось получить другие интересные и статистически значимые выводы: вечерний хронотип оказался более распространенным в женской подростковой группе, утренний хронотип встретился только в мужской группе, и эта склонность полов к манифестации для мужчин более раннего, а для женщин вечернего хронотипа статистически значима. Также статистически значимыми оказались различия в склонности к проявлению гнева: в подростковой группе значительно больше к переживанию гнева склонны представительницы женского пола.
Во второй части исследования, проведенной с целью уточнения гипотезы и определения дальнейших путей разработки темы, реализованной на меньшей группе испытуемых, в котором в дополнение к указанным выше методикам были применены: методика В.В. Бойко для определения интегральных форм коммуникативной агрессии, шкала Цунга, адаптированная в НИИ им. Бехтерева для определения уровня депрессии, методика ДАП-П для определения склонности к делинквентному поведению и суицидальной предрасположенности; были показаны различия в коммуникативных проявлениях агрессии между вечерним и дневным хронотипами. Вечерний тип оказался более склонным провокации агрессии у других, ответной агрессии и спонтанной агрессии, причины которой не осознаются или не рефлексируются. Дневной тип оказался менее, чем вечерний, способным к переключению агрессии и ее торможению, а также более склонным избавляться от нее в безопасной среде (анонимно) и использовать ее для достижения своих целей. Было проверено и опровергнуто предположение об обратной связи агрессии и депрессии: в нашем исследовании выявлена прямая корреляция среднего уровня между гневом и депрессией и враждебностью, и депрессией. Также была проверена информация о большей склонности вечернего типа к депрессии, которая в нашем исследовании не вполне подтверждена: несмотря на более высокий средний балл по шкале Цунга, среди представителей вечернего типа
распространены выраженные проявления невротической депрессии. Также во втором этапе исследовании были обнаружены не значимые статистически связи: для дневного типа со склонностью к делинквентному поведению, и для вечернего типа с суицидальной предрасположенностью.
В заключении работы были сделаны следующие выводы, которые могут быть полезными для дальнейшего изучения как предмета, так и объектов нашего исследования.
Хронотип довольно тонкое образование, основу которого, составляют в большей мере биологические предпосылки, испытывающие колебания в подростковый период. Найти корреляции с особенностями темперамента, склонностями к переживанию определенных эмоций и убеждениями сложно, основываясь исключительно на результатах тестовых методик, использующих самоотчеты испытуемых. Необходимо либо их дополнение измерением физиологических показателей, либо очень тщательная подготовка и подбор методик исследования.
Выборки испытуемых должны быть значительно большими по размеру, с учетом факта слабой представленности утреннего типа в популяции и значительно большей распространенности вечернего типа среди представительниц женского пола. Перспективным направлением в развитии темы можно считать изучение различий в формировании хронотипа для представителей разных полов, а также связи хронотипа с особенностями эмоциональной и когнитивной сферы - по всей видимости, наибольшие связи с хронотипом можно обнаружить исследуя именно их.
Для целей настоящей работы была собрана, систематизирована и проанализирована литература об агрессии, хронотипе, физиологии подростков и характерных для них проявлениях агрессии. Развитие представлений об агрессии было рассмотрено в исторической перспективе, обозначены причины ее возникновения и механизмы проявления на психологическом и физиологическом уровнях. Были обозначены истоки представлений о хронотипе, обозначены научные области, формирующие и подпитывающие представления об этом феномене, определены биологические и социальные механизмы его формирования и обозначены поведенческие и характерологические особенности представителей разных хронотипов. Наконец, были рассмотрены особенности развития человеческого организма в подростковом и юношеском возрасте обозначены психологические задачи этого возраста, а также собраны данные о преступности в подростковой среде и характерных для подростков поведенческих формах агрессии.
Теоретическая проработка темы позволила выдвинуть гипотезу о том, что предпочитаемое время активности (хронотип) имеет связи со склонностью к проявлению агрессии. Вечерний тип представлялся более агрессивным в сравнении с другими типами, так как из-за поведенческих особенностей выступает как менее приспособленный к среде и в некотором смысле дисфункциональный. В некоторых обзорных исследованиях указывалась большая склонность вечернего типа к агрессии, девиантному поведению и депрессии, вечерний тип проявлял большую склонность к таким ассоциированным с агрессией проявлениям как импульсивность, нейротизм, высокая сенсорная чувствительность. В исследование были введены две переменные: возраст испытуемых (три подростковые периода) и пол испытуемых, которые, как предполагалось, влияют на склонность к агрессии и формирование утренне-вечерних предпочтений. Причем ряд исследований давали противоречивую информацию об этой связи, что давало дополнительный стимул к проверке этих фактов.
Для экспериментальной проработки темы были подобраны шесть психологических тестовых методик. На первом этапе исследования использовались: тест Хорна - Остберга (MEQ) для исследования хронотипа, наиболее часто используемый опросник, что позволяло сравнить полученные нами данные с результатами других исследований; методика Басса - Перри (BPAQ) для исследования проявлений агрессии, рассматривающая агрессию как трехкомпонентный феномен с эмоциональной, когнитивной и поведенческой составляющими, что представлялось наиболее адекватным разделением для сопоставления с результатами хронотипического теста, так как предполагаемая основа связи агрессии и хронотипа - биологическая; методика самооценки мотивации одобрения Марлоу - Крауна была использована в качестве шкалы лжи, необходимая в связи с тем, что частью предмета исследования выступает социально неодобряемое агрессивное поведение.
В результате проведенного исследования вдвинутая гипотеза была опровергнута, так как обнаруженные между типами различия оказались не значимыми статистически, а корреляция между хронотипом и всеми компонентами агрессии хотя и была верно определена как отрицательная, оказалась низкой, менее 0,2 для самого перспективного и действительно сильнее других связанного с агрессией компонента - гнева. Тем не менее, в исследовании удалось получить другие интересные и статистически значимые выводы: вечерний хронотип оказался более распространенным в женской подростковой группе, утренний хронотип встретился только в мужской группе, и эта склонность полов к манифестации для мужчин более раннего, а для женщин вечернего хронотипа статистически значима. Также статистически значимыми оказались различия в склонности к проявлению гнева: в подростковой группе значительно больше к переживанию гнева склонны представительницы женского пола.
Во второй части исследования, проведенной с целью уточнения гипотезы и определения дальнейших путей разработки темы, реализованной на меньшей группе испытуемых, в котором в дополнение к указанным выше методикам были применены: методика В.В. Бойко для определения интегральных форм коммуникативной агрессии, шкала Цунга, адаптированная в НИИ им. Бехтерева для определения уровня депрессии, методика ДАП-П для определения склонности к делинквентному поведению и суицидальной предрасположенности; были показаны различия в коммуникативных проявлениях агрессии между вечерним и дневным хронотипами. Вечерний тип оказался более склонным провокации агрессии у других, ответной агрессии и спонтанной агрессии, причины которой не осознаются или не рефлексируются. Дневной тип оказался менее, чем вечерний, способным к переключению агрессии и ее торможению, а также более склонным избавляться от нее в безопасной среде (анонимно) и использовать ее для достижения своих целей. Было проверено и опровергнуто предположение об обратной связи агрессии и депрессии: в нашем исследовании выявлена прямая корреляция среднего уровня между гневом и депрессией и враждебностью, и депрессией. Также была проверена информация о большей склонности вечернего типа к депрессии, которая в нашем исследовании не вполне подтверждена: несмотря на более высокий средний балл по шкале Цунга, среди представителей вечернего типа
распространены выраженные проявления невротической депрессии. Также во втором этапе исследовании были обнаружены не значимые статистически связи: для дневного типа со склонностью к делинквентному поведению, и для вечернего типа с суицидальной предрасположенностью.
В заключении работы были сделаны следующие выводы, которые могут быть полезными для дальнейшего изучения как предмета, так и объектов нашего исследования.
Хронотип довольно тонкое образование, основу которого, составляют в большей мере биологические предпосылки, испытывающие колебания в подростковый период. Найти корреляции с особенностями темперамента, склонностями к переживанию определенных эмоций и убеждениями сложно, основываясь исключительно на результатах тестовых методик, использующих самоотчеты испытуемых. Необходимо либо их дополнение измерением физиологических показателей, либо очень тщательная подготовка и подбор методик исследования.
Выборки испытуемых должны быть значительно большими по размеру, с учетом факта слабой представленности утреннего типа в популяции и значительно большей распространенности вечернего типа среди представительниц женского пола. Перспективным направлением в развитии темы можно считать изучение различий в формировании хронотипа для представителей разных полов, а также связи хронотипа с особенностями эмоциональной и когнитивной сферы - по всей видимости, наибольшие связи с хронотипом можно обнаружить исследуя именно их.



