Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности проявления агрессии у подростков в связи с хронотипическим статусом

Работа №109937

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы113
Год сдачи2020
Стоимость4930 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
147
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Научные представления об агрессии и хронотипе
1.1. Понятие агрессии. Психологические и биологические основы агрессии 10
1.2 Биологические ритмы и представления о хронотипе 34
1.3 Особенности подросткового возраста и агрессия в подростковой
среде 47
Выводы по первой главе 56
Глава 2 Экспериментальное исследование связи проявлений агрессии и хронотипического статуса 59
2.1 Описание выборки и методики исследования 59
2.2 Результаты исследования и их интерпретация 62
Выводы по второй главе 99
Заключение
Список используемой литературы


Настоящая работа посвящена исследованию проявлений агрессии и хронотипических предпочтений, и представляет собой опыт обнаружения взаимосвязей между ними на примере групп подростков.
Резонансными стали множество случаев нападений подростков на своих одноклассников, сокурсников в учебных заведениях, и каждый подобный случай поднимает вопрос о причинах, методах диагностики и предупреждения подобных происшествий. Такие события в очередной раз напоминают о существующем общественном запросе к научному сообществу к пониманию причин агрессии и насилия, и подчеркивают необходимость обезопасить среду для подрастающих поколений, от которых зависит наше будущее. Кажущийся необычным угол, под которым предлагается рассмотреть эту проблему в данном исследовании, а именно в связи со сложившимся у человека хронотипическими предпочтениями, ритмом сна и бодрствования, продиктован менее явным, как в случае с агрессией, но не менее значимым запросом общества на экологичность жизни: стремлением к рациональной, не вредящей среде и сохраняющей как физическое, так и психическое здоровье отдельной личности организации жизни - труда и отдыха. Этими обстоятельствами определяется практическая значимость темы.
Степень научной разработанности. Представления как об агрессии, так и о хронотипе продолжают формироваться и дополняться, а сообщения о наличии связи между этими явлениями можно найти в немногочисленных англоязычных статьях, например Biological clocks and rhythms of anger and aggression (S. Hood, S. Amir), The associations of morningness-eveningness with anger and impulsivity in the general population (J.Y. Hwang et al.). Необходимо сказать, что изучение особенностей мотивации, эмоциональных проявлений с учетом утренне-вечерних предпочтений более распространено за рубежом, статьи российских исследователей можно встретить в небольшом количестве, отечественный исследования в большей степени направлены на изучение ритма сна и бодрствования без выделения субъективно сложившихся хронотипических предпочтений. Из наиболее близких к рассматриваемой в данной работе теме статья Д.С. Корниенко и Ф.В. Дериш «Взаимосвязь свойств темной триады и хронотипических предпочтений». Ряд интересных работ сделаны М.Ф. Борисенковым и К.В. Даниленко, где было показано большее распространение в нашей стране вечернего хронотипа в северных широтах и на западных границах часовых поясов, что свидетельствует о экзогенных влияниях на формирование этого феномена, в какой-то мере о его социальности.
Актуальность темы связана с ее острой практической значимостью и относительно слабой ее разработанностью.
Теоретико-методологическая основа исследования. Как понятие агрессии, так и понятие хронотипа, довольно емкие, различаются подходы к определению объема и содержания этих понятий в монографиях и обобщающих трудах, посвященных рассматриваемым темам. В связи с указанным обстоятельством представлялось важным привести обзор взглядов исследователей-психологов на сущность рассматриваемых явлений в исторической перспективе, сформировать наиболее полное представление об объеме и содержании рассматриваемых понятий.
Современные подходы к изучению феномена агрессии сочетают в себе биологическую (влияние генов, гормонов и деятельности центральной нервной системы), психологическую (влияние гендера, черт характера, установок и способности к контролю за эмоциями, когнитивной деятельностью и поведением) и социальную (усвоение агрессивного поведения в семье, из культурной среды в целом, влияние фрустрации, агрессия по заданию и другое) линии. Внимание также уделяется изучению влияния средовых факторов - жаре, шуму, тесноте, и другим, на фасилитацию агрессивных реакций. Основными источниками информации в этой теме стали работы Р. Бэрона и Д. Ричардсон, А. Басса, Л. Берковица, Д. Зилмана, А. Бандуры, Й. Галтунга, С.Н. Ениколопова с коллегами.
Научные области, в которых можно найти истоки понятия хронотипа - психология и психиатрия, физиология, хронобиология. Исследование физиологических основ циркадианных ритмов (одного из объектов изучения хронобиологии) в настоящее время активно развивается. К концу прошлого века был раскрыт клеточный механизм ритмической организации физиологических процессов, активно развивается сомнология - научная область, изучающая природу такого циркадианного процесса, как цикл сон - бодрствование. В большем количестве за рубежом, но также и в нашей стране проводятся психологические исследования хронотипа. Основными источниками информации в этой теме стали работы Ю. Ашгофа, Р. Вивера, В.М. Ковальзона, М.Г. Полуэктова, Л.П. Агуловой, С. Худ и С. Амир.
Агрессия и хронотип в данной работе рассматриваются системно, то есть с обращением к биологическим и физиологическим основам функционирования организма как к основе, связывающей данные явления, а также к социальным предпосылкам манифестации как агрессии, так и хронотипа. Были рассмотрены разные теоретические концепции агрессии, дано операциональное определение, представлены ее классификации, широко применимые в практике (в частности актуальное для использованной в работе методики Басса - Перри представление агрессии как эмоционально-когнитивно-поведенческого комплекса (гнев - враждебность - агрессия), рассмотрены биологические механизмы агрессивного поведения, дана краткая справка об особенностях подросткового возраста и описаны конкретные формы агрессии, распространенные в подростковой среде (буллинг, моббинг, драки, злословие, сплетни и др.); также собрана и систематизирована информация о научных исследования хронотипа, о физиологической организации циркадианных ритмов.
Результатом изучения подобранных источников стало предположение о том, что хронотип и агрессия как феномены, имеющие биологическую основу, формирующиеся под влиянием экзогенных, в том числе социальных факторов, и проявляющиеся в поведении, могут быть связаны.
Поэтому целью исследования стало выявление взаимосвязей между проявлениями агрессии и хронотипическим статусом (утренне-вечерними предпочтениями) в подростковом возрасте.
Объектами исследования стали агрессия и хронотип как био-психо-социальные феномены.
Предмет исследования: связь между проявлениями агрессии и хронотипическим статусом, характерная для подростков.
Гипотеза исследования: утренне-вечерние предпочтения связаны с проявлениями агрессии.
1. Для представителей разных хронотипов проявления агрессии будут выражены с разной силой и иметь разную структуру (различную величину проявления эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов).
2. Имеются половые и возрастные особенности как в формировании хронотипа, так и в проявлениях агрессии, которые необходимо учесть в исследовании; вероятны различия по этим параметрам между подростками и взрослыми.
3. Проявления агрессии для представителей разных хронотипов могут принимать разные коммуникативные формы, выражаться в склонности к делинквентному поведению, суицидальной предрасположенности, а также быть связанными с проявлениями депрессии (как аутоагрессии).
Задачи исследования.
1. Систематизация и анализ информации об агрессии и хронотипе с целью выделения значимых факторов, могущих влиять на связь между проявлениями агрессии, ее структурой с хронотипическим статусом.
2. Рассмотрение физиологических и психологических особенностей организма в подростковом возрасте, социальных задач этого возраста, а также особенностей проявления агрессии в подростковой среде.
3. Подготовка и проведение экспериментальной части исследования: констатирующего эксперимента с целью проверки гипотезы и пилотажного эксперимента с целью определения дальнейших путей развития темы.
4. Обработка, в том числе статистическая, полученных данных, количественный и качественный анализ полученных результатов.
5. Формулирование выводов и определение дальнейших перспектив развития темы исследования.
Методы и методики исследования.
1. Для теоретической разработки темы был реализован системный подход и использованы общенаучные методы: гипотетико-дедуктивный и исторический.
2. На экспериментальном этапе работы был проведены пилотажное и
констатирующее исследование с использованием тестовых психодиагностических методик:
- методики Хорна - Остберга (MEQ) для определения хронотипа,
- методики Басса - Перри (BPAQ) для определения проявлений агрессии,
- методики самооценки мотивации одобрения Д. Крауна и А. Марлоу (MC-SDS), использованной в качестве шкалы лжи;
- методики исследования интегральных форм коммуникативной агрессии В.В. Бойко,
- методики ДАП-П, позволяющая определить склонность к суицидальному и делинквентному поведению;
- методики исследования депрессии Цунга, адаптированная НИИ им. Бехтерева.
3. Собранные данные были статистически обработаны, сравнены и проанализированы с помощью программного пакета SPSS Statistics и интернет-ресурсаStatistics Kingdom.Для выявления связи хронтипа и проявлений агрессии использовался корреляционный метод, для изучения влияния факторов возраста и пола на формирование хронотипа и проявления агрессии, а также фактора хронотипа на проявления агрессии - однофакторный дисперсионный анализ.
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении связей между утренне-вечерними предпочтениями и проявлениями агрессии у подростков: выявленные различия в склонности к проявлению определенного хронотипа и в структуре агрессии для представителей разных полов помогут в формировании выборок и планировании дальнейших исследований по рассматриваемой теме. Обнаруженные для хронотипов некоторые различия в структуре проявлений агрессии, особенности коммуникативных форм проявления агрессии, а также различия в склонности к делинквентному поведению и суицидальной предрасположенности могут считаться перспективными направлениями в развитии темы.
Исследование проводилось на базе самарской общеобразовательной школы №150, Уфимского профессионального колледжа, а также с использованием интернет-ресурса survio.com. В выборку включены несколько групп подростков: 13 - 14 лет - младший подростковый возраст, 15 - 17 лет - средний подростковый возраст, 18 - 24 года - юношеский или старший подростковый возраст (периодизация подросткового возраста взята по Е.А. Сергиенко). Также была протестирована группа взрослых в возрасте от 28 до 40 лет.
Структура диссертации. Магистерская диссертация содержит введение, две главы, выводы к каждой из глав, заключение, список используемой литературы. Список литературы включает 73 источника. В работе 9 рисунков, 17 таблиц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Настоящая работа посвящена исследованию взаимосвязи между хронотипическими предпочтениями и склонностью к агрессии, ее эмоциональными, когнитивными и поведенческими компонентами. Эта тема имеет как практическую значимость в плане осознания причин и формирования методов снижения или управления агрессией, проявляемой в подростковой среде, так и в плане формирования ритма жизни подростка, учитывающего физиологические особенности развития и функционирования организма и способствующего сохранению его физического здоровья и созданию условий психологического благополучия.
Для целей настоящей работы была собрана, систематизирована и проанализирована литература об агрессии, хронотипе, физиологии подростков и характерных для них проявлениях агрессии. Развитие представлений об агрессии было рассмотрено в исторической перспективе, обозначены причины ее возникновения и механизмы проявления на психологическом и физиологическом уровнях. Были обозначены истоки представлений о хронотипе, обозначены научные области, формирующие и подпитывающие представления об этом феномене, определены биологические и социальные механизмы его формирования и обозначены поведенческие и характерологические особенности представителей разных хронотипов. Наконец, были рассмотрены особенности развития человеческого организма в подростковом и юношеском возрасте обозначены психологические задачи этого возраста, а также собраны данные о преступности в подростковой среде и характерных для подростков поведенческих формах агрессии.
Теоретическая проработка темы позволила выдвинуть гипотезу о том, что предпочитаемое время активности (хронотип) имеет связи со склонностью к проявлению агрессии. Вечерний тип представлялся более агрессивным в сравнении с другими типами, так как из-за поведенческих особенностей выступает как менее приспособленный к среде и в некотором смысле дисфункциональный. В некоторых обзорных исследованиях указывалась большая склонность вечернего типа к агрессии, девиантному поведению и депрессии, вечерний тип проявлял большую склонность к таким ассоциированным с агрессией проявлениям как импульсивность, нейротизм, высокая сенсорная чувствительность. В исследование были введены две переменные: возраст испытуемых (три подростковые периода) и пол испытуемых, которые, как предполагалось, влияют на склонность к агрессии и формирование утренне-вечерних предпочтений. Причем ряд исследований давали противоречивую информацию об этой связи, что давало дополнительный стимул к проверке этих фактов.
Для экспериментальной проработки темы были подобраны шесть психологических тестовых методик. На первом этапе исследования использовались: тест Хорна - Остберга (MEQ) для исследования хронотипа, наиболее часто используемый опросник, что позволяло сравнить полученные нами данные с результатами других исследований; методика Басса - Перри (BPAQ) для исследования проявлений агрессии, рассматривающая агрессию как трехкомпонентный феномен с эмоциональной, когнитивной и поведенческой составляющими, что представлялось наиболее адекватным разделением для сопоставления с результатами хронотипического теста, так как предполагаемая основа связи агрессии и хронотипа - биологическая; методика самооценки мотивации одобрения Марлоу - Крауна была использована в качестве шкалы лжи, необходимая в связи с тем, что частью предмета исследования выступает социально неодобряемое агрессивное поведение.
В результате проведенного исследования вдвинутая гипотеза была опровергнута, так как обнаруженные между типами различия оказались не значимыми статистически, а корреляция между хронотипом и всеми компонентами агрессии хотя и была верно определена как отрицательная, оказалась низкой, менее 0,2 для самого перспективного и действительно сильнее других связанного с агрессией компонента - гнева. Тем не менее, в исследовании удалось получить другие интересные и статистически значимые выводы: вечерний хронотип оказался более распространенным в женской подростковой группе, утренний хронотип встретился только в мужской группе, и эта склонность полов к манифестации для мужчин более раннего, а для женщин вечернего хронотипа статистически значима. Также статистически значимыми оказались различия в склонности к проявлению гнева: в подростковой группе значительно больше к переживанию гнева склонны представительницы женского пола.
Во второй части исследования, проведенной с целью уточнения гипотезы и определения дальнейших путей разработки темы, реализованной на меньшей группе испытуемых, в котором в дополнение к указанным выше методикам были применены: методика В.В. Бойко для определения интегральных форм коммуникативной агрессии, шкала Цунга, адаптированная в НИИ им. Бехтерева для определения уровня депрессии, методика ДАП-П для определения склонности к делинквентному поведению и суицидальной предрасположенности; были показаны различия в коммуникативных проявлениях агрессии между вечерним и дневным хронотипами. Вечерний тип оказался более склонным провокации агрессии у других, ответной агрессии и спонтанной агрессии, причины которой не осознаются или не рефлексируются. Дневной тип оказался менее, чем вечерний, способным к переключению агрессии и ее торможению, а также более склонным избавляться от нее в безопасной среде (анонимно) и использовать ее для достижения своих целей. Было проверено и опровергнуто предположение об обратной связи агрессии и депрессии: в нашем исследовании выявлена прямая корреляция среднего уровня между гневом и депрессией и враждебностью, и депрессией. Также была проверена информация о большей склонности вечернего типа к депрессии, которая в нашем исследовании не вполне подтверждена: несмотря на более высокий средний балл по шкале Цунга, среди представителей вечернего типа
распространены выраженные проявления невротической депрессии. Также во втором этапе исследовании были обнаружены не значимые статистически связи: для дневного типа со склонностью к делинквентному поведению, и для вечернего типа с суицидальной предрасположенностью.
В заключении работы были сделаны следующие выводы, которые могут быть полезными для дальнейшего изучения как предмета, так и объектов нашего исследования.
Хронотип довольно тонкое образование, основу которого, составляют в большей мере биологические предпосылки, испытывающие колебания в подростковый период. Найти корреляции с особенностями темперамента, склонностями к переживанию определенных эмоций и убеждениями сложно, основываясь исключительно на результатах тестовых методик, использующих самоотчеты испытуемых. Необходимо либо их дополнение измерением физиологических показателей, либо очень тщательная подготовка и подбор методик исследования.
Выборки испытуемых должны быть значительно большими по размеру, с учетом факта слабой представленности утреннего типа в популяции и значительно большей распространенности вечернего типа среди представительниц женского пола. Перспективным направлением в развитии темы можно считать изучение различий в формировании хронотипа для представителей разных полов, а также связи хронотипа с особенностями эмоциональной и когнитивной сферы - по всей видимости, наибольшие связи с хронотипом можно обнаружить исследуя именно их.



1. Агрессия I - IV. [Электронный ресурс] // Биология поведения
человека : курс лекций. Стэнфорд, 2010. - Лекции 17 - 19. - URL:
https: //www.youtube. com/watch?v=ik9t96SMtB0&list=PL8YZyma552VcePhq86dEkohvoTpWPuauk (дата обращения: 11.2018).
2. Агрессия : [словарная статья] [Электронный ресурс] // Мельчук И.А., Жолковский А.К. Толково-комбинаторный словарь русского языка. Опыты семантико-синтаксического описания русской лексики ; Wiener Slawistischer Almanach. Sonderband 14. Wien, 1984. С. 115-117.
3. Агулова Л. П. Хронобиология: учебное пособие. Томск: Томский государственный университет, 2013. 260 С.
4. Актуальные проблемы психологии агрессии : лекция [Электронный
ресурс] // Московский институт психоанализа. 2016, 2 апреля. URL:
https://www.youtube.com/watch?v=xhv3lN1CyFI (дата обращения: 01.2019).
5. Аронсон Э. Агрессия: почему мы причиняем вред другим людям // Почему человек ведет себя так, а не иначе. Психологические законы человеческого поведения. СПб. : Прайм-Еврознак, 2008. С. 402 - 431.
6. Бандура А. Теория социального научения. СПб. : Евразия, 2000. - 320 С.
7. Безруких М. М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка). М. : Издательский центр «Академия», 2003. 416 С.
8. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб. : Прайм-Еврознак, 2001. 512 С.
9. Биологические ритмы. В 2-х томах. Том 1 / под редакцией Ю. Ашофа ; под редакцией А.А. Агаджаняна. М. : Мир, 1984. 414 С.
10. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М. : Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. 472 с.
11. Большой психологический словарь [Текст] / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. СПб. : Прайм-Еврознак, 2003. 632 С.
12. Бэрон Р. Агрессия. СПб. : Питер, 2018. 416 С.
13. Винер И. Ю. О психофизиологической природе циркадных ритмов // Психологические и психоаналитические исследования: Ежегодник 2015 - 2016 / под ред. А.А. Демидова. М. : Московский институт психоанализа, 2016. С. 97 -103.
14. Губин Г. Д. Взаимосвязь между характеристиками сна и хронотипом у студентов I курса [Электронный ресурс] // Успехи современного естествознания. 2007. № 9. С. 51 - 52. URL: http://www.natural- sciences.ru/ru/article/view?id=11487(дата обращения: 05.02.2020).
15. Дельгадо Хосе Мануэль Родригес : [энциклопедическая статья]
[Электронный ресурс] // Википедия. Свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Дельгадо,_Хосе_Мануэль_Родригес (дата
обращения: 11.2018).
16. Дубынин В. Мозг и агрессия : лекция [Электронный ресурс] // МФК МГУ 2015 - 2016 «Мозг и потребности человека» ; лекция №8. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=tAVgCwMJDT0&t= 1394s (дата обращения: 01.2019).
17. Дубынин В. А. Химия мозга. От нейромедиаторов до психоделиков
[Электронный ресурс] : курс лекций // МФК МГУ 2015 - 2016. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=VYHYFO8d5go&list= PLw07Zse-
PsMYyyPQD6bRmz 7ly_J1u17xV (дата обращения 12.2017).
18. Дубынин В. А. Центры сна и бодрствования [Электронный ресурс]
: лекции // ПостНаука. 2017, 6 июня. URL:
https://www.youtube.com/watch?v=8RHou2XIAPE (дата обращения 01.2019).
19. Ениколопов С. Н. Агрессия в обыденной жизни. М. : Политическая энциклопедия, 2014. 496 С.
20. Зубова Л. В. О природе агрессивности личности // Вестник ОГУ. - 2004. № 5. С. 27 - 32.
21. Ильин Е. П. Психология агрессивного поведения. СПб. : Питер, 2014. 368 С.
22. Ковальзон В. М. Регуляция цикла бодрствование - сон [Электронный ресурс] // Неврологический журнал. 2016. №6. С. 316 - 322. URL: https://cyberleninka.ru/ article/ v/regulyatsiya-tsikla-bodrstvovanie-son (дата обращения: 01.2019).
23. Корниенко Д. С. Взаимосвязь свойств «темной триады» и хронотипических предпочтений [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2015. Т. 8. №43. URL: http://psystudy.ru/num/2015v8n43/1182- kornienko43.html(дата обращения: 01.2019).
24. Комплексный анализ состояния преступности в Российской Федерации и расчетные варианты ее развития [Электронный ресурс] : аналитический обзор // ВНИИ МВД РФ. М. : ФГКУ ВНИИ МВД России, 2018. URL:https://mvd.ru/upload/site163/document text/Kompleksnyy analizoriginal-maket 24 04.pdf(дата обращения: 03.2020).
25. Кудрявцева Н. Н. Агрессивное поведение: генетико¬
физиологические механизмы [Электронный ресурс] // Вавиловский журнал генетики и селекции. 2014. Том 18. №4/3. URL:
http://www.bionet.nsc.ru/vogis/download/18-4-3/11_Kudrjavtseva.pdf (дата
обращения: 03.2020).
26. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). М. : Прогресс ; Универс, 1994. 272 С.
27. Молодежное насилие : информационный бюллетень [Электронный
ресурс] // ВОЗ. - ВОЗ : [сайт]. 2016, сентябрь. 35 C. URL:
https: //www.who .int/violence_inj ury_prevention/violence/world_report/en/Ch_2RU.pdf (дата обращения: 01.2019).
28. Насилие и его влияние на здоровье : доклад о ситуации в мире. М. : Весь Мир, 2003. 350 С.
29. Ображиев К. В. Преступность несовершеннолетних в современной России: основные криминологические параметры [Электронный ресурс] // Правовая инициатива: всероссийский научно-практический журнал. 2015. №2. URL: http://49e.ru/ru/2015/2Z17 (дата обращения: 01.2019).
30. Оганесян Г. А. Вопросы эволюции цикла бодрствование - сон.
Часть 2: Нейромедиаторные механизмы регуляции [Электронный ресурс] // Междисциплинарный научный и прикладной журнал «Биосфера». 2013. Т. 5, №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/voprosy-evolyutsii-tsikla-
bodrstvovanie-son-chast-2-neyromediatornye-mehanizmy-regulyatsii (дата
обращения: 01.2019).
31. Опросник уровня агрессивности Басса - Перри // Психологический журнал. 2007. №1. С. 115 - 124.
32. Население России по полу и возрасту: статистика, распределение [Электронный ресурс] / statdata.ru: сайт о странах и городах. URL: http://www.statdata.ru/nasel_pol_vozr (дата обращения 11.2018).
33. Подростковый и юношеский возраст // Психология человека от рождения до смерти. СПб. : Прайм-Еврознак, 2015. С. 319 - 396.
34. Постнова М. В. Механизмы формирования циркадианных ритмов поведенческой активности человека [Электронный ресурс] // Вестник Волгоградского государственного университета. 2009. Сер. 3. № 2 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/v/mehanizmy-formirovaniya-tsirkadiannyh-ritmov-povedencheskoy-aktivnosti-cheloveka (дата обращения: 01.2019).
35. Природа насилия [Электронный ресурс]: лекция // Московский
институт психоанализа. 2017, 11 апреля. URL:
https://www.youtube.com/watch?v=Bn-Lm2n3nhc (дата обращения: 12.2017).
36. Программно-методический комплекс дифференциальной диагностики поведенческих нарушений несовершеннолетних «Диагност-Эксперт+» : методическое руководство, сборник тестов . М. : ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. 200 C.
37. Психологические проблемы безопасности в образовании [Электронный ресурс] : телевизионная версия пленарного заседания Всероссийской научно-практической конференции // ФГБОУ ВО МГППУ. - 16.11.2011. URL: https://www.youtube.com/watch?v=70fY2576170&list
=PLdZyZRSukYsCewhfU5MQgQiYh7-lt069z (дата обращения: 01.2019).
38. Психологические теории эмоций [Электронный ресурс] // Википедия. Свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Психологические_теории_эмоций (дата обращения: 01.2019).
39. Психофизиология [Текст] : учебник для вузов. СПб. : Питер, 2014. 464 С.
40. Публичные лекции «Полит.ру». Ениколопов, С.Н. Психология агрессии и насилия [Электронный ресурс] // Полит.ру [официальный канал Полит.ру на YouTube]. URL: https://www.youtube.com/ watch?v= L4pziBGuZJk(дата обращения: 01.2019).
41. Путилов А. А. Методы самооценки хронобиологических различий // Хронобиология и хрономедицина: монография. М. : РУДН, 2018. С.369 - 400.
42. Раскрыта статистика самоубийств в России [Электронный ресурс] // Lenta.Ru. 2017, 30 октября. URL: https://lenta.ru/news/2017/10/30/suicide/ (дата обращения: 03.2019).
43. Распределение населения по возрастным группам [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики : [сайт]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/# (дата обращения 12.2017).
44. Реан А. А. Подростковая агрессия // Психология подростка: полное руководство / под ред. А.А. Реана. М. : [б.и.], 2008. С. 324 - 337.
45. Самоубийство: информационный бюллетень [Электронный ресурс]
// ВОЗ. - ВОЗ : [сайт]. 2017, август. URL: http://www.who.int/
mediacentre/factsheets/fs398/ru/ (дата обращения: 12.2017).
46. Сергиенко Е. А. Подростковый возраст [Электронный ресурс] //
Факультет психологии ГАУГН. 04.2010. URL:
http://univertv.ru/video/psihologiya/psihologiya_razvitiya_vozrastnaya_psihologiya/kurs_psihologiya_razvitiya_i_vozrastnaya_psihologiya_sergienko_ea/podrostkovyj_vozrast/?mark=all (дата обращения: 11.2018).
47. Симонов П. В. Мотивированный мозг. М. : Наука, 1987. 270 С.
48. Сифр Мишель : [энциклопедическая статья] [Электронный ресурс] // Википедия. Свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Сифр,_Мишель (дата обращения: 11.2018).
49. Сон и биоритмы [Электронный ресурс] : лекция / Полуэктов М.Г. //
ПостНаука. 2016, 12 декабря. URL: https://www.youtube.com/
watch?v=R1obPlfmPdo&t=351s (дата обращения: 01.2019).
50. Состояние преступности в России [Электронный ресурс] : ежемесячный сборник за декабрь 2016 года / Главное организационно-аналитическое управление правовой статистики. Генеральная прокуратура РФ. // Портал правовой статистики. URL: http://crimestat.ru/analytics (дата обращения: 12.2017).
51. Суициды в подростковом возрасте. Части I и II [Электронный
ресурс] // Институт «Иматон». 05.05.2017. URL:
https: //www. youtube. com/watch?v=MXYFrkEw_LY ;
https://www.youtube.com/watch?v=w8o6Z-CRkJU (дата обращения 02.2019).
52. Теории агрессии // История социологии : учебное пособие / под общ. редакцией А.Н. Елсукова и др. Минск: Высшая школа, 1997. С. 215 - 220.
53. Фрэнкин Р. Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты. СПб. : Питер, 2003. 652 С.
54. Хекхаузен Х. Агрессия [Текст] // Мотивация и деятельность. СПб. : Питер ; М. : Смысл, 2003. С. 485 - 545.
55. Хильдебрандт Г. Хронобиология и хрономедицина. М. : Арнебия, 2006. 144 С.
56. Хломов К. Д. Психология подросткового возраста: проблема буллинга [Электронный ресурс] // ПостНаука. 11.07.2017. URL: https://postnauka.ru/faq/78155 (дата обращения 02.2019).
57. Шульговский В. В. Основы нейрофизиологии. М. : Аспект Пресс, 2000. 277 С.
58. Эдлунг М. Время - деньги = Matthew Edlund. The Body Clock Advantage. М. : Эксмо, 2004. 352 С.
59. Эриксон Э. Психологический кризис развития в отрочестве и юности // Подросток и семья. Хрестоматия / под ред. Райгородского Д.Я. Самара : Бахрах-М, 2013. С. 3 - 12.
60. Яровицкий В. А. 100 великих психологов. М. : Вече, 2009. 432 С.
61. 1960: Biological Clocks, Vol. XXV [Электронный ресурс] // Cold
Spring Harbor Symposia. URL: http://symposium.cshlp.org/site/misc/
topic25.xhtml (дата обращения 12.2017).
62. Gaina А. Morning-Evening Preference: Sleep Pattern Spectrum and Lifestyle Habits Among Japanese Junior High School Pupils [Текст] /AlexandruGaina , Michikazu Sekine, Hitomi Kanayama // Chronobiology International. 2006. Vol. 23, Issue 3.С. 607 - 621.
63. Borbely A. Processes Underlying the Regulation of the Sleep-Wake
Cycle [Электронный ресурс] / Borbely A, Dijk D.-J., Achermann P., Tobler I // Circadian Clocks, Volume 12 of Behavioral Neurobiology. - New York : Plenume Publisher, 2001. URL: https://www.researchgate.net/publication/
291193535_Processes_Underlying_the_Regulation_of_the_Sleep-Wake_Cycle(дата обращения 01.2019).
64. Jankowski K Morningness-eveningness and temperament: The Regulative Theory of Temperament perspective // Personality and Individual Differences. 2012. №53. С. 734 - 739.
65. Jeong Yeon Hwang. The associations of morningness-eveningness with anger and impulsivity in the general population / Jeong Yeon Hwang, Seung-Gul Kang, Ah Reum Gwak // Chronobiology International. 2016. Vol.33, Issue 2. С. 200 - 209.
66. Hood S. Biological clocks and rhythms of anger and aggression [Электронный ресурс] / Hood S., Amir S. // Frontiers in Behavioral Neuroscience. 23.01.2018. - URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5787107/ (дата обращения: 11.2018).
67. How sleep works - the two-process model of sleep regulation
[Электронный ресурс] / HowSleepWorks.Com. - 17.06.2017. URL:
https://www.howsleepworks.com/how_twoprocess.html (дата обращения
01.2019).
68. Kerkhof G. Morning-type, and evening-type individuals differ in the phase position of their endogenous circadian oscillator / Kerkhof G., Van Dongen H. // Neuroscience Letters. 1996. № 218.
69. Lack L. Chronotype differences in circadian rhythms of temperature,
melatonin, and sleepiness as measured in a modified constant routine protocol [Электронный ресурс] /Lack, L., Bailey M., Lovato N., Wright H. // Nature and Science of Sleep. - 04.11.2009. URL:
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3630920/ (дата обращения
01.2019).
70. Putilov A. Owls, larks, swifts, woodcocks and they are not alone: A historical review of methodology for multidimensional selfassessment of individual differences in sleep-wake pattern // Chronobiology Interntional. 2017. Vol. 34. №3.
71. Randler C. Morningness-Eveningness, sleep-wake variables and Big Five Personality Factors //Personality and Individual Differences. 07.2008. №45 (2). С.191 - 196.
72. Roenneberg T. A marker for the end of adolescence [Электронный
ресурс] /Till Roenneberg, Tim Kuehnle, Peter P. Pramstaller // Current Biology. - 29.12.2004. Vol 14. № 24. URL: DOI:10.1016/j.cub.2004.11.039 (дата
обращения 01.2020).
73. Structural violence : [энциклопедическая статья] [Электронный ресурс] //Wikipedia. The free encyclopedia. - URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Structural_violence (дата обращения: 11.2018).
74. This Week’s Citation Classic: Buss A.H. The psychology of aggression (New York: Wiley, 1961. 307 p.) [Электронный ресурс] // S&BS. 11.01.1982.
№2. - URL: http://garfield.library.upenn.edu/classics1982/ A1982MV90100001.pdf (дата обращения 03.2020).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ