Введение 4
1 Теоретические основы развития нравственных качеств младших
школьников при изучении русских народных сказок 8
1.1 Психолого-педагогические подходы к изучению нравственных качеств
младших школьников 8
1.2 Сказка как средство формирования нравственных качеств младших
школьников 18
2 Экспериментальное исследование влияния сказки на духовно-нравственное
развитие детей младшего школьного возраста 26
2.1 Выявление уровня развития нравственных качеств младших школьников
26
2.2 Содержание работы по использованию формирующего влияния сказки на развитие нравственных качеств у детей младшего школьного возраста . 34
2.3 Анализ результатов работы по развитию нравственных качеств младших
школьников 41
Заключение 48
Список используемой литературы 50
Приложение А Методика "Закончи историю" 54
Приложение Б Методика "Сюжетные картинки" 56
Приложение В Методика "Список желаний" 58
Актуальность исследования. На современном этапе общественного развития, когда остро встают проблемы формирования личности подрастающего поколения, подготовки его к полноценной самостоятельной и активной жизнедеятельности, особое значение в педагогике получает вопрос о развитии и воспитании личности ребенка, о формировании его нравственного потенциала и развитии навыков позитивного общения.
Государство и общество постоянно совершенствуют воспитательные стандарты и ищут в настоящее время новые ориентиры для духовно-нравственного развития новых поколений, отличных от советского времени и соответствующих идеологических традиций, пересмотру подвергаются и ценностные основы мировоззрения.
Особую роль в решении этого вопроса современное образование отводит народной педагогике и национальным формам воспитания, среди которых на первое место выходит сказка как одно из наиболее эффективных средств развития нравственных качеств у младших школьников.
Еще великий русский педагог К.Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа [1, с. 63].
Сказка во все времена была одним из важнейших способов передачи богатства народных традиций от одного поколения к другому. Ведь любая сказка, созданная народом, направлена, прежде всего, на познание окружающей действительности, на усвоение сложившихся обычаев, традиций, обрядов своего народа, а также овладение самыми необходимыми для жизни умениями и навыками, что является важным и значительным в процессе, как формирования личности, так и развития навыков общения.
Русские сказки имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
По своему содержанию все сказки без исключения классически лаконичны, всегда выразительны и совершенно доступны любому ребенку. В процессе прослушивания, просмотра или театрализации сказки активизируется работа мысли, она способствует расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, направлена на совершенствование всех психических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития.
Сказки - это неотъемлемая часть поликультурного, физического, эстетического, нравственного воспитания детей, в том числе и детей младшего школьного возраста.
Проблема развития нравственных качеств личности ребенка в любом возрасте рассматривалась и развивалась в трудах многих, прежде всего, отечественных ученых, философов, социологов, педагогов, среди которых самыми значимыми были труды В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, И.Ф. Харламова [1]-[2].
В последние десятилетия сказки являются предметом исследования многих педагогов, психологов, этнографов (Т.И. Березина, Т.А. Бернштам, В.М. Григорьев, Д.И. Латышина и др.). Однако до настоящего времени значение сказки в воспитании детей не изучено в достаточной мере, и в первую очередь остается еще много нерешенных вопросов по проблеме использования сказки как средства развития нравственных качеств младших школьников. Этим и определяется актуальность данной работы [1]-[2]-[3]-[4].
Проблема исследования: каковы возможности сказки как средства развития нравственных качеств младших школьников.
Цель исследования: научно обосновать и выявить педагогические условия развития нравственных качеств у младших школьников на уроках литературного чтения.
Объект исследования: процесс развития нравственных качеств младших школьников.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития нравственных качеств младших школьников при изучении сказки.
Гипотеза исследования: на уроках литературного чтения развитие нравственных качеств детей будет эффективным если
- в содержание уроков литературного чтения будут включены нравственные проблемы;
- будут созданы педагогические условия, способствующие развитию нравственных качеств младших школьников.
Задачи исследования:
- проанализировать состояние проблемы нравственного
воспитания младших школьников в психолого-педагогической литературе, раскрыть особенности развития нравственных качеств младших школьников;
- выявить уровень развития нравственных качеств младших школьников;
- разработать и реализовать систему уроков по развитию нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения;
- проанализировать динамику уровня развития нравственных качеств у младших школьников.
При написании работы были использованы следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- педагогический эксперимент;
- обобщение и систематизация экспериментальных данных.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 г. Люберцы.
Новизна исследования состоит в практическом определении влияния сказок на уровень развития нравственных качеств младших школьников.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования комплекса уроков литературного чтения в работе по развитию нравственных качеств у младших школьников.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (37 наименований). Для иллюстрации текста используется 5 таблиц, 12 рисунков. Основной текст работы изложен на 53 страницах.
Младший школьный возраст - это период интенсивного познавательного развития, формирование оценки и самооценки, развитие познавательной, волевой, эмоциональной саморегуляции. В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов, зарождаются новые социальные потребности, потребность в признании сверстников, возникает новый тип мотивации, основа произвольного поведения.
Наиболее актуальный вопрос - это изменение программы в части нравственного и духовного воспитания и развития, так как в каждом конкретном субъекте России система социальных отношений и специфика жизни могут иметь свои особенности, часто принципиальные для развития личности. Также при изменении программы в соответствии с нуждами школы, педагоги опираются на педагогическую практику и опыт мировой педагогики, отечественной педагогики, собственный опыт и опыт коллег, учитывают инновационные разработки в педагогике.
Приобщение ребенка к морально-нравственным ценностям своего социума начинается с раннего детства, ведь сказка рассказывает ребенку об отличии плохого и хорошего, учит ответственности за свои действия и поступки, показывает, как надо себя вести. Культурный и социальный опыт, заложенный в сказках, передается в течение сотен лет из поколения в поколение и служит средством морально-нравственного развития. Сказка - это уникальное средство передачи народной мудрости и морально-нравственных ориентиров.
Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей младшего школьного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций, и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному.
По результатам констатирующего этапа эксперимента мы сделали вывод о том, что в большая часть детей имеет низкий уровень развития нравственных качеств: дети незнакомы со многими нравственными понятиями, затрудняются в отличии хорошего от плохого, не могут обосновать причину поступка.
Данные исследования обусловили необходимость проведения коррекционных мероприятий, направленных на развитие нравственных качеств младших школьников.
Наиболее эффективный для этого инструмент, который представляется нам подходящим для данной цели и имеющий огромный воспитательный потенциал - это сказка.
Предложенные сказки, как показывают результаты исследования после проведения эксперимента, способствуют выработке положительных форм общения, способствуют развитию нравственных качеств. Это подтвердили результаты контрольного этапа эксперимента.
1. Агамова, Н.С. Народные игры для детей: организация, методика, репертуар. - М.: Педагогика, 2014. - 174 с.
2. Алиева, С. А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста // Начальная школа. - 2007. - № 9. - С. 17 - 20.
3. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. - М.: Книга по требованию, 2013. - 144 с.
4. Бакланова, Т.И., Народное художественное творчество на рубеже веков: Сохранение традиций и подготовка кадров. - М., 2015. - 288 с.
5. Бакланова, Т.И., Русская традиционная культура в современном информационно-образовательном пространстве / Т.И. Бакланова // Культурология: Новые подходы: Альманах - ежегодник. - 2013. - 178 с.
6. Васильцова, З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. - М.: Педагогика, 2013. - 137 с.
7. Вачков, И. В. Введение в сказкотерапию, или Избушка избушка, повернись ко мне передом... / И. В. Вачков. — 3-е изд. — Москва : Генезис, 2020. — 288 с.
8. Виноградов, Г.С. Народная педагогика игры // Электронный
ресурс. - Режим доступа:
http://igrologia.ru/izdania/T eoria i istoria igri/ 1 V inogradov.htm
9. Войтенко, Т.П. Игра как метод обучения и личностного развития: Метод. пос. для педагогов начальной и средней школы. - Калуга: Адель,
2015. - 361 с.
10. Волков, Г.Н., Этнопедагогика: Учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2015. - 176 с.
11. Григорьев, В.М. Педагогика народной игры. - В кн.: Мир детства и традиционная культура. - М.: ВНМЦ, 2015. - 270 с.
12. Жураковский, Г. Е. Педагогические идеи А. С. Макаренко. - М.: Альма-Матер, 2013. - 89 c
13. Зинченко, В.П. Психология образования М.: Центр
гуманитарного образования, 2018. 384 с.
14. Казаков, Н. А. Нравственное воспитание как фактор достижения личностных результатов младших школьников в современном обществе. // Социальные отношения. - 2019. - № 4. - С. 28-37.
15. Крупская, Н. К. Педагогические сочинения в 10 т. Т.2. Общие вопросы педагогики. Организация народного образования в СССР.
- М.: Книга по требованию, 2014. - 744 с.
16. Лаппо-Данилевский, А. С. И. И. Бецкой и его система воспитания. Отзыв о сочинении П. М. Майкова «Иван Иванович Бецкой. Опыт биографии». — СПб.: Питер, 2014. - 144 с.
17. Лесгафт, П. Ф. Избранные педагогические сочинения. / сост. И. Н. Решетень. — М.: АСТ, 2014. - 440 с.
18. Листова, Т.А. Русские народные традиции и современность.
- М.: Педагогика, 2015. - 480 с.
19. Малиновская, С.М. Социокультурные и педагогические основания разработки национально-регионального компонента в современном образовательном пространстве. / Под науч. рук. В.А. Дмитриенко. - Томск, 2014. - 216 с.
20. Осокина, Т. И. Детские подвижные игры народов СССР. - М.: Педагогика, 2014. - 239 с.
21. Осокина, Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. Игра и развлечения детей на воздухе. - М.: Педагогика, 2014. - 224 с.
22. Покровский, Е. А. Детские игры. - СП6.: Питер, 2013. - 192 с.
Сальцева, С. В. Воспитательные системы: основы
конструирования: учебно-методическое пособие. - Оренбург: РИО ОГИМ, 2015. - 245 с.
24. Сергеева, Н. К. Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сб. научн. тр. / под ред. Н. К. Сергеева, Н. М. Борытко. - Волгоград: Перемена, 2014. - 420 с.
25. Сластенин, В.А., Исаев, И.Ф., Шиянов, Е.Н. Общая педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 576 с.
26. Слепцова, И.С. Народные сказки и использование их в воспитании // Русские народные традиции и современность. - М., 2015. - 60 с.
27. Соколов Ю. М. Русский фольклор (устное народное творчество) в 2 ч. Часть 2 : учебник для вузов. 4-е изд., перераб. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2019. 243 с.
28. Степанов, Е. Н., Лузина, Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - М.: ЦТ Сфера, 2014. - 160 с.
29. Тимофеева, Е.А. Подвижные игры с детьми младшего школьного возраста. - М.: Педагогика, 2013. - 67 с.
30. Усова, А.Б. Роль игры в воспитании детей. - М.: АСТ, 2014. - 96 с.
31. Усова, А.П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей. // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 7. - 27 с.
32. Ушинский, К.Д. О народности в общественном воспитании. / Антология гуманной педагогики. Ушинский. - М.: ЖЗЛ, 2015. - 37 с.
33. Хабибулин, Д.А., Романов П.Ю. Ценностное отношение: подходы к исследованию. // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2012. - №3.
34. Ченкураева, Е.Н. Педагогические условия становления этнокультурного образования в инновационном образовательном учреждении (на примере национальной гимназии).: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2014. - 24 с.
35. Чепиков, В. Т. Основы психологии и педагогики. М. : Новое знание, 2018. 846 c
36. Чистов, К.В. Народные традиции и фольклор. - М.: Наука,
2016. - 304 с.
37. Шпикалова, Т.Я. Актуальные проблемы разработки системы воспитания и освоения подрастающим поколением народного искусства и традиционной культуры России - Шуя, 2014 - 268 с.