Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка

Работа №109900

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы90
Год сдачи2021
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1397
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка 8
1.1 Понятие «коммуникативные универсальные учебные действия» в
психолого-педагогической литературе 8
1.2 Дидактические игры как условие формирования коммуникативных
универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка 18
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка 28
2.1 Диагностика уровня сформированности коммуникативных
универсальных учебных действий у младших школьников 28
2.2 Содержание формирующего этапа опытно-экспериментальной работы по формированию коммуникативных универсальных учебных
действий у младших школьников на уроках русского языка 42
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 55
Заключение 73
Список используемой литературы 76
Приложение А Комплекс уроков русского языка, направленный на формирование коммуникативных универсальных учебных
действий у младших школьников 82
Приложение Б Результаты диагностических методик 87


На сегодняшний день одной из приоритетных целей образования является формирование всесторонне развитой личности, владеющей культурными компетенциями, в том числе и языковой. Современное общество нуждается в человеке, умеющем чётко формулировать свои мысли и грамотно высказывать их в устной форме, а также стоит отметить важность таких умений, как аргументировать своё мнение, слушать, слышать и, конечно же, понимать речь собеседника, умение грамотно распределять роли и согласованно выполнять их во время взаимодействия, вести дискуссию и контролировать действия партнёра, а также свои собственные.
Проблема формирования коммуникативных умений нашла отражение в исследованиях А.Г. Асмолова, , Н.Ф. Виноградовой, О.А. Карабановой и других. Некоторые аспекты этой проблемы освящены в научных работах: С.Г. Батыревой, И.С. Доровских, Ю.В. Жуковиной, Г.А. Цукерман и других.
Проблема исследования чётко раскрывается в содержании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), где сказано, что формирование знаний, умений и навыков уходит в прошлое, сейчас перед начальными школами стоит новая цель - формирование универсальных учебных действий (УУД) у младших школьников.
На сегодняшний день большинство учащихся младшего школьного возраста испытывают трудности в общении: они не умеют взаимодействовать с окружающими людьми, чётко аргументировать свою точку зрения, не принимают различные точки зрения, то есть у них недостаточно сформированы коммуникативные универсальные учебные действия, а поэтому им будет весьма трудно самореализовываться в жизни. Обладая же коммуникативными навыками, человек, напротив, сможет успешно адаптироваться к социальной реальности: коммуникативные УУД помогут ему присваивать новый социальный опыт, самосовершенствоваться и развиваться в постоянно меняющемся обществе. Именно по этой причине формирование коммуникативных универсальных учебных действий необходимо начинать в начальной школе.
Следует сказать, что коммуникативные универсальные учебные действия формируются на всех школьных предметах, но именно на уроках русского языка выделяют положительные образовательные возможности для формирования коммуникативных УУД. Предмет «Русский язык» может сыграть особую роль в решении этой проблемы, ведь родной язык является основой для развития навыков взаимной и самостоятельной деятельности. Благодаря этому становятся возможными становление личности и успешная социализация младших школьников. Также на данных уроках можно создать все условия для наиболее продуктивного формирования коммуникативных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста.
В соответствии со всем вышесказанным, мы можем сформулировать тему исследования: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьниках на уроках русского языка».
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
Предмет исследования: формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка.
Цель исследования: разработать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий, способствующих формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка будет проходить успешнее, если:
- разработать и внедрить комплекс уроков русского языка,
направленный на формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников;
- использовать на уроках русского языка дидактические игры, способствующие формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников;
- учитывать индивидуально-личностные особенности каждого учащегося.
Задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка;
2) изучить особенности использования дидактических игр на уроках русского языка;
3) подобрать методики и провести диагностическое исследование уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников;
4) разработать комплекс уроков русского языка, направленный на формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников, с применением дидактических игр;
5) провести повторную диагностику, проанализировать и обобщить полученные результаты.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; формулировка выводов по результатам исследования;
- эмпирические: психолого-педагогический эксперимент (констатирующий этап, формирующий этап, контрольный этап); проведение диагностики уровня сформированности коммуникативных УУД: методика «Кто прав?» (автор: Г.А. Цукерман), методика «Левая и правая сторона» (автор: Ж. Пиаже), методика «Эмпатические способности» (автор: В.В. Бойко), методика «Рукавички» (автор: Г.А. Цукерман), методика «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель»).
Новизна исследования состоит в разработанном комплексе уроков русского языка, направленном на формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников, с применением дидактических игр.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс уроков русского языка может использоваться учителями начальных классов для формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
Практическая база исследования: МБОУ «Школа №13» имени Б.Б. Левицкого г. о. Тольятти. В эксперименте приняли участие учащиеся 4 «Д» класса, 4 «Е» класса. Возраст испытуемых 10-11 лет.
Структура работы исследования состоит из введения, двух глав: теоретической и практической, заключения, списка используемой литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема исследования чётко раскрывается в содержании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), где сказано, что формирование знаний, умений и навыков уходит в прошлое, сейчас начальными школами стоит новая цель - формирование универсальных учебных действий (УУД) у младших школьников, и особенно выделяются коммуникативные УУД, которые включают в себя такие умения, как слушать, слышать и понимать речь собеседника, грамотно распределять роли и согласованно выполнять их во время взаимодействия, проявлять уважение к собеседнику.
Проблема формирования коммуникативных УУД у детей младшего школьного возраста уже давно рассматривается различными исследователями и педагогами, так как коммуникация является основной формой взаимодействия людей и мы на протяжении всей жизни вовлечены в этот процесс. Развитие коммуникативных умений и навыков происходит постепенно, сначала в семье, затем в учебных заведения и других социальных институтах. Школьное образование вносит огромный вклад в развитие этих навыков, ведь именно в этом возрасте у детей закладываются основы общения.
Когда мы говорим о формировании коммуникативных универсальных учебных действий то, конечно, в первую очередь подразумеваем уроки русского языка, т.к. именно в рамках этого учебного предмета можно создать все условия для наиболее эффективного формирования таких умений, как грамотно выражать свои мысли в устной и письменной форме, а также чётко и лаконично аргументировать свою точку зрения.
Для того, чтобы формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников проходило наиболее эффективно, важно выделить особые педагогические условия, способствующие этому. Мы предположили, что формирование коммуникативных универсальных учебных действий будет проходить успешнее если в образовательный процесс внедрить дидактические игры, ведь они предполагают формирование таких умений, как согласованно работать в группе, корректно и адекватно высказывать своё мнение, осуществлять взаимный контроль и помощь, а также умение выстраивать диалог.
Нами был проведена опытно-экспериментальная работа, направленная на выявления особенностей формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка, состоящая из трёх этапов.
На констатирующем этапе эксперимента мы провели первичную диагностику уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в экспериментальной (4 «Е») и контрольной (4 «Д») группах. Исходя из анализа психолого-педагогической литературы по проблеме формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников, мы выделили три диагностических показателя: когнитивный, эмоциональный, деятельностный. Для каждого показателя мы подобрали соответствующие диагностические методики.
В результате констатирующего этапа мы выяснили, что учащихся с низким уровнем сформированности коммуникативных универсальных учебных действий в экспериментальной группе больше, чем в контрольной. А учащихся со средним и высоким уровнем сформированности коммуникативных универсальных учебных действий, наоборот, в экспериментальной группе меньше, чем в контрольной. Это говорит о необходимости создания и внедрения особых педагогических условий на уроках русского языка для формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
С целью повышения уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий нами был проведён формирующий этап эксперимента, который был осуществлен в экспериментальной группе (4 «Е»). Формирующий этап эксперимента проводился на уроках русского языка. Было проведено 11 уроков с применением дидактических игр.
На контрольном этапе эксперимента мы провели повторную диагностику уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий и выяснили, что в экспериментальной группе что высокий уровень сформированности данного показателя вырос с 16% до 28%, средний уровень также показал тенденцию роста с 52% до 60%, а низкий уровень сформированности коммуникативных УУД, наоборот, снизился с 32% до 12%.
Исходя из на динамики результатов исследования, мы сделали вывод, что применение на уроках русского языка дидактических игр способствует формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. А значит выдвинутся нами гипотеза подтвердилась и цель работы была полностью достигнута.



1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве. М.: Эксмо, 2018. 384 c.
2. Алексеева И.М., Кувырталова М.А. Основные подходы к формированию у учащихся коммуникативных УУД на начальной ступени общего образования: теоретические и практические аспекты // Вестник науки и образования. 2018. №17-2. С. 46-51.
3. Архипова Е. В. Основы методики развития речи учащихся: учебник и практикум для среднего профессионального образования. Изд. 2 -е. М.: Издательство Юрайт, 2019. 202 с. (Профессиональное образование).
4. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008. 151 с.
5. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система знаний: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011. 159 с.
6. Бабина С.А. Активизация коммуникативных умений младших школьников на этапе обобщения и систематизации знаний по русскому языку // Гуманитарные науки и образование. 2017. №1. С. 50-54.
7. Байбакова О.Ю., Журавлева С.С. Социально-коммуникативное развитие учащихся один из факторов повышения качества начального образования // Начальная школа. 2017. № 9 . С. 14-17.
8. Батырева С.Г. К вопросу о коммуникативной компетенции младших школьников // Начальная школа. 2015. №11. С.32-34.
9. Богданова А.В. Развитие интонационных умений диалогической речи младших школьников // Начальная школа. 2017. №1. С. 56-58.
10. Бориснев С.В. Социология коммуникации: учебное пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 270 с.
11. Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх. М.: Академия, 2011. 43с
12. Василенко Т.В. ФГОС второго поколения. Словарь терминов. Пособие для работников школ. М.: «Грамотей», 2013. 32 с.
13. Виноградова Н.Ф. Актуальные проблемы современного начального образования // Начальная школа. 2017. № 9. С. 3-9.
14. Витковская И.М. Технология обучения в сотрудничестве как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. №3. С. 32-36.
15. Габеркорн И.И. Организация групповой учебной деятельности младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №63-1. С. 73-76.
16. Данелян Е.Г., Горшкова С.Е., Добрынина А.М. Обучение и воспитание - неразрывный процесс // Начальная школа с вкладкой Практика. 2017. № 12. С. 38-41.
17. Данюшенков В.С., Коршунова О.В. Современный урок: тенденции развития //Педагогика. 2017. № 10. С. 24-31.
18. Доровских И.С. Как помочь младшим школьникам в формировании коммуникативных умений? // Начальная школа. 2016. №3. С. 29-32.
19. Енютина Г.В. Коммуникативные методы в обучении // Блог репититора. URL:http://enutina.ru/blog/kommunikat-metody-v-pbuchenii/ (дата обращения: 13.01.2021).
20. Жуковина Ю.В. Специфика формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников // Молодой учитель. 2016. №7. С. 78-80.
21. Жумаева Ф.Р., Хакимова Н.Х. Использование разных видов текстов в качестве дидактического материала на уроках русского языка // European science. 2020. №3(52). С. 57-59.
22. Зиновьева Т.И. Современные научно-методические концепции развития речи младших школьников // Начальная школа. 2017. №1. С. 40-43
23. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2009. 576 с.
24. Калинина Л.В. Развитие связной речи у младших школьников // Начальная школа. 2017. № 7. С. 64-68.
25. Канапиева Е.А. Роль дидактической игры в формировании коммуникативных умений младших школьников // Известия института педагогики и психологии образования. 2018. №2. С. 169-175.
26. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. №2. С. 11-12.
27. Кизилова Т.Н. Система работы по развитию связной речи младших школьников // Наука и образование сегодня. 2020. №9(56). С. 33-34.
28. Колесова С.В. Развитие позитивного мышления младших школьников в игре // Начальная школа. 2016. №10. С. 23-27.
29. Кузнецова М.И. Педагогическая диагностика - одно из условий совершенствования образовательного процесса // Начальная школа. 2017. №9. С. 39-44.
30. Лихачев С.В. Формирование у младших школьников представлений о языковой картине мира // Начальная школа. 2017. №1. С. 16- 19.
31. Ломакина Д.А., Маркушевская Е.А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2016. №38. С. 34-37.
32. Майер Е.И. Универсальные учебные действия как главный результат школьного образования // Молодой учёный. 2018. №15 (201). С. 237-238.
33. Маркушевская Е.А., Никандрова А.В. Дидактическая игра как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников // Обучение и воспитание: методики и практика. 2016. №23. С. 63-68.
34. Микерова Г.Ж., Брусенцова О.Л. Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. С. 33-36.
35. Митина Г.В., Гребень Л.Ю. Методические условия развития обучаемости школьников // Начальная школа. 2016. №10. С. 37-41.
36. Михалкович Н. В., Барков В.А., Сквицкая М.Е. Социализация личности на разных этапах возрастного развития: опыт, проблемы, перспективы: сб. науч. ст.; под ред. Н. В. Михалкович. Гродно : ГрГУ им Я. Купалы, 2015. 159 с.
37. Моро М. И. Проблемы урока волнуют учителей // Начальная школа. 2018. № 11. С. 74-75.
38. Нарыкова Г.В. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы // Концепт. 2019. №V3. С. 9.
39. Никончук И.В. Формирование коммуникативно-языковой компетенции младших школьников на уроках русского языка // Педагогическая наука и практика. 2017. №3(17). С. 110-117.
40. Одинцова С.А. Формирование коммуникативных умений учащихся на уроках русского языка в начальной школе // Международный журнал экспериментального образования. 2018. №10. С. 22-27.
41. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учебное пособие для вузов. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. 365 с.
42. Романова В.Ю. Диалогическая речь - показатель учебной культуры школьника // Начальная школа. 2017. № 9. С. 17-23.
43. Руднева В.В. Методы, приемы и формы развития коммуникативных УУД на уроках русского языка // Сетевое издание «Солнечный свет». URL: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/metody-priemy-i-formy-razvitiya-kommun/(дата обращения: 14.01.2021).
44. Рыдзе О.А. Учебная самостоятельность младшего школьника: пути развития // Начальная школа. 2017. № 9. С. 45-51.
45. Рябова Н.В., Терлецкая О.В. Опыт формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников // Вестник Мининского университета. 2018. №2(23). С. 10.
46. Савельева Л. В. Обучение орфографии как процесс реализации познавательного потенциала младших школьников // Начальная школа. 2018. № 11. С. 30-37
47. Сагдиева И.Т. Урок - продуктивная площадка организации учебного сотрудничества // Начальная школа с вкладкой Практика. 2017. № 6. С. 28-32.
48. Сластёнин А.В. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.
49. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1982.
50. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 и 2012 гг./ М-во образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2014. 28 с.
51. Федосова И.В. Формирование ценностных ориентаций младших школьников // Начальная школа. 2017. №6. С. 17-20.
52. Федотова А.В. Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования // Издательский дом «Федоров». URL: https://idfedorov.ru/practice/stuff/article=1866(дата обращения: 07.12.2020)
53. Фролова Л.М. Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка // Начальная школа с вкладкой Практика. 2017. № 6. С. 43-45.
54. Харченко О. О. Учим младших школьников редактировать собственные тексты // Начальная школа. 2019. № 2. С. 26-30.
55. Холматова З.А. Особенности субъект-субъектных отношений в процессе дискуссии, основанной на диалоге // Педагогическое образование и наука. 2017. № 2. С. 104-106.
56. Цукерман Г.А. Виды обучения в общении. Томкс: «Пеленг», 1993. 268 с.
57. Цукерман, Г. А. Как младшие школьники учатся учиться? М.: Москва - Рига, ПЦ «Эксперимент», 2000. - 224 с.
58. Щеголева Г. С. Актуальные направления работы с текстом в авторской системе Т. Г. Рамзаевой // Начальная школа. 2019. № 2. С. 22-25.
59. Щекотихина И.В. Обучение младших школьников проектной деятельности // Начальная школа с вкладкой Практика. 2017. № 8. С. 49-52.
60. Щуркова Н. Е. Педагогика. Воспитательная деятельность педагога. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2019. 320 с.
61. Щуркова Н. Е. Педагогика. Игровые методики в классном руководстве. Учебное пособие для СПО. М.: Юрайт, 2019. 168 с.
62. Эльсиева М.С. К вопросу о формировании у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий // Мир науки, культуры, образования. 2016. №6 (61). 136-138 с.
63. Эльсиева М.С. Результаты эксперимента по формированию у младших школьников коммуникативных учебных действий // Мир науки, культуры, образования. 2018. №3 (70). 159-161 с.
64. Эльсиева М.С. Теоретические аспекты формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников // Мир науки, культуры, образования. 2018. №2 (69). 387-388 с.
65. Habermas J. The Theory of Communicative Action. Boston: Beacon Press, 1984. 459 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ