Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности конфликтного поведения подростков в повседневности (на примере г. Тольятти)

Работа №109885

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы87
Год сдачи2017
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
138
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения повседневности подростков 8
1.1. Теоретические подходы к изучению повседневности 8
1.2. Особенности повседневности подростков как особой социально-демографической группы 14
Глава 2. Анализ конфликтного поведения подростков 28
2.1. Причины возникновения конфликтов среди подростков 28
2.2 Стратегии поведения подростков в конфликтных ситуациях
(на основе анализа анкетирования и интервью) 42
Заключение 52
Список используемой литературы и источников 56
Приложения 61


Актуальность научного исследования определяется тем, что изучение природы межличностного конфликта, их возможные причины и способы разрешения являются в современных условиях важной целью установления и сотрудничества участников учебно-воспитательного процесса.
Современные подростки от сверстников предыдущих поколений рядом социально-психологических особенностей. Среди них исследователями отмечается повышенная конфликтность. Обусловлено это тем, что подростковый возраст является возрастом серьезного кризиса, затрагивающего физиологическое и психологическое здоровье.
Конфликтное поведение широко распространенное явление в подростковом возрасте. Оно выступает способом утверждения своей позиции, как в отношениях со взрослыми, так и в отношениях со сверстниками. Ведь именно этот период жизни является самым сложным - наступает кризис подросткового возраста. Ребенок еще находится на границе между детством и взрослой жизнью, именно в этот момент, он по- настоящему заглядывает внутрь себя и уже способен осознавать многое.
Кризис может протекать по одному из путей: «Кризис независимости» - негативизм, бунтарство, наглость, упрямство, ревность; «кризис зависимости» - послушание, несамостоятельность, стремление быть как все, инфантильность. Поэтому у подростка появляются изменения, которые помогают ему переступить грань и начать взрослую жизнь. Данные перемены происходят в противоречивости общения. Тинэйджер уже готов взаимодействовать со взрослыми на равных, но пока не имеет такой возможности. А отношения со сверстниками становятся напряженными, так как интересы становятся разными, круг общения разбавляется подростками старшего возраста. Причины подростковых конфликтов могут быть самыми разнообразными и для их разрешения подростки нередко нуждаются в помощи и в советах взрослого человека. К конфликтам подросткового возраста можно отнести: непослушание, спор, навязывание своей точки зрения окружающим, недопонимание, высокомерное отношение к людям, не выполнение обязанностей, низкая успеваемость, лень.
Одной из причин критичности подросткового возраста является недостаток у подростка знаний, умений и навыков взаимодействия с окружающими. По мнению Э. Эриксона в современном обществе существует проблема изолированности детства от общества. Подростки испытывают трудности, связанные с приобщением к социальной среде, поскольку социальная среда требует как физического развития, так и определенных навыков поведения.
Зачастую подростковые конфликты имеют деструктивные тенденции, в этой связи, в настоящее время действительно важно изучение способов поведения подростков в конфликте и возможности их формирования.
Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие такие способы регулирования конфликтов как «соперничество», «сотрудничество», «компромисс», «избегание», «уступка».
Безусловно, особое место при выборе способа поведения личности в конфликте занимает ценность для нее межличностных отношений с противоборствующей стороной. При низкой значимости межличностных отношений с соперником человек склонен выбирать более деструктивные способы поведения в конфликте. Есть мнение, что оптимальным поведением в конфликтных ситуациях считается такое, когда применяются все стратегии и каждая из них имеет значение некое среднее значение. Однако, очевидно, что преобладание одной из стратегий свидетельствует о том, что человек ориентируется преимущественно на эту линию поведения в конфликте
Научная разработанность. Теоретический анализ выявил, что в работах как отечественных, так и зарубежных исследователей, представлены различные аспекты установки поведения в подростковом конфликте, а так же деятельности подростков в нём. Трудности межличностного взаимодействия подростков рассмотрены в трудах таких исследователей как: Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, C. В. Выготского, И.Ю. Кулагиной, А.Н. Леонтьева, A.M. Прихожан, X. Ремшмида, Л.М. Семенюк, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина и др. Исследовали конфликты и конфликтное поведение такие авторы: А.Л. Анцупова, В.М. Афоньковой, Ф.М. Бородкина, М.М. Главатских, Н.В. Гришиной, В.И. Журавлева, Н.У. Заиченко, Н.М. Коряк, Н.И. Леонова, A.A. Реана, Б.И. Хасана, А.И. Шипилова. Они рассмотрели различные взгляды на природу конфликта, его роль в социуме. Исследования этих авторов позволили дать определение подростковым конфликтам, описали их виды, выделили закономерности их возникновения, а так же методы их разрешения. Исследование установки и понимания механизмов, их влияния на поведение человека, рассмотрели такие исследователи как: А.Г. Асмолов, И.Т. Бжалава, A.A. Девяткин, Ш.А. Надирашвили, Д.Н. Узнадзе, IILH. Чхартшвили, А.Е. Шерозия. В работах этих ученых даны разнообразные определения установок, описаны как их виды, так и их функциональное значение.
Цель работы - изучить особенности стратегий поведения подростков в межличностном конфликте в среднем подростковом возрасте.
Объект исследования - межличностные конфликты в подростковом возрасте. Предмет исследования - стратегии поведения в межличностных конфликтах в среднем подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: доминирующая стратегия поведения подростка в межличностном конфликте определяется его возрастно-психологической спецификой.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Анализ теории конфликтов в зарубежной и отечественной социологии;
2. Выявить особенности межличностных конфликтов в среднем подростковом возрасте.
3. Определить стратегии поведения в межличностном конфликте детей среднего подросткового возраста.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по данной теме, опрос, интервью.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, четырёх параграфов, заключения, списка литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Представим, что повседневность современного подростка - это сложная карта, в которой переплетаются различные виды активности, нормативное и реальное пространства взросления. Дневниковая методика, описанная ранее, позволяет фрагментировать пятидневный или недельный промежуток времени из жизни современного подростка, давая таким образом возможность исследователям рассмотреть «вблизи» в более крупном масштабе события, составляющие повседневность.
Переход во взрослый мир связан с развитием критического мышления, логики. В динамике всего подросткового периода ребенок становится все более чувствительным к жизненным противоречиям, которые обнаруживаются сплошь и рядом. На любой вопрос подросток ищет однозначный ответ, проявляя максимализм.
Рассудок, углубленный самоанализ, с одной стороны, разрушает уютный мир детства, с другой стороны, отталкивает подростка от внешнего мира взрослых. У подростка создается свой — запутанный, в определенной степени хаотичный внутренний мир и собственный мир сверстников. Взрослый мир одновременно притягивает и отталкивает подростка. Так возникают молодежные группы, организации и движения самых разнообразных направлений, которые, как правило, не соответствуют принятым в социуме порядкам и вызывают тревогу родителей, психологов, социологов и педагогов.
Смыслообразование подростка нормируется группой законов информационного гомеостаза психики человека как способности к самоорганизации и саморегуляции личности, возможности оптимального реагирования организма в ответ на поступающую энергоинформацию.
Применение принципов самоорганизации к биологическим, психологическим и социологическим явлениям, основанное на фундаментальной гомологии, родстве самоорганизующейся динамики многих уровней, позволяет ноосферной психологии через процесс потенциализации личности (раскрытия ее ресурсов) гарантировать психологическую устойчивость и адекватность поведения. Гарантом успешности результата и главным условием устойчивого развития личности, в данном случае, выступает целостное развитие ментального опыта на уровне микроструктуры мышления, то есть мыслеобраза, который рассматривается в качестве «единицы» интегрированной целостности личности, носителя трансперсональной сущности субъекта, ключевой или общей компетенции развития.
Для безопасного и гармоничного воспитания подростка в семье, формирования у него соответствующей возрасту и уровню развития современной науки идентичности, необходимо позитивное целостное мышление самих родителей, что означает их переход к новому - ноосферному - стилю воспитания.
Ноосферный стиль семейного воспитания - это способ осуществления осознанного родительства, который предполагает непрерывное образование родителей на основе естественных законов и закономерностей (возрастных, гендерных, индивидуально-типологических) эволюции психики человека, постоянно совершенствующее их педагогическую культуру и компетентность, формирующее направленность на реализацию
предназначения личности всех членов семьи, адекватность и гибкость представлений о меняющейся во времени индивидуальности их ребенка, ожиданий и требований к результатам его деятельности; со-развитие родителей и детей в «поле любви», организующем в системе детско-роди-тельских отношений взаимопонимание, проявление чуткости по отношению к потребностям и желаниям ребенка, а также согласованность и эмерджентный эффект действий с тенденцией прогностичности родительских позиций, когда поведение родителей служит примером для ребенка, опережает проявление у него новых качеств психики и личности.
Проведенное нами исследование позволило прийти к следующим выводам:
1. На формирование положительного опыта межличностных отношений школьников влияет ряд условий. В школе - это, прежде всего, благоприятный морально-психологический климат в ученическом коллективе, удовлетворенность учащихся взаимоотношениями с педагогом и со сверстниками, развитая речевая культура, владение навыками сотрудничества с окружающими, а также умение выстраивать конструктивные отношения в парах «педагог - учащиеся», «ребенок - ребенок», что обеспечивает хорошее самочувствие детей школе.
2. Изучение учителем межличностных отношений обучающихся необходимо для формирования положительного опыта учебно-воспитательных взаимодействий.
3. Межличностный конфликт выступает одним из способов и проявлений социализации у школьников. В процессе конфликтов с окружающими школьник осознает, как можно и как нельзя поступать по отношению к сверстникам, учителям, родителями.
4. Универсальных способов решения конфликта не существует, каждый выбирает для себя свой в зависимости от ситуации и личностных особенностей. Педагогу необходимо вмешиваться в конфликты младших школьников, регулировать их, при этом использовать различные способы решения межличностных конфликтов детей, использовать действия, которые могут превратить конфликт из деструктивного в конструктивный.
5. Для формирования у школьников опыта разрешения конфликтных ситуаций педагогу рекомендуется использовать профилактические методы, такие как: упражнения, психологические игры, в которых моделируются конфликтные ситуации и обсуждаются способы их разрешения.
В заключение хотелось бы подчеркнуть необходимость научно-практической разработки специальных психологических технологий, приемов и программ, позволяющих сформировать указанные умения и навыки у подростков, поскольку это не только снизит риск возникновения психологических и психосоматических нарушений у подрастающего поколения, но и в целом окажет благоприятный эффект на учебный процесс в образовательной организации.



1. Анцупов А.Я. Конфликтология: Учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 551 с.
2. Барбакова К.Г., Мансуров В.А. Проблема повседневности и поиски альтернативной теории социологии // ФРГ глазами западногерманских социологов: Техника - интеллектуалы - культуры. - М.: Наука, 1989.
3. Бычков В.В. Повседневность. - М.: РОССПЕН, 2003.
4. Горцуев С. А. Анализ способов поведения подростков в конфликтной ситуации [Текст] / С. А. Горцуев // Научное и образовательное пространство: перспективы развития : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 13 нояб. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — С. 168-171.
5. Данакин Н.С. Конфликты и технология их предупреждения. - Москва,1995.
6. Дандарова Ж.К.Психологические особенности личности подростка при различных типах соотношения самооценки и оценки.//Дис. канд. псих. наук. М.,1999.
7. Данилова Е.А. Взаимосвязь конфликта самооценки и поведения младших подростков//Дисс. кан. психол. наук. - Ярославль,2003.
8. Дарендорф Р.Элементы теории социального конфликта//Социологические исследования, 1994.
9. Задорожная И. А. Гендерные различия поведения подростков в
конфликтных ситуациях [Текст] / И. А. Задорожная // Новое слово в науке: перспективы развития : материалы II междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 30 дек. 2014 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. —
Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. — С. 148-149.
10.Зеркин. З.П. Основы конфликтологии.: Курс лекций. (Серия «Учебники и учебные пособия»). - Ростов-н/Д: «Феникс»,1998.
11. Зотова Л.Э. Общие и частные психологические факторы агрессивного поведения старшеклассников // Мир через языки, образование и культуру: Россия - Кавказ - Мировое сообщество: Материалы VI Международного конгресса: симпозиум XIII Психология: образ российской науки в современном мире. - Пятигорск, 2014. - С.26-27.
12. Зотова Л.Э. Психологические факторы агрессивного поведения
старшеклассников: дис.канд.психол. наук. - М., 2016. - 188 с.
13.Зудина С.Ю. Межпоколенное взаимодействие в расширенных семьях: дис. канд. психол. наук. - Кострома, 2013. - 197 с.
14. Иванов В.Н.,Смоленский В.Г. Конфликты и конфликтология. - М., 1994.
15. Ионин Л.Г. Социология культуры. - М.: Логос, 1996.
16. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления, - Питер, 2006.
17. Калитеевская Е.Р., Леонтьев Д.А. Пути становления самодетерминации личности в подростковом возрасте //Вопросы психологии. -2006. -№3.
18. Касторская М.Н. Повседневная жизнь современного старшеклассника //
Психология, социология и педагогика. 2015. - № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/07/5578 (дата обращения:
20.11.2016).
19. Каширская И.К. Представление подростков о конфликте и способах поведения в конфликтной ситуации [Текст] / И.К. Каширская // Профессиональные представления. - 2015. - №1. - 77-83 с.
20. Козлова Н.Н. Социология повседневности: переоценка ценностей. - Общественные науки и современность, 1992. - № 3.
21. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. - М.: ВЛАДОС, 2012. - 30-40 с.
22. Козырьков В.П. Образцы повседневности и проблема их целостности. - Новгород, 2002.
23. Королева Д.О. Исследование повседневности современных подростков: присутствие в социальных сетях как неотъемлемая составляющая общения [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2016. - Том 5. № 2. С. 55-61. doi:10.17759/jmfp.2016050207
24. Краева М.Ю. Психологические проблемы “трудного” детства:
особенности, причины, помощь. Учебное пособие. - М., Институт
консультирования и системных решений. Высшая школа психологии. - 2011. - 110-115 с.
25. Леонтьева А. В., Шарудилова А. С. Эмпирическое исследование психологических трудностей подростков // Вестник Адыгейского государственного университета. 2016. - №3. -162-164 с.
26. Литвинова О.В. Проблема формирования семейной идентичности как фактор неконфликтного взаимодействия между поколениями в семье // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по материалам междунар. научно-практической конф. -НовосибирскСибАК, 2014. - 219-223 с.
27. Лобанова Н.Е. Проблема адаптации личности в социуме [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:http://www.rusnauka.com(Дата обращения 02.06.2016)
28. Лобанова Н.Е. Проблема адаптации личности в социуме. [Электронный ресурс]. URL:http: //www.rusnauka.com(Дата обращения 01.06.2016)
29. Особенности копинг-поведения современных подростков // Молодежный
научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам III студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. — М.: «МЦНО». - 2013. - № 3 / [Электронный ресурс] — Режим доступа. —
URL:https: //nauchforum.ru/archive/MNF humanities/3 .pdf
30. Рахманина И.Н. Влияние межличностных отношений в семье на социально-психологическую адаптацию личности подростка: дис. канд. психол. наук. - Астрахань, 2016. - 184 с.
31. Рогова Е. Е., Дараган Р. В. Особенности межличностных конфликтов в подростковом возрасте // Science Time. 2015. - №12. - 647-653 с.
32. Рождественская Н. А., Мамонова А. М. Формирование у подростков конструктивных стратегий поведения в конфликтных ситуациях // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2015. - №1. - 110-116 с.
33. Рыбакова Л.Н. Девиантные копинг-стратегии подростков // Конфликты в социальной сфере: сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической и научно-методической конференции: М-во образ. и науки России, Казан. нац. исслед. технол ун-т, 2014. - 36-42 с.
34. Санникова А. И., Редькина Н. В. Девиантное поведение подростка как следствие конфликтных ситуаций в детско-родительских отношениях // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. - №1. - 251-254 с.
35. Сиразиев М.Р. Антиципационная состоятельность личности подростка
при разрешении конфликтных ситуаций // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 2.;
URL: https://www.science-education.ru/(дата обращения: 03.02.2017).
36. Смирнова Т.С. Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте / Т.С. Смирнова, А.А. Ручкина // Молодой ученый. - 2016. - №4. - С. 706-708.
37. Сорокина А.И. Конфликтность в поведении детей и подростков. - Уфа, 1996.
38. Хапаева С.С. Конструктивные и деструктивные последствия конфликтов в отношениях учитель-ученик (статья)// Российское образование перед лицом кризиса М.: РАН, Центр конфликтологии. - №12, 1997.
39. Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта. - Санкт Петербург: Питер -Пресс, 1997.
40. Хасан Б.И. Продуктивный конфликт как механизм развития
личности://Дис. в виде научн.докл д-ра психол.наук. - Красноярск, 1996.
41. Худенко В. Повседневность в лабиринте рациональности. - Спб.: ИД «Петрополис», 1993.
42. Хухлаева О.В. Психология подростка. - Москва, 2005. - 50-55 с.
43.Чибугаев М.Л., Талышева И.А. Взаимосвязь уровня притязаний
у подростков с особенностями их поведения в конфликтных ситуациях // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 5-2. - 304¬304 с.
44. Шюц А. Структура повседневного мышления // Социологические
исследования, 1988.
45. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис [Текст] / Э. Эриксон. - М.: ЭКСМО - Пресс, 2016. - 344 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ