Сравнительный анализ направлений развития таможенного оформления и таможенного контроля в Монголии и России
|
ВВЕДЕНИЕ 10
Г лава 1. Характеристика направлений развития таможенного оформления в Монголии 22
1.1. Общая характеристика таможенного оформления в Монголии 22
1.2. Механизмы повышения эффективности государственного
регулирования внешнеэкономической деятельности в Монголии 28
1.3. Сравнительный анализ структуры и содержания декларации на товары
в Монголии и России 38
1.4. Сравнительный анализ таможенного декларирования товаров в
Монголии и России 41
Глава 2. Направления развития таможенного законодательства и таможенной практики в области таможенного контроля в Монголии 45
2.1. Нормативно-правовое обеспечение таможенного контроля в Монголии:
цели и методы модернизации 45
2.2. Сравнительный анализ характера использования и степени оснащенности ТСТК в системе таможенного контроля Монголии и России 56
2.3 Сравнительный анализ риск-менеджмента, таможенного контроля после выпуска товаров, таможенного комплаенса в Монголии и в России . 62
Глава 3. Информатизация таможенной службы как важнейшее направление
совершенствования таможенного оформления и таможенного контроля в Монголии 69
3.1 Характеристика системы информационных технологий и
автоматизации таможни Монголии. Таможенная автоматизированная система обработки данных GAMAS и ее особенности 69
3.2 «Электронная таможня» в таможенной системе Монголии 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 81
I. Литература: 81
II. Нормативно-правовые и информационно-аналитические источники: .. 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 91
Г лава 1. Характеристика направлений развития таможенного оформления в Монголии 22
1.1. Общая характеристика таможенного оформления в Монголии 22
1.2. Механизмы повышения эффективности государственного
регулирования внешнеэкономической деятельности в Монголии 28
1.3. Сравнительный анализ структуры и содержания декларации на товары
в Монголии и России 38
1.4. Сравнительный анализ таможенного декларирования товаров в
Монголии и России 41
Глава 2. Направления развития таможенного законодательства и таможенной практики в области таможенного контроля в Монголии 45
2.1. Нормативно-правовое обеспечение таможенного контроля в Монголии:
цели и методы модернизации 45
2.2. Сравнительный анализ характера использования и степени оснащенности ТСТК в системе таможенного контроля Монголии и России 56
2.3 Сравнительный анализ риск-менеджмента, таможенного контроля после выпуска товаров, таможенного комплаенса в Монголии и в России . 62
Глава 3. Информатизация таможенной службы как важнейшее направление
совершенствования таможенного оформления и таможенного контроля в Монголии 69
3.1 Характеристика системы информационных технологий и
автоматизации таможни Монголии. Таможенная автоматизированная система обработки данных GAMAS и ее особенности 69
3.2 «Электронная таможня» в таможенной системе Монголии 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 81
I. Литература: 81
II. Нормативно-правовые и информационно-аналитические источники: .. 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 91
За последние 20 лет в Монголии были созданы экономические и правовые основы функционирования рыночных институтов. Коренным образом изменены законодательные основы в области внешней торговли и таможенного дела. Либерализация внешнеэкономической деятельности привела к резкому повышению роли таможни в развитии экономики страны. Была создана и усовершенствована законодательная база таможенного дела. В 2008 г. Великий Народный Хурал принял в новых редакциях Таможенный кодекс Монголии и Закон о Таможенном тарифе и платежах Монголии.
Принятые законы существенно повысили эффективность работы Главного управления государственной таможни Монголии (ГТУ). Таможенным органам предоставили возможность самостоятельно и более оперативно принимать решения в соответствии с нормативно-правовым регулированием своей деятельности. Упомянутые документы максимально нацелены на ликвидацию бюрократических барьеров при разработке и принятии нормативных актов, регулирующих деятельность таможенных органов Монголии .
В первую очередь, следует отметить, что таможенные органы в Монголии, так же как и в России, играют важную роль в пополнении доходной части государственного бюджета. Сегодня более 40% дохода государственного бюджета формируется через таможенные органы. Исходя из реального положения дел, ГТУ Монголии определило приоритетные направления, которые должны быть достигнуты в ближайшие годы.
В этой связи подготовка практических предложений по совершенствованию таможенного оформления и таможенного контроля, осуществляемого таможенными органами на современном этапе, является актуальным вопросом таможенного администрирования Монголии.
Актуальность темы исследования также определяется необходимостью объективного сравнения российского опыта реализации программы совершенствования таможенного администрирования с зарубежным опытом проведения подобных мероприятий, сходных по направлениям и задачам. Выбор в качестве объекта сравнения опыта Монголии объясняется стратегической значимостью Монголии как торгового партнера России, а также перспективами сотрудничества Монголии с Евразийским экономическим союзом. Российская таможенная служба близка к завершению цикла данных мероприятий, и в настоящее время уже осуществлен анализ промежуточных итогов правительственной программы, в то время как в Монголии данные процессы находятся в активной фазе развития.
Оценивая современную практику совершенствования таможенного администрирования в России, следует отметить, что направления, цели и ключевые мероприятия, как реализуемые, так и планируемые, в целом созвучны направления развития таможенного администрирования в Монголии. Расхождения, безусловно, присущи срокам реализации, характеру и результативности мероприятий. Таможенное администрирование - это стратегическая и долгосрочная цель, которая требует времени для адаптации, представляя своего рода новый метод взаимодействия участников ВЭД, таможенных служб и органов государственного управления.
В широком смысле под таможенным администрированием принято понимать специфическую методологию управления, систему административных методов и технологий воздействия на сферу ВЭД, организуемых и управляемых с целью качественной реализации функций таможенного регулирования и контроля, обеспечения социально-экономической эффективности этого сектора экономики. В более узкой постановке вопроса, таможенное администрирование - это организационно-управленческая деятельность таможенной службы, а также деятельность таможенных органов, осуществляемая в нормативных рамках, по реализации возложенных на них задач в сфере таможенного дела .
После образования Таможенного союза в 2010 году и вступления России во Всемирную Таможенную Организацию в 2012 году, таможенное администрирование Российской Федерации нуждалось в радикальном пересмотре и переходе на новый высококачественный уровень предоставления таможенных услуг. Комплексный пересмотр целей и задач таможенного администрирования, механизмов его правового и информационно-технического обеспечения, а также механизмов межведомственного взаимодействия, привел в итоге к разработке Дорожной карты проекта «Совершенствование таможенного администрирования».
Ключевой принцип, лежащий в основе данного проекта, заключается в создании простых механизмов администрирования процесса перемещения товаров добросовестными компаниями, с целью побуждения их вести прозрачный бизнес, что способствует повышению качества аналитической работы таможенных органов и эффективности таможенного контроля.
Первоочередными целями проекта являются: сокращение количества процедур, сокращение общего времени проведения таможенного оформления, снижение стоимости процесса таможенного оформления.
Реализация проекта рассчитана на период до 2018 года, который поделен на две фазы:
• 2012г. - Постановка целей, оценка ситуации, разработка плана мероприятий, "быстрые победы".
• 2013-2018г. - Широкомасштабное внедрение.
В виде контрольных показателей определения результативности данного проекта выступают:
• Количество документов сопровождающие при экспорте (сократить с 8 до 4) и импорте товаров (сократить с 10-4).
• Скорость оформления товаров экспорта и импорта (с 36 дн. до 7 дн.).
Стоимость процесса оформления (выраженная в долларах США)
экспорт - с 1850$ до 900$, импорт - с 1800$ до 1000$
Однако уже Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 года №1721-р была утверждена новая редакция «Дорожной карты» Национальной предпринимательской инициативы (НПИ) «Совершенствование таможенного администрирования» , которая была дополнена мероприятиями, касающимися использования предварительной информации государственными органами, осуществляющими государственный контроль в пунктах таможенного пропуска и внедрения программно-технических средств, обеспечивающих использование такой информации . План мероприятий «Дорожной карты» в итоге был неоднократно пересмотрен, принята пересмотренная редакция .
В целом, общие изменения коснулись переименования Дорожной карты в План мероприятий «Совершенствования таможенного администрирования». Что касается совершенствования таможенных операций, то изначально планировалось сокращение предоставления документов при экспорте и импорте, затем данный аспект был ужесточен, перейдя в статус отмены предоставления таких документов, как:
• Документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию (при условии, если все это подается в виде электронного документа);
• Контракт, при наличии документов, подтверждающих все существенные условия сделки;
• Документы, подтверждающие уплату таможенных платежей .
В первой редакции от 2012 года в приоритетах стояло внедрение предварительного информирования, и практика показывает, что данное мероприятие было выполнено успешно. В то же время, правовые акты, регламентирующие применение предварительной информации таможенными органами при реализации государственного контроля в автомобильных пунктах пропуска, в первую очередь в рамках применения СУР, был подготовлен несколько позднее. Под иными контролирующими органами понимаются Ространснадзор, Роспотребнадзор и Россельхознадзор . Кроме того, Россельхознадзор и Роспотребнадзор не используют на самом деле предварительную информацию, которая им, возможно, и направляется. Для ее использования они просили расширить перечень сведений, указываемых в предварительном информировании, но бизнес-сообщество выразило несогласие с этим решением . Также произошла полная автоматизация процедуры регистрации декларации, в соответствии с Распоряжением ФТС России . Сроки ряда других запланированных мероприятий, к примеру, реализации автоматического выпуска, были существенно сдвинуты .
В докладе о ходе реализации «дорожных карт» национальной предпринимательской инициативы, два мероприятия Дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования» (пункты 11 и 55) будут выполнены в 2017-2018 годах, а именно: централизация учета таможенных и иных платежей на уровне ФТС России и комплексное применение технологий автоматизированного (то есть без участия должностных лиц таможенных органов) принятия решений о выпуске товаров, при предоставлении декларации на товары и необходимых документов, подтверждающих заявленные в ДТ сведения, в электронном формате .
Тревожным вопросом остается улучшение транспортной ситуации в морских портах. С самого начала разработки плана мероприятий этот вопрос считался одним из самых волнующих со стороны бизнеса. Формально пункт выполнен, утверждено распоряжение Правительства Российской Федерации № 739-р. Однако, по мнению участников ВЭД, не наблюдается сокращение срока совершения таможенных операций в морских (речных) пунктах пропуска, включая выпуск и оформление транзита, в течение времени, необходимого для разгрузки. Несмотря на задержку в полтора года, данный вопрос все еще решается .
По-прежнему остается открытым вопрос о совершенствовании межведомственного взаимодействия и создания автоматической системы «единого окна».
Таким образом, как мы уже заметили, направления совершенствования таможенного администрирования в Монголии и в России весьма сходны, но временные рамки начала разработок мероприятий значительно различаются. Сравнительный анализ направлений развития таможенных операций и таможенного контроля, равно как и таможенного администрирования в целом, поможет ответить на ряд актуальных вопросов в сфере ВЭД и таможенного дела: Существуют ли средства и методы повышения эффективности таможенного оформления и контроля, на сегодняшний день не задействованные в монгольской (или, наоборот, в российской) практике? При помощи каких инструментов Монголия сможет вывести таможенное администрирование на новый уровень? В свете данной постановки проблемы, обозначим более конкретно предметную область нашего исследования: Из каких структурных элементов состоит таможенная служба Монголии и таможенное администрирование? Какие именно нововведения были реализованы в Монголии в сфере таможенных операций и таможенного контроля? Какое значение отводится электронному декларированию в Монголии? Как происходит взаимосвязь участников внешнеэкономической деятельности и таможенных органов в Монголии?
Таким образом, объектом исследования является современная практика таможенного оформления и таможенного контроля в Монголии и в Российской Федерации.
Предмет исследования - сходные и отличительные черты в направлениях, целях и достигнутых результатах реформирования таможенного администрирования, таможенного оформления и таможенного контроля в Монголии и в России.
Степень изученности проблемы исследования. Исследование как практико-ориентированных, так и общих теоретических аспектов таможенного оформления и таможенного контроля в Монголии и в России уделяется немало внимания в современных научных трудах и информационно-аналитическом пространстве. В основе данного выпускного квалификационного исследования лежат научные публикации экономического и юридического характера в периодических изданиях и сборниках трудов конференций, а также монографические исследования.
Весь корпус научной литературы, относящейся к предмету нашего исследования, можно условно разделить на: 1) теоретические исследования, посвященные вопросам таможенного контроля и таможенного оформления в Монголии; 2) научные исследования в отношении совершенствования таможенного администрирования в Российской Федерации в последние годы; 3) работы, посвященные таможенному и внешнеэкономическому сотрудничеству России и Монголии.
Практически неисследованными остаются вопросы, связанные со сравнительным анализом опыта модернизации таможенного администрирования в Монголии и в России в последнее десятилетие. Таким образом, в настоящее время не создано обобщающих работ, посвященных сравнительному анализу направлений, целей и достигнутых результатов развития таможенного администрирования в Монголии и в России. Данное исследование направлено на восполнение существующего пробела в современной исследовательской практике.
Цель данной работы - сравнительный анализ направлений, целей и промежуточных итогов развития таможенного администрирования, таможенного оформления и таможенного контроля в Монголии и России, для выявления инструментов и методов повышения эффективности таможенного администрирования, практически применимых, но не задействованных в монгольской практике.
Для реализации поставленной цели, необходимо решение следующих задач:
• Представить общую характеристику таможенного оформления в Монголии;
• Определить основные механизмы повышения эффективности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Монголии;
• Провести сравнительный анализ таможенного декларирования товаров в Монголии и в России, в частности на основе анализа структуры и содержания декларации на товары в Монголии и в ЕАЭС;
• Представить характеристику нормативно-правового обеспечения таможенного контроля в Монголии, целей и методов модернизации в данной сфере;
• Провести сравнительный анализ характера использования и степени оснащенности ТСТК в системе таможенного контроля Монголии и России;
• Осуществить сравнительный анализ риск-менеджмента, таможенного контроля после выпуска товаров в Монголии и в России;
• Охарактеризовать процессы информатизации таможенной службы как важнейшее направление совершенствования таможенного оформления и таможенного контроля в Монголии;
• Дать оценку развития «электронной таможни» в таможенной системе Монголии.
Источниковую базу исследования можно условно разделить на две магистральные группы: нормативно-правовые источники и информационно - аналитические ресурсы. Нормативно-правовые источники, в свою очередь, делятся на международные, региональные (нормативно-правовая база ЕАЭС) и национальные (монгольские и российские) нормативно-правовые источники.
Информационно-аналитические ресурсы делятся на информационно аналитические - официальные сайты Евразийской экономической комиссии, Федеральной таможенной службы России, Таможенной службы Монголии, а также информационно-правовые и аналитические электронные источники информации.
По праву наибольшее значение для нашего исследования имела информационно-правовая система «Консультант Плюс» , позволившая проанализировать действующие нормативные документы, регулирующие различные аспекты таможенного права, как на региональном, так и на национальном уровне. Важным информационным источником в отношении практических аспектов российской таможенной и внешнеэкономической практики стал таможенный информационный портал «Все о таможне TKS.RU» .
Исследование строится на применении как общенаучных, так и специальных научных методов исследования. К общенаучным методам, лежащими в основе нашей работы с нормативно-правовыми и информационно-аналитическими источниками, относится: анализ, синтез, описание, аналогия, обобщение, систематизация, классификация.
Метод сравнительного анализа позволил выявить направления, цели и достигнутые результаты развития таможенного оформления и таможенного контроля в Монголии и России.
С помощью метода моделирования были выявлены важнейшие инструменты и способы повышения эффективности таможенного оформления и таможенного контроля, практически применимые, но по той или иной причине не задействованные в монгольской практике.
Новизна дипломной работы определяется вводом в научный оборот новых знаний в области таможенного администрирования, таможенного оформления и таможенного контроля в современной Монголии. Данные знания основываются на анализе первоисточников на монгольском языке, нормативно-правовых и информационных источников, не переведенных на русский язык и обеспечивают возможность проведения сравнительного анализа двух разных национальных систем таможенного администрирования. Несомненно, важную роль играют хронологические рамки исследования. В данной дипломной работе рассматривается состояние таможенного оформления и таможенного контроля в РФ и Монголии на современном этапе.
Практическая значимость результатов исследования определяется проведенной систематизацией знаний о таможенной оформлении и таможенном контроле в Монголии в виде табличной модели, которая может быть использована как для образовательных целей, так и для определения перспектив развития таможенного администрирования и таможенного контроля в Монголии. Необязательно учитывать все элементы, так как в адаптации той или иной модели важную роль играет совокупность внешних и внутренних факторов, связанных с тенденциями развития таможенной службы и внешнеэкономической деятельности. Все же это прекрасная возможность взгляда на российское таможенное администрирование со стороны.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается методологической непротиворечивостью используемых методов, а также широтой и репрезентативностью источниковой базы, так как все рассуждения автора основаны на нормативных документах Монголии, и в процессе исследования использовались отчеты и статистические данные из официальных источников. Таких как, официальный сайт официальный сайт ФТС РФ; официальный сайт таможенной службы Монголии и другие.
Структура дипломной работы состоит из введения, 3 глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
В первой главе представлена характеристика направлений развития таможенного оформления в Монголии. Раскрыты механизмы повышения эффективности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Монголии. Проведен сравнительный анализ таможенного декларирования товаров в Монголии и России, на основе анализа структуры и содержания декларации на товары.
Вторая глава направлена на комплексный анализ направлений развития таможенного законодательства и таможенной практики в области таможенного контроля в Монголии. Представлены цели и методы модернизации таможенного контроля в Монголии. Проведен сравнительный анализ характера использования и степени оснащенности технических средств таможенного контроля в системе таможенного контроля Монголии и России. Сравнительный анализ направлений совершенствования монгольской и российской таможенной практики проведен также по таким сферам, как система управления рисками, таможенный контроль после выпуска товаров.
В третьей главе нашего исследования дана комплексная характеристика информатизации таможенной службы как важнейшего направления совершенствования таможенного оформления и таможенного контроля вМонголии. Автор уделил особое внимание характеристике системы информационных технологий и автоматизации таможни в Монголии, раскрыл особенности таможенной автоматизированной системы обработки данных GAMAS и развитию «электронной таможни» в таможенной системе Монголии.
Принятые законы существенно повысили эффективность работы Главного управления государственной таможни Монголии (ГТУ). Таможенным органам предоставили возможность самостоятельно и более оперативно принимать решения в соответствии с нормативно-правовым регулированием своей деятельности. Упомянутые документы максимально нацелены на ликвидацию бюрократических барьеров при разработке и принятии нормативных актов, регулирующих деятельность таможенных органов Монголии .
В первую очередь, следует отметить, что таможенные органы в Монголии, так же как и в России, играют важную роль в пополнении доходной части государственного бюджета. Сегодня более 40% дохода государственного бюджета формируется через таможенные органы. Исходя из реального положения дел, ГТУ Монголии определило приоритетные направления, которые должны быть достигнуты в ближайшие годы.
В этой связи подготовка практических предложений по совершенствованию таможенного оформления и таможенного контроля, осуществляемого таможенными органами на современном этапе, является актуальным вопросом таможенного администрирования Монголии.
Актуальность темы исследования также определяется необходимостью объективного сравнения российского опыта реализации программы совершенствования таможенного администрирования с зарубежным опытом проведения подобных мероприятий, сходных по направлениям и задачам. Выбор в качестве объекта сравнения опыта Монголии объясняется стратегической значимостью Монголии как торгового партнера России, а также перспективами сотрудничества Монголии с Евразийским экономическим союзом. Российская таможенная служба близка к завершению цикла данных мероприятий, и в настоящее время уже осуществлен анализ промежуточных итогов правительственной программы, в то время как в Монголии данные процессы находятся в активной фазе развития.
Оценивая современную практику совершенствования таможенного администрирования в России, следует отметить, что направления, цели и ключевые мероприятия, как реализуемые, так и планируемые, в целом созвучны направления развития таможенного администрирования в Монголии. Расхождения, безусловно, присущи срокам реализации, характеру и результативности мероприятий. Таможенное администрирование - это стратегическая и долгосрочная цель, которая требует времени для адаптации, представляя своего рода новый метод взаимодействия участников ВЭД, таможенных служб и органов государственного управления.
В широком смысле под таможенным администрированием принято понимать специфическую методологию управления, систему административных методов и технологий воздействия на сферу ВЭД, организуемых и управляемых с целью качественной реализации функций таможенного регулирования и контроля, обеспечения социально-экономической эффективности этого сектора экономики. В более узкой постановке вопроса, таможенное администрирование - это организационно-управленческая деятельность таможенной службы, а также деятельность таможенных органов, осуществляемая в нормативных рамках, по реализации возложенных на них задач в сфере таможенного дела .
После образования Таможенного союза в 2010 году и вступления России во Всемирную Таможенную Организацию в 2012 году, таможенное администрирование Российской Федерации нуждалось в радикальном пересмотре и переходе на новый высококачественный уровень предоставления таможенных услуг. Комплексный пересмотр целей и задач таможенного администрирования, механизмов его правового и информационно-технического обеспечения, а также механизмов межведомственного взаимодействия, привел в итоге к разработке Дорожной карты проекта «Совершенствование таможенного администрирования».
Ключевой принцип, лежащий в основе данного проекта, заключается в создании простых механизмов администрирования процесса перемещения товаров добросовестными компаниями, с целью побуждения их вести прозрачный бизнес, что способствует повышению качества аналитической работы таможенных органов и эффективности таможенного контроля.
Первоочередными целями проекта являются: сокращение количества процедур, сокращение общего времени проведения таможенного оформления, снижение стоимости процесса таможенного оформления.
Реализация проекта рассчитана на период до 2018 года, который поделен на две фазы:
• 2012г. - Постановка целей, оценка ситуации, разработка плана мероприятий, "быстрые победы".
• 2013-2018г. - Широкомасштабное внедрение.
В виде контрольных показателей определения результативности данного проекта выступают:
• Количество документов сопровождающие при экспорте (сократить с 8 до 4) и импорте товаров (сократить с 10-4).
• Скорость оформления товаров экспорта и импорта (с 36 дн. до 7 дн.).
Стоимость процесса оформления (выраженная в долларах США)
экспорт - с 1850$ до 900$, импорт - с 1800$ до 1000$
Однако уже Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 года №1721-р была утверждена новая редакция «Дорожной карты» Национальной предпринимательской инициативы (НПИ) «Совершенствование таможенного администрирования» , которая была дополнена мероприятиями, касающимися использования предварительной информации государственными органами, осуществляющими государственный контроль в пунктах таможенного пропуска и внедрения программно-технических средств, обеспечивающих использование такой информации . План мероприятий «Дорожной карты» в итоге был неоднократно пересмотрен, принята пересмотренная редакция .
В целом, общие изменения коснулись переименования Дорожной карты в План мероприятий «Совершенствования таможенного администрирования». Что касается совершенствования таможенных операций, то изначально планировалось сокращение предоставления документов при экспорте и импорте, затем данный аспект был ужесточен, перейдя в статус отмены предоставления таких документов, как:
• Документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию (при условии, если все это подается в виде электронного документа);
• Контракт, при наличии документов, подтверждающих все существенные условия сделки;
• Документы, подтверждающие уплату таможенных платежей .
В первой редакции от 2012 года в приоритетах стояло внедрение предварительного информирования, и практика показывает, что данное мероприятие было выполнено успешно. В то же время, правовые акты, регламентирующие применение предварительной информации таможенными органами при реализации государственного контроля в автомобильных пунктах пропуска, в первую очередь в рамках применения СУР, был подготовлен несколько позднее. Под иными контролирующими органами понимаются Ространснадзор, Роспотребнадзор и Россельхознадзор . Кроме того, Россельхознадзор и Роспотребнадзор не используют на самом деле предварительную информацию, которая им, возможно, и направляется. Для ее использования они просили расширить перечень сведений, указываемых в предварительном информировании, но бизнес-сообщество выразило несогласие с этим решением . Также произошла полная автоматизация процедуры регистрации декларации, в соответствии с Распоряжением ФТС России . Сроки ряда других запланированных мероприятий, к примеру, реализации автоматического выпуска, были существенно сдвинуты .
В докладе о ходе реализации «дорожных карт» национальной предпринимательской инициативы, два мероприятия Дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования» (пункты 11 и 55) будут выполнены в 2017-2018 годах, а именно: централизация учета таможенных и иных платежей на уровне ФТС России и комплексное применение технологий автоматизированного (то есть без участия должностных лиц таможенных органов) принятия решений о выпуске товаров, при предоставлении декларации на товары и необходимых документов, подтверждающих заявленные в ДТ сведения, в электронном формате .
Тревожным вопросом остается улучшение транспортной ситуации в морских портах. С самого начала разработки плана мероприятий этот вопрос считался одним из самых волнующих со стороны бизнеса. Формально пункт выполнен, утверждено распоряжение Правительства Российской Федерации № 739-р. Однако, по мнению участников ВЭД, не наблюдается сокращение срока совершения таможенных операций в морских (речных) пунктах пропуска, включая выпуск и оформление транзита, в течение времени, необходимого для разгрузки. Несмотря на задержку в полтора года, данный вопрос все еще решается .
По-прежнему остается открытым вопрос о совершенствовании межведомственного взаимодействия и создания автоматической системы «единого окна».
Таким образом, как мы уже заметили, направления совершенствования таможенного администрирования в Монголии и в России весьма сходны, но временные рамки начала разработок мероприятий значительно различаются. Сравнительный анализ направлений развития таможенных операций и таможенного контроля, равно как и таможенного администрирования в целом, поможет ответить на ряд актуальных вопросов в сфере ВЭД и таможенного дела: Существуют ли средства и методы повышения эффективности таможенного оформления и контроля, на сегодняшний день не задействованные в монгольской (или, наоборот, в российской) практике? При помощи каких инструментов Монголия сможет вывести таможенное администрирование на новый уровень? В свете данной постановки проблемы, обозначим более конкретно предметную область нашего исследования: Из каких структурных элементов состоит таможенная служба Монголии и таможенное администрирование? Какие именно нововведения были реализованы в Монголии в сфере таможенных операций и таможенного контроля? Какое значение отводится электронному декларированию в Монголии? Как происходит взаимосвязь участников внешнеэкономической деятельности и таможенных органов в Монголии?
Таким образом, объектом исследования является современная практика таможенного оформления и таможенного контроля в Монголии и в Российской Федерации.
Предмет исследования - сходные и отличительные черты в направлениях, целях и достигнутых результатах реформирования таможенного администрирования, таможенного оформления и таможенного контроля в Монголии и в России.
Степень изученности проблемы исследования. Исследование как практико-ориентированных, так и общих теоретических аспектов таможенного оформления и таможенного контроля в Монголии и в России уделяется немало внимания в современных научных трудах и информационно-аналитическом пространстве. В основе данного выпускного квалификационного исследования лежат научные публикации экономического и юридического характера в периодических изданиях и сборниках трудов конференций, а также монографические исследования.
Весь корпус научной литературы, относящейся к предмету нашего исследования, можно условно разделить на: 1) теоретические исследования, посвященные вопросам таможенного контроля и таможенного оформления в Монголии; 2) научные исследования в отношении совершенствования таможенного администрирования в Российской Федерации в последние годы; 3) работы, посвященные таможенному и внешнеэкономическому сотрудничеству России и Монголии.
Практически неисследованными остаются вопросы, связанные со сравнительным анализом опыта модернизации таможенного администрирования в Монголии и в России в последнее десятилетие. Таким образом, в настоящее время не создано обобщающих работ, посвященных сравнительному анализу направлений, целей и достигнутых результатов развития таможенного администрирования в Монголии и в России. Данное исследование направлено на восполнение существующего пробела в современной исследовательской практике.
Цель данной работы - сравнительный анализ направлений, целей и промежуточных итогов развития таможенного администрирования, таможенного оформления и таможенного контроля в Монголии и России, для выявления инструментов и методов повышения эффективности таможенного администрирования, практически применимых, но не задействованных в монгольской практике.
Для реализации поставленной цели, необходимо решение следующих задач:
• Представить общую характеристику таможенного оформления в Монголии;
• Определить основные механизмы повышения эффективности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Монголии;
• Провести сравнительный анализ таможенного декларирования товаров в Монголии и в России, в частности на основе анализа структуры и содержания декларации на товары в Монголии и в ЕАЭС;
• Представить характеристику нормативно-правового обеспечения таможенного контроля в Монголии, целей и методов модернизации в данной сфере;
• Провести сравнительный анализ характера использования и степени оснащенности ТСТК в системе таможенного контроля Монголии и России;
• Осуществить сравнительный анализ риск-менеджмента, таможенного контроля после выпуска товаров в Монголии и в России;
• Охарактеризовать процессы информатизации таможенной службы как важнейшее направление совершенствования таможенного оформления и таможенного контроля в Монголии;
• Дать оценку развития «электронной таможни» в таможенной системе Монголии.
Источниковую базу исследования можно условно разделить на две магистральные группы: нормативно-правовые источники и информационно - аналитические ресурсы. Нормативно-правовые источники, в свою очередь, делятся на международные, региональные (нормативно-правовая база ЕАЭС) и национальные (монгольские и российские) нормативно-правовые источники.
Информационно-аналитические ресурсы делятся на информационно аналитические - официальные сайты Евразийской экономической комиссии, Федеральной таможенной службы России, Таможенной службы Монголии, а также информационно-правовые и аналитические электронные источники информации.
По праву наибольшее значение для нашего исследования имела информационно-правовая система «Консультант Плюс» , позволившая проанализировать действующие нормативные документы, регулирующие различные аспекты таможенного права, как на региональном, так и на национальном уровне. Важным информационным источником в отношении практических аспектов российской таможенной и внешнеэкономической практики стал таможенный информационный портал «Все о таможне TKS.RU» .
Исследование строится на применении как общенаучных, так и специальных научных методов исследования. К общенаучным методам, лежащими в основе нашей работы с нормативно-правовыми и информационно-аналитическими источниками, относится: анализ, синтез, описание, аналогия, обобщение, систематизация, классификация.
Метод сравнительного анализа позволил выявить направления, цели и достигнутые результаты развития таможенного оформления и таможенного контроля в Монголии и России.
С помощью метода моделирования были выявлены важнейшие инструменты и способы повышения эффективности таможенного оформления и таможенного контроля, практически применимые, но по той или иной причине не задействованные в монгольской практике.
Новизна дипломной работы определяется вводом в научный оборот новых знаний в области таможенного администрирования, таможенного оформления и таможенного контроля в современной Монголии. Данные знания основываются на анализе первоисточников на монгольском языке, нормативно-правовых и информационных источников, не переведенных на русский язык и обеспечивают возможность проведения сравнительного анализа двух разных национальных систем таможенного администрирования. Несомненно, важную роль играют хронологические рамки исследования. В данной дипломной работе рассматривается состояние таможенного оформления и таможенного контроля в РФ и Монголии на современном этапе.
Практическая значимость результатов исследования определяется проведенной систематизацией знаний о таможенной оформлении и таможенном контроле в Монголии в виде табличной модели, которая может быть использована как для образовательных целей, так и для определения перспектив развития таможенного администрирования и таможенного контроля в Монголии. Необязательно учитывать все элементы, так как в адаптации той или иной модели важную роль играет совокупность внешних и внутренних факторов, связанных с тенденциями развития таможенной службы и внешнеэкономической деятельности. Все же это прекрасная возможность взгляда на российское таможенное администрирование со стороны.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается методологической непротиворечивостью используемых методов, а также широтой и репрезентативностью источниковой базы, так как все рассуждения автора основаны на нормативных документах Монголии, и в процессе исследования использовались отчеты и статистические данные из официальных источников. Таких как, официальный сайт официальный сайт ФТС РФ; официальный сайт таможенной службы Монголии и другие.
Структура дипломной работы состоит из введения, 3 глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
В первой главе представлена характеристика направлений развития таможенного оформления в Монголии. Раскрыты механизмы повышения эффективности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Монголии. Проведен сравнительный анализ таможенного декларирования товаров в Монголии и России, на основе анализа структуры и содержания декларации на товары.
Вторая глава направлена на комплексный анализ направлений развития таможенного законодательства и таможенной практики в области таможенного контроля в Монголии. Представлены цели и методы модернизации таможенного контроля в Монголии. Проведен сравнительный анализ характера использования и степени оснащенности технических средств таможенного контроля в системе таможенного контроля Монголии и России. Сравнительный анализ направлений совершенствования монгольской и российской таможенной практики проведен также по таким сферам, как система управления рисками, таможенный контроль после выпуска товаров.
В третьей главе нашего исследования дана комплексная характеристика информатизации таможенной службы как важнейшего направления совершенствования таможенного оформления и таможенного контроля вМонголии. Автор уделил особое внимание характеристике системы информационных технологий и автоматизации таможни в Монголии, раскрыл особенности таможенной автоматизированной системы обработки данных GAMAS и развитию «электронной таможни» в таможенной системе Монголии.
В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.
1. Анализ современного состояния таможенного администрирования в Монголии показывает, что в целях сокращения транзитных издержек, повышения административной эффективности, упрощения, стандартизации и гармонизации торговых и таможенных процедур, на нормативном уровне и в практике управления таможенным делом необходимо развивать такие инструменты таможенного администрирования, как упрощение, стандартизация и гармонизация торговых процедур, информационно - коммуникационные технологии для модернизации таможенных служб и обмена данными, управление рисками и пост-таможенный аудит, совместный таможенный контроль и развитие регионального транзита. Актуальным аспектом для Монголии, как и для России, на сегодняшний день является развитие «единого окна». Кроме того, особое внимание уделяется усовершенствованию функционирования пунктов пропуска на границе Монголии, развитию скоординированного управления границами, измерению и мониторингу эффективности коридоров, а также предоставлению таможенных преимуществ для добропорядочных участников ВЭД (институт уполномоченных экономических операторов).
Все указанные направления были определены как приоритетные в Программе Центрально-Азиатского экономического сотрудничества и интегрированного содействия торговли, к которой Монголия присоединилась на Консультационном семинаре в Таджикистане 19 апреля 2013 года. С этого времени берет начало программа модернизации таможенного администрирования в Монголии на основе вышеуказанных принципов, при опоре на пересмотренную Киотскую Конвенцию и Соглашение Всемирной торговой организации по упрощению процедур торговли, принятое на 9-й конференции министров Всемирной торговой организации в Бали,
Индонезия, 3-7 декабря 2013 г.
2. Одно из ключевых направлений совершенствования таможенного администрирования в Монголии заключается в смещении таможенного контроля на этап после выпуска товаров. Пост-таможенный аудит в качестве механизма таможенного контроля начали внедрять в деятельность Монгольской таможни в 1996 г. Важность пост-таможенного аудита возросла с принятием обновленного Таможенного кодекса Монголии в 2008 г. В результате чего были расширены права и обязанности должностных лиц, осуществляющих таможенный контроль после выпуска товаров: а) требовать дополнительную информацию от участников ВЭД, получение доступа к базе данных; б) доступ, экспертиза и наложение пломб на помещения и склады; в) при необходимости получение отчета о нарушениях, повторное проведение аудита после выпуска, экспертиза товаров, выпущенных в свободное обращение. Специальное подразделение Монгольской таможни, состоящее из около 20 офицеров, проводит аудит после выпуска в отношении 28% экспортируемых и 10% импортируемых товаров.
В РФ данное направление развития таможенного контроля (т.е. смещение акцента таможенного администрирования с этапа декларирования и выпуска товаров на этап после выпуска) закреплено в «Стратегии развития таможенной службы РФ до 2020 года» и в Плане мероприятий (дорожной карте) «Совершенствование таможенного администрирования».
3. Следующим важнейшим направлением развития таможенного администрирования в Монголии является развитие системы управления рисками, как одного из способов автоматизации части таможенных процедур и инструмента категорирования участников ВЭД. СУР в Монголии на законодательном уровне была введена в систему таможенного администрирования достаточно поздно - только в 2008 г. В 2010 г. таможенная служба Монголии приняла дальнейшие меры к реализации СУР при проведении таможенного контроля. В Таможенной Автоматизированной Информационной системе (CAIS) Был разработан модуль управления рисками. В структуре Главного Таможенного Управления (ГТУ) Монголии сформировано Управление рисков штатной численностью 6 офицеров в аппарате ГТУ, и 57 офицеров на местах в таможнях. Система выборочного контроля ввозимых товаров на основе СУР в Монголии соответствует стандартам ВТамО и ВТО. Управлением рисками основывается на оценке риска по соответствующим критериям отбора, среди которых: код ТНВЭД, характер и описание товара, страна происхождения, страна, из которой товары были отгружены, стоимость и т.д.
На сегодняшний день, в практике таможенных органов Монголии, не всегда получается ускорять выпуск грузов с низкой степенью риска, ввиду несогласованности действий контролирующих органов, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность в пунктах пропуска. На ближайшую перспективу развитие СУР в таможенной деятельности Монголии связано с развитием межведомственного сотрудничества и координированного управления границами, наращиванием потенциала управления рисками, обменом данными по управлению рисками на двустороннем и региональном уровнях.
4. При исследовании вопроса совершенствования таможенного контроля в контексте «интегрированного управления границей» в автомобильных пунктах пропуска Монголии были выявлены следующие проблемы: 1) отсутствуют правовые нормы, регулирующие порядок взаимодействия между органами, осуществляющими государственный контроль на границе. Из этого вытекают сложности в пунктах пропуска при импорте товаров, увеличиваются затраты участников ВЭД 2) деятельность каждого контролирующего органа на границе регулируется отдельными правовыми актами, ведомственными распоряжениями, которые не гармонизированы в части интегрированного управления границей 3) организационно - техническое управление автомобильными пунктами пропуска в части жизнеобеспечения и деятельности контролирующих служб децентрализовано (размещение персонала, техническое оснащение и т.д.) 4) отсутствие единой технологической схемы государственного контроля в автомобильных пунктах пропуска. Как следствие - должностные лица контролирующих органов применяют весь арсенал средств контроля, дублируя функции иных служб. В этой ситуации перспектива внедрения механизма «единого окна» отодвигается на неопределенный срок.
5. Одним из интересных экспериментов по совершенствованию таможенного администрирования в Монголии является опыт организации совместного контроля на границе между двумя государствами (так называемый смешанный контроль), который предполагает высокий уровень взаимодействия между службами пограничного и таможенного контроля двух государств, которые в целях выполнения своих функциональных обязанностей размещены в пограничных контрольно-пропускных пунктах на территории одного государства, лишь на одной стороне границы. Концепция совместного контроля или объединенной пограничной обработки таможенных операций признается наилучшей практикой уменьшения административного давления на субъектов предпринимательства на границе и способствует значительному упрощению торговли. В сентябре 2005 г. В ходе встречи руководителей таможенных администраций Центральной Азии было достигнуто понимание между Монголией и Китаем по вопросу об организации совместного контроля. В этом контексте была создана руководящая группа и разработаны механизмы ее функционирования. В 2006 г. Совместная группа экспертов Монголии и Китая согласилась осуществлять упрощение и координировать таможенные процедуры на границе Монголии и Китая. В рамках двустороннего сотрудничества был разработан поэтапный подход к организации совместного контроля в пунктах пропуска на монгольско-китайской таможенной границе, который предусматривал гармонизацию документов, взаимное признание результатов проверки, совместную работу на границе. Под гармонизацией документов понимается использование импортером и экспортером одного и того же документа при декларировании обеим таможням. В данное время обе стороны используют гармонизированный манифест. Единый манифест включает 29 статей, содержащих сведения из документов, которые заполняются на монгольском и китайском языках, включая регистрационный номер транспортного средства Китая и Монголии, номер контейнера, место погрузки и разгрузки, дату экспорта, наименование товаров и спецификации, упаковку и количество, вес, нетто, цену товара, грузоотправителя и грузополучателя, перевозчика, водителя, номер контракта и т.д. При этом таможенная стоимость, указанная в манифесте, соответствует таможенной стоимости, задекларированной в декларации на товары.
Согласно действующей практике таможенного регулирования, перевозчиком (транспортной компанией) представляется таможенному органу страны въезда манифест (в трех экземплярах), в котором указаны сведения о товарах, транспортном средстве. В манифесте перевозчиком берется обязательство в достоверности заявленных сведений. После завершения проверки товаро сопроводительных документов и досмотра должностное лицо таможенного органа страны выезда заверяет манифест подписью и печатью, передает перевозчику, а транспортное средство пломбируется. В стране въезда перевозчик должен передать таможенному органу манифест и только при его наличии будет производиться таможенное оформление.
6. Опираясь на международный, в том числе российский, опыт таможенного администрирования, мы сформулировали ряд рекомендаций по совершенствованию таможенного оформления и контроля в Монголии.
а) В целях упрощения таможенных операций необходимо совершенствование законодательства в части сокращения перечня документов, необходимых при таможенном оформлении и регламентации порядка применения СУР при таможенном оформлении.
б) Необходимо совершенствование законодательства Монголии в части перехода на электронное декларирование товаров и транспортных средств путем использования электронной цифровой подписи и возможности
представления документов в электронном виде.
в) Актуальным вопросом для совершенствования таможенного регулирования является введение в законодательство и таможенную практику Монголии института предварительного информирования.
г) Необходимо построение системы по обмену информацией и взаимодействию по вопросам таможенного администрирования между таможенной службой Монголии и участниками ВЭД посредством создания и реализации системы электронной таможни.
1. Анализ современного состояния таможенного администрирования в Монголии показывает, что в целях сокращения транзитных издержек, повышения административной эффективности, упрощения, стандартизации и гармонизации торговых и таможенных процедур, на нормативном уровне и в практике управления таможенным делом необходимо развивать такие инструменты таможенного администрирования, как упрощение, стандартизация и гармонизация торговых процедур, информационно - коммуникационные технологии для модернизации таможенных служб и обмена данными, управление рисками и пост-таможенный аудит, совместный таможенный контроль и развитие регионального транзита. Актуальным аспектом для Монголии, как и для России, на сегодняшний день является развитие «единого окна». Кроме того, особое внимание уделяется усовершенствованию функционирования пунктов пропуска на границе Монголии, развитию скоординированного управления границами, измерению и мониторингу эффективности коридоров, а также предоставлению таможенных преимуществ для добропорядочных участников ВЭД (институт уполномоченных экономических операторов).
Все указанные направления были определены как приоритетные в Программе Центрально-Азиатского экономического сотрудничества и интегрированного содействия торговли, к которой Монголия присоединилась на Консультационном семинаре в Таджикистане 19 апреля 2013 года. С этого времени берет начало программа модернизации таможенного администрирования в Монголии на основе вышеуказанных принципов, при опоре на пересмотренную Киотскую Конвенцию и Соглашение Всемирной торговой организации по упрощению процедур торговли, принятое на 9-й конференции министров Всемирной торговой организации в Бали,
Индонезия, 3-7 декабря 2013 г.
2. Одно из ключевых направлений совершенствования таможенного администрирования в Монголии заключается в смещении таможенного контроля на этап после выпуска товаров. Пост-таможенный аудит в качестве механизма таможенного контроля начали внедрять в деятельность Монгольской таможни в 1996 г. Важность пост-таможенного аудита возросла с принятием обновленного Таможенного кодекса Монголии в 2008 г. В результате чего были расширены права и обязанности должностных лиц, осуществляющих таможенный контроль после выпуска товаров: а) требовать дополнительную информацию от участников ВЭД, получение доступа к базе данных; б) доступ, экспертиза и наложение пломб на помещения и склады; в) при необходимости получение отчета о нарушениях, повторное проведение аудита после выпуска, экспертиза товаров, выпущенных в свободное обращение. Специальное подразделение Монгольской таможни, состоящее из около 20 офицеров, проводит аудит после выпуска в отношении 28% экспортируемых и 10% импортируемых товаров.
В РФ данное направление развития таможенного контроля (т.е. смещение акцента таможенного администрирования с этапа декларирования и выпуска товаров на этап после выпуска) закреплено в «Стратегии развития таможенной службы РФ до 2020 года» и в Плане мероприятий (дорожной карте) «Совершенствование таможенного администрирования».
3. Следующим важнейшим направлением развития таможенного администрирования в Монголии является развитие системы управления рисками, как одного из способов автоматизации части таможенных процедур и инструмента категорирования участников ВЭД. СУР в Монголии на законодательном уровне была введена в систему таможенного администрирования достаточно поздно - только в 2008 г. В 2010 г. таможенная служба Монголии приняла дальнейшие меры к реализации СУР при проведении таможенного контроля. В Таможенной Автоматизированной Информационной системе (CAIS) Был разработан модуль управления рисками. В структуре Главного Таможенного Управления (ГТУ) Монголии сформировано Управление рисков штатной численностью 6 офицеров в аппарате ГТУ, и 57 офицеров на местах в таможнях. Система выборочного контроля ввозимых товаров на основе СУР в Монголии соответствует стандартам ВТамО и ВТО. Управлением рисками основывается на оценке риска по соответствующим критериям отбора, среди которых: код ТНВЭД, характер и описание товара, страна происхождения, страна, из которой товары были отгружены, стоимость и т.д.
На сегодняшний день, в практике таможенных органов Монголии, не всегда получается ускорять выпуск грузов с низкой степенью риска, ввиду несогласованности действий контролирующих органов, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность в пунктах пропуска. На ближайшую перспективу развитие СУР в таможенной деятельности Монголии связано с развитием межведомственного сотрудничества и координированного управления границами, наращиванием потенциала управления рисками, обменом данными по управлению рисками на двустороннем и региональном уровнях.
4. При исследовании вопроса совершенствования таможенного контроля в контексте «интегрированного управления границей» в автомобильных пунктах пропуска Монголии были выявлены следующие проблемы: 1) отсутствуют правовые нормы, регулирующие порядок взаимодействия между органами, осуществляющими государственный контроль на границе. Из этого вытекают сложности в пунктах пропуска при импорте товаров, увеличиваются затраты участников ВЭД 2) деятельность каждого контролирующего органа на границе регулируется отдельными правовыми актами, ведомственными распоряжениями, которые не гармонизированы в части интегрированного управления границей 3) организационно - техническое управление автомобильными пунктами пропуска в части жизнеобеспечения и деятельности контролирующих служб децентрализовано (размещение персонала, техническое оснащение и т.д.) 4) отсутствие единой технологической схемы государственного контроля в автомобильных пунктах пропуска. Как следствие - должностные лица контролирующих органов применяют весь арсенал средств контроля, дублируя функции иных служб. В этой ситуации перспектива внедрения механизма «единого окна» отодвигается на неопределенный срок.
5. Одним из интересных экспериментов по совершенствованию таможенного администрирования в Монголии является опыт организации совместного контроля на границе между двумя государствами (так называемый смешанный контроль), который предполагает высокий уровень взаимодействия между службами пограничного и таможенного контроля двух государств, которые в целях выполнения своих функциональных обязанностей размещены в пограничных контрольно-пропускных пунктах на территории одного государства, лишь на одной стороне границы. Концепция совместного контроля или объединенной пограничной обработки таможенных операций признается наилучшей практикой уменьшения административного давления на субъектов предпринимательства на границе и способствует значительному упрощению торговли. В сентябре 2005 г. В ходе встречи руководителей таможенных администраций Центральной Азии было достигнуто понимание между Монголией и Китаем по вопросу об организации совместного контроля. В этом контексте была создана руководящая группа и разработаны механизмы ее функционирования. В 2006 г. Совместная группа экспертов Монголии и Китая согласилась осуществлять упрощение и координировать таможенные процедуры на границе Монголии и Китая. В рамках двустороннего сотрудничества был разработан поэтапный подход к организации совместного контроля в пунктах пропуска на монгольско-китайской таможенной границе, который предусматривал гармонизацию документов, взаимное признание результатов проверки, совместную работу на границе. Под гармонизацией документов понимается использование импортером и экспортером одного и того же документа при декларировании обеим таможням. В данное время обе стороны используют гармонизированный манифест. Единый манифест включает 29 статей, содержащих сведения из документов, которые заполняются на монгольском и китайском языках, включая регистрационный номер транспортного средства Китая и Монголии, номер контейнера, место погрузки и разгрузки, дату экспорта, наименование товаров и спецификации, упаковку и количество, вес, нетто, цену товара, грузоотправителя и грузополучателя, перевозчика, водителя, номер контракта и т.д. При этом таможенная стоимость, указанная в манифесте, соответствует таможенной стоимости, задекларированной в декларации на товары.
Согласно действующей практике таможенного регулирования, перевозчиком (транспортной компанией) представляется таможенному органу страны въезда манифест (в трех экземплярах), в котором указаны сведения о товарах, транспортном средстве. В манифесте перевозчиком берется обязательство в достоверности заявленных сведений. После завершения проверки товаро сопроводительных документов и досмотра должностное лицо таможенного органа страны выезда заверяет манифест подписью и печатью, передает перевозчику, а транспортное средство пломбируется. В стране въезда перевозчик должен передать таможенному органу манифест и только при его наличии будет производиться таможенное оформление.
6. Опираясь на международный, в том числе российский, опыт таможенного администрирования, мы сформулировали ряд рекомендаций по совершенствованию таможенного оформления и контроля в Монголии.
а) В целях упрощения таможенных операций необходимо совершенствование законодательства в части сокращения перечня документов, необходимых при таможенном оформлении и регламентации порядка применения СУР при таможенном оформлении.
б) Необходимо совершенствование законодательства Монголии в части перехода на электронное декларирование товаров и транспортных средств путем использования электронной цифровой подписи и возможности
представления документов в электронном виде.
в) Актуальным вопросом для совершенствования таможенного регулирования является введение в законодательство и таможенную практику Монголии института предварительного информирования.
г) Необходимо построение системы по обмену информацией и взаимодействию по вопросам таможенного администрирования между таможенной службой Монголии и участниками ВЭД посредством создания и реализации системы электронной таможни.
Подобные работы
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОГО ТАМОЖЕННОГО ПОСТА БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОГО ТАМОЖЕННОГО ПОСТА БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - Особенности и перспективы развития электронной коммерции в России и Китае(на примере провинции Хэйлунцзян)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2022 - Разработка предложений по совершенствованию использования основных средств таможенных органов (Российская таможенная академия)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Международное таможенное сотрудничество по борьбе с правонарушениями в области таможенного дела
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2021 - Постоянное представительство в российских международных налоговых соглашениях
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2022 - ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГРАНИЦЫ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2018



