Введение 4
Глава 1 Теоретические основы воспитания у младших школьников ценностного отношения к природе 7
1.1 Анализ проблемы экологического образования и ценностного
отношения школьников к природе современном мире 7
1.2 Психолого-педагогические условия формирования ценностного
отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности 12
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию ценностного отношения к природе у младших школьников во внеурочной
деятельности 25
2.1 Диагностика уровня воспитанности ценностного отношения к
природе у младших школьников 25
2.2 Практические методы воспитания ценностного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности 34
2.3 Анализ и обобщение результатов экспериментальной работы .... 38
Заключение 42
Список используемой литературы 44
Приложение
Человечество представляет собой единственный биологический вид на планете Земля, в рамках развития который нарушает естественные законы природы. В столетие прогресса и стремительно развивающихся технологий, люди достигли высокий уровень результатов в разных технологиях, науках и других разработках, приобретая все меньше знаний и навыков о природе, а некоторые и вовсе их лишены.
Человек всегда использовал окружающий мир как средство удовлетворение потребностей, однако только в первой половине XX столетия изменения окружающей среды под воздействием человека приобрели для мира настолько угрожающий характер.
У современных детей несмотря на все законы и правила преобладает потребительское отношение к природе, маленький уровень осознанности экологических проблем. Ученики, получившие экологические знания, будут трепетней относиться к природе, что благоприятно скажется на нашей планете.
Начинать работать над воспитанием ценностного отношения у детей к природе нужно с начала их обучения в младших классах. Это представляет собой самый подходящий период, так как на данном возрастном этапе во внутреннем мире школьников происходят перемены, развивается наглядно-образное мышление и нравственно-экологическая позиция, которая обуславливает отношение ребёнка к самому себе и миру в целом [27].
Задача общеобразовательного учреждения подразумевает развитие экологической культуры, воспитание всесторонне развитого человека, живущего в гармоничных отношениях с природой и действующего в рамках экологической ситуации [7].
В современной системе школьного образования на уровне начального образования, формирование ценностного отношения к природе и получение полезных знаний осуществляется по большей части во время освоения дисциплины «Окружающий мир» и имеет возможность быть действенным при условии регулярной и целенаправленной организованной преподавательской деятельности с внедрением разной формы работы, включая практическую внеурочную деятельность. Лучший итог воспитания всесторонне развитой личности станет при верном сочетании урочных занятий с внеурочной деятельностью, они должны быть тесно связаны между собой.
По словам Пакуловой В.М. [21] в школьной программе начального образования формируются первоначальные понятия, которые дают детям понимание закономерностей окружающего мира и опираются на внутренний мир младших школьников.
Строгие рамки урока и насыщенное содержание программы не всегда дают возможность детям узнать ответ на интересующие вопросы детей. Разноплановая программа внеурочной деятельности способствует более прочному усвоению изученного урочного материала, развивает познавательную активность и интерес к изучаемому предмету.
Актуальность темы обуславливается глобальными проблемами современности и заинтересованностью людей по сохранению природы.
Цель: теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить эффективность условий воспитания ценностного отношения к природе во внеурочной деятельности.
Объект исследования: процесс воспитания младших школьников во внеурочной деятельности
Предмет исследования: воспитание ценностного отношения младших школьников к природе.
Гипотеза: воспитание ценностного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности даст эффективный положительный результат, если:
- стимулировать интерес младших школьников к познанию, развивать эстетические чувства, навыки психологической разгрузки и укрепления здоровья при взаимодействии с природой;
- прививать трепетное отношение к природе и активную позицию по ее защите, воспитывать творческое отношение к учению, труду и жизни, побуждать к инициативности;
- привлекать младших школьников к практической внеурочной деятельности.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2. Диагностировать уровень воспитанности ценностного отношения к природе у младших школьников;
3. Реализовать программу формирующего эксперимента, направленную на воспитание ценностного отношения к природе;
4. Проанализировать результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента, обобщить результаты, доказать эффективность и результативность разработанной программы, направленной на воспитание ценностного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности.
Методы исследования: теоретические (анализ, сравнение, обобщение) и эмпирические (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент).
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе МБОУ СШ №68 г. Липецка, учащихся 2 «А» в количестве 30 человек и 2 «В» в количестве 27 человек.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования учителями программы практически, для формирования ценностного отношения к природе у младших школьников.
Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу по теме исследования, был сделан вывод, что младший школьный возраст действительно является наиболее благоприятным периодом для формирования ценностного отношения к природе. В период интенсивного развития детей формируются, закладываются свойства и качества личности, мировоззрения, наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции, которая определяет отношения ребёнка к природе, социальному окружению и самому себе.
В настоящее время руководство школ сконцентрировано на обучении детей по общеобразовательным предметам, программе обучения. Стоит выделять время и возможности для внеурочной деятельности младших школьников, важна не только теоретическая часть, но и огромное значение имеет практическая деятельность, в младших классах формируются нормы морали, поведения и отношения к миру.
Благодаря констатирующему этапу были получены результаты для дальнейшего планирования внеурочной деятельности. Формирующий этап эксперимента пошел на пользу каждому ребенку, помимо знаний, их практического применения, впечатлений, дети получили удовольствие от времяпровождения, стали более дружны.
Во внеурочной деятельности дети осознали значение ценностного отношения к природе, обрели понимание, что не нужно использовать окружающий мир только для своих потребностей, выступать лишь в качестве потребителей, осознали ценность природы и последствия неправильного отношения к ней. В следствии воспитания ценностного отношения происходит формирование гражданина с новым мышлением, экологической культурой, мировоззрением, человека, способного заботиться о природе с чувством долга, любви, ответственности и понимания.
Контрольный этап экспериментальной работы позволил увидеть положительную динамику изменения показателей в воспитании ценностного отношения к природе у младших школьников экспериментальной группы.
В заключении можно сделать вывод, что педагогический эксперимент имел положительное влияние на формирование ценностного отношения младших школьников, а значит данный комплекс мероприятий может применяться учителями начальных классов.
Итогом ценностного воспитания младших школьников является становление у них основ экологической культуры и нравственных качеств личности, экологические знания и умения, которые можно применять практически. Для их формирования используются различные способы, формы и приемы, технологии преподавания и воспитания. Педагоги подчёркивают, что наиболее эффективным методом является внеурочная деятельность.
1. В. А. Билан А. И. Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста. М.: Педагогика, 2010. 71 с.
2. Борейко В. Е. Введение в природоохранную эстетику - 4-е изд. Б. : Белгородский эколого-культурный центр, 2015. 104 с.
3. Волков Б. С. Психология младшего школьника: учебник. М.: Академический проспект, 2011. 208 с.
4. Глазачев С. Н. Экологическое воспитание подрастающего поколения в системе воспитательной работы школы. Волгоград: Мост, 2012. 235 с.
5. Голубев И. Р., Новиков Ю. В. Окружающая среда и ее охрана. М. : Просвещение, 2015. 191 с.
6. Горшеков С. П. Экология и географические основы охраны природы: учеб. пособие для учителей начальных классов. М: Просвещение, 2008. 257 с.
7. Гринева Е. А. Формирование экологической культуры младших школьников. М. : Прометей, 2012. 29 с.
8. Гришина Л. А. Экологическая игра, как средство формирования ответственного отношения младших школьников к природе. М. : Просвещение, 2014. 255 с.
9. Дерябо С. Д., Ясвин Методики диагностики и коррекции отношения к природе. М. : ЦКФЛ, 2014. 67 с.
10. Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире: учебное пособие для студентов вузов. М.: Владос, 2012. 240 с.
11. Дзятковская Е. Н. Методические рекомендации по реализации экологического образования в федеральных государственных стандартах второго поколения / Под ред. Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, А.Ю. Либеров. М. : Образование и экология, 2014. 255 с.
12. Зверев И. Д. Экологическое образование школьников. М. : Просвещение, 2013. 220 с.
13. Зверев И. Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. М. : Просвещение, 2012. 138 с.
14. Зотов В. В. Воспитание у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе :Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.п.н. М. : Моск. пед. гос. унт, 1998. 16 с.
15. Захлебный И. А. Школа проблемы охраны природы. М. : Просвещение, 2011. 390 с.
16. Каропа Г. Н. Экологическое воспитание в учебной и внеклассной работе по предметам естественнонаучного цикла. Минск: Республика Беларусь, 2015. 124 с.
17. Клепинина З. А. Методика преподавания естествознания в начальной школе. М. : Просвещение, 2011. 255 с.
18. Мухина В. С. Младший школьник. М. : Новая школа, 2014. 367 с.
19. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие. М. : «Академия», 2012. 336 с.
20. Новолодская Е. Г. Школьный экологический мониторинг: организация проектной деятельности учащихся: учебно-методическое пособие для студентов вузов. Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2012. 248 с.
21. Пакулова В. М., Кузнецова В. И. Методика преподавания природоведения: учебное пособие для студентов. М. : Просвещение, 2013. 354 с.
22. Путосвит Г. П. Теоретико-методические основы экологического образования учеников 1-9 классов во внешкольных учебных заведениях. М. : Альма-матер, 2013. 540 с.
23. Сбитнева Е. С. Воспитание ценностного отношения к природе у
детей младшего школьного возраста // Молодой ученый. 2016. № 26.
С. 692-694.
24. Сидельковский А. П. Психологические основы отношения школьников к природе: Учебное пособие. Ставрополь: Ставр. Госпединстит,
2013. 127 с.
25. Симонова Л. П. Экологическое образование в начальной школе: Учебн. пособие для студ. учереж. сред. пед. учеб. заведений. М. : «Академия»,
2014. 236 с.
26. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» http: //www. kremlin.ru/acts/bank/17718
27. Фефилова Е. П., Поторочина Е. А., Дмитриева О. И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 1 класс. М. : ВАКО, 2011. 183 с.
28. Цветкова И. В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы. М. : Педагогическое общество России, 2014. 298 с.
29. Черезова Л. Б. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие. Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2010. 135 с.
30. Шорыгина Т. А. Беседы о природных явлениях и объектах. Методические рекомендации : учеб. пособие. М. : Сфера, 2017. 96 с.
31. Южакова Т.П. Нравственно-экологическое воспитание младших школьников: Учебное пособие. М. : Новая школа, 2014. 238 с.
32. Ярита И. А. Экология и окружающая среда. М. : Педагогика, 2012. 185 с.