Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития у детей старшего дошкольного возраста ценностно-смыслового восприятия произведений художественной литературы посредством алгоритма работы с текстом произведения 9
1.1 Психолого-педагогические основы развития у детей старшего дошкольного возраста ценностно-смыслового восприятия произведений художественной литературы 9
1.2 Методика ознакомления детей 6-7 лет с художественной литературой 16
Глава 2. Экспериментальное исследование развития у детей 6-7 лет ценностно-смыслового восприятия произведений художественной литературы посредством алгоритма работы с текстом произведения 28
2.1 Выявление уровня развития у детей 6-7 лет ценностно-смыслового восприятия произведений художественной литературы 28
2.2 Содержание работы по развитию у детей 6-7 лет ценностно-смыслового восприятия произведений художественной литературы посредством алгоритма работы с текстом произведения 41
2.3 Динамика уровня развития у детей 6-7 лет ценностно-смыслового восприятия произведений художественной литературы 47
Заключение 56
Список используемой литературы 58
Приложения 62
Актуальность исследования обусловлена тем, что модернизация системы дошкольного образования согласно ФГОС ДО выдвигает целый ряд требований к развитию личности ребенка, в том числе формирование такого качества как ценностно-смыслового восприятия произведений художественной литературы. В связи с этим важной задачей дошкольного образования является развитие у детей 6-7 лет ценностно-смыслового восприятия произведений художественной литературы.
Многочисленные исследования А.К. Белолуцкой, Л.С. Выготским, С.М. Яковлевой указывают, что для детей 6-7 лет характерны некоторые трудности в развития ценностно-смыслового восприятия произведений художественной литературы. Это ставит перед педагогами задачу поиска педагогических средств по развитию у детей 6-7 лет ценностно-смыслового восприятия произведений художественной литературы.
Прослеживая взгляд на проблему изучения развития ценностно - смыслового восприятия произведений художественной литературы можно увидеть, что многие авторы находили ее решение с различных, даже противоположных теоретических позиций. Многие исследователи (Н.А Курочкина, Р.А. Мирошкина, Д.Б. Эльконин) подтверждают, важность развития ценностно-смыслового восприятия произведений художественной литературы у детей 6-7 лет.
Анализ материала, связанного с темой нашего исследования, показал, что проблема развития у детей 6-7 лет ценностно-смыслового восприятия произведений художественной литературы является актуальной. На научно-методическом уровне актуальность заключается в том, что система образования реализует социальный заказ общества на формирование всесторонне развитых дошкольников, это является условием последующего успешного обучения ребенка в начальной школе. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования таких педагогов и психологов, как Н.И. Жинкин, В.П. Зинченко, А.Н. Соколов и др.
На научно-теоретическом уровне актуальность обусловлена тем, что проблема развития у детей 6-7 лет ценностно-смыслового восприятия произведений художественной литературы нашла своё отражение в трудах отечественных и зарубежных учёных, являющихся представителями различных наук. Однако, изучив психолого-педагогическую литературу, мы можем констатировать, что исследований, посвящённых нашей проблеме, недостаточно, и в имеющихся работах рассматривается не полно, поскольку в работах недостаточно рассмотрено такое средство развития ценностно - смыслового восприятия произведений художественной литературы как алгоритм работы с текстом произведения. В связи с этим возникла потребность изучения развития у детей 6-7 лет ценностно-смыслового восприятия произведений художественной литературы посредством алгоритма работы с текстом произведения.
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между необходимостью развития у детей 6-7 лет ценностно-смыслового восприятия произведений художественной литературы и недостаточным использованием такого педагогического средства как работы с текстом произведения.
Проблема исследования: каковы потенциальные возможности алгоритма работы с текстом произведения в развитии у детей 6-7 лет ценностно-смыслового восприятия произведений художественной литературы?
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности развития у детей 6-7 лет ценностно-смыслового восприятия произведений художественной литературы посредством алгоритма работы с текстом произведения.
Объект исследования - процесс развития у детей 6-7 лет ценностно-смыслового восприятия произведений художественной литературы.
Предмет исследования - алгоритм работы с текстом произведения как средство развития у детей 6-7 лет ценностно-смыслового восприятия произведений художественной литературы.
Гипотеза исследования: развитие у детей 6-7 лет ценностно-смыслового восприятия произведений художественной литературы будет наиболее эффективным, если:
• осуществлён отбор художественных произведений в соответствии с критериями: идейная направленность детской книги; высокое художественное мастерство, литературная ценность; доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей; сюжетная занимательность, простота и ясность композиции.
• организовано повышение компетентности воспитателей в применении алгоритма работы с текстом произведения, который направлен на развития у детей 6-7 лет ценностно-смыслового восприятия произведений художественной литературы;
• разработан и реализован алгоритм работы с текстом произведения, который направлен на развития у детей 6-7 лет ценностно-смыслового восприятия произведений художественной литературы.
В соответствие с целью и гипотезой поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень развития у детей 6-7 лет ценностно-смыслового восприятия произведений художественной литературы .
3. Разработать и экспериментально апробировать содержание работы с текстом произведения как средства развития у детей 6-7 лет ценностно-смыслового восприятия произведений художественной литературы.
4. Выявить динамику уровня развития у детей 6-7 лет ценностно-смыслового восприятия произведений художественной литературы.
Теоретическую основу исследования составляют:
• положения исследований о ценностно-смысловом восприятии произведений в воспитании детей (А.В. Бакушинский, Л.В. Ершова, Р.А. Мирошкина, Е.П. Носова, В.А. Сухомлинский, О.И. Никифорова);
• психологические исследования в области развития у детей 6-7 лет ценностно-смыслового восприятия произведений художественной литературы (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин);
• психолого-педагогические исследования специфики работы с текстом произведений (В.А. Артемов, О.И. Никифорова, Л.М. Гурович, И.А. Зимняя);
• использование моделей (моделирования) при обучении пересказу (В.В. Андросова, И. Базик).
Методы исследования: теоретические (по исследуемой проблеме анализ психолого-педагогической литературы; систематизация, обобщение (анализ полученных данных); эмпирические (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Новизна исследования: состоит в том, что определена возможность использования алгоритма работы с текстом произведения как средства развития у детей 6-7 лет ценностно-смыслового восприятия произведений художественной литературы.
Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании возможностей алгоритма работы с текстом произведения как средства развития у детей 6-7 лет ценностно-смыслового восприятия произведений художественной литературы.
Практическая значимость данной работы определяется возможностью использования алгоритма работы с текстом произведения как средства развития у детей 6-7 лет ценностно-смыслового восприятия произведений художественной литературы.
База исследования: МБУ детский сад №100 «Островок» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 28 детей 6-7 лет.
Структура бакалаврской работы представлена введением, 2 главами, заключением, списком используемой литературы (37 источников), 4 приложениями. Работа иллюстрирована 9 таблицами, 7 рисунками.
Проведённое исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
Результаты теоретического анализа дают основание утверждать, что проблема развития у детей старшего дошкольного возраста ценностно- смыслового восприятия произведений художественной литературы посредством алгоритма работы с текстом произведения является актуальной в настоящее время.
Исследования Н.А Курочкина, Р.А. Мирошкина, Д.Б. Эльконина подтверждает, важность развития ценностно-смыслового восприятия произведений художественной литературы у детей 6-7 лет.
В соответствии с целью исследования и гипотезой был проведен констатирующий эксперимент, целью которого было выявление уровня развития у детей 6-7 лет ценностно-смыслового восприятия произведений художественной литературы. В ходе констатирующего эксперимента были определены критерии и диагностические задания.
Выявление уровня развития у детей 6-7 лет ценностно-смыслового восприятия произведений художественной литературы показало, что преобладают дети с низким (57%) уровнем. Результаты констатирующего эксперимента доказали необходимость осуществления работы по развитию у детей 6-7 лет ценностно-смыслового восприятия произведений художественной литературы посредством алгоритма работы с текстом произведения.
Были апробированы педагогические условия по развитию у детей 6-7 лет ценностно-смыслового восприятия произведений художественной литературы посредством алгоритма работы с текстом произведения.
Программа формирующего эксперимента реализовывалась в три этапа:
1) осуществлён отбор художественных произведений в соответствии с критериями: идейная направленность детской книги; высокое художественное мастерство, литературная ценность; доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей; сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;
2) организовано повышение компетентности воспитателей в применении алгоритма работы с текстом произведения, который направлен на развития у детей 6-7 лет ценностно-смыслового восприятия произведений художественной литературы;
3) разработан и реализован алгоритм работы с текстом произведения, который направлен на развития у детей 6-7 лет ценностно-смыслового восприятия произведений художественной литературы.
Проведенная опытно-экспериментальная работа доказала свою эффективность и продемонстрировала положительную динамику развития у детей 6-7 лет ценностно-смыслового восприятия произведений художественной литературы. Результаты контрольного среза показали, что после проведения формирующего эксперимента высокий уровень повысился на 29% и составляет 6 человек (43%), со средним уровнем увеличилось на 14% и составляет 6 человек (43%). Низкий уровень снизился не 43% и составляет 2 человека (14%).
Полученные результаты позволяют утверждать, что после проведения формирующего эксперимента уровень развития у детей 6-7 лет ценностно-смыслового восприятия произведений художественной литературы возрос и качественно изменился. Цель работы достигнута и задачи решены.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» - Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2013/10/03/fgos- doshkolnogo-obrazovaniya-poslednyaya-redaktsiya.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - С. 352-400.
3. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М. : Академия, 2004. - 159 с.
4. Боголюбская, М.К. Шевченко, В.В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду [Текст] / М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко. - М. : Просвещение, 2005. - 148 с.
5. Большева, Т.В. Учимся по сказке [Текст] / Т.В. Большева. - Спб. : Питер, 2001. - 192 с.
6. Бородич, А.М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология» [Текст] / А.М. Бородич - М.: Просвещение, 2014. - 255 с.
7. Бухвостова, С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / С.С. Бухвостова. - Курск : Академия Холдинг, 2006. - 178 с.
8. Венгер, Л.А. Психология [Текст] / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М. : Просвещение, 2006. - 328 с.
9. Выготский, Л.С. Психология искусства [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Просвещение, 1989 - 315 с.
10. Гербова, В.В. Приобщение детей к художественной литературе [Текст] / В.В. Гербова. - Программа и методические рекомендации - М. : Мозаика - Синтез, 2012. - 72 с.
11. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада [Текст] / В.В. Гербова.- М. : Просвещение, 2015. - 175 с.
12. Гурович, Л. Ребенок и книга [Текст] / Л. Гурович. - Спб. : Питер, 2014. - 310 с.
13. Детская психология [Текст] / Я.Л. Коломинский [и др.] / Под ред. Я.Л. Коломинского. - Мн. : Университетское, 2005. - 399 с.
14. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст] / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. - Спб. : Акцидент, 2006. - 205 с.
15. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста [Тест] / Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. - М. : ГНОМ и Д, 2001. - 144 с.
...