Аннотация 4
Введение 6
1 Теоретические основы формирования налоговых доходов федерального бюджета 9
1.1 Организационные принципы формирования федерального бюджета 9
1.2 Классификация налоговых доходов федерального бюджета 15
2 Анализ и оценка налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации 28
2.1 Анализ состава и структуры доходов федерального бюджета Российской Федерации 28
2.2 Анализ налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации 34
3 Совершенствование механизма формирования налоговых доходов федерального бюджета 45
3.1 Проблемы формирования налоговых доходов федерального бюджета 45
3.2 Налоговая политика как инструмент повышения налоговых доходов федерального бюджета 46
Заключение 53
Список использованных источников 55
Приложение 59
В современной экономике Российской Федерации можно выделить множество проблем, касающихся формирования федерального бюджета Российской Федерации и его субъектов, а также осуществления бюджетного планирования и прогнозирования. Среди них особое место занимает проблема формирования налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации, поиск путей их увеличения.
Актуальность указанной проблемы определяется следующими обстоятельствами.
Во-первых, в современных условиях результативность и положительный эффект экономических преобразований во многом определяется грамотным планированием в сфере налогообложения, умением и реальной способностью государственных органов власти четко реагировать на различные изменения макроэкономических показателей и спрогнозировать их дальнейшее развитие.
Во-вторых, в настоящее время налоговые доходы выступают доминирующим источником формирования федерального бюджета Российской Федерации, и как следствие, основой социально-экономического развития, как в целом Российской Федерации, так и отдельных субъектов, входящих в ее состав.
В-третьих, налоговые поступления, являясь главным элементом доходной части федерального бюджета Российской Федерации, обеспечивают финансирование основного объема его расходов.
Степенью изученности проблемы среди зарубежных авторов, заложивших фундамент науки о бюджете, налогах, следует отметить А. Смита, А. Маршалла, Д. Рикардо, Д. Милля, Ж. Сэя, а также представителей более поздних школ: К. Рау, П. Косса, Р. Штурм, Ф. Нитти и других.
Среди отечественных авторов можно выделить А.М. Лаврова, Г.Б. Поляка, Е.Б. Дуплинскую, И.В. Карпухина, И.М. Кулишер, И.С. Большусину, М.И. Боголепова, Н.М. Бурханову, и других, занимающихся вопросами бюджета, бюджетной системы и доходов бюджета.
Изучением вопросов прогнозирования и планирования налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации занимаются такие учёные, как М.В. Романовский, Ю.М. Лермонтов, Н.А. Истомина, Р.А. Саакян, С.В. Барулин, Г.Б. Поляк.
Несмотря на научные исследования, проведенные в данной области знаний, нерешенными остаются еще много вопросов касающихся применяемых методик налогового планирования и прогнозирования, отсутствия единой модели расчета налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации.
Целью бакалаврской работы является исследование формирования налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
• рассмотреть экономическую значимость и законодательные основы формирования налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации;
• проанализировать и оценить формирование налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации;
• сформулировать предложения по мобилизации налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации.
Объектом исследования выступают налоговые доходы федерального бюджета Российской Федерации.
Предметом исследования является механизм формирования налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели и решения поставленных задач, в выпускной квалификационной работе использованы следующие методы исследования: метод статистической обработки данных, метод сравнения, методы анализа и синтеза, мониторинг.
Теоретической базой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых в области государственных финансов, формирования налоговых доходов бюджетов, а также публикации в периодических изданиях и материалы, размещенные в сети Интернет.
Нормативной базой исследования послужили Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации, федеральные законы Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации и нормативно - правовые акты, регламентирующие организацию бюджетных и налоговых отношений.
В первой главе рассматриваются вопросы понятия налоговых доходов федерального бюджета, их сущность, признаки и структура.
Во второй главе проводиться анализ и оценка налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации.
В третьей главе рассматриваются основные направления решения проблем по мобилизации налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации.
В заключение работы подведены итоги исследования.
Таким образом, обобщив результаты проведенного исследования можно сделать вывод о том, что для повышения собираемости налоговых доходов необходимо проводить последовательные преобразования.
В первой главе работы содержится анализ теоретических основ изучения доходов бюджета.
Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в результате распределения и перераспределения национального дохода с целью создания финансовой основы деятельности и обеспечения расходных обязательств государства.
В качестве налоговых доходов бюджета рассматриваются доходы от федеральных, региональных, местных налогов и сборов, а также налогов собираемых с предприятий, применяющих специальные режимы налогообложения.
Формирование налоговых доходов осуществляется в соответствии с бюджетным кодексом РФ.
В сложившейся экономической ситуации (девальвация рубля, санкции в отношении некоторых российских компаний, мировая конъюнктура цен на нефть, инфляционные риски, в совокупности с неблагоприятной внешней обстановкой) сохраняется экономическая неопределенность. В частности, не исключается возможность возобновления ослабления курса рубля в случае более низких цен на нефть в связи, с чем возможны риски, наступление которых негативно влияет на формирование налоговых доходов в бюджетной системе Российской Федерации.
Первоочередными мерами по мобилизации налоговых поступлений в бюджетной системе Российской Федерации должны стать:
1. Формирование механизмов, которые будут способствовать тому, что регионы и муниципальные образования начнут увеличивать свой налоговый потенциал. Вместе с тем необходимо пересмотреть положение, при котором наращивание потенциала регионом влечет за собой снижение межбюджетных трансфертов из бюджета.
2. Закрепление за регионом тех или иных налоговых доходов.
3. Устранить льготы по региональным и местным налогом, поступающим в федеральный бюджет. Необходимо исключить практику предоставления льгот на федеральном уровне.
Проведение намеченных мероприятий позволит повысить собираемость налоговых доходов бюджета, что положительно скажется на функционировании всей финансовой системы страны.
Таким образом, предложенные мероприятия будут способствовать повышению качества и количества собираемых налоговых доходов, что положительным образом скажется на стабильности финансовой системы России и в целом экономической ситуации в стране.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 года) (ред. от 21.07.2014 года)
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 года № 51-ФЗ (ред. от 21.03.2017 года)
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 года № 117-ФЗ (ред. от 03.04.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу от 04.05.2017)
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.03.2017)
5. Федеральный закон от 19.12.2016 № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»
6. Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления: Университетский учебник /: Омега-Л., 2014. - 301 с.
7. Басова, Н.В. Соотношение налоговых и неналоговых поступлений в РФ в условиях дефицита Федерального бюджета / Басова Н.В., Татаренко А.М. // Молодой ученый, 2016. - № 27.-Ч.4.- С. 348-351
8. Выступление В.В.Путина на совместной коллегии Минфина и Минэкономразвития РФ [http://premier.gov.ru/events/news/10586]. Дата обращения: 10.04.2017
9. Грязнова, А.Г. Финансы: учебник / А.Г. Грязнова, Е.В. Маркина, M.JI. Седова и др.; под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. - Инфра-М, 2014. - 576 с.
10. Дуброва, М.А. Государственные программы как инструмент управления общественными финансами // Финансовая жизнь , 2016. - № 3.-С. 72-81
11. Дементьев, Д.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник/ Д.В.Дементьев.— М. : КНОРУС, 2016. — 332 с.
12. Козельская, И.Н., Козельский А.В. Развитие механизма государственного управления российской экономикой // Наука и общество. - 2014. - № 4. - С. 8-13.
13. Каранина, Е.В., Рязанова О.А. К 21 Бюджетная система России и регионов: учебное пособие для студентов, бакалавров, магистрантов экономических и управленческих направлений подготовки и специальностей всех форм обучения и для широкой аудитории. - Киров: ФГБОУ ВО «ВятГУ», 2015. - 215 с
14. Лыкова, Л.Н. Налоговая политика России в условиях кризиса // Журнал Новой экономической ассоциации, 2016. - № 1.-С. 186-192
15. Малис, Н.И. Налоговая система Республики Крым адаптируется к российским условиям / Малис Н.И., Кивико И.Г. // Экономика. Налоги. Право, 2016. - № 4.-С. 143-149.
...