Введение
1Критический анализ системы электроснабжения автомобиля
1.1Система автомобильного электроснабжения
1.2Аккумуляторная батарея
1.3Генераторная установка
1.3.1Выпрямительные блоки
1.3.2Регулятор напряжения
1.4Управление системой
1.4.1Микропроцессорные системы автомобиля
1.4.2КСУД
1.4.2.1Память контроллера
1.4.3Обмен данными в микропроцессорной системе управления
1.4.3.1CAN шина
1.4.3.2LIN шина
2Стратегия управлением уровнем напряжения генератора на борту автомобиля с помощью датчика тока
2.1Анализ датчика тока
2.1.1Конструкция датчика тока
2.1.2Измерения датчика тока
2.1.3Обмен данными между датчиком и КСУД
2.1.4Преимущества в использовании датчика тока
2.1.4.1Защита стартера от режима «короткого замыкания»
2.1.5Недостатки использования датчика тока
2.1.6Экономическая составляющая
2.1.7Наблюдение в реальном времени
2.2Анализ стратегии управления напряжением заряда АкБ Renault
2.2.1Определение «нормального уровня» заряда аккумулятора
2.2.2Стратегии управления напряжением заряда АкБ фирмой Renault
2.3Алгоритм системы поддержания уровня напряжения бортовой сети на
Audi A-3
2.3.1Управление нагрузкой
2.3.2Определение состояния нагрузки
2.3.3Мероприятия по регулированию нагрузки
2.3.4Отключение потребителей системы комфорта
3Предлагаемая стратегия управления напряжением заряда АкБ для автомобилей ВАЗ при различной температуре аккумуляторной батареи в зависимости от SOC
3.1Стратегия управления генераторной установкой
3.1.1Функция рекуперации при торможении автомобиля
3.1.2Режим «Kick down»
3.1.3Условия для применения дополнительных режимов генераторной установки
3.1.4Управления генераторной установкой
3.1.5Дополнительные функции LIN регулятора
3.2Алгоритм системы поддержания уровня напряжения бортовой сети для
автомобилей AVTOVAZ
3.2.1Описание алгоритма регулирования напряжения
Заключение
Список используемой литературы
Автомобиль всегда служил для быстрого перемещения людей и грузов по разным типам местности и дорогам. Автомобильный транспорт играет важную роль во всех сферах жизни страны. Работу любого государственного учреждения, промышленного предприятия, строительной организации, воинской части невозможно представить без участия автомобильного транспорта. На этот транспорт приходится большое количество пассажирских и грузовых перевозок. Широко войдя в жизнь трудящихся нашей страны, автомобиль стал средством отдыха, передвижения и туризма. Стало невозможно представить жизнь без легкового автомобиля в семье.
Развитие современного автомобилестроения невозможно представить без использования электроники. Качество автомобиля в целом определяется степенью насыщенности автомобильной техники электронными системами управления и приборами и с каждым годом возрастает.
Одним из наиболее активно развивающихся секторов мирового рынка электронных компонентов, в который выгодно инвестировать, является автоэлектроника. Электронные компоненты различной степени интеграции имеют устойчивый рост потребления автомобильной промышленностью. При этом влияние неблагоприятных экономических факторов на этот рост слабо сказывается.
С увеличением насыщенности электроникой в автомобиле возникает множество сложных проблем с внедрением автомобильной электроники в систему электроснабжения автомобиля, таких как: отсутствие электроэнергии удовлетворительного качества в бортовой сети автомобиля, повышенная мощность из-за к увеличению насыщенности электроникой в автомобиле и т.д.
Пульсации, импульсы и переходные отклонения напряжения - основные параметры качества, влияющие на надежность электроники в автомобиле. Система зажигания, приемники энергии и генераторная установка являются основными источниками данных о параметрах транспортных средств. Пульсации, импульсы и переходные отклонения, проходящие через бортовую сеть, обладают способностью отрицательно влиять на работу радиоэлектронных средств и электронных устройств, которые расположены на шасси автомобиля и входят в состав электрооборудования автомобиля.
Генераторная установка всегда была важнейшим элементом системы электроснабжения автомобиля. Однако по мере того, как менялись требования и увеличивался спрос на электроэнергию, менялись и генераторы. В современных автомобилях все больше электрооборудования нуждается в питании от генератора. Это, очевидно, увеличивает требования к выходной мощности. При этом необходимо учитывать ограничения, связанные со снижением удельного веса этого компонента и соблюдением все более жестких экологических норм.
Согласно статистике дорожно-транспортных происшествий ADAC, 40% всех неисправностей транспортных средств вызваны электрической системой автомобиля. Эти дефекты примерно в 60% случаев приводят к повреждению аккумуляторной батареи (АКБ). Косвенное следствие простое, ожидание помощи, опоздание. Стартерная батарея стареет естественным образом. Водители обычно не знают о состоянии своего аккумулятора. Его замена осуществляется только тогда, когда аккумулятор отказывается служить или непосредственно перед этим. По данным немецкого автомобильного клуба ADAC, неисправный или разряженный аккумулятор является наиболее частой причиной неисправностей. Статистика сбоев улучшилась почти во всех остальных деталях. По данным того же клуба ADAC
Основная причина поломок автомобилей — проблемы с аккумулятором: в 2019 году почти каждая третья поломка автомобиля была связана с неисправным или севшим аккумулятором. Практика показывает, что наибольший срок службы стартерных аккумуляторов в эксплуатации достигается при поддержании степени заряженности в пределах 75-95%. Для продления срока службы аккумуляторной батареи и снижения отказов в гарантийный период необходимо оптимизировать уровень напряжения бортовой сети в соответствии с текущими потребностями аккумуляторной батареи.
На основании этого была определена проблема исследования - поиск эффективного решения увеличения характеристик и повышения надежности системы электроснабжения автомобиля.
Цель исследования: разработка устройств и программных средств, повышающих надежность и качество работы системы энергоснабжения автоматизированных систем современного автомобиля
Для достижения указанной цели были поставлены задачи, включающие:
1.Критический анализ системы электроснабжения, контроля и управления автоматизированных систем современного автомобиля.
2.Теоретическое и экспериментальное исследование комплексного решения для системы электроснабжения, контроля и управления основных автоматизированных систем современного автомобиля.
3.Разработка комплексного решения для системы электроснабжения, контроля и управления основных автоматизированных систем современного автомобиля, формулировка выводов и рекомендаций.
Новизна работы заключается в разработке уникальной стратегии управлением уровнем напряжения генератора на борту автомобиля с помощью датчика тока
Практическая значимость: предложена стратегия управления генератором, имеющая относительно низкую стоимость, увеличивающая срок службы аккумуляторной батареи и защищающая стартер от короткого замыкания, а также улучшает динамику автомобиля относительно за низкую стоимость.
Объект исследования: процессы энергоснабжения, контроля и регулирования параметров и характеристик автоматизированных систем современного автомобиля
Предмет исследования является современный легковой отечественный автомобиль LADA Vesta.
В заключение проделанной работе были достигнуты следующие результаты:
-было проанализировано и смоделировано общее состояние всей системы электроснабжения автомобиля, в которой погрешность настройки порядка десятых долей вольта существующих регуляторов напряжения не обеспечивает максимального срока службы аккумуляторной батареи и готовности ее к пуску. И поставлены проблемы, которые требуется решить для получения повышенных ее эксплуатационных характеристик;
-проанализирован датчик контроля тока аккумуляторной батареи, который позволяет за относительно не дорогую плату и простоту интегрирования в систему электроснабжения автомобиля с помощью подключения по шине LIN к контроллеру BSM, мы получаем огромный ряд преимуществ и позволяет решить первую проблему системы электроснабжения автомобиля;
-произведен анализ стратегии управления напряжения Energy Smart Management от компании РЕНО, позволяющая эффективно управлять генераторной установкой и получить повышенные эксплуатационных характеристик системы электроснабжения и снижение эмиссии СО2;
-разработана оригинальная стратегия управления напряжением автомобилей AVTOVAZ, позволяющая увеличить эксплуатационных характеристик системы электроснабжения и снижение эмиссии СО2. А также был разработан оригинальный алгоритм управления системой электроснабжения автомобиля, позволяющий использовать стратегию управления напряжением автомобиля;
Магистерская диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения и списка используемых источников. Работа изложена на 71 странице основного текста, содержит 35 рисунков, 1 таблицу. Список используемых источников включает 32 наименований.