Аннотация 5
ВВЕДЕНИЕ 7
1 СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА
1.1 Описание изделия и возникающих дефектов 9
1.2 Анализ материала изделия 12
1.3 Базовая технология ремонтной сварки 14
1.4 Анализ возможных способов ремонтной сварки 20
1.5 Формулировка задач проекта 27
2 ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РЕМОНТНОЙ СВАРКИ
2.1. Подготовительная операция 28
2.2 Способ сварки 30
2.3 Сварочные материалы 33
2.4 Сварочное оборудование 36
2.5 Контрольная операция 41
3 БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭКОЛОГИЧНОСТЬ ПРОЕКТА
3.1 Технологическая характеристика объекта 43
3.2 Идентификация персональных рисков 44
3.3 Методы и средства снижения профессиональных рисков 45
3.4 Обеспечение пожарной безопасности 47
3.5 Обеспечение экологической безопасности технологического объекта 48
3.6 Заключение по разделу 49
4 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАБОТЫ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО РАБОТЕ 62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63
Алюминиевые сплавы широко применяются в машиностроении и в настоящее время заняли второе место после конструкционных сталей, при этом область применения алюминиевых сплавов продолжает расширяться. Сплавы на основе алюминия относительно доступны и обладают уникальными свойствами: малой плотностью, сравнительно высокой прочностью, высокой коррозионной стойкостью, благодаря которым они и получили применение в космической технике, судостроении, автомобилестроении, химической промышленности [1,2,3].
При изготовлении и ремонте конструкций из сплавов алюминия основным технологическим процессом является сварка, она встречает существенные трудности, которые в настоящий момент не преодолены [4,5,6]. Эти трудности связанны с особенностями химических, технологических и физических свойств алюминиевых сплавов: высокой теплопроводностью, большим коэффициентом линейного расширения, наличием на поверхности тугоплавкой окисной пленки, склонностью к образованию пор, опасностью возникновения кристаллизационных и холодных трещин. Из-за этого сварные соединения из алюминиевых сплавов часто уступают по прочности основному металлу: коэффициент прочность сварного соединения не превышает 0,6...0,7) [1,2]. Поэтому необходима разработка новых эффективных способов сварки алюминиевых сплавов, а также совершенствование существующих способов сварки.
Чтобы получить качественное сварное соединение алюминиевых сплавов, необходимо обеспечить концентрированный нагрев в зоне сварки, разрушить окисную пленку на поверхности деталей и предупредить повторное её образование. Из множества существующих сейчас способов сварки сплавов алюминия большей мере этому соответствуют сварка в аргоне переменным током неплавящимся электродом и электроннолучевая сварка. Качество получаемых этими способами сварных соединений оказывается более высоким по сравнению с другими способами сварки [2,6,7].
Сварка в инертных газах обладает большой оперативностью, универсальностью и простой реализации, поэтому получила широкое применение для алюминиевых сплавов, она позволяет предъявлять к сварным соединениям повышенные требования по прочности. В тоже время этот метод имеет некоторые недостатки: низкую проплавляющую способность дуги и высокую опасность получения вольфрамовых включений в металле шва, которая возникает вследствие существенной тепловой нагрузки на неплавящийся вольфрамовый электрод [8,9].
Исследования в области сварки алюминиевых сплавов проводятся в институте электросварки им. Е.О. Патона НАН Украины (И. В. Довбищенко, Н. М. Воропай, А. Я. Ищенко, В. А. Мишенков, А. Г. Покляцкий, Д. М. Рабкин, А. Г. Чаюн, М. Р. Яворская,), Тольяттинском государственном университете (В. И. Столбов, В. П. Сидоров, Г. М. Короткова, В. В. Ельцов), Волгоградском государственном техническом университете (В. А. Косович, И. Е. Лапин, А. В. Савинов), а также в Японии (Ikkai Toshikage, Syogi Moritaka, Ishimaru Kazuguki, Onuma Akira,) и в США (S. Barhorst, М. Tomsic, S. Kyselica,).
Цель выпускной работы - повышение качества и снижение себестоимости ремонтной сварки деталей автомобиля из алюминиевых сплавов на примере головки цилиндра автомобиля КАМАЗ.
В работе была поставлена цель - повышение качества и снижение себестоимости ремонтной сварки деталей автомобиля из алюминиевых сплавов на примере головки цилиндра автомобиля КАМАЗ.
В результате анализа состояния вопроса были сформулированы следующие задачи:
1) Разработка технологии восстановления детали трехфазной дугой;
2) Выбор оборудования и расчет режимов для реализации предлагаемой технологии;
3) обеспечение безопасности и экологичности проекта;
4) расчёт экономической эффективности по предлагаемой технологии.
Предложенная технология ремонтной сварки с применением трёхфазной дуги позволяет снизить трудоёмкость на 15,38%, снизить технологическую себестоимость на 16,2 %.
На основании вышеизложенного поставленная цель может считаться достигнутой.
1. Гуревич, С. М. Справочник по сварке цветных металлов / С. М. Гуревич. - Киев : Изд-во «Наукова думка», 1981. - 608с.
2. Рабкин, Д. М. Сварка алюминия и его сплавов / Д. М. Рабкин, В. Г. Игнатьев, И. В. Довбищенко. - Киев: Изд-во "Наукова думка", 1983. - 80 с.
3. Технология электрической сварки металлов и сплавов плавлением. Под ред. Б. Е. Патона. - М.: Изд-во "Машиностроение", 1974. - 768 с.
4. Ситявин, Ю. И. Структура и свойства сварных швов алюминиевых сплавов в зависимости от некоторых факторов технологии сварки / Ю. И. Ситявин, Ю. С. Терминасов, Г. Л. Зубриенко // Сварочное производство. - 1979. - №8. - С. 28-29.
5. Юсуфова, З. А. О механизме разрушения окисных плён в стыке при аргонодуговой сварке алюминиевых сплавов / З. А. Юсуфова // Сварочное производство. - 1979. - № 10. - С. 25-26.
6. Ищенко, А. Я. Аргоно-дуговая сварка алюминиевых сплавов АМг5 и 01381 на постоянном, переменном и асимметричном токе / А. Я. Ищенко, B. А. Мишенков, А. Г. Чаюн //Автоматическая сварка. - 1978. - № 11. - C. 46-48.
7. Современные способы дуговой сварки алюминиевых сплавов (Обзор) // Автоматическая сварка. 1994. - № 5-6. - С. 35-37.
8. Бродский, А. Я. Аргонодуговая сварка вольфрамовым электродом / А. Я. Бродский. - М. : Изд-во "Машгиз", 1956. - 395с.
9. Лапин, И. Е. Неплавящиеся электроды для дуговой сварки / И. Е. Лапин, В. А. Косович. - Волгоград: ВолгГТУ, 2001. - 190 с.
10. Сварка и резка материалов: Учеб. пособие / М. Д. Банов, Ю. В. Казаков, М. Г. Козулин [и др.]; под ред. Ю.В. Казакова. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
11. Технология и оборудование сварки плавлением и термической резки: Учебник для вузов. - 2-е изд. испр. и доп. / А. И. Акулов, В. П. Алехин, С. И. Ермаков [и др.]; под ред. А. И. Акулова. - М.: Машиностроение, 2003. - 560 с.
12. Сайт производителя сварочных электродов. Режим доступа: http: //www. spetselectrode. ru
13. Зайцев, О.И. Прогнозирование параметров режима при импульсно-дуговой сварке алюминиевых сплавов : дис. ... канд. Техн. Наук : 05.03.06 / О. И. Зайцев ; Тульский государственный университет. - Тула, 2003.
14. .Лебедев, В. А. Некоторые особенности дуговой механизированной сварки алюминия с управляемой импульсной подачей электродной проволоки / В. А. Лебедев // Сварочное производство. - 2007. - № 11. - С. 26-30.
15. Дживага, И. И. Электродуговая сварка цветных металлов и сплавов / И. И. Дживага - Л.: Судпромгиз, 1961. - 139 с.
...