ВЗАИМОСВЯЗЬ АДАПТИВНОСТИ И НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ НА ПРИМЕРЕ ВОСПИТАННИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 15-17 ЛЕТ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретическое изучение взаимосвязи адаптивности и особенностей временной перспективы личности воспитанников интернатных учреждений 8
1.1 Временная перспектива в отечественных и зарубежных
исследованиях 8
1.2 Проблема адаптации личности в отечественной и зарубежной
психологии, а также на современном этапе развития науки 20
1.3 Особенности временной перспективы и социальной адаптации детей
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 27
1.4 Целенаправленное формирование временной перспективы как
предпосылка успешной социально-психологической адаптации личности 33
Выводы по первой главе 35
Глава 2. Эмпирическое исследование адаптивности личности воспитанника учреждения интернатного типа в ее связи с особенностями временной перспективы 38
2.1 Организация и условия исследования 38
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования взаимосвязи
адаптивности личности и некоторых характеристик временной перспективы 41
2.3 Рекомендации по работе с временной перспективой воспитанников
интернатных учреждений 67
Выводы по второй главе 75
Заключение 78
Список используемой литературы 81
Приложения 88
Глава 1. Теоретическое изучение взаимосвязи адаптивности и особенностей временной перспективы личности воспитанников интернатных учреждений 8
1.1 Временная перспектива в отечественных и зарубежных
исследованиях 8
1.2 Проблема адаптации личности в отечественной и зарубежной
психологии, а также на современном этапе развития науки 20
1.3 Особенности временной перспективы и социальной адаптации детей
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 27
1.4 Целенаправленное формирование временной перспективы как
предпосылка успешной социально-психологической адаптации личности 33
Выводы по первой главе 35
Глава 2. Эмпирическое исследование адаптивности личности воспитанника учреждения интернатного типа в ее связи с особенностями временной перспективы 38
2.1 Организация и условия исследования 38
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования взаимосвязи
адаптивности личности и некоторых характеристик временной перспективы 41
2.3 Рекомендации по работе с временной перспективой воспитанников
интернатных учреждений 67
Выводы по второй главе 75
Заключение 78
Список используемой литературы 81
Приложения 88
Актуальность исследования. Проблема адаптации и социализации воспитанников интернатных учреждений всегда была одной из важнейших для изучения в психологии сирот. При выходе из учреждения, где воспитанник находился какую-то часть своей жизни, социальная ситуация меняется коренным образом. Помимо того, что юноше или девушке нужно адаптироваться к новой жизни, которая ждет после выпуска, общество устроено так, что условия и ситуации регулярно меняются и требуют от любого человека новых возможностей и средств для успешной адаптации.
Успешное сопровождение выпускника социального учреждения можно организовать, учитывая взаимовлияние личностных и социальных факторов, которые могут помочь ему адаптироваться в обществе.
Конец подросткового периода - начало ранней юности считается началом формирования временной перспективы, так как в этом возрасте основной становится направленность личности в будущее. А показателем овладения своим внутренним миром является жизненный план личности, система приспособления к окружающей действительности. В связи с этим актуальным представляется рассмотрение временной перспективы личности как одного из факторов социально-психологической адаптации.
В условиях современного быстроразвивающегося общества важное место занимает самоопределение личности во времени. Временная перспектива отражает отношение личности не только к своему будущему, но и прошлому, а также настоящему. Особенности восприятия прошлого и настоящего влияют на построение планов на будущее, а отношение к будущему влияет на поведение в настоящем. Параметры временной перспективы подвержены влиянию социальной ситуации жизни каждого конкретного субъекта. Временная перспектива считается важным личностным конструктом, отражающим ряд динамических параметров личности, таких как протяженность, направленность, согласованность, эмоциональный фон. Временная перспектива представляется как личностная организация времени жизни и деятельности конкретного человека.
Говоря о социально-психологической адаптации, мы предполагаем, рассматривать адаптивность как проявление субъектом потенциальных возможностей в соотнесении с теми социальными воздействиями, которые испытывает человек в данный конкретный момент. Особенности адаптации необходимо рассматривать в прошлом и настоящем для прогнозирования возможного потенциала адаптации в будущем. Это становится возможным, так как в личности сохраняются психологические ресурсы, однажды позволившие адаптироваться к сложившимся обстоятельствам. Адаптивность личности обязательно соотносится с процессами развития личности как субъекта жизнедеятельности. А также исследователи считают, что готовность к адаптации связана с представлениями человека о себе как источнике дальнейших преобразований и изменений.
Одним из важнейших компонентов субъективной картины жизненного пути является представление личности о причинно-следственных связях между происшедшим, происходящим и ожидаемым. Отражаясь в сознании, все эти связи формируют временную перспективу личности. Субъективная картина жизненного пути является одним из важнейших факторов психологической регуляции, что становится основой адаптации личности к изменяющимся условиям и жизни в обществе. Формирование жизненного пути основным образом происходит посредством представлений личности о будущем, в нем отражаются цели, планы, надежды и стремления каждой конкретной личности. Наличие осознанной и четкой жизненной перспективы формирует у него потребность в творчестве, рождает оптимистичное мировосприятие, в чем мы усматриваем предпосылки успешной социализации и возможности адаптации к различным условиям.
В связи с вышесказанным, нам представляется целесообразным рассматривать адаптационные способности личности в соотнесении с особенностями ее временной перспективы.
Цель исследования заключается в выявлении значимых взаимосвязей между некоторыми особенностями временной перспективы и уровнем адаптивности воспитанников интернатных учреждений для последующей работы по повышению адаптационного потенциала детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Объект исследования: адаптивность подростков и юношей (15-17лет), воспитывающихся в интернатных учреждениях.
Предмет исследования: взаимосвязь особенностей временной перспективы и адаптивности подростков и юношей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в интернатных учреждениях.
Гипотеза: между особенностями временной перспективы личности у детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, и уровнем их адаптационных способностей существует прямая взаимосвязь:
- чем больше личность ориентирована на будущее, тем выше ее адаптационный потенциал;
- чем более негативно воспринимается прошлое, тем ниже потенциал адаптации.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ современного состояния проблемы временной перспективы личности и адаптационного потенциала, изучить исследования, в которых изучался аспект взаимодействия этих двух переменных.
2. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи адаптивности и некоторых характеристик временной перспективы на примере воспитанников интернатных учреждений (15-17 лет).
3. Выяснить, какие особенности восприятия времени могут влиять на способности личности к адаптации.
4. Найти возможные способы повышения уровня адаптационных способностей воспитанников интернатных учреждений (15-17 лет) через работу с временной перспективой личности.
Теоретико-методологической базой исследования стали принципы деятельностной (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) и культурно-исторической концепций в психологии (Л.С. Выготский). А также работы по изучению временной перспективы личности Ф. Зимбардо, А.А. Абульхановой- Славской, А.А. Кроника и Е.И. Головахи. В контексте изучения адаптивных способностей и адаптации мы опирались на труды А.Г. Маклакова, А.А. Налчаджян. Основу для изучения особенностей детей сирот составили работы В.С. Мухиной, А.В. Петровского, М.Ю. Кондратьева, Р.Д. Мухамедрахимова.
Методы исследования. В эмпирической части исследования применялись стандартизированные опросники для изучения особенностей временной перспективы, а именно: 1) опросник для изучения временной перспективы Ф. Зимбардо в адаптации А. Сырцовой, 2) семантический дифференциал времени, 3) шкала безнадежности А. Бека. Для изучения адаптивности личности был выбран многоуровневый личностный опросник «Адаптивность», А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина. Для статистической обработки результатов использовался двусторонний критерий Пирсона, обработка была произведена в программе SPSS 22 forWindows.
Теоретическая значимость. Результаты данного исследования позволяют выявить основные взаимосвязи особенностей временной перспективы и адаптивности личности на примере воспитанников интернатных учреждений. Мы можем предположить, что такая взаимосвязь может существовать не только в данной конкретной выборке, что является основой предположения о том, что особенности временной перспективы могут быть еще одним фактором формирования адаптивности личности.
Практическая значимость. Если действительно существует взаимосвязь особенностей временной перспективы и адаптивности, то есть возможность влиять на уровень развития адаптационных способностей личности посредством целенаправленного формирования или корректировки временной перспективы личности. Мы предполагаем, что формируя определенное отношение к психологическому времени личности, можно влиять на степень ее готовности к адаптации в новых условиях.
База исследования. Данное исследование было проведено на базе центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г.о. Тольятти. Апробация некоторых рекомендаций, представленных в практической части была проведена на базе региональной общественной организации Самарской области «Свой дом». В исследовании приняли участие 36 воспитанников интернатных учреждений в возрасте 15-17 лет, социальные сироты. Выборка усреднена по периоду нахождения ребят в учреждении, на момент проведения исследования все из них остались без попечения родителей 8-10 лет назад.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов по каждой из них, заключения и списка литературы. Общий объем основного текста составляет 80 страниц, работа содержит 3 рисунка и 5 таблиц в основном тексте, а также 4 приложения в виде таблиц полученных данных. Список литературы содержит 75 источников, 5 из которых на иностранном языке.
Успешное сопровождение выпускника социального учреждения можно организовать, учитывая взаимовлияние личностных и социальных факторов, которые могут помочь ему адаптироваться в обществе.
Конец подросткового периода - начало ранней юности считается началом формирования временной перспективы, так как в этом возрасте основной становится направленность личности в будущее. А показателем овладения своим внутренним миром является жизненный план личности, система приспособления к окружающей действительности. В связи с этим актуальным представляется рассмотрение временной перспективы личности как одного из факторов социально-психологической адаптации.
В условиях современного быстроразвивающегося общества важное место занимает самоопределение личности во времени. Временная перспектива отражает отношение личности не только к своему будущему, но и прошлому, а также настоящему. Особенности восприятия прошлого и настоящего влияют на построение планов на будущее, а отношение к будущему влияет на поведение в настоящем. Параметры временной перспективы подвержены влиянию социальной ситуации жизни каждого конкретного субъекта. Временная перспектива считается важным личностным конструктом, отражающим ряд динамических параметров личности, таких как протяженность, направленность, согласованность, эмоциональный фон. Временная перспектива представляется как личностная организация времени жизни и деятельности конкретного человека.
Говоря о социально-психологической адаптации, мы предполагаем, рассматривать адаптивность как проявление субъектом потенциальных возможностей в соотнесении с теми социальными воздействиями, которые испытывает человек в данный конкретный момент. Особенности адаптации необходимо рассматривать в прошлом и настоящем для прогнозирования возможного потенциала адаптации в будущем. Это становится возможным, так как в личности сохраняются психологические ресурсы, однажды позволившие адаптироваться к сложившимся обстоятельствам. Адаптивность личности обязательно соотносится с процессами развития личности как субъекта жизнедеятельности. А также исследователи считают, что готовность к адаптации связана с представлениями человека о себе как источнике дальнейших преобразований и изменений.
Одним из важнейших компонентов субъективной картины жизненного пути является представление личности о причинно-следственных связях между происшедшим, происходящим и ожидаемым. Отражаясь в сознании, все эти связи формируют временную перспективу личности. Субъективная картина жизненного пути является одним из важнейших факторов психологической регуляции, что становится основой адаптации личности к изменяющимся условиям и жизни в обществе. Формирование жизненного пути основным образом происходит посредством представлений личности о будущем, в нем отражаются цели, планы, надежды и стремления каждой конкретной личности. Наличие осознанной и четкой жизненной перспективы формирует у него потребность в творчестве, рождает оптимистичное мировосприятие, в чем мы усматриваем предпосылки успешной социализации и возможности адаптации к различным условиям.
В связи с вышесказанным, нам представляется целесообразным рассматривать адаптационные способности личности в соотнесении с особенностями ее временной перспективы.
Цель исследования заключается в выявлении значимых взаимосвязей между некоторыми особенностями временной перспективы и уровнем адаптивности воспитанников интернатных учреждений для последующей работы по повышению адаптационного потенциала детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Объект исследования: адаптивность подростков и юношей (15-17лет), воспитывающихся в интернатных учреждениях.
Предмет исследования: взаимосвязь особенностей временной перспективы и адаптивности подростков и юношей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в интернатных учреждениях.
Гипотеза: между особенностями временной перспективы личности у детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, и уровнем их адаптационных способностей существует прямая взаимосвязь:
- чем больше личность ориентирована на будущее, тем выше ее адаптационный потенциал;
- чем более негативно воспринимается прошлое, тем ниже потенциал адаптации.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ современного состояния проблемы временной перспективы личности и адаптационного потенциала, изучить исследования, в которых изучался аспект взаимодействия этих двух переменных.
2. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи адаптивности и некоторых характеристик временной перспективы на примере воспитанников интернатных учреждений (15-17 лет).
3. Выяснить, какие особенности восприятия времени могут влиять на способности личности к адаптации.
4. Найти возможные способы повышения уровня адаптационных способностей воспитанников интернатных учреждений (15-17 лет) через работу с временной перспективой личности.
Теоретико-методологической базой исследования стали принципы деятельностной (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) и культурно-исторической концепций в психологии (Л.С. Выготский). А также работы по изучению временной перспективы личности Ф. Зимбардо, А.А. Абульхановой- Славской, А.А. Кроника и Е.И. Головахи. В контексте изучения адаптивных способностей и адаптации мы опирались на труды А.Г. Маклакова, А.А. Налчаджян. Основу для изучения особенностей детей сирот составили работы В.С. Мухиной, А.В. Петровского, М.Ю. Кондратьева, Р.Д. Мухамедрахимова.
Методы исследования. В эмпирической части исследования применялись стандартизированные опросники для изучения особенностей временной перспективы, а именно: 1) опросник для изучения временной перспективы Ф. Зимбардо в адаптации А. Сырцовой, 2) семантический дифференциал времени, 3) шкала безнадежности А. Бека. Для изучения адаптивности личности был выбран многоуровневый личностный опросник «Адаптивность», А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина. Для статистической обработки результатов использовался двусторонний критерий Пирсона, обработка была произведена в программе SPSS 22 forWindows.
Теоретическая значимость. Результаты данного исследования позволяют выявить основные взаимосвязи особенностей временной перспективы и адаптивности личности на примере воспитанников интернатных учреждений. Мы можем предположить, что такая взаимосвязь может существовать не только в данной конкретной выборке, что является основой предположения о том, что особенности временной перспективы могут быть еще одним фактором формирования адаптивности личности.
Практическая значимость. Если действительно существует взаимосвязь особенностей временной перспективы и адаптивности, то есть возможность влиять на уровень развития адаптационных способностей личности посредством целенаправленного формирования или корректировки временной перспективы личности. Мы предполагаем, что формируя определенное отношение к психологическому времени личности, можно влиять на степень ее готовности к адаптации в новых условиях.
База исследования. Данное исследование было проведено на базе центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г.о. Тольятти. Апробация некоторых рекомендаций, представленных в практической части была проведена на базе региональной общественной организации Самарской области «Свой дом». В исследовании приняли участие 36 воспитанников интернатных учреждений в возрасте 15-17 лет, социальные сироты. Выборка усреднена по периоду нахождения ребят в учреждении, на момент проведения исследования все из них остались без попечения родителей 8-10 лет назад.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов по каждой из них, заключения и списка литературы. Общий объем основного текста составляет 80 страниц, работа содержит 3 рисунка и 5 таблиц в основном тексте, а также 4 приложения в виде таблиц полученных данных. Список литературы содержит 75 источников, 5 из которых на иностранном языке.
В рамках выпускной квалификационной работы было проведено исследование взаимосвязи адаптивности личности и некоторых характеристик временной перспективы на примере воспитанников интернатных учреждений (15-17 лет).
Актуальность исследования особенностей временной перспективы, которые могут оказывать влияние на адаптационные способности личности, рассматривалась нами в контексте выборки. Воспитанники интернатных учреждений 15-17 лет уже подходят к тому времени, когда они становятся выпускниками учреждений. После выпуска во многом их жизнь меняется, многие из них уже не живут в учреждении, а переезжают на свою квартиру или в общежитие, предоставляемое учебным заведением. Также изменение жизни подразумевает под собой изменение социальной ситуации, изменение группы, в которой находится личность, изменение социальных требований и ролей. Выпускники учреждений интернатного типа из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при правильном сопровождении, которые обладают определенными личностными качествами, достигают больших целей, привлекают внимание к проблеме сиротства в России и за рубежом нашей страны. Однако число ребят, которые не могут адаптироваться к жизни в обществе, значительно превышает число тех, кто успешно адаптируется и достигает своих целей. Поэтому вопрос адаптации выпускников интернатных учреждений в последнее время остро встает не только перед исследователями, но и перед социальными службами и обществом в целом.
На данном этапе в психологической науке есть множество исследований социальной адаптации воспитанников интернатных учреждений, наработано много опыта постинтернатного сопровождения детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В своем исследовании мы предположили наличие взаимосвязи некоторых особенностей временной перспективы воспитанников интернатных учреждений и уровнем их способности к адаптации. А именно, мы предположили, что чем более ребята ориентированы на будущее, тем выше будет их адаптационный потенциал, и чем более негативно они воспринимают прошлое, тем ниже их потенциал адаптации.
Изучение отечественной и зарубежной психологической литературы по выбранной теме показало то, что выпускники учреждений интернатного типа, дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, входят в группу риска в плане адаптации к обществу и к изменяющимся условиям. Множество различных факторов влияют на их особенности в адаптационном процессе. Были найдены некоторые исследования, которые показывают взаимосвязь некоторых особенностей временной перспективы личности и ее способности к адаптации.
Исследование проводилось на базе центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей г.о. Тольятти в период с сентября 2017 года по март 2018 года. В исследовании приняли участие 36 воспитанников учреждений интернатного типа из числа детей, оставшихся без попечения родителей, подростки, юноши и девушки 15-17 лет.
Исследование было проведено в два этапа. На первом этапе были собраны данные и проведен качественный анализ. На втором этапе была проведена статистическая обработка полученных данных, собраны рекомендации по работе с временной перспективой в контексте повышения адаптационных способностей личности воспитанников интернатных учреждений.
В результате проведенного исследования собранные рекомендации по работе с временной перспективой воспитанников интернатных учреждений были апробированы на базе региональной общественной организации, работающей с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, «Свой дом». Некоторые примеры из проведенной работы приведены в разделе рекомендаций.
Настоящее исследование определило лишь наличие взаимосвязи некоторых характеристик временной перспективы и уровня развития адаптационных способностей личности воспитанников интернатных учреждений (15-17 лет). Направление этой связи определено не было, для этого необходима более крупная выборка. Также в данном исследовании не подразумевался формирующий эксперимент, наличие которого могло бы определить реальные возможности повышения уровня адаптационных способностей путем формирования определенного профиля временной перспективы.
Актуальность исследования особенностей временной перспективы, которые могут оказывать влияние на адаптационные способности личности, рассматривалась нами в контексте выборки. Воспитанники интернатных учреждений 15-17 лет уже подходят к тому времени, когда они становятся выпускниками учреждений. После выпуска во многом их жизнь меняется, многие из них уже не живут в учреждении, а переезжают на свою квартиру или в общежитие, предоставляемое учебным заведением. Также изменение жизни подразумевает под собой изменение социальной ситуации, изменение группы, в которой находится личность, изменение социальных требований и ролей. Выпускники учреждений интернатного типа из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при правильном сопровождении, которые обладают определенными личностными качествами, достигают больших целей, привлекают внимание к проблеме сиротства в России и за рубежом нашей страны. Однако число ребят, которые не могут адаптироваться к жизни в обществе, значительно превышает число тех, кто успешно адаптируется и достигает своих целей. Поэтому вопрос адаптации выпускников интернатных учреждений в последнее время остро встает не только перед исследователями, но и перед социальными службами и обществом в целом.
На данном этапе в психологической науке есть множество исследований социальной адаптации воспитанников интернатных учреждений, наработано много опыта постинтернатного сопровождения детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В своем исследовании мы предположили наличие взаимосвязи некоторых особенностей временной перспективы воспитанников интернатных учреждений и уровнем их способности к адаптации. А именно, мы предположили, что чем более ребята ориентированы на будущее, тем выше будет их адаптационный потенциал, и чем более негативно они воспринимают прошлое, тем ниже их потенциал адаптации.
Изучение отечественной и зарубежной психологической литературы по выбранной теме показало то, что выпускники учреждений интернатного типа, дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, входят в группу риска в плане адаптации к обществу и к изменяющимся условиям. Множество различных факторов влияют на их особенности в адаптационном процессе. Были найдены некоторые исследования, которые показывают взаимосвязь некоторых особенностей временной перспективы личности и ее способности к адаптации.
Исследование проводилось на базе центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей г.о. Тольятти в период с сентября 2017 года по март 2018 года. В исследовании приняли участие 36 воспитанников учреждений интернатного типа из числа детей, оставшихся без попечения родителей, подростки, юноши и девушки 15-17 лет.
Исследование было проведено в два этапа. На первом этапе были собраны данные и проведен качественный анализ. На втором этапе была проведена статистическая обработка полученных данных, собраны рекомендации по работе с временной перспективой в контексте повышения адаптационных способностей личности воспитанников интернатных учреждений.
В результате проведенного исследования собранные рекомендации по работе с временной перспективой воспитанников интернатных учреждений были апробированы на базе региональной общественной организации, работающей с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, «Свой дом». Некоторые примеры из проведенной работы приведены в разделе рекомендаций.
Настоящее исследование определило лишь наличие взаимосвязи некоторых характеристик временной перспективы и уровня развития адаптационных способностей личности воспитанников интернатных учреждений (15-17 лет). Направление этой связи определено не было, для этого необходима более крупная выборка. Также в данном исследовании не подразумевался формирующий эксперимент, наличие которого могло бы определить реальные возможности повышения уровня адаптационных способностей путем формирования определенного профиля временной перспективы.



