Введение
1Современное состояние ремонтной сварки магистральных нефтепроводов
1.1Описание типового магистрального нефтепровода
1.2Сведения о материале трубопровода
1.3Классификация ремонтных конструкций при исправлении
дефектов магистрального нефтепровода
1.4Базовая технология ремонтной сварки при исправлении дефектов
магистрального нефтепровода
1.5Формулировка задач выпускной квалификационной работы
2Проектная технология ремонтной сварки нефтепровода
2.1Обоснование выбора способа сварки
2.2Повышение эффективности механизированной сварки
в защитных газах
2.3Способ импульсно-дуговой сварки
2.4Описание операций технологического процесса ремонтной
сварки нефтепровода
3Безопасность и экологичность проектного технологического
процесса
3.1Технологическая характеристика объекта
3.2Идентификация профессиональных рисков
3.3Методы и средства снижения профессиональных рисков
3.4Обеспечение пожарной безопасности
3.5Обеспечение экологической безопасности
4Оценка экономической эффективности проектной технологии
4.1Исходная информация для выполнения экономической оценки предлагаемых технических решений
4.2Расчёт фонда времени работы оборудования
4.3Расчет штучного времени
4.4Заводская себестоимость базового и проектного вариантов
технологии
4.5Капитальные затраты по базовому и проектному вариантам
технологии
4.6Показатели экономической эффективности
Заключение
Список используемой литературы и используемых источников
Эксплуатация трубопроводного транспорта сопряжена с необходимостью постоянной поддержки работоспособности труб. В настоящее время значительное количество трубопроводных систем по состоянию приближается к критической точке, когда становится необходимым либо замена его части, либо глубокий ремонт с применением различных ремонтных конструкций. Таким образом, экологическая безопасность и эффективность трубопроводной системы определяется совокупностью средств технического контроля и проведения своевременного ремонта.
Современное общество в основе своей содержит технологии, на которые критично влияют даже кратковременные перебои подачи углеводородного сырья (отопительное и котельное оборудование, металлургия, нефтехимия, стекловарение и т.д.). Поэтому длительное прекращение поставок углеводородного сырья мировому производителю недопустимо.
Повышению эффективности использования трубопроводного транспорта способствует внедрение эффективных методик контроля состояния трубопроводов и их ремонта. Существенная часть магистральных трубопроводов Российской Федерации имеет преклонный возраст и подлежит капитальному ремонту. Статистика по дефектам и авариям на магистральных трубопроводах свидетельствует о прямой связи числа аварийности с возрастом трубопроводов. Циклические нагрузки приводят к развитию в них повреждений, очагами зарождения которых являются дефекты, которые были допущены в ходе строительства трубопроводов (брак монтажных работ). Также на длительность и бесперебойность эксплуатации трубопровода существенное влияние оказывают коррозионные процессы в трубах. Таким образом, чтобы обеспечить заложенный в трубопровод ресурс работы, необходимо проведение его ремонта.
В соответствии с принятой технической политикой ОАО
АК «Транснефть», должна быть обеспечена безопасность эксплуатации магистральных нефтепроводов, что предусматривает проведение комплексных мероприятия по повышению повышения надёжности и безопасности, своевременному обнаружению и устранению дефектов на линейной части трубопроводов.
Полученные при обследовании данные по состоянию участков трубопроводов ложатся в основу программы их реконструкции и проведения выборочного капитального ремонта труб.
В настоящее время частота отказов трубопроводов составляет порядка 0,27 на 1000 км в год. Таким образом, на 4 тысячи километров трубопровода каждый год происходит по одной крупной аварии.
Приблизительно 30 % аварий возникает на трубопроводах, строительство которых было завершено в 90-е года прошлого века. Причинами аварий являются множественные дефекты, которые получились из-за недоработки исполнительной и проектной документации, а также допущенных нарушений при строительстве. По причине концентраторов напряжений (задиры, риски, вмятины, накладки и пр.) возникает порядка 7 % отказов трубопроводов. Ещё 1,5.2 % отказов приходится на дефекты сварного шва типа неметаллических включений.
Основной операцией при ремонтной сварке трубопроводов является сварка, которая используется для заварки коррозионных дефектов, приварки ремонтных конструкций (муфт) и замене участков трубопровода. Ремонтная сварка выполняется в применением ручной дуговой сварки штучными электродами. Требуется замена этого способа на более производительный и позволяющий получать стабильное качество сварки.
На основании вышеизложенного следует признать актуальной цель выпускной квалификационной работы - повышение производительности и качества выполнения сварочных операций при ремонте магистральных нефтепроводов.
В настоящей выпускной квалификационной работе поставлена цель - повышение производительности и качества выполнения сварочных операций при ремонте магистральных нефтепроводов.
Анализ базовой технологии сварки с применением ручной дуговой сварки штучными электродами позволил сформулировать его недостатки:
-малая производительность сварки;
-тяжёлые условия труда;
-значительное количество дефектов, исправление которых требует затрат времени и сварочных материалов.
На основании анализа источников научно-технической информации построение проектной технологии ремонтной сварки предложено выполнять с использованием механизированной сварки в защитном газе.
Составлена проектная технология ремонтной сварки,
предусматривающая выполнение следующих операций: зачистка дефектного участка, уточнение параметров и границ дефекта, установка ремонтной муфты, сварка продольных и кольцевых швов муфты, контроль качества сварки.
Приведены описания операций технологического процесса ремонтной сварки, параметры режима обработки и оборудование для осуществления проектной технологии.
Изучение особенностей технологического процесса сборки и сварки позволило идентифицировать опасные и вредные производственные факторы. На основании этих выделенных факторов предложен ряд стандартных средств и методик, позволяющих устранить опасный фактор или уменьшить его влияние на персонал до приемлемого уровня.
Годовой экономический эффект при внедрении проектной технологии составляет 1,225 млн. рублей.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод достижении цели.
1.Белинский С. М., Гарбуль А. Ф., Гусаковский В. Г. Оборудование для дуговой сварки: справ. пособие. Л. : Энергоатомиздат, 1986. 656 с.
2.Верёвкин А. А. Повышение эффективности сварки в СО2 неповоротных стыков магистральных трубопроводов за счет применения импульсного питания сварочной дуги : диссертация на соискание учёной степени кандидата технических наук. Барнаул: Томский политехнический университет. 2010.
3.ГОСТ 19281-89 Прокат из стали повышенной прочности. Общие технические условия
4.ГОСТ 20295-85 Трубы стальные сварные для магистральных газонефтепроводов. Технические условия
5.Зайнуллин Р. С., Воробьев В. А., Александров А. А. Повышение безопасности нефтепродуктопроводов ремонтными муфтами. Уфа : РИО РУНМЦ МО РБ. 2005. 119 с.
6.Краснопевцева И. В. Экономическая часть дипломного проекта : метод. указания. Тольятти : ТГУ, 2008. 38 с.
7.Патент № 2429112 РФ, МПК B 23 K 9/095. Устройство для электродуговой сварки / Крампит Н. Ю., Крампит А. Г., Крампит М. А. № 2009147554/02, заявл. 21.12.2009; опубл. 20.09.2011, Бюл. № 26. 6 с.
8.Потапьевский А. Г., Сараев Ю. Н., Чинахов Д. А. Сварка сталей в защитных газах плавящимся электродом. Техника и технология будущего : монография. Томск : Изд-во Томского политехнического университета, 2012. 208 с.
9.Потапьевский А. Г. Сварка в защитных газах плавящимся электродом. Часть 1. Сварка в активных газах. К. : Экотехнолопя, 2007. 192 с.
10.РД 75.180.00-КТН-193-08. Технология установки ремонтных конструкций на трубопроводы диаметром 1067 и 1020 мм с давлением 10 МПа, 2008.
11.Розерт Р. Применение порошковых проволок для сварки в промышленных условиях // Автоматическая сварка. 2014. № 6-7. С. 60-64.
12.Сараев Ю. Н., Безбородов В. П., Тютев А. В. Повышение механических свойств и структура неразъемных соединений труб нефте- и газопроводов из низколегированных марганцовистых сталей после импульсной сварки // Технология машиностроения. 2003. № 6. С. 41-44.
13.Сараев Ю. Н., Безбородов В. П., Полетика И. М., Тютев А. В. Улучшение структуры и свойств сварных соединений труб большого диаметра из низколегированной стали при импульсно-дуговой сварке // Автоматическая сварка. 2004. № 12. С. 34-38.
14.Сараев Ю. Н., Полетика И. М., Козлов А. В., Кирилова Н. В., Никонова И. В. Влияние режима сварки на структуру, распределение твердости и механические свойства в сварных соединениях паропровода // Сварочное производство. 2002. № 8. С. 3-8.
15.Сварка в машиностроении : справочник. В 4-х т. / Ред. кол.: Г. А. Николаев (пред.) [и др.]. М. : Машиностроение, 1978. Том 2. / Под ред. А. И. Акулова, 1979. 462 с...