Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Тема информационных технологий: история развития и отражение в СМИ 6
1.1 IT-дискурс как феномен специализированной коммуникации 6
1.2 Освещение темы информационных технологий в СМИ 17
Глава 2 Специфика освещения темы информационных технологий в молодежных интернет-СМИ 26
2.1 Типологическая характеристика молодежных сетевых изданий 26
2.2 Отражение темы информационных технологий в молодежных сетевых изданиях 34
Заключение 45
Список используемой литературы 49
Развитие информационных технологий - безостановочный и необратимый процесс современности. В быстроизменяющемся мире понятие «технологии будущего» постоянно трансформируется, поскольку дополняется актуальным содержанием и охватывает все больше сфер жизни человека.
В 2018 году президент Российской Федерации Владимир Путин обозначил курс на построение в стране цифровой экономики. На XXII Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) глава государства отметил, что цифровая экономика задает новую парадигму развития государства, экономики и всего общества. По мнению экспертов русской редакции агентства Deutsche Welle, с того момента участники форума начали активно использовать понятия «цифровая экономика» и «цифровизация» [36].
В 2019 году в стране начал функционировать национальный проект «Цифровая экономика Российской Федерации». А уже в 2020 году Владимир Путин подписал закон о проведении эксперимента по внедрению искусственного интеллекта в Москве. Активная работа в сфере информационных технологий предполагает широкое освещение темы в СМИ, где целевой аудиторией будет выступать молодежь как самый мобильный сегмент аудитории и применяющий на практике новые технологии. Молодежной аудитории необходима наиболее полная информация о современных технологиях, а также возможность обсуждать вопросы, знакомиться с мнением экспертов, отслеживать новостной контент. Однако количество журналистских публикаций по данной теме крайне ограничено, поскольку современному журналисту необходимо иметь особую подготовку для качественного рассмотрения IT-дискурса. Это и обуславливает актуальность данной выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы являются молодежные сетевые издания.
Предметом - тема информационных технологий в современных молодежных сетевых изданиях.
Цель ВКР - выявить специфику темы информационных технологий в молодежных сетевых изданиях.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) систематизировать теоретические представления об IT-дискурсе как феномене специализированной коммуникации;
2) дать типологическую характеристику исследуемым интернет- изданиям (универсально-тематическим, научно-популярным молодежным изданиям, студенческим СМИ);
3) провести проблемно-тематический, форматный и контент-анализ публикаций по теме информационных технологий;
4) определить специфику освещения темы информационных технологий в публикациях молодежных сетевых изданий.
Эмпирическую базу исследования составили журналистские материалы, размещенные в молодежных сетевых изданиях: в сетевом издании «Молодежный медиахолдинг «Есть talk!»» ТГУ, в объединенном студенческом СМИ Университета ИТМО (Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики) «Мегабайт», в интернет-журнале «Наша молодежь», функционирующему на базе медиахолдинга «Наша молодежь», а также интернет-издания, которые не являются молодежными, но работают с молодежной аудиторией, определяют ее как целевую, - «Медуза» и «Нож».
Также в эмпирическую базу исследования вошли новые медиа, такие как Mash и Wylsacom. Хронологические рамки исследования включают период с марта 2020 года по май 2020 года. Данный временной отрезок позволяет составить представление о содержании материалов по заданной теме, провести исследование темы и сформулировать выводы.
Теоретико-методологическую базу составили фундаментальные труды, посвященные теме дискурса: Ю. Хабермаса, Л.Е. Кройчика, Т.А. ванн Дейка, а также научные труды современных исследователей К.В. Тулуповой, А.А. Календр.
Теория по теме информационных технологий была рассмотрена при помощи работ таких исследователей как М. Кастельс, Г.М. Маклюэн, И.А. Мизин.
По теме журналистского текста теоретико-методологическую базу составили работы Г.В. Чевозеровой, Е.Л. Вартановой, К.В. Киуру и других исследователей.
Теория типологии была рассмотрена на основе работ А.А. Акопова, Я.Н. Засурского, М.В. Шкондина и В.В. Тулупова.
Для проведения исследования в работе использовались следующие методы: теоретико-типологический метод для типологического анализа изданий; структурно-семантический метод для выявления особенностей содержания и структуры журналистских материалов.
Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы для аудиторных занятий по теме IT-технологий, а также при создании учебных материалов по современной журналистике.
Структура работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Во введении обосновываются выбор темы и ее актуальность; формулируются объект и предмет исследования; определяются цель и задачи; обозначаются теоретико-методологическая и эмпирическая базы исследования; объясняется практическая значимость работы, описывается ее структура.
В первой главе бакалаврской работы рассматриваются научные подходы к определению понятиям «дискурс» и «IT-дискурс», а также описывается развитие информационных технологий, анализируется освещение темы в СМИ.
Во второй главе рассмотрен контент сетевых СМИ с целью выявления особенностей современных журналистских материалов по теме технологий, специфики IT-дискурса, а также представлен проблемно-тематический анализ публикаций по заданной теме.
В заключении сформулированы выводы по результатам работы.
Список используемой литературы составляет 47 источников.
В Приложении представлены таблицы, включающие характеристику проанализированных материалов СМИ и новых медиа.
В рамках выпускной квалификационной работы было исследовано современное состояние темы информационных технологий, история ее появления в СМИ и последующее развитие. Было выявлено, в каких СМИ и новых медиа сегодня представлена данная тема и где она имеет самое широкое распространение. Также были выделены актуальные направления и специфика освещения сферы IT.
В первой главе выпускной квалификационной работы была обоснована актуальность темы информационных технологий. Также были изучены различные аспекты IT-дискурса. Рассмотрение теории дискурса показало, что исследователи выделяют коммуникативный и социальный аспекты понятия. Под коммуникативным аспектом дискурса обычно понимается живая речь, диалог, то есть функционирование языка. Под социальным аспектом - текст как условие общение. В результате исследования был сделан вывод о том, что дискурс - связный текст, используемый вместе с экстралингвистическими факторами, а также живая речь, применяемая в ситуации общения. Таковы его основные характеристики.
После всестороннего изучения дискурса, а также понятия «информационные технологии» была дана характеристика IT-дискурса. IT- дискурс - связный текст об информационных технологиях в совокупности с экстралингвистическими — прагматическими, социокультурными, психологическими и др. факторами, взятый в событийном аспекте и рассматриваемый как целенаправленное социальное действие, как компонент, участвующий во взаимодействии людей и механизмах их сознания (когнитивных процессах).
Также в первой главе были определены характеристики сетевых СМИ, такие как конвергентность, мультимедийность, интерактивность, которые во многом определяют специфику их контента. IT-дискурс интернет-изданий также обладает такими особенностями как конвергентность, мультимедийность, интерактивность и рядом других характеристик, относящихся именно к сетевым СМИ, к примеру, гипертекстуальностью.
Проведенное автором исследование показало, какие тематические аспекты темы IT востребованы среди молодежной аудитории и представлены в текстах современных сетевых изданиях. Среди них гаджеты, интернет- технологии, социальные сети и «технологии будущего».
В практической части бакалаврской работы представлена типологическая характеристика молодежных сетевых СМИ и новых медиа. Анализ выявил, что большая часть СМИ принадлежит к категории универсально-тематических изданиям, к специализированным было отнесено только одно медиа. К группу исследуемых молодежных сетевых изданий были включены сетевое издание «Молодежный медиахолдинг “Есть talk!”» ТГУ, объединенное студенческое СМИ Университета ИТМО (Санкт- Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики) «Мегабайт», интернет- журнал «Наша молодежь», функционирующему на базе медиахолдинга «Наша молодежь». К интернет-изданиям, которые не являются молодежными, но работают с молодежной аудиторией, определяют ее как целевую, были отнесены «Медуза» и «Нож». Также были исследованы и новые медиа, такие как telegram-бот Mash и YouTube-канал под названием Wylsacom.
Исследование показало, что молодежные сетевые издания чаще всего освещают события данной сферы, ограничиваясь новостными материалами. Это может быть связано с отсутствием достаточных компетенций у авторов, которые создают материалы на тему информационных технологий. Анализируемые СМИ не ведут отдельную рубрику о технологиях и не имеют четкого графика выхода материалов по теме IT. В новостной рубрике могут быть последовательно размещены материалы, к примеру, о новом смартфоне и о высокотехнологичном космическом аппарате. Такой подход усложняет формирование у аудитории комплексного представления по теме IT- технологий.
Также было выявлено, что имеющиеся тексты интернет-изданий на тему информационных технологий соответствуют таким критериям, как мультимедийность, интерактивность, гипертекстуальность и другим характеристикам, отличающих материалы сетевых СМИ от текстов традиционных изданий.
Новые медиа разрабатывают данную тему в синтетических жанрах, но формат всех проанализированных материалов мультимедийный, как и в публикациях СМИ. Также было установлено, что сфера IT интересна в основном специализированным медиа. Однако они затрагивают очень узкий круг тем и проблем, что не способствует созданию полноценной картины мира по теме технологий.
Таким образом, в современном медиапростанстве не существует такого молодежного издания или медиа, которое бы соответствовало всем необходимым критериям и в то же время системно, с определенной периодичностью освещало бы тему информационных технологий. По этой причине у молодежной аудитории не складывается актуального и полноценного представления о состоянии сферы IT. Исследование выпускной квалификационной работы доказало, что среди аудитории СМИ и новых медиа востребованы темы гаджетов, робототехники, интернета как информационной платформы и интернет-сервисов. Менее востребована у изданий тема искусственного интеллекта и беспилотников, однако эти темы можно отнести к медиатрендам. Как СМИ, так и новым медиа стоит уделять больше внимания цифровизации в бытовой жизни человека, поскольку эта тема актуальна на современном этапе общественного развития.
1. Акопов, А. И. Типология советских научно-технических журналов: специальность 10.01.10 «Журналистика» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук: Акопов А.И.; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. - Москва, 1979. - 274 с. - URL:
http:ZZwindow.edu.ru/resource/185Z51185/files/akopov_questions.pdf (дата обращения: 30.05.2020). - Текст : электронный.
2. Акопов, А. И. Периодические издания: Учебно-методическое пособие для студентов-журналистов / А. И. Акопов- Ростов-на-Дону : ООО МП «Книга», 1999. - 91 с. - ISBN 5-86692-137-5. - Текст: непосредственный.
3. Акопов, А. И. Некоторые вопросы журналистики: история, теория, практика: публикации разных лет / А. И. Акопов- Ростов-на-Дону : ООО Терра, 2002. - 274 с. - ISBN 5-87442-283 - URL:
http:ZZwindow.edu.ruZresourceZ185Z51185/files/akopov_questions.pdf (дата обращения: 30.05.2020). - Текст : электронный.
4. Акопов, А. И. Типологическая характеристика сетевых периодических изданий Интернета / А. И. Акопов - Текст : электронный // Акценты. Новое в журналистике и литературе. Альманах. - Воронеж - 1999. - № 1-2. - 274 с. - URL:
http:ZZwindow.edu.ruZresourceZ185Z51185/files/akopov_questions.pdf (дата обращения: 30.05.2020).
5. Амзин, А. Как новые медиа изменили журналистику. 2012—2016 / А. Амзин, А. Галустян, В. Гатов, М. Кастельс, Д. Кульчицкая, Н. Лосева, М. Паркс, С. Паранько, О. Силантьева, Б. ван дер Хаак; под науч. ред. С. Балмаевой и М. Лукиной. - Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2016. - 304 с. - ISBN 978-5-7741-0267-9. - URL: http://newmedia2016.digital- books.ru/wp-content/uploads/2016/06/New-Media-2016.pdf (дата обращения: 30.05.2020). - Текст : электронный.
6. Аникина, М. Е. Восприятие длинных текстов поколением «цифровых островитян» / М. Е. Аникина, Т. А. Ермошкина, Д. З. Искаков, М. В. Кобзев и др. - Текст : электронный // Медиаскоп. - 2016. - № 1. - URL: http://mediascope.ru/?q=node/2089 (дата обращения: 27.04.2020).
7. Арутюнова, Н. Д. Дискурс / Лингвистический энциклопедический словарь / Н. Д. Арутюнова; гл. ред. В. Н. Ярцева. - Москва : Советская энциклопедия, 1990. - 688 с. - ISBN 5-85270-031-2. - Текст : непосредственный.
8. Бабаян, В. Н. Различные подходы к определению понятия «дискурс» и его основные характеристики / В. Н. Бабаян - Текст : электронный // Верхневолжский филологический вестник. - 2017. - №1. - С. 76-81. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razlichnye-podhody-k-opredeleniyu-ponyatiya-diskurs-i-ego-osnovnye-harakteristiki/viewer (дата обращения: 30.03.2020) - Режим доступа: научная электронная библиотека «Киберленинка».
9. Болдырева, А. Когда роботы заменят журналистов / А. Болдырева - Текст : электронный // Журналист. - 2019. - № 6. - URL:
https://jrnlst.ru/robotics (дата обращения: 1.04.2020).
10. Вартанова, Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран: учебное пособие / Е. Л. Вартанова. - Москва : Аспект Пресс, 2003. - 335 с. - ISBN 5-7567-0298-9. - URL: http://evartist.narod.ru/text11/42.htm (дата обращения: 1.04.2020). - Текст : электронный.
11. Вартанова, Е. Л. Отечественная теория медиа: основные понятия: словарь / под ред. Е. Л. Вартановой. - Москва : Издательство Московского университета, 2019. - 246 с. - ISBN : 978-5-7776-0132-2. - URL:
http://www.journ.msu.ru/downloads/2020/%D0%9E%D1%82%D0%B5%D1%87 %D0%B5%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0% D1 %8F%20%D 1 %82%D0%B5%D0%BE%D 1 %80%D0%B8%D 1 %8F%20%D0 %BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B0.%20%D0%9E%D1%81%D0%BD %D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D0 %BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D1%8F.pdf (дата обращения: 10.04.2020). - Текст : электронный.
12. Вовкула, А. В. Интерактивная форма коммуникации в медиадискурсе / А. В. Вовкула - Текст : электронный // Вестник Челябинского университета. - 2015. - № 10 (365). - С. 32-38. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnaya-forma-kommunikatsii-v- mediadiskurse/viewer (дата обращения: 30.03.2020). - Режим доступа: научная электронная библиотека «Киберленинка».
13. Гостева, И. В. О понятии «дискурс» и дискурсивных сторонах концепта / И. В. Гостева - Текст : электронный // Дискурс-Пи. - 2013. - № 1-2 (11-12). - С. 122-126. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-ponyatii- diskurs-i-diskursivnyh-storonah-kontsepta/viewer (дата обращения: 1.04.2020). - Режим доступа: научная электронная библиотека «Киберленинка».
14. Засурский, Я. Н. Система средств массовой информации России: учебное пособие для вузов / Под ред. Я. Н. Засурского. — Москва : Аспект Пресс, 2001. - 259 с. - ISBN 5-7567-0141-9. - URL: http://www.evartist.narod.ru/text/61.htm (дата обращения: 7.05.2020) - Текст : электронный.
15. Интернет-издание «Мегабайт» : официальный сайт. - Москва. - Обновляется в течение суток. - URL: http://mbradio.ru/ (дата обращения: 19.05.2020). - Текст: электронный.
...