Введение……………………………………………………………………....…..3
Глава 1. Теоретические основы социального обеспечения сотрудников полиции….………………………………………………………………….…….6
1.1 Нормативная основа социальной защиты сотрудников полиции …...…....6
1.2 Теоретический анализ сущности и содержания «социальное обеспечение сотрудников полиции и членов их семей»………….……………….…..…....13
1.3 История социального обеспечения сотрудников полиции…17
Глава 2. Анализ видов социального обеспечения сотрудников полиции .….22
2.1 Анализ денежного довольствия сотрудников полиции ………………….22
2.2 Анализ жилищного обеспечения сотрудников полиции …………….…..29
2.3 Анализ социального обеспечения сотрудников полиции в части медицинского обслуживания, санаторно-курортного лечения и обязательного государственного страхования………………………………………………...35
Заключение……………………………………………………………………...41
Список литературы…………………………………………………………..…44
Актуальность исследований. В настоящее время тема социального обеспечения граждан очень актуальна. Острота этой проблемы связана с процессом реформирования социальной сферы, который происходил на протяжении последних лет. Особое место в системе социального обеспечения населения занимает социальная защита сотрудников правоохранительных органов, которые обеспечивают безопасность и правопорядок в стране. В свою очередь, эффективность правоохранительных органов во многом определяется системой оплаты труда и стимулирования к труду, а также социальными гарантиями, предоставляемыми им государством.
При реализации социальной реформы на законодательном уровне был принят ряд мер по повышению уровня жизни сотрудников правоохранительных органов. В то же время в процессе реформы натуральные пособия были заменены денежными выплатами, которые часто не являются реальной компенсацией за реальные расходы. Порядок установления и индексации денежного довольствия сотрудников правоохранительных органов не гарантирует реального повышения уровня доходов в соответствии с экономическим развитием в стране и ростом доходов других групп населения.
Растущий разрыв между размером заработной платы и уровнем вознаграждения работников, близких по квалификации, профессиональным качествам и навыкам к работникам внебюджетного сектора экономики, вызывает либо снижение заинтересованности сотрудников в решении поставленных задач, наличие "формального подхода" в выполнение ими служебных обязанностей или переход на более высокий уровень приводит к увольнению квалифицированных специалистов. И, как следствие, снижается эффективность работы правоохранительной службы в целом.
Проблемой исследования является острая необходимость пересмотра не только принципов и практики действующей системы оплаты труда и стимулирования трудовых отношений, но и системы социального обеспечения правоохранительных органов, ее оптимизации, совершенствования механизмов реализации положений действующей нормативно-правовой базы.
Комплекс мер, реализуемых в рамках "социального пакета", должен быть направлен не только на повышение уровня социальной защиты сотрудников, но и на качественное развитие их социально-профессионального статуса, повышение эффективности деятельности сотрудников правоохранительных служб, в целом, в правоохранительных органах устранение экономических основ коррупции.
Решение сформулированной проблемы составило цель исследования: изучить содержание и историю социального обеспечения сотрудников органов внутренних дел и изучение проблем реализации социальных гарантий.
Объектом исследования является система социального обеспечения служащих правоохранительных органов Российской Федерации.
Предметом исследования - Конституция Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, приказами Министерства внутренних дел Российской Федерации, нормативно-правовые акты регулирующие социальные гарантии сотрудников органов внутренних дел.
В соответствии с объектом и предметом в исследовании решаются следующие задачи:
Охарактеризовать социальное обеспечения сотрудников полиции.
Проанализировать федеральное законодательство и ведомственные нормативно правовые акты в области социального обеспечения служащих правоохранительной службы.
Проанализировать историю социального обеспечения сотрудников полиции.
Проанализировать виды социального обеспечения сотрудников полиции
Методологической основой исследования является комплекс научных методов, в том числе метод анализа и синтеза. В ходе работы использованы также методы моделирования и сравнительного анализа, исторического, логико-юридического, конкретно-социологического, системно-структурного анализа.
Теоретическую базу исследования составляют научные исследования в области административного, трудового права, налогов и налогообложения, бюджетных отношений, философии, социологии и других наук.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
В первой главе дипломной работе отражены теоретические аспекты социальной защиты работников МВД, нормативно-правовая база, особенности и задачи реализации социальной защиты работников МВД.
Во втором разделе были проанализированы виды социального обеспечения работников органов внутренних дел, а именно денежная помощь, жилищная помощь и пособия работникам медико-санитарной и санаторно-курортной и страховой помощи.
В настоящее время работа сотрудников органов внутренних дел, в том числе материальное стимулирование их работы, регулируется многочисленными нормативными правовыми актами на различных уровнях и в различных отраслях.
Изучив содержание социальных гарантий сотрудников органов внутренних дел и трудности реализации социальных гарантий, можно сделать следующие выводы:
1. Вопросы усиления мер социальной и правовой защиты работников постоянно находятся в поле зрения руководства страны. В основополагающих документах Министерства внутренних дел России речь идет о необходимости целенаправленной работы по реализации социальных и правовых гарантий сотрудникам Министерства внутренних дел, которые оказывают непосредственное влияние на укрепление правопорядка и борьбу с преступностью, защиту прав и свобод граждан есть.
2. Меры, направленные на социальную защиту данной категории государственных служащих, должны осуществляться путем поддержания высокого уровня социальных, экономических и общественно-политических условий с целью обеспечения социальных гарантий и материальной компенсации сотрудникам организаций внутренних дел с учетом особенностей правоохранительной службы и соблюдения требований законодательства. с соблюдением верховенства закона.: Для этой категории государственных служащих должны быть приняты меры социального обеспечения.
3. Основной целью совершенствования социальной работы в организациях внутренних дел Российской Федерации является доведение ее до состояния, позволяющего обеспечить надежную социальную защиту сотрудников организаций внутренних дел и создающего условия для роста их благосостояния, полноценного отдыха, укрепления здоровья, профессионального и духовно-нравственного развития.
Присутствие большого количества "случайных людей" влияет на сотрудников правоохранительных органов. Приток высококвалифицированных специалистов подрывает возможности правоохранительных органов по выполнению своих внутренних задач по обеспечению безопасности и порядка, борьбе с различными видами преступности. Низкий уровень доходов, а также их низкий уровень социальной защищенности вынуждают работников искать дополнительный незаконный доход в торговых организациях. Такая практика социально-трудовых отношений влияет на рост теневого общества, разжигая коррупцию и приводя к криминализации общества.
Если система социального обеспечения построена таким образом, что уровень и качество жизни работников не отвечают потребностям общества, если система целей и стимулов не работает, возникают проблемы, связанные с количеством и качеством рабочей силы, отсутствием стимулов для работников.это оказывает огромное влияние на эффективность работы агентств.
Положительная сторона социальной защиты сотрудников организаций внутренних дел включает в себя достаточно высокие денежные выплаты, полный инвентарь, действующую систему обеспечения жильем, страхованием и медицинским обслуживанием сотрудников.
К недостаткам относится возможность частичного лишения денежных пособий за различные виды нарушений. Существует высокий спрос со стороны арендаторов, огромные очереди за квадратными метрами и сложный процесс сбора документов для получения жилья. Повседневные риски для жизни и здоровья, и, несмотря ни на что, здоровье нельзя купить ни за какие деньги.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // Российская газета. — 2020. № 144.
Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции»
2. Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
3.Федеральный закон Российской Федерации от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
4.Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах»
5. Федеральный закон от 19.07.2011 N 247-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской 6.Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116988/75ab99ef63b944733fd885d44672428bc7fb3b8f
7. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 25.11.2013 N 317-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154744/
8.Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»” [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72030892/
9. Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2018 г. N 1563 “О порядке оказания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, отдельным категориям граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, медицинской помощи и обеспечения их санаторно-курортным лечением” [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72030322/
10.Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России № 65 от 31 января 2013 г. // Российская газета. 2013. № 104.
11.Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 г. № 878 // Собрание законодательства РФ. 2011. № 46. Ст. 6504.
12.О порядке исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (вместе с «Правилами исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации»): постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2011 г. № 1158 (ред. от 01.12.2016) // СПС «КонсультантПлюс».
13.Об утверждении Инструкции о порядке присвоения квалификационных званий сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 10.01.2012 № 1 (ред. от 25.08.2016) // СПС «КонсультантПлюс».
14.Об утверждении Перечня должностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых выплачивается ежемесячная надбавка за особые условия службы, и размеров надбавки по этим должностям: приказ МВД России от 19.12.2011 № 1259 (ред. от 23.11.2016) // СПС «КонсультантПлюс».
Научно-правовая литература
1.Атоян, ТВ., Атоян, ИМ., Кравченко, А.И., Сапов, В.В., Тюрина И.О. Антология социально-экономической мысли в России. Дореволюционный период. Текст. / /Под ред. А.И. Кравченко. СПб.: РХГИ, 2000.-С.64
2.Александров Н. Г., Пашерстник А. Е. Советское трудовое право.- М., — 1952. — 492 с. Право социального обеспечения: Учебное пособие / Под ред. К. Н. Гусова. — М.: Проспект, 2001. — 344 с.
3.Грачев А. В., Ковтунова С. Ю. Анализ уровня оплаты труда сотрудников органов внутренних дел до и после реформы (по данным ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области) // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2014. № 1. С. 65
4.Гутов И. В. и др. Государственная служба в ОВД: курс лекций. Уфа: Уфимский ЮИ МВД России, 2015.
5. Матвеев С.П. Социальная защита государственных служащих: теоретические основы построения системы, практика осуществления и проблемы административно-правового регулирования: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. - Воронеж, 2012. - 47 с.
6. Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел: учебник / под. общ. ред. Ю.В. Анохина, В.Я. Кикотя. - Москва: ЦОКР МВД России, 2010. С. 683.
7.Овсянников, Д. А. Понятие «социальное обеспечение сотрудников полиции и членов их семей»: теоретический анализ сущности и содержания / Д. А. Овсянников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 368-370.
8.КуракинА.В. Социальная политика и российская полиция // Полицейская и следственная деятельность. 2013. № 3. С. 1-23.
9.Михайлюк П.А. Административно-правовое регулирование социальной защиты сотрудников органов внутренних дел в Российской Федерации: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Москва, 2021. - 22 с.
10.Саранкина Ю. А. Социальное обеспечение членов семей сотрудников органов внутренних дел: проблемы нормативно-правового регулирования /Ю. А. Саранкина // Евразийский юридический журнал. — 2015. — № 11 (90). — С. 180–181.
11.Чернышова Л. В. Организация социально-правовой защиты сотрудников полиции: Монография. Уфа, 2013. — 213 с.
12.Шамаров В. М. Организация работы с личным составом ОВД: учеб.-практ. пособие / В. М. Шамаров. — М.: Акад. МВД России, 1997. — 98 с.
13.Рыбников В.В., Алексушин Г.В. История правоохранительных органов Отечества. - М.//Щит-М, 2008. - С.78
14.Борисов, A.B. Дугин А.Н, Малыгин АЛ. Полиция и милиция России: страницы истории. Текст. // A.B. Борисов, А.Н. Дугин, АЛ. Малыгин. М., 1995. -С.34
15.Нижегородская полиция, милиция и органы внутренних дел. //Сборник документов и материалов Нижний Новгород, 2001.- С.53
Крашенинников П.В. Жилищное право. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2010. 413 с.
16.Осокин Р.Б. Теоретико-правовые основы уголовной ответственности за преступления против общественной нравственности: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2014. 581 с.
17. Уголовное право России. Общая часть. Особенная часть: учебник / под общ. ред. Н.Г. Каднико-ва. М.: Юриспруденция, 2013. 943 с.
18.Осокин Р.Б. О формировании единой концепции противодействия преступлениям против общественной нравственности в уголовном законодательстве России // Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе: сборник материалов XIV научно-практической конференции (17 февраля 2011 г.): в 2 ч. Красноярск: СибЮИ МВД России, 2011. Ч. 1. С. 135—139.
19.Филиппова Е.С. Жилищное право. М.: Юстицинформ, 2007. 448 с.
Молоствова, С. С. Правовой аспект социальных гарантий, связанных с медицинским обеспечением сотрудников ОВД / С. С. Молоствова, Е. В. Плахтий. // Молодой ученый. — 2021. — № 17 (359). — С. 201-203.