ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
1 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОСОБИЯ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………..6
1.1 Понятие безработного. Порядок регистрации безработных граждан…6
1.2 Права и обязанности безработных граждан…………………………...13
1.3 Размер пособия, условия и сроки выплаты…………………………...19
2 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЗНАЧЕНИЯ ПОСОБИЯ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………27
2.1 Организация работы Центра занятости населения по назанчению и выплате пособия по безработице……………………………………………27
2.2 Актуальные проблемы предоставления и выплаты пособия по безработице отдельным категориям граждан…………………………………34
2.3 Пути решения и перспективы развития законодательства РФ по предоставлению пособия по безработице……………………………………41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...….49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..
Безработица является одной из острейших проблем современного общества. По отношению к каждому отдельно взятому человеку безработица означает временную утрату заработка. В нашей стране, где стоимость труда по большей части низка, и граждане не имеют возможности создавать сбережения, потеря постоянного и регулярно получаемого дохода означает быстрое снижение уровня жизни. Поэтому крайне важными являются меры государственной помощи гражданам, потерявшим работу.
Актуальность темы дипломной работы заключается в том, что проблема обеспечения занятости населения является глобальной проблемой современного общества. В Российской Федерации ситуация с трудоустройством безработных сложная. Эти выводы основаны на следующей статистике. Общая численность безработных, классифицированная по критериям МОТ, в 4 раза превышала численность зарегистрированных безработных в государственных учреждениях службы занятости. По состоянию на июнь в них на учете состояло свыше 1 млн человек, что на 9,6% больше, чем в прошлом году. Среди безработных доля женщин составляла 46,3%, а городских жителей - 66,9%. Средний возраст безработных составил 36 лет.
В такой ситуации государство вынуждено создавать в государстве такие условия, проводить политику, которая побуждала бы граждан браться за работу и помогала им реализовать свое право на труд. Таким образом, целью Закона является определение компонентов такой политики. Сразу отметим, что в преамбуле не упоминается один важный вопрос – Закон не является единственным правовым актом в сфере определения основ государственной политики в сфере поддержки занятости, хотя и регулирует большую ее часть. В систему правовых актов в этой сфере входят Конституция Российской Федерации, определяющая основное содержание государственной политики. Трудовое право, как определяющее основу осуществления гражданами права на труд. Гражданское законодательство как регулирующее экономическую деятельность граждан, правовое положение субъектов гражданско-правовых отношений, основы хозяйственного оборота; а также иные правовые акты.
Объектом дипломной работы являются общественные отношения, которые возникают при оказании социальной защиты безработным гражданам, содействии в трудоустройстве.
Предметом дипломной работы является нормативно-правовая база обеспечения реализации прав граждан на назначение пособия по безработице, в том числе Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и другие законы и нормативные акты, которые определяет правовые основы гарантий социального обеспечения граждан, признанных безработными.
Целью дипломной работы является правовой анализ обеспечения реализации прав граждан на назначение пособия по безработице.
Исходя, из цели можно выделить следующие задачи исследования:
1. рассмотреть понятие «безработный», а также порядок регистрации
безработных граждан;
2. охарактеризовать права и обязанности безработных граждан;
3. определить размер пособия, условия и сроки выплаты;
4. изучить организацию работы Центра занятости населения по назначению и выплате пособия по безработице;
5. проанализировать актуальные проблемы предоставления и выплаты пособия по безработице отдельным категориям граждан;
6. выявить пути решения и перспективы развития законодательства РФ по предоставлению пособия по безработице;
Методологической основой выпускной квалификационной работы являются диалектический метод познания, правовой анализ, синтез, обобщение, дедуктивный и индуктивный методы, структурно-логический, формально-юридический методы и т.д.
Практической значимостью дипломной работы является возможность использовать выводы, сделанные в ходе исследования для совершенствования законодательной базы в области назначения пособий по безработице, а также социальной поддержки безработных граждан.
При написании дипломной работы автором были изучены труды таких авторов как Н.В. Антипьева, Н.А. Абузярова, З.П Замараева и других.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, шести пунктов, заключения и списка использованных источников.
В ходе написания выпускной квалификационной работы мы пришли к следующим выводам.
На современном этапе развития российского общества одной из наиболее актуальных является проблема безработицы, наносящая немалый урон жизненным интересам общества.
Проведенное в работе исследование типов и форм безработицы с учетом российских особенностей позволило сформулировать определение российского безработного. Российский безработный – это трудоспособное лицо, не имеющее работы, ищущее ее впервые или потерявшее работу добровольно или вынужденно, полностью или частично, краткосрочно, длительно или сезонно, учтенное (официально зарегистрированное в целях поиска подходящей работы или в качестве безработного или фактически безработное) или скрытое от учета, не имеющее заработка, ищущее работу и готовое к ней приступить.
Государство обязано проводить государственную политику содействия реализации прав граждан в области занятости. Под такой государственной политикой следует понимать совокупность принимаемых государством мер и проводимых им мероприятий, направленных на обеспечение гражданам возможности реализовать свои права в сфере занятости.
Осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, производится в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 №1032-1 «О занятости населения в РФ» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Осуществление социальных выплат производится в виде:
- пособия по безработице;
- стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости;
- материальной помощи в связи с истечением установленного периода выплаты пособия по безработице;
- материальной помощи в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости;
- пенсии на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно.
Пособие по безработице – это социальная выплата за счет федерального бюджета, назначаемая со дня принятия решения о признании лица, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным, выплачиваемая в течение срока безработицы, установленного в законе, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного, в размерах в процентном отношении к среднему заработку за последние три месяца работы по последнему месту работы, но не выше максимального размера пособия по безработице или в размере минимальной величины пособия по безработице, в целях материальной поддержки безработного.
Ведущая роль в реализации содействия занятости отводится государственным органам субъектов Федерации, но ряд полномочий возлагается и на органы местного самоуправления. Так, во всех регионах нашей страны приняты и работают программы по содействию занятости населения.
Так же рассмотрели динамику совершенствования социальной поддержки безработных, где ознакомились с развитием нормативно-правовой базы с учётом опыта зарубежных стран и механизма предоставления социальных гарантий и компенсаций.
Были выявлены проблемы назначения и предоставления социальных гарантий и компенсаций безработным на основе анализа судебной практики по спорам о предоставлении социальных гарантий, назначении и выплате компенсаций безработным гражданам и рассмотрели механизм предоставления социальных гарантий и компенсаций, пути решения проблем касающихся безработицы.
Разработаны пути преодоления указанных проблем, а именно предложено увеличение мобильности, достижение повышения рабочих мест, развитость рынка труда и совершенствование системы и методы работы самих органов власти.
Можно сделать вывод, что безработица – это социально-экономическое явление, которое носит неоднозначный характер. Конечно, в основном безработица – это негативное явление в экономике, но избежать его полностью невозможно, и это показывает ее естественный уровень в стране. Чтобы поддерживать этот баланс «за» и «против» безработицы, государству необходимо эффективно регулировать уровень занятости в стране, устраняя не столь приятные последствия этого макроэкономического явления, в частности, гарантируя социальную поддержку населению, а рабочая сила в свою очередь должна быть мобильна и морально готова к изменениям, которые могут ее ждать.
Таким образом, значимость дипломной работы определяется и тем, что сформированные в ней положения и выводы вносят вклад в научное осмысление проблемы безработицы, сопряженной с правовым статусом безработного в России.
Работа содержит отдельные положения и выводы, которые могут повлиять на дальнейшую разработку правовой проблематики в анализируемой сфере общественных отношений.
Подводя итоги Дипломной работы, были изучены:
1. Причины безработицы в РФ, а также ее критерии и уровни.
2. Понятие пособия по безработице.
3. Определение продолжительности и размеров пособия по безработице.
4. Анализ правового статуса безработного гражданина, а также источники формирования средств пособия по безработице.
Цель достигнута, путем реализации задач, поставленных в начале дипломной работы.
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// Собрании законодательства РФ. 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 27.12.2018)// Собрание законодательства РФ. 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
3. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 11.12.2018) «О занятости населения в Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. N 17, 22.04.1996. ст. 1915.
4. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 25.12.2018)"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"// Собрание законодательства РФ.23.12.1996, N 52, ст. 5880
5. Постановление Правительства РФ от 15.04.2015 N 298 (ред. от 30.12.2018) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения"// Собрание законодательства РФ. 05.05.2015, N 18 (часть I), ст. 2147.
Специальная литература
1. Асачева М.В. О легальном определении понятия "социально незащищенные категории граждан" // Социальное и пенсионное право. 2016. N 4. С. 31 - 34.
2. Антипьева Н.В. Классификация критериев дифференциации правового регулирования в праве социального обеспечения // Актуальные проблемы российского права. 2016. N 10. С. 111 - 117.
3. Абузярова Н.А. Экономико-правовое регулирование российского рынка труда // Журнал российского права. 2018. N 1. С. 128 - 137.
4. Замараева З.П. К вопросу об определении понятий "социальная защита" и "социальное обеспечение" (правовой аспект) // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2019. N 2. С. 203 - 209.
5. Бондарева Э.С. Межотраслевые социальные стандарты по трудовому праву и праву социального обеспечения России. Иркутск, 2019. С. 22.
6. Вербина О.Л. О роли органов местного самоуправления в реализации конституционного права граждан на защиту от безработицы и содействие занятости // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2015. N 2. С. 3 - 6.
7. Ерофеева О.В. О защите права на социальное обеспечение в рамках реализации Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах // Социальное и пенсионное право. 2019. N 3. С. 38 - 42.
8. Комментарий к Закону РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (постатейный) / Бондарева Э.С., Шавин В.А., Чершинцева Е.А., Зенков М.Ю., Бирюкова Т.А., Богатырева Н.В., Слесарев С.А., Тишин Р.В. // СПС КонсультантПлюс. 2015.
9. Колобова С.В., Сергеенко Ю.С. Трудовое право России: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2018. С. 84.
10. Котова С.И. Трудовое право и защита прекариата на рынке труда // Трудовое право в России и за рубежом. 2017. N 4. С. 13 - 16.
11. Скачкова Г.С. Социальная политика Российского государства и трудовое законодательство // Трудовое право в России и за рубежом. 2017. N 4. С. 3 - 6. 17. Сулягина Е.А. Труд и занятость - объекты конституционно-правового регулирования в Российской Федерации как социальном государстве // Современное право. 2018. N 6. С. 29 - 36.
12. Ерофеева О.В. О защите права на социальное обеспечение в рамках реализации Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах // Социальное и пенсионное право. 2019. N 3. С. 38 - 42.
13. Комментарий к Закону РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (постатейный) / Бондарева Э.С., Шавин В.А., Чершинцева Е.А., Зенков М.Ю., Бирюкова Т.А., Богатырева Н.В., Слесарев С.А., Тишин Р.В. // СПС КонсультантПлюс. 2015.
14. Колобова С.В., Сергеенко Ю.С. Трудовое право России: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2018. С. 84.
15. Котова С.И. Трудовое право и защита прекариата на рынке труда // Трудовое право в России и за рубежом. 2017. N 4. С. 13 - 16.