Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования звукопроизношения у детей 5-6 лет с общим недоразвитие речи III уровня 8
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме возникновения нарушений в звукопроизношении у детей 5-6 лет с общим недоразвитие речи III уровня 8
1.2 Влияние театрализованных игр на формирование звукопроизношения у детей 5-6 лет с общим недоразвитие речи III уровня 13
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию звукопроизношения у детей 5-6 лет с общим недоразвитие речи III уровня посредством театрализованных игр 17
2.1 Выявление уровня сформированности звукопроизношения у детей 5-6 лет с общим недоразвитие речи III уровня 17
2.2 Содержание и организация работы по формированию звукопроизношения у детей 5-6 лет с общим недоразвитие речи III уровня посредством театрализованных игр 27
2.3 Выявление динамики уровня сформированности звукопроизношения у детей 5-6 лет с общим недоразвитие речи III уровня 36
Заключение 46
Список используемой литературы 48
Приложение А Результаты констатирующего исследования 50
Приложение Б Перспективный план 51
Приложение В Результаты контрольного исследования 52
Тема исследования актуальна тем, что сейчас очень большой процент детей страдает общим недоразвитие речи разного уровня, необходимо помочь ребенку сформировать правильное звукопроизношение для дальнейшего успешного обучения в школе, помочь ему развить коммуникативные навыки, легче адаптироваться в школе, найти друзей.
Ведущей идеей нашего исследования является формирование звукопроизношение у детей 5-6 лет с общим недоразвитие речи III уровня посредством театрализованных игр. Наше исследование базируется на идеях отечественных и зарубежных ученых (Л.С. Выготский, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин, Ж. Пиаже, М. Монтессори, К. Кофка). Многие ученые отмечали в своих работах, что игра является ведущей деятельностью ребенка, она направляет ребенка на всестороннее развитие и позволяет ребенку намного легче усваивать материал, который хочет до него донести учитель-логопед или учитель-дефектолог.
Театрализованные игры способствуют активизации речевой деятельности ребенка, в этом процессе можно применить один из действенных принципов обучения: учить играя. Ведь игра является одной из ведущих деятельностей ребенка в дошкольном возрасте, через игру можно сформировать речевую деятельность и её скорректировать. Через театрализованные игры и упражнения формируется не только речевая деятельность, но и открываются другие способности и таланты ребенка.
У детей с общим недоразвитием речи III уровня страдает мимика, у них невыразительные движения, отсутствует чувство ритма, с помощью театрализованной игры мы может помочь ребенку исправить эти недочеты. Ребенок начинает раскрывать свои таланты: актерские способности, отзывчивость в коллективе, силу воли, дисциплину, настойчивость и инициативность.
Теоретический анализ исследований свидетельствует, что недостаточно изучены возможности театрализованных игр в формировании звукопроизношения детей 5-6 лет с общим недоразвитие речи III уровня.
Возникает противоречие между необходимостью формирования звукопроизношения у детей 5-6 лет с общим недоразвитие речи III уровня, и недооцениваем роли театрализованных игр в данном процессе.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы возможности театрализованных игр для формирования звукопроизношения у детей 5-6 лет с общим недоразвитие речи III уровня?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование звукопроизношения у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством театрализованных игр».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности театрализованных игр в формировании звукопроизношения детей 5-6 лет с общим недоразвитие речи III уровня.
Объект исследования: процесс формирования звукопроизношения у детей 5-6 лет с общим недоразвитие речи III уровня.
Предмет исследования: театрализованная игра как средство формирования звукопроизношения у детей 5-6 лет с общим недоразвитие речи III уровня.
Гипотеза исследования: процесс формирования звукопроизношения у детей 5-6 лет с общим недоразвитие речи III уровня возможен, если
• разработать перспективный план, в котором представлены коррекционные упражнения и игры и театрализованные игры для формирования у детей звукопроизношения;
• на предварительном этапе организовать работу по формированию звукопроизношения у детей посредством игр и упражнений в процессе театральных этюдов;
• на основном этапе в ходе совместной деятельности педагога и детей организовать театрализованные игры.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования звукопроизношения у детей 5-6 лет с общим недоразвитие речи III уровня.
2. Выявить уровень сформированности звукопроизношения у детей 5-6 лет с общим недоразвитие речи III уровня.
3. Разработать и апробировать содержание работы по формированию звукопроизношения у детей 5-6 лет с общим недоразвитие речи III уровня. посредством театрализованных игр.
4. Выявить динамику уровня сформированности звукопроизношения у детей 5-6 лет с общим недоразвитие речи III уровня.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• теоретические положения концепции развития психики Л.С. Выготского; понятие Л.С. Выготского о структуре дефекта;
• теоретические положения Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной об организации образовательного процесса детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
• теоретические положения И.А. Ярославцева, С.Н. Томчикова, Н.С. Карпинской по вопросам развития речи детей в процессе театрализованной игры.
Методы исследования:
• теоретические: анализ научной литературы),
• эмпирические: констатирующий, формирующий и контрольный этапы психолого-педагогического эксперимента,
• методы обработки фактических данных: качественный и количественный анализ.
Экспериментальная база исследования: МАОУ детский сад № 200 «Волшебный башмачок» г.о. Тольятти. В исследовании участвовали 10 детей 5-6 лет с общим недоразвитие речи III уровня.
Новизна исследования заключается в том, что разработаны игр и упражнений в процессе театральных этюдов, способствующие формированию звукопроизношения у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определен подход к формированию звукопроизношения у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игр и упражнений в процессе театральных этюдов и проведения театрализованных игр.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы родителями, педагогами дошкольных образовательных организаций с целью решения задач по формированию звукопроизношения у детей 5-6 лет с общим недоразвитие речи III уровня.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (26 наименований) и 4 приложений. Для иллюстрации текста используется 14 таблиц. Основной текст работы изложен на 63 страницах.
Формирование звукопроизношения у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня на данный момент является актуальной проблемой. Для ребенка речь - это средство самовыражения, формирования личности, самооценки, она играет центральную роль в жизни ребенка. На данный момент не только педагогические факторы учитывают все стороны развития ребенка в социуме, но и логопедические факторы этому способствуют, в особенности у детей с различными нарушениями речи.
Анализ научной и методической литературы по проблеме формирования звукопроизношения у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня, можем сделать следующие выводы.
Общее недоразвитие речи - это расстройство речи разного уровня и направления. При этих патологиях нарушено большое количество компонентов речевой системы, словарный запас, как правило, отстает от возрастной нормы, как по количественным характеристикам, так и по качественным. Присутствуют аграмматизмы, присутствует недоразвитие связной речи, наблюдается нарушение звукопроизношения, идет не полное овладение системой морфем, плохо усваиваются навыки словоизменения, имеются недостатки в развитии чтения и письма.
Звукопроизношения - это образование звуков речи, в котором участвуют несколько отделов речевого аппарата голосообразовательный (генераторный), дыхательный (энергетический), звукообразовательный (резонаторный).
Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют, что в основном дети относятся к низкому уровню сформированности звукопроизношения, у них присутствует затруднение при различии звука: они затрудняются выделить в слове первый и последний звук, совершают ошибки при выборе картинки с заданным звуком. При анализе речевых способностей ребенка показал наличие некоторых затруднений при произнесении слова, фраз сложно слоговой конструкции.
У них затруднена дифференциация похожих по звучанию фонем. Артикуляционный аппарат у таких детей сформирован на не очень хорошем уровне, звукопроизношение у детей нечеткое и малопонятное, наблюдаются проблемы в произношении несколько звуков.
Формирующий эксперимент доказал, что театрализованная игра является эффективным средством формирования звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи III уровня. Разыгрывание ролей позволяет детям сконцентрировать внимание на словах, фразах, которые она произносят, именно игра, эмоционально насыщенная позволяет вызвать у детей желание и стремление к правильному звукопроизношению.
Контрольный эксперимент показал изменения, звукопроизношение у детей стало более четкое, понятное, расширился словарный запас.
Таким образом, в нашем исследовании цель достигнута, поставленная гипотеза доказана.
1. Беккер К. П., Совак М. А. Логопедия. М., 2013. 121 с.
2. Борисова Е. А. Играя, звуки исправляем - играя, звуки закрепляем. Биробиджан : ОблИУУ, 2015. 36 с.
3. Волкова Г. А. Логоритмическое воспитание детей с общим недоразвитием речи III уровня. СПб.: Питер, 2015. 144с.
4. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М. : АСТ, 2012. 156 с.
5. Гаркуша Ю. Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушением речи. М. : Владос, 2013. 122 с.
6. Гаубих Ю. Г., Липкина Ю. С. Игры в логопедической работе с детьми : Пособие для логопедов / под ред. В. И. Селиверстова. М. : Академия, 2011. 109 с.
7. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М. : ЛОГОС, 2014. 29 с.
8. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. М. : Терра, 2014. 123 с.
9. Жинкин Н. И. О теориях голосообразования. М. : АСТ, 2013. 43 с.
10. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Е. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: Аванта+, 2014. 190 с.
11. Зуева Л. Н. Думай - говори. Занимательные упражнения по развитию речи дошкольников : Книга для воспитателей дет. сада, педагогов и родителей. М. : Дрофа, 2013. 79с.
12. Левина Р. Е. О генезе нарушения письма у детей с общим недоразвитием речи // Вопросы логопедии. М. : Мозаика-Синтез, 2012. 26 с.
13. Лопухина И. С. Логопедия. Речь. Ритм. Движение. М. : Корона- Век, 2011. 46 с.
14. Львов М. Р. Основы теории речи : уч. пос. для студ. пед. вузов. М. : Академия, 2013. 247с.
15. Парамонова Л. Г. Упражнения для развития речи. СПб. : Дельта, 2014. 208с.
...