Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы адаптации первоклассника к обучению в школе 7
1.1 Исследование проблемы адаптации, социальной адаптации 7
1.2 Психологические и физиологические особенности детей, поступающих в школу 16
1.3 Психологические условия, влияющие на адаптацию детей к школьному обучению 22
Выводы по первой главе 28
Глава 2. Эмпирическое исследование условий адаптации первоклассников к обучению в школе 29
2.1 Организация и методы исследования 29
2.2 Выявление уровня адаптации первоклассников к обучению в школе 32
2.3 Разработка и проведение программы повышения уровня адаптации младших школьников 41
2.4 Анализ полученных результатов 46
Выводы по второй главе 49
Заключение 50
Список используемой литературы 52
Поступление в школу - это новый этап в жизни ребенка. Так же поступление в школу обуславливается сменой вида игровой деятельности на учебную. Педагоги, родители и психологи прилагают массу усилий, чтобы: сделать этот процесс менее трудным и безболезненным; развить в детях интерес к обучению, чтобы процесс стал более эффективным и приятным. Особое внимание при этом уделяется психическому здоровью ребенка и гармоничному развитию его личности. Это хорошо заметно на примере образования новых направлений психологических наук: детской практической психологии, школьной психологии, профилактического направления детской и подростковой медицинской психологии [3, с. 64].
Проблема дезадаптации возникает тогда, когда социопсихологический и психофизический статус первоклассника не соответствует школьным требованиям к обучению, овладение, которым становится, для ребенка, слишком затруднительным или совсем невозможным. (М.Ю. Кистяковская, Л.С. Выготский, Г.Г. Кравцов, А.П. Сманцер, Н.Н. Куинджи и др.).
Проблема адаптации является одной из основных проблем в организации успешного обучения школьников, поэтому изучением этой проблемы занимались многие научные деятели. В педагогике, это такие деятели, как: Ш.А. Амонашвили, Г.А. Белов, Е.Д. Гранкина, Е.А. Кудрявцева, И.П. Подласый, А.П. Сманцер, В.Г. Щур, Е.А. Ямбурги и многие другие. В медицине это процесс изучался Н.К. Барсуковой, Г.В. Бородкиной, Е.К. Глушковой, Л.А. Ждановым и т. д.. Известные физиологи и психологи, которые сделали большой вклад в изучение данной проблемы: И.А. Аршавский, П.К. Анохин, М.В. Григорьева, М.Ю. Кистяковская, В.А. Кудрявцев, Л.А. Ясюкова и многие другие.
Причины нарушений адаптации, типы дезадаптивного поведения, пути профилактики и коррекции дезадаптации школьников исследовали Б.Н. Алмазов, С.А. Беличева, Ж.М. Грюзман, А.К. Мункоев.
Адаптированность к школьным условиям - является главным фактором, влияющим на успешность обучения первоклассников. Новый коллектив, смена обстановки, непривычный режим дня - все это предъявляет большие требования, к еще неустойчивой, психике ребенка и требует от него активного приспособления к новой общественной организации. У многих детей процесс проходит очень болезненно - в связи с неготовностью к школьному обучения, по ряду самых различных на это причин. По мнению А. А.Люблинской: «Современная школа предъявляет к ребенку жесткие, даже завышенные требования. Это зависит от системы обучения. Многие педагоги признают, что перегруженность учебных программ - бич современной школы. Проблема развития младшего школьника фактически решается, как правило, за счет его же и без того ограниченных физических и психических ресурсов и адаптационных возможностей» [27, с. 24].
Актуальность перечисленных проблем определила выбор темы исследования.
Цель исследования: выявить психологические условия адаптации первоклассников.
Объект исследования: адаптация детей к обучению в школе.
Предмет исследования: психологические условия адаптации первоклассников к школе.
Гипотеза исследования: психологическим условием адаптации детей поступающих в первый класс является развитие навыков социального взаимодействия со сверстниками.
Задачи исследования:
1) Изучить и проанализировать психологическую литературу по теме исследования.
2) С помощью диагностического инструментария определить уровень адаптации детей к школе.
3) Определить психологические условия успешной адаптации первоклассников к школе.
4) Разработать психологическую программу коррекционно - развивающих игр провести ее с детьми в адаптационный период, позволяющий реализовать выявленные нами условия, проверить их эффективность.
Методы и методики исследования:
1. Методы теоретического анализа, систематизации, обобщения научных источников по теме.
2. Констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент с применением следующих психодиагностических методик:
• анкетирование (анкета школьной адаптации Н.Г. Лускановой);
• тестирование (рисуночный тест «Краски» Г.Ф. Кумариной);
• беседа.
Практическая значимость заключается в том, что полученные данные, о проблеме адаптации, помогут детскому психологу в составлении и применение развивающих игр и упражнений, в практике его работы в школьном учреждение.
Выборка исследования: в исследовании принимали участие учащиеся 1 «В» класса, в возрасте 6 - 8 лет, всего было обследовано 14 первоклассников.
Эмпирическая база: АНО «Православная классическая гимназия» г. Тольятти.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической и эмпирической главы, исследования, выводов, заключения, списка использованной литературы.
Понятие адаптации долгие годы изучалась многими учеными, в разных областях. В психологии, большой вклад в рассмотрении процесса адаптации, внесли такие научные деятели как: Ю. А. Александровский, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и многие другие. Благодаря их труду педагоги и психологи школы могут помочь ребенку облегчить процесс адаптации.
Адаптация имеет огромное значение в преодолении трудностей на пути обучения младшего школьника. При неуспешном прохождении этапа адаптации, ребенок не сможет заявить о себе, как о психологически зрелой личности.
Исследовательская часть работы проводилась на базе АНО «Православная классическая гимназия». В исследовании участвовали учащиеся 1 «В» класса 14 человек. Проведения ряда наблюдений показало, что учащиеся 1 класса не имеют серьезных трудностей в обучении, но из показателей диагностических процедур, мы видим, что проблема, есть у многих учащихся, процесс адаптации проходит неблагополучно. После беседы с учителем, наблюдением за детьми во время учебного процесса, и проведения опытно - экспериментальной части стало понятно: основной причиной неудовлетворенности детей к школьному обучению, является несформированность, у многих из них, социального взаимодействия со сверстниками. Что подтверждает нашу гипотезу: психологическим условием адаптации детей, поступающих в первый класс является развитие навыков социального взаимодействия со сверстниками.
На основе полученных данных мы разработали ряд игровых упражнений: на сплочение школьного коллектива и самоконтроля и обучение приемам внутреннего самоконтроля и регуляции своего поведения.
По итогам реализации программы внеклассных мероприятий были заметны характерные изменения:
Атмосфера в классном коллективе наладилась, ребята стали дружелюбнее относится друг к другу. Уменьшилось количество конфликтных ситуаций.
Физические минутки помогли ребят менять вид деятельности, при этом в игровой форме снимать мышечное напряжение. Учащиеся 1 класса стали более усидчивы, увеличилась работоспособность.
После результатов повторного исследования, мы можем сделать вывод, что задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.