МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ НА НАХОЖДЕНИЕ ОБЛАСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И МНОЖЕСТВА ЗНАЧЕНИЙ ФУНКЦИЙ В УГЛУБЛЕННОМ КУРСЕ АЛГЕБРЫ И НАЧАЛ МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ НАХОЖДЕНИЯ ОБЛАСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И МНОЖЕСТВА ЗНАЧЕНИЙ ФУНКЦИЙ В УГЛУБЛЕННОМ КУРС АЛГЕБРЫ И НАЧАЛ МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 8
§1. Анализ содержания, основные цели и задачи изучения функциональной линии в школьном курсе математики 8
§2. Анализ изложения темы нахождения области определения и множества значений функций в различных учебниках 15
Выводы по первой главе 30
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ
ЗАДАЧ НА НАХОЖДЕНИЕ ОБЛАСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И МНОЖЕСТВА ЗАЧЕНИЙ ФУНКЦИЙ 31
§ 3. Разработка системы задач по теме «Нахождение области определения логарифмических функций» 31
§ 4. Разработка системы задач по теме «Нахождение множества значений
логарифмических функций» 37
§ 5. Результаты педагогического эксперимента 51
Выводы по второй главе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Обучение математике является важнейшей составляющей среднего (полного) общего образования и призвано развивать логическое мышление и математическую интуицию учащихся, обеспечить овладение учащимися умениями в решении различных практических и межпредметных задач. Математика входит в предметную область «Математика и информатика».
Изучение курса математики 10-11 классов в соответствии с Федеральным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования должно обеспечить сформированность: «представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математики; основ логического, алгоритмического и математического мышления; умений применять полученные знания при решении различных задач; представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления» [29].
«Предметные результаты изучения предметной области «Математика и информатика» должны отражать овладение системой функциональных понятий, развитие умения использовать функционально - графические представления для решения различных математических задач, для описания и анализа реальных зависимостей» [46, С 15].
Методическим аспектам обучения учащихся решению математических задач на нахождение области определения и множества значений функции в углубленном курсе алгебры и начал математического анализа посвящены исследования С.А. Гомонова [1], Б.А. Горлач [2], Г.И. Запорожца [7], Т.А. Ивановой [8], В.П. Покровского [37], В. В. Сильвестрова[42].
Тема «Логарифмическая функция» является одной из традиционных тем школьного курса математики.
При изучении этой темы основное внимание обращается на решение логарифмических уравнений и неравенств.
Как показывает опыт работы в старших классах, большинство учащихся испытывают затруднения при решении задач на нахождение множества значений логарифмических функций.
В настоящее время задачи на нахождение области определения и множества значений логарифмических функций в явной или неявной форме входят в содержание заданий профильного уровня ЕГЭ по математике.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена сложившимся к настоящему времени противоречием между необходимостью обучения старшеклассников решению задач на нахождение области определения и множества значений функций в углубленном курсе алгебры и начал математического анализа и фактическим состоянием методики обучения на практике.
Указанное противоречие позволило сформулировать проблему диссертационного исследования: каковы методические особенности обучения старшеклассников решению задач на нахождение области определения и множества значений функций в углубленном курсе алгебры и начал математического анализа?
Объект исследования: процесс обучения математике в старших классах общеобразовательной школы.
Предмет исследования: методика обучения старшеклассников решению задач на нахождение области определения и множества значений функций в углубленном курсе алгебры и начал математического анализа.
Цель исследования заключается в выявлении методических особенностей обучения старшеклассников решению задач на нахождение области определения и множества значений функций в углубленном курсе алгебры и начал математического анализа и разработке методических материалов по теме исследования.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что разработанные методические материалы, включающиеся в себя определенную систему задач на нахождение области определения и множества значений функций в углубленном курсе алгебры и начал математического анализа, могут повысить качество математической подготовки обучающихся.
Задачи исследования:
1. Раскрыть методику введения понятий области определения и множеств значений функций.
2. Рассмотреть методические особенности обучения старшеклассников решению задач на нахождение области определения и множества значений функций в углубленном курсе алгебры и начал математического анализа.
3. Представить методические рекомендации по обучению решения задач на нахождение области определения и множества значений функций в курсе алгебры и начал математического анализа общеобразовательной школы.
4. Разработать систему задач по теме исследования для учащихся 10-11 классов.
5. Представить результаты педагогического эксперимента.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, научной и учебно-методической литературы; изучение, наблюдение и обобщение школьной практики; анализ собственного опыта работы в школе; тестирование школьников; констатирующий и поисковый этапы эксперимента по проверке основных положений исследования.
Основные этапы исследования:
1 семестр (2017/18уч.г.): анализ ранее выполненных исследований по теме диссертации, анализ школьных и вузовских учебников, нормативных документов (стандартов, программ), анализ опыта работы школы по данной теме.
2 семестр (2017/18уч.г.): определение теоретических и методических основ исследования по теме диссертации.
3 семестр (2018/19 уч.г.): разработка системы задач по теме
исследования для учащихся 10-11 классов.
4 семестр (2018/19 уч.г.): оформление диссертации, корректировка ранее представленного материала, уточнение аппарата исследования, описание результатов экспериментальной работы, формулирование выводов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в нём представлены методические материалы по обучению учащихся 10-11 классов решению задач на нахождение области определения и множества значений логарифмических функций, которые могут быть использованы учителями при обучении учащихся.
На защиту выносятся:
1. Методические рекомендации по обучению решения задач на нахождение области определения и множества значений логарифмической функции.
2. Разработка систем задач на нахождение области определения и множества значений логарифмических функций.
Апробация результатов исследования осуществлялась путем выступлений на: научно-исследовательском семинаре преподавателей, аспирантов и студентов кафедры; научной студенческой конференции «Дни науки» Тольяттинского государственного университета; V Международной научной конференции «Математическое образование: современное состояние и перспективы» (20-21 февраля 2019 г., г. Могилев, Беларусь), Всероссийской студенческой научно-практической междисциплинарной конференции «Молодежь. Наука. Общество»: (Тольятти, 5 декабря 2018 года).
Экспериментальная проверка предлагаемых методических разработок и рекомендаций осуществлена в период производственной, педагогической и преддипломной практик, а также в период работы учителем математики в школе № 79 г.о. Тольятти.
Основные результаты исследования отражены в 2-х публикациях [43], [44].
Структура диссертации: введение, две главы, заключение, список литературы и Приложений.
Во введении сформулированы основные характеристики исследования: актуальность, проблема, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования.
Глава I посвящена теоретическим основам методики нахождения области определения и множества значений функций в углубленном курсе алгебры и начал математического анализа.
Глава II посвящена методическим основам обучения решению задач на нахождение области определения и множества значений логарифмической функции.
В заключении сформулированы основные результаты и выводы проведённого исследования.
Объем работы составляет 71 страницу.
Сформулируем основные выводы и полученные результаты проведённого исследования:
1. В результате анализа методической литературы выявили, что «изучение понятия функции это не только одна из важнейших целей преподавания математики в школе, но и средство которое даёт возможность связать общей идеей разные курсы математики, установить связь с другими предметами» [18].
2. Выявлены особенности обучения учащихся решению задач на нахождение области определения функции. Определено, что при нахождении области определения функции надо помнить о следующих ограничениях: «если функция содержит корень чётной степени, то подкоренное выражение должно быть не отрицательным или хотя бы равняться нулю; знаменатель дроби не может быть равным нулю так как на нуль делить нельзя; выражение, стоящее под знаком логарифма не может быть отрицательным или равняться нулю; выражение, стоящее под знаком арксинуса или арккосинуса не может превышать 1 по модулю.
Так же нужно помнить, что область определения всегда нужно искать для исходной функции, до каких либо преобразований» [38].
3. Выявлены особенности обучения учащихся решению задач на нахождение множества значений функции. Определено, что «множеством значений функции y=f(x) на интервале Х называют множество всех значений функции, которые она принимает при переборе всех х е Х.
Разрабатываемая нами система задач по теме базового и углубленного уровней, а также задачи на различные «способы нахождения множества значений функций:
- последовательное нахождение значений сложных аргументов функции;
- метод оценок/границ;
- использование свойств непрерывности и монотонности функции;
- графический метод» [44].
4. Проведён констатирующий и поисковый этапы эксперимента, который выявил недостаточный уровень умения решать задачи по теме «Нахождение области определения и множества значений логарифмической функции».
5. Апробированы приведённые системы задач в процессе поискового этапа педагогического эксперимента.
Всё это даёт основание считать, что задачи, поставленные в исследовании, полностью решены.
1. Гомонов, С.А. Замечательные неравенства: способы получения и примеры применения: 10-11 кл. учебное пособие / С.А. Гомонов. - 2-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2006. - 254 с.
2. Горлач, Б.А. Математический анализ: Учебное пособие. - СПб.: Издательство «Лань», 2013. - 608 с.: ил. - «Учебники для вузов. Специальная литература).
3. Гусев, В.А. Магистерская диссертация по методике преподавания математики: Методические рекомендации. - М.: Прометей, 1996. - С.30.
4. Дворянинов С. Как находить множество значений функции. 10-11 классы //Математика. Изд-во «Первое сентября».-2005.-№13(579).
5. Дорофеев, Г.В. Алгебра. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др.].- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2016.- 320 с.
6. Дорофеев, Г.В. Алгебра. 9 класс: учеб. для общеобразоват.
учреждений / [Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др.]; под ред. Г.В. Дорофеева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - 5-е изд.- М.: Просвещение, 2010.- 304 с.: ил. -
(Академический школьный учебник).
7. Запорожец, Г.И. Руководство к решению задач по математическому анализу: Учебное пособие. - 8-е изд., стер. - СПб.: Издательство «Лань», 2014. - 464 с.: ил. - (Учебники для вузов. Специальная литература).
8. Иванова, Т.А. Теория и технология обучения математике в средней
школе: Учеб. пособие для студентов математических специальностей
педагогических вузов/ Под ред. Т.А. Ивановой. 2-е изд., испр.и доп. - Н. Новгород: НГПУ, 2009. 355 с.
9. Колмогоров, А.Н. Алгебра и начала анализа: Учеб. для 10-11 кл. сред. шк. / А.Н. Колмогоров, А.М. Абрамов, Ю.П. Дудницын и др.; Под ред. А.Н. Колмогорова. - М.: Просвещение, 1990. - 320 с.: ил.
10. Колягин, Ю.М. Алгебра. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Ю.М. Колягин, М.В. Ткачёва, Е.Н. Фёдорова, М.И. Шабунин].- М.: Просвещение, 2012.- 319 с.
11. Колягин, Ю.М. Алгебра. 9 класс: учеб. для общеобразоват.
организаций / [Ю.М. Колягин, М.В. Ткачёва, Е.Н. Фёдорова, М.И.
Шабунин].- М.: Просвещение, 2014.- 304с.
12. Колягин, Ю.М. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Ю.М. Колягин, М.В. Ткачёва, Е.Н. Фёдорова, М.И. Шабунин]; под ред. А.Б. Жижченко.- 4-е изд.- М.: Просвещение, 2011.- 368с.
13. Колягин, Ю.М. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / [Ю.М. Колягин, М.В. Ткачёва, Е.Н. Фёдорова, М.И. Шабунин]; под ред. А.Б. Жижченко.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2010.- 336с.
14. Крайнева, Л.Б. Тестовые материалы для оценки качества обучения. Алгебра и начала анализа. 10-11 класс. Учебное пособие / Л.Б. Крайнева; под общей редакцией А.О. Татура; Московский центр качества образования. - Москва: «Интеллект- центр», 2013. - 128 с.
15. Макарычев, Ю.Н. Алгебра. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И.Нешков, С.Б. Суворова]; под ред. С.А. Теляковского.- М.: Просвещение, 2013.- 256с.
16. Макарычев, Ю.Н. Алгебра. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И.Нешков, С.Б. Суворова]; под ред. С.А. Теляковского.- М.: Просвещение, 2013.- 287с.
17. Макарычев, Ю.Н. Алгебра. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И.Нешков, С.Б. Суворова]; под ред. С.А. Теляковского. - 21-е изд.-М.: Просвещение, 2014.- 271с.
18. Методические рекомендации по изучению функциональной линии в
курсе алгебры 7-9 классов.- [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://revolution.allbest.ru/mathematics/00637675 0.html .- Последнее
обновление 25.08.2018.
19. Мордкович, А.Г. Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мордкович.- 17-е изд., доп. - М.: Мнемозина, 2013.- 175 с.
20. Мордкович, А.Г. Алгебра. 8 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович.- 12-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2010.- 215 с.
21. Мордкович, А.Г. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович. П.В. Семёнов.- 12-е изд. стер.- М.: Мнемозина, 2010.- 224 с.
22. Мордкович, А.Г. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для
учащихся общеобразовательных учреждений / [А.Г. Мордкович, Л.А.
Александрова, Т.Н. Мишустина и др.]; под ред. А.Г. Мордковича.- 12-е изд., испр. - М.: Мнемозина, 2010.- 223 с.
23. Мордкович, А.Г. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (профильный уровень) / А.Г. Мордкович, П.В. Семёнов. - 8-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2011. - 424 с.
24. Мордкович, А.Г. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений (профильный уровень) / [А.Г. Мордкович и др.]; под ред. А.Г. Мордковича. - 8-е изд., испр. - М.: Мнемозина, 2011. - 343 с.
25. Мордкович, А.Г. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (профильный уровень) / А.Г. Мордкович, П.В. Семёнов. - 6-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2012. - 287 с.
26. Мордкович, А.Г. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений (профильный уровень) / [А.Г. Мордкович и др.]; под ред. А.Г. Мордковича. - 6-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2012. - 264 с.: ил.
27. Мордкович, А.Г. Алгебра и начала математического анализа. 10 -11 классы. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / А.Г. Мордкович. - 10-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2009. - 399 с.: ил.
28. Мордкович, А.Г. Алгебра и начала математического анализа. 10 -11 классы. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / [А.Г. Мордкович и др.]; под ред. А.Г. Мордковича. - 11-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2010. - 239 с.: ил.
29. Муравина, О.В. Математика: Алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы. Рабочие программы. - М.: Дрофа, 2014.
30. Муравина, О.В. Рабочие программы. [Электронный ресурс]. - Режим дуступа:http://muravin2007.narod.ru/p0107.htm.- Последнее обновление 25.08.2018 г.
31. Муравин, Г.К. Алгебра и начала математического анализа. 10 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.К. Муравин. - 6-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2013.- 287 с.
32. Никольский, С.М. Алгебра. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин]. - М.: Просвещение, 2014. - 301 с.: ил. - (МГУ - школе).
33. Никольский, С.М. Алгебра: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / [С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин].- 3-е изд.- М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2006.¬255 с.
34. Никольский, С.М. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / [С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин].- 8-е изд.- М.: Просвещение, 2009.- 430 с.
35. Никольский, С.М. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / [С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин].- 8-е изд.- М.: Просвещение, 2009.- 464 с.
36. Оганесян, В.А. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика :учеб.пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. ин- тов. / В.А. Оганесян, Ю.М. Колягин, Г.Л. Луканкин, В.Я. Саннинский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1980. - С 112-127.
37. Покровский, В.П. Методика обучения математике: функциональная содержательно - методическая линия: учеб.-метод. пособие / В.П. Покровский; Владим. гос. ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. - Владимир: Изд- во ВлГУ, 2014. - 143 с.
38. Простая физика. - Режим доступа:https://easy-physic.ru/oblast-opredeleniya-funktsii/- Последнее обновление 08.06.19.
39. Рурукин, А.Н. Поурочные разработки по алгебре и началам анализа. 11 класс. - М. : ВАКО, 2009. - С. 91-92.
40. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.с. Савинов]. - М.: Просвещение, 2011. - С. 91-92. - (Стандарты нового поколения).
41. Садовничий Ю.В. ЕГЭ 2019 . 100 баллов. Математика. Профильный
уровень. Задачи с параметром /Ю.В. Садовничий. - М.: Изд-во «Экзамен» , 2019. - §6. Ограниченность функции. Нахождение области значений. С. 56¬
68.
42. Сильвестров, В.В. Множество значений функции: Учебное пособие // Чебоксары: Изд-во ЧувГу, 2004. 64 с.
43. Теребинова, С.А.Элективный курс «Задачи на нахождение области
определения и множества значений логарифмических функций // «Молодежь. Наука. Общество»: Всероссийская студенческая научно-практическая
междисциплинарная конференция (Тольятти, 5 декабря 2018 года): сборник студенческих работ/ отв. за вып. С.Х. Петерайтис. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2018. - 1 оптический диск. - С. 254-256.
44. Теребинова, С.А. Элективный курс «Задачи на нахождение множества значений логарифмической функции» // «Математическое образование: современное состояние и перспективы» (к 100-летию со дня рождения профессора А.А. Столяра), 20-21 февраля 2019 года, МГУ имени А.А. Кулешова, г. Могилёв. - Могилёв: МГУ имени А.А. Кулешова, 2019. - С. 192-194.: ил.
45. Утеева, Р.А. Математика и математическое образование: сборник трудов VIII Международной научной конференции «Математика. Образование. Культура» (к 240-летию со дня рождения Карла Фридриха Гаусса), 26-29 апреля 2017 года, Россия, г. Тольятти/ под общ. ред. Р.А. Утеевой. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2017.- 468 с.: обл.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования / М-во образования и науки РФ. (Стандарты второго поколения). Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012. №413, С.15.
47. Шабунин, М.И. алгебра и начала математического анализа. Дидактические материалы. 10 класс: профил. уровень/ [М.И. Шабунин, М.В. Ткачёва, Н.Е. Фёдорова, О.Н. Доброва].- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.¬142 с.
48. Шестаков, С.А. Сборник задач для подготовки и проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. 9 кл. / Под ред. С.А. Шестакова. М.: Астрель, 2007. 255 с.
49. Шмигирилова, И.Б. Теория и методика обучения математике в
понятиях. Схемах и таблицах.- [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://studfiles.net/preview/6064540/page:22/ Последнее обновление
25.08.2018.
50. Russel B., Problem Solving in Mathematics .[Электронный ресурс] //
ThoughtCo .-2018. URL:https://www.thoughtco.com/problem-solving-in-
mathematics-2311775(дата обращения 4.06.2019).
51. Ledwith J., Parent Functions. [Электронныйресурс] // ThoughtCo.-
2017 . URL: https ://www. thoughtco. com/definition-of-parent-functions-2311963
(дата обращения 4.06.2019).
52. Hukamdad D., Effect of Using Problem Solving Method in Teaching
Mathematics. [Электронный ресурс] // ResearchGate. - 2010. РР. 67-
70.URL:https://www.researchgate.net/publication/41846896 Effect of Using Problem Solving Method in Teaching Mathematics on the Achievement of Mathematics Students(дата обращения 4.06.2019).
53. Augustyn A., Function. [Электронныйресурс] // Encyclopedia
Britannica. - 2018.URL:https://www.britannica.com/science/function-
mathematics(дата обращения 4.06.2019).
54. Bergger J., Elementary algebra. [Электронный ресурс] // Encyclopedia
Britannica. - 2017.URL: https: //www. britannica. com/science/elementary-
algebra#ref790345(дата обращения 4.06.20019).
55. Gerlach U., LINEAR MATHEMATICS IN INFINITE DIMENSIONS
Signals Boundary Value Problems and Special Functions. [Электронный ресур] // People.math. - 2017. PP. 1-5.URL:https://people.math.osu.edu/gerlach.1/math/
BVtypset(дата обращения 4.06.2019).