Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проект «Эколагерь» как институт социализации подростков

Работа №109604

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы56
Год сдачи2018
Стоимость4000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
166
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретико-методологический анализ механизма экологического воспитания в процессе социализации современного молодого поколения
1.1.«Эколагерь» как социальный феномен современного общества
1.2.Экологическое воспитание подростков как процесс социализации
Глава 2. Исследование необходимости проекта «Эколагерь» в рамках социализации подростков
2.1.Оценка тольяттинцами экологической обстановки города
2.2.Анализ экспертных интервью об экологической обстановке в городе
Тольятти и экологическом воспитании подростков
Заключение
Список используемой литературы и источников
Приложения

Актуальность темы исследования. В современном мире человек сталкивается со многими проблемами, но существует целый ряд проблем, которые являются общими для всех. Перенаселенность планеты, дефицит и качество питьевой воды, загрязнение воздуха и глобальное потепление, глобальные пандемии, опустынивание, деградация почв и нехватка продовольствия, кислотные дожди и разрушение озонового слоя, утрата навсегда тысяч видов растений и животных, массовое размножение патогенных вредителей, промышленные аварии, радиация, гибель малых рек, гибель природных систем в зоне военных действий. Все это современные проблемы экологии.
Экологическая обстановка во многих регионах нашей страны, особенно в густонаселенных промышленных районах и городах, как известно, далека от благополучия. Положение к лучшему меняется медленно, а состояние воздушного бассейна, водных источников, городских территорий, природных ландшафтов во многих районах даже ухудшается. Подобная картина во многом складывается в зависимости от активности самих людей, равнодушия части из них или озабоченности другими проблемами. Однако тревога в обществе относительно экологического положения продолжает расти.
«Тема экологии настолько важна, настолько пронизывает всю нашу жизнь, что она, конечно же, так или иначе затрагивается хотя бы раз в месяц, а то и чаще»[ Аналитика экспертов ВЦИОМ. Экологическое сознание россиян [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=238&uid=5203 (Дата обращения: 25.09.2017 г.).] - таков ответ генерального директора ВЦИОМ В. В. Федорова относительно частоты проведения опросов населения по экологическим вопросам.
Интересно, что за прошедшее десятилетие оценка экологической ситуации заметно возросла[ Пресс-выпуск № 3430. Экологическая ситуация в России: мониторинг [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116333 (Дата обращения: 25.09.2017 г.).]: по данным на июль 2017 год 50 % считают экологическую обстановку своего региона благополучной против 38 % согласно исследованию 2010 года. Однако, почти половина опрошенных (47 %) характеризует экологическую ситуацию как негативную.
Важнейшим фактором, оказывающим кардинальное изменение на экологическую ситуацию в целом, выступает общая экологическая культура. Если бы на предприятиях работали экологически грамотные специалисты, многие аварии и катастрофы можно было бы предотвратить. На сегодняшний день встает проблема преодоления всеобщей экологической безграмотности и воспитания человека с новым экологическим мышлением.
Воспитание нового отношения человека к природе является задачей не только социально-экономического и технического, но и нравственного характера. Данная задача является следствием необходимого воспитания экологической культуры, формирования нового отношения к природе, которое основано не неразрывной связи человека с природой. Одним возможных средств решения данной задачи выступает экологическое воспитание.
Сущность экологического воспитания состоит в развитии ответственного отношения к окружающей среде, строящегося на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.
Особое внимание следует уделять экологическому воспитанию подростков. Молодое поколение олицетворяет ближайшее и отдаленное будущее, а значит, оно должно быть заинтересовано в благополучии этого будущего.
Одной из новых форм воспитания и одновременно организации досуга подростков выступает эколагерь. Данный проект предполагает идею лагерей на базе особо охраняемых природных территорий, к которым относятся заповедники и национальные парки.
В результате пребывания в эколагере у подростков развивается экологическое мировоззрение и воспитываются навыки социализации. Экологическое воспитание в условиях летних лагерей является одной из наиболее эффективных форм обучения, так как способствует самореализации школьников за счет включения их в значимую природоохранную деятельность.
В настоящий момент данный проект находится в активной фазе роста. Следует отметить, что с 2001 года организация и проведение экологических лагерей для детей выступает одним из основных направлений деятельности Фонда «Дерсу Узала», а только с 2004 по 2006 год было проведено 11 экологических заездов в лагерях, в которых приняли участие более 400 школьников[ Моралева Н. В., Морозова И. Н., Морозов Н. П., Губарева Е. В. Детские экологические лагеря - новая форма воспитания молодежи [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ecology.md/page/detskie-ekologicheskie- lagerja-novaja (Дата обращения: 03.10.2017 г.).].
Из выше сказанного следует, что в условиях ухудшения экологической обстановки проблема экологического воспитания становится особо актуальной. Различные направления деятельности в данной области приобретают особую значимость, среди которых ведущее положение занимает проект эколагеря, направленный на экологическое воспитание и обучение подрастающего поколения.
Однако большинство людей все еще имеют поверхностное представление об окружающей действительности, а роль экологического воспитания в повседневности не оценивается высоко.
Изучению этого аспекта проблемы и посвящена данная выпускная квалификационная работа.
Степень научной разработанности темы. Изучение проблемы социальной экологии в целом имеет богатую историю.
Социально-экологическое знание формировалось под воздействием методологических и прикладных факторов. Так, социальные теории классиков социологического знания О. Конта, Г. Спенсера и Т. Мальтуса активно обсуждались в биологической литературе, способствовали взаимному обогащению биологических и социальных взглядов.
Данный этап отмечается появлением многих теорий и концепций, которые рассматривали законы борьбы за существование, межвидовой борьбы и естественного отбора главными детерминантами социального развития, а причины возникновения социальных конфликтов сводились к биологическим факторам. Иными словами, классики социологии отвергли упрощенные взгляды на отношения общества с окружающей средой и обратили внимание на детальный анализ этих отношений.
Наиболее важный этап становления социологического подхода в экологии считается появление в 20-х годах XX века Чикагской школы, главным научным интересом которой выступала связь разного рода проявлений социальной патологии и экономико-географической организации города. Данный этап отличается возникновением понятия «экологическая культура», а социологи Р. Парк, Э. Берджес, Р. Вирт, Р. Маккензи заложили основу социально-экологического подхода.
Необходимо отметить, что проблемы экологического кризиса являются общеизвестными и широко обсуждаемыми в современном обществе. Однако конкретной проблеме экологической культуры уделяется недостаточное внимание. Среди отечественных исследователей данная проблематика рассматривалась Н. А. Бердяевым[ Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. - М., 1989. - С. 293 - 325.], В. С. Соловьевым, Н. Ф. Федоровым[ Федоров Н. Ф. Сочинения. - М.: Мысль, 1982. - 709 с.], которые развивали мысль о том, что человек - составная часть природы. Особое место в экологической науке занимает В. И. Вернадский[ Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера / Предисловие Р. К. Баландина - М.: Айрис-пресс, 2004. - 576 с.], создавший учение о ноосфере.
Тем не менее, фундаментальных исследований относительно экологической культуры не проведено, так как это связано со сложностью объекта исследования: экология - единственная наука, где объектом изучения выступает все существующее на Земле во всех своих сложных взаимодействиях.
В отечественной экологической науке наиболее разработанной является проблема экологического воспитания. Так, Д. С. Ермаков и Ю. П. Петров пришли к выводу, что результат экологического образования не может ограничиться только осведомленностью о проблемах экологии. Система образования должна быть построена таким образом, где итог образования - это содействие решению конкретных задач, практическое улучшение состояния окружающей среды[ Ермаков Д. С., Петров Ю. П. Экологическое образование: мнение экспертов и школьников // Социологические исследования. - 2004. - № 9. - С. 64 - 67.].
Известный специалист в области экологического образования И. Д. Зверев считает, что данный процесс необходимо рассматривать как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности. Экологическое образование должно быть направлено на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, которые обеспечивают экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды[ Зверев Н. А. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы // Экологическое образование: концепции и технологии: Сб. научн. тр. Волгоград: Перемена, 1996. - С. 72-84.].
По мнению И. Т. Суравегиной[ Суравегина И. Т., Сенкевич В. М., Кучер Т. В. Экологическое образование в школе // Советская педагогика. - 1990. - № 12. - С. 47 - 49.], экологическая культура представляет собой одно из целостных свойств личности, которое обуславливает направленность ее жизнедеятельности, накладывает отпечаток на мировоззрение. Исследователь ставит экологическую культуру в один ряд с агентами социализации, которые оказывают существенное влияние на развитие ребенка в младшем школьном возрасте: семья, школьные учреждения, внешкольные учреждения, средства массовой информации, самовоспитание.
Таким образом, проблема исследования экологического воспитания и культуры изучается многими учеными. Отмечается важность этих процессов, а главное, их включенность в непрерывный процесс образования. Однако фундаментальных исследования по теме не было проведено и остается малоизученной роль экологического воспитания в процессе социализации подрастающего поколения.
Цель бакалаврской работы - анализ роли экологического воспитания в процессе социализации подростков в современном российском обществе.
Объектом данного исследования является процесс экологического воспитания как социальный феномен в условиях модернизации.
Предмет исследования - эколагерь как институт социализации современного молодого поколения.
Задачи исследования:
1.Изучить теоретико-методологические основы исследования экологического воспитания в социологии.
2.Определить понятия: «лагерь», «эколагерь», «экологическое
воспитание», «социализация».
3.Проанализировать взаимосвязь экологического воспитания и процесса социализации подростков в современном российском обществе.
4.Исследовать необходимость создания проекта «Эколагерь» в рамках вопроса об экологическом воспитании подростков.
Теоретико-методологическая база исследования. Содержание и специфику научного исследования в значительной степени определяют подходы: структурно-функциональный подход, ценностный (аксиологический) подход, феноменологический подход, экосистемный подход.
Структурно-функциональный подход (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Р. Мертон, Г. Спенсер) позволяет рассмотреть экологическую культуру современного молодого поколения как целостную систему, элементы которой находятся в функциональных связях и отношениях друг с другом. С помощью данного подхода можно более объемно увидеть и понять отношение современных подростков к окружающей среде.
Ценностный (аксиологический) подход (В. Виндельбанд, Г. Риккерт, М. Шелер, Н. Гартман, Н. А. Бенедиктов, П. П. Гайденко, А. Б. Гофман) позволяет исследовать отношение подростков к окружающей среде как к ценности. В центре рассмотрения - ценностное отношение молодого поколения к экологической ситуации в целом, включенность экологического воспитания в систему ценностей подростков.
Феноменологический подход (А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман) позволяет изучить не столько действительность, сколько то, как эту действительность воспринимают люди в повседневной жизни. С помощью данного подхода можно рассмотреть отношение современного молодого поколения к экологической составляющей современной жизни.
Экосистемный подход (Ф. Э. Клементс, А. Леопольд) рассматривает человека, местные сообщества и человечество в целом как экосистему, обеспечивающую оптимальное функционирование и предотвращающую кризисы и катастрофы, в том числе и планетарного масштаба.
Бихевиористский (поведенческий) подход (А. П. Альгин, В. И. Зубков, Н. Луман) позволяет рассмотреть процесс социализации подростков современного общества с такой позиции, где экологический лагерь выступает главной доминантой в процессе принятия решения.
Гипотеза исследования. В условиях модернизации российского общества, повышенной рискогенности и ухудшения экологической обстановки в целом роль экологического воспитания подростков, заметно возрастает.
Методы исследования: анкетный опрос, экспертное интервью.
Эмпирическая база исследования. Анкетный опрос N=100 человек (жители г. Тольятти: дети в возрасте от 12 до 17 лет, их родители).
Обработка и анализ полученной информации производилась с помощью программ Microsoft Office Excel 2007 и SPSS Statistics 21.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка используемой литературы и источников и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Существование целого ряда экологических проблем в нашей стране диктует необходимость проведения работы по экологическому образованию с детьми старшего дошкольного возраста. Ведь именно этот возраст является одним из важнейших этапов формирования личности, ее ценностной ориентации в окружающем мире, в этот период закладывается позитивное отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям. В экологическом образовании дошкольников применяются самые разнообразные формы и методы организации, выбор их зависит от воспитательно - образовательных задач, программного материала и возраста детей, а также от местных условий и природного окружения.
Активные формы и методы неразрывно связаны друг с другом. Их совокупность образует определенный вид занятий, на которых осуществляется активное обучение. Активные методы обучения - методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Суть активных методов обучения состоит в том, чтобы обеспечить выполнение детьми тех задач, в процессе решения которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками. Активные методы обучения являются одним из наиболее эффективных средств вовлечения детей в учебно-познавательную деятельность. Сегодня существуют различные классификации активных методов обучения. Иногда понятия активных методов обучения расширяют, относя к ним, например, такие современные формы организации обучения, как проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, обучающие игры, детское экспериментирование, метод экологических проектов.
Цель бакалаврской работы, которая заключалась в определении и анализе роли экологического воспитания подростков в современном обществе, выполнена. Так же решены поставленные нами задачи:
1.Изучить теоретико-методологические основы исследования экологического воспитания в социологии.
2.Определить понятия: «лагерь», «эколагерь», «экологическое
воспитание», «социализация».
3.Проанализировать взаимосвязь экологического воспитания и процесса социализации подростков в современном российском обществе.
4.Исследовать необходимость создания проекта «Эколагерь» в рамках вопроса об экологическом воспитании подростков.
Наш интерес к этому предмету высок, потому что мы - одни из тех, кто может повлияет на сознание подростков, изменить их отношение к окружающей среде, стать для них примером. Современный социальный мир не всегда положительно влияет на социализацию молодого поколения, поэтому создание специальных условий и комплексов необходимо для развития здорового отношения у людей к тому, что нас окружает.


1.Алмазова, И. Г. Особенности организации комплексной образовательной программы по экологическому образованию в условиях летнего лагеря / И. Г. Алмазова, Е. А. Соловьева, И. Н. Усачева // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 1 (68). - С. 192-194.
2.Бердяев, Н. А. Философия свободы. Смысл творчества // Н. А. Бердяев. - М., 1989. - 607 с.
3.Вернадский, В. И. Биосфера и ноосфера / Предисловие Р. К. Баландина // В. И. Вернадский. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 576 с.
4.Волгунов, В. А. Анализ социально-педагогических проблем жизнедеятельности детских загородных лагерей / В. А. Волгунов // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 2. - С. 86-88.
5.Данилков, А. А. Психологическая адаптация ребенка в условиях детского лагеря: избегание негативных последствий информационной цивилизации / А. А. Данилков, Н. С. Данилкова // Педагогическое образование и наука. - 2011. - № 8. - С. 95-99.
6.Демидова, Н. Н. Дополнительное экологическое образование: технологический аспект / Н. Н. Демидова, Н. Ю. Киселева // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 1-1. - С. 92-96.
7.Дюркгейм, Э. Социология образования / Под ред. В.С. Собкина и В.Я. Нечаева. - М.: ИНТОР, 1996. - 80 с
8.Ермаков, Д. С. Экологическое образование: мнение экспертов и школьников / Д. С. Ермаков, Ю. П. Петров // Социологические исследования. - 2004. - № 9. - С. 64-67.
9.Зверев, Н. А. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы / Н. А. Зверев // Экологическое образование: концепции и технологии: Сб. научн. тр. Волгоград: Перемена, 1996. - С. 72-84.
10.Корыпалов, Д. В. Разнообразие воспитательных систем детских оздоровительных лагерей / Д. В. Корыпалов // Альманах современной науки и образования. - 2011. - № 8. - С. 114-116.
11.Лобынцева, С. В. Как среди всех не потерять каждого, или возможна ли индивидуализация в детском лагере? / С. В. Лобынцева // Народное образование. - 2011. - № 3. - С. 235-241.
12.Молодова, Л. П. Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников / Л.П. Молодова. - М.: Асар, 2017. - 112 с.
13.Некипелова, О. А. Возникновение и развитие экологических лагерей - закономерный результат трансформации российской системы экологического образования / О. А. Некипелова, Н. Ю. Киселева // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). - 2017. - № 7. - С. 281-289.
14.Некипелова, О. А. Особенности организации исследовательской деятельности школьников в условиях экологического лагеря / О. А. Некипелова, Н. Ю. Киселева // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 2-1. - С. 12.2-125.
15.Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников / C. Н. Николаева. - М.: Академия, 2016. - 224 c...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ