Аннотация 2
Введение 5
Глава 1 Теоретические основы изучения арт-терапевтического воздействия и состояния детско-родительских взаимоотношений в семьях, воспитывающих дошкольника 10
1.1 Определение арт-терапии 10
1.2 Психологические механизмы арт-терапевтического воздействия 13
1.3 Виды арт-терапии 16
1.3.1 Музыкальная терапия 16
1.3.2 Танцевально-двигательная терапия 19
1.3.3 Художественная терапия 20
1.3.4 Игровая терапия 23
1.3.5 Сказкотерапия 23
1.3.6 Драматерапия 25
1.3.7 Песочная терапия 26
1.3.8 Садовая терапия 27
1.4 Понятие, сущность, стили и типы детско-родительских отношений 28
1.5 Методики изучения детско-родительских отношений 35
1.6 Особенности детско-родительских отношений в семье, воспитывающей дошкольника 38
Глава 2 Эмпирическое исследование детско-родительских отношений и методов арт-терапии, используемых для гармонизации отношений в семьях, воспитывающих дошкольника 45
2.1 Организация и методы исследования 45
2.2 Результаты эмпирического исследования детско-родительских отношений в семье дошкольника 49
2.3 Реализация методов арт-терапии в работе с семьями, воспитывающих дошкольника 53
2.4 Оценка эффективности методов арт-терапии, используемых для гармонизации отношений 57
Заключение 63
Список используемой литературы 66
Приложение А «Шкала степени отверженности ребенка в семье» A. Г.Лидерса 70
Приложение Б Результаты по методике «Шкала степени отверженности ребенка в семье» А.Г. Лидерса 74
Приложение В Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, B. В. Столин 75
Приложение Г Результаты по опроснику А.Я. Варга и В.В. Столина «Тест-опросник родительских отношений» 78
Приложение Д Беседы-лекции для родителей 79
Приложение Е Семейные коррекционные арт-терапевтические занятия 82
Приложение Ж Результаты по опроснику А.Я. Варга и В.В. Столина «Тест-опросник родительских отношений» (контрольный этап исследования) 97
Приложение З Опросник для родителей, участвующих в арт- терапевтическом проекте «Искусство для жизни» 105
Приложение И Результаты обработки данных завершающего опросника 108
Актуальность. Проблематика детско-родительских отношений сложна по своей объектной структуре, характеризуется многоаспектностью взаимоотношений детей и родителей, нарушения которых негативно сказываются на адекватности характеристик взросления ребенка и его психологическом благополучии в семье и обществе.
Сегодня в Российской Федерации проблематика детско-родительских отношений приобретает особую актуальность и считается одной из главнейших составляющих государственной политики по сохранению здоровья нации. В семье для полноценного становления личности ребенка должны складываться благоприятные условия, зависящие от сформировавшихся в семье детско-родительских отношений.
Семья играет важную и решающую роль в развитии, социализации и адаптации ребенка. В процессе взаимодействия с членами семьи у ребенка развиваются когнитивные функции, усваиваются морально-этические нормы, образцы поведения, происходит становление его личности.
Таким образом, детско-родительские отношения являются важным фактором, оказывающим влияние на все стороны развития личности ребенка.
Семья, воспитывающая дошкольника, довольно часто имеет специфические экономические, психологические, социальные и педагогические проблемы. И состояние стресса, в котором пребывают родители в таких семьях, приводит к нарушению отношений между родителем и ребенком, что в свою очередь не позволяет взрослым выбрать адекватные методы для развития и воспитания своего ребенка. Поэтому существует необходимость изучения детско-родительских отношений, для разработки новых или подбора из уже имеющихся средств и методов, которые помогут в гармонизации отношений «ребенок-родитель» в семьях, воспитывающих дошкольника.
В настоящее время всё большую популярность набирают современные и инновационные методы обучения, которые направлены на работу с детьми, и которые непосредственно включают семью в коррекционную работу в качестве значимого фактора социализации и адаптации ребенка.
На сегодняшний день, среди специалистов, работающих с детьми и их семьями, большой интерес представляют исследования о влиянии такого современного метода обучения, как арт-терапия, который может повлиять не только на процесс развития ребенка, но и имеет возможности гармонизации детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих дошкольника.
Согласно позитивному подходу в психологии, психическое здоровье человека включает в себя способность к развитию и обогащению личности. В последнее время в нашей стране заметно возрастает интерес к терапии творчеством, то есть арт-терапии. Это объясняется тем, что арт-терапия ориентирована на внутренний потенциал человека. Большой акцент делается на естественное раскрытие и переживание чувств и эмоций человека. Арт- терапия дает возможность убрать негативные эмоции, заменить их позитивными. Следует также отметить, что методы арт-терапии применяются в психологической, социальной, педагогической работе в качестве средства гармонизации психики человека.
Таким образом, проблему исследования можно сформулировать так: является ли арт-терапия одним из средств коррекции и гармонизации детско- родительских отношений в семьях, воспитывающих дошкольника?
Объект исследования детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих дошкольника.
Предмет исследования: арт-терапия как средство, способствующее гармонизации детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих дошкольника.
Цель данной работы: исследование и проверка возможности использования арт-терапия в психологической работе для гармонизации детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих дошкольника.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретико-методологические основы арт-терапевтического воздействия.
2. Изучить особенности детско-родительских отношений в семьях, имеющих ребенка дошкольного возраста.
3. Определить содержание коррекционной работы при использовании арт-терапии в семьях, воспитывающих дошкольника.
4. Показать возможности применения методов арт-терапии в коррекции и гармонизации детско-родительских отношений в семьях, имеющих ребенка дошкольного возраста.
Гипотеза: предполагается, что арт-терапия, используемая в совместной деятельности ребенка и взрослого (родителя) приводит к улучшению детско- родительских отношений, в частности, игровая терапия способствует установлению доверительных и близких отношений между родителем и ребенком; танцевальная терапия улучшает навыки взаимодействия детей с окружающим миром; музыкальная терапия способствует снятию стрессового состояния.
Методы исследования: беседа, опрос, психодиагностический метод. Полученные в ходе исследования данные подвергались качественному и количественному анализу.
Для изучения детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка дошкольного возраста, будут апробированы следующие методики. С целью сравнительной диагностики родительских ожиданий будет использована методика «Шкала степени отверженности ребенка в семье» А.Г. Лидерса, а также «Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин для определения преобладающего типа родительского отношения к ребенку.
Степень изученности проблемы. На сегодняшний день большая часть литературы, посвященная использованию арт-терапии, выпущена в тех странах, где арт-терапия имеет многолетние традиции, достигла высокого уровня профессионализации, например, в таких странах как США и Великобритания. Среди них имена таких значимых ученых и их труды, как:
• Мишель Вуд «Арт-терапия в лечении невротических расстройств питания»;
• Кэроул Уэлсби «Часть целого: арт-терапия в школе»;
• Доминик Сенс «Арт-терапевтическая студия как инструмент социальной интеграции»;
• Сьюзан Хоган «Вопросы самоидентичности, сексуальности и материнства в арт-терапии».
Теоретико-методологическая основа.
В отечественной литературе исследования арт-терапии, как одного из видов психологической помощи, представлены в работах А.И. Копытина, Е.Е. Свистуновской, Л.Д. Лебедевой и другие. Опыт применения арт-терапии в педагогической деятельности отражен в работах Е.Р. Кузьминой, А.В. Гришиной, Е.А. Медведевой, Л.Н. Комиссаровой.
Особенности воспитания детей и общения с ними рассматриваются в работах А.И. Баркан, А.И. Захарова, Е.С. Шапарь. С точки зрения А.И. Баркан, А.И. Захарова, Е.С. Шапарь, родительское отношение - это система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков. Их работы ориентированы на помощь родителям в решении вопросов воспитания детей.
Анализ научной литературы показал недостаточную изученность темы, связанной с использованием методов арт-терапии, как средства способствующего гармонизации детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих дошкольника. Арт-терапия, по большей части, рассматривается в контексте индивидуальных занятий по коррекции и обучению ребенка, при этом не учитываются потребности всей семьи.
База исследования и выборка
Вследствие сложившейся эпидемиологической ситуации, работа проводилась в дистанционном формате. Для этого был создан пилотажный арт-терапевтический проект, который получил название «Искусство для жизни». Все материалы для родителей высылались через социальные сети, такие как «В Контакте», почта «Mail.ru». Общение осуществлялось через программу для организации видеоконференций Zoom. В исследовании участвовало 14 семей, это молодые пары, возраст которых от 23 до 29 лет, воспитывающих ребенка дошкольного возраста от 3 до 5 лет. Всего в исследовании принимало участие 42 человека, 28 родителей и 14 детей.
Новизна работы состоит в том, что будет проведено исследование возможностей арт-терапии, как метода гармонизации детско-родительских взаимоотношений в семьях, воспитывающих дошкольника. На основе материалов проведенного исследования будет разработана и предложена программа коррекционной работы, направленной на улучшение детско- родительских взаимоотношений в семьях, воспитывающих дошкольника.
Теоретическая значимость заключается в том, что были подробно описаны стили детско-родительских отношений, выделены особенности разных видов арт-терапии, используемых для гармонизации детско- родительских отношений.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы проведенного исследования и разработанная программа коррекционной работы с применением метода арт-терапии, могут быть использованы в психосоциальной работе, направленной на улучшение детско-родительских отношений в семье, воспитывающей дошкольника, специалистами специализированных, общеобразовательных учреждений. А также, с целью оказания психологической, педагогической, коррекционной помощи семьям, воспитывающим дошкольника.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу, опираясь, на работы таких авторов как А.Я. Варга, Р.В. Овчарова, В.В. Столин и др., в рамках своей работы я рассмотрел такие понятия как «детско-родительские отношения», «гармонизация детско-родительских взаимоотношений», «социально-психологическая работа», «арт-терапевтический метод».
А.Я. Варга и В.В. Столин определяют родительское отношение как систему разнообразных чувств по отношению к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков. Данные авторы выделяют такие типы родительского отношения как: «Принятие-отвержение», «Кооперация», «Симбиоз», «Авторитарная гиперсоциализация», «Маленький неудачник».
Все виды и стили семейного воспитания, которые я рассмотрел в своей работе, по Р.В. Овчаровой можно разделить на 2 типа:
• эффективный (оптимальный) тип родительского отношения, который способствует гармонизации детско-родительских отношений;
• неэффективный (нарушенный) тип родительского отношения.
Для семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста, часто характерны те или иные нарушения детско-родительских взаимоотношений, поэтому существует необходимость в их изучении, поиске способов для развития и гармонизации взаимоотношений в такой семье.
Главной целью моего исследования было апробировать метод арт- терапии в семьях, воспитывающих дошкольника, и доказать, что при правильном ее использовании и совместной деятельности ребенка и его родителя, состояние детско-родительских взаимоотношений в семье улучшится.
Для изучения детско-родительских отношений в семье дошкольников, были апробированы две методики: с целью сравнительной диагностики родительских ожиданий была использована методика «Шкала степени отверженности ребенка в семье» А.Г. Лидерса, а также использовался «Тест- опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина для определения преобладающего типа родительского отношения к ребенку.
По результатам исследования, проведенного после применения коррекционной программы по гармонизации детско-родительских взаимоотношений в семьях, воспитывающих ребенка дошкольного возраста, отмечались положительные изменения в отношениях, преобладание такого типа воспитания, как «Кооперация», который является наиболее социально- желаемым типом.
Родители, участвующие в пилотажном арт-терапевтическом проекте «Искусство для жизни», по его окончанию, стали больше интересоваться тем, чем увлекается их ребенок, стали принимать и адекватно оценивать его особенности и возможности, поддерживать своего ребенка, верить в него и его будущее.
В рамках контрольного этапа исследования был также проведен опрос родителей, направленный на оценку предложенной коррекционной программы. По результатам данного опроса выяснилось, что большинство родителей положительно оценивают влияние арт-терапии на ребенка и считают, что их ребенок получает удовольствие от занятий, проводимых в рамках проекта. В свою очередь это также говорит о том, что большинство родителей стали замечать у своего ребенка положительные сдвиги в его развитии, его старания и достижения.
Результат опроса родителей показал, что большинство из опрошенных продолжили бы участие в данном арт-терапевтическом проекте. Данные показатели говорят об актуальности оказания такого вида помощи семьям, воспитывающих ребенка дошкольного возраста.
Анализ результатов контрольного исследования помог убедиться в том, что произошли существенные изменения в улучшении детско-родительских взаимоотношений в семьях, воспитывающих дошкольника. Это свидетельствует о том, что разработанная система совместных (родитель- ребенок) коррекционных арт-терапевтических занятий была эффективна.
Проведённая коррекционная работа позволила сформировать у родителей знания об особенностях их ребенка, работы с ним, помогла снять напряжение в отношениях между взрослым (родителем) и ребенком.
Арт-терапевтическая работа позволяет родителям лучше понимать своих детей, не упускать некоторые моменты их жизни, их стараний и достижений, иногда пусть и незначительных.
Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза исследования полностью подтверждается: в результате участия родителей и их детей в разработанной психологической программе с применением арт-терапии, показал высокий уровень гармонизации детско-родительских взаимоотношений, что говорит об успешности проведенной работы.
1. Адлер А. Теория и практика индивидуальной психологии / А. Адлер. - М. : Прогресс, 1993. 175 с.
2. Алексеева Л. С., Плотник М.М., Спиваковская А.С., Ширинский В.И. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. Вып.1. М., 1995. 108 с.
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 37 с.
4. Большой психологический словарь. [Электронный ресурс] / Под ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко. - электрон.данные. - М.: «Прайм - ЕВРОЗНАК», 2003.- URL: https://www.elkniga.ru/static/booksample/00/19/15/00191530.bin.dir/00191530.pd f (дата обращения: 12.02.2021)
5. Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук МГУ М., 1986. 209 с.
6. Волкова Е. М. «Трудные дети или трудные родители?» М.: «Профиздат», 1992. 97 с.
7. Волошина Л. К. Гармонизация как основной принцип здоровьетворения в педагогике искусства // Сборник Образование и искусство в формировании целостной личности: междисциплинарные стратегии и комплексные технологии. - 2005. T. 1, № 2.1 86 с.
8. Дубровина И. В. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту. М.: Педагогика, 1987. - Электрон. данные. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25333813 (дата обращения: 12.02.2021)
9. Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия /. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 78 с.
10. Истратова О. Н., Диагностика и коррекция детско-родительских отношений: практикум. Ростов н/Д: Феникс, 2017.316 с.
11. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2005. 320 с.
12. Киселева М. В. Арт-терапия в психологическом консультировании: учебное пособие для вузов / М. В. Киселева. - СПб. : «Питер», 2004. 170 с.
13. Климова Е. К. Психология успеха. Тренинг личностного и профессионального развития: учебно-методическое пособие / Е. К. Климова, О. А. Помазина, О. Н. Бакурова; науч. ред. Е. К. Климова. - СПб.: Речь, 2013. 160 с.
14. Колодич Е. Н. Коррекция эмоциональных нарушений у детей и подростков. - Мн.: «Минск», 1999. 321 с.
15. Копытин А. И. «Хрестоматия по психологии» под редакцией А.И. Копытина. СПб.: «Питер», 2001. 326 с.
...