Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты изучения стресса и психоэмоционального состояния личности в психологических исследованиях 7
1.1 Теоретические подходы на проблему психоэмоционального состояния во время стресса 7
1.2 Реакция на стресс с биологической точки зрения 13
1.3 Психоэмоциональное состояние личности в период проживания стресса 17
Глава 2 Эмпирическое исследование психоэмоционального состояния в условиях проживания пандемии COVID - 19 30
2.1 Организация и методы исследования 30
2.2 Результаты эмпирического исследования особенностей психологического состояния в период пандемии COVID - 19 32
Заключение 43
Список используемой литературы 45
Приложение А Таблицы первичных данных 50
Приложение Б Расчет корреляции r — Спирмена 57
Проблема психоэмоционального состояния во время переживания стресса становится важной в мировой психологической науке и практике. Психологический стресс порой затрагивает самые глубинные стороны человеческого существования и может способствовать серьезным нарушениям адаптации, а также вести к стрессовым расстройствам. Поэтому актуальность проблемы психологического стресса и работы с ним сохраняется на протяжении всего периода существования психотерапии, а специфика современной жизни, переполненной стрессами, лишь обостряет эту актуальность. Особенность современных стрессов состоит в том, что травматические события приобретают все больший масштаб и затрагивают не только отдельного человека, но целые группы людей, народы, страны и даже регионы в мировом масштабе.
Актуальность стресса связана с психологическим, эмоциональным состоянием, которое переживает человек во время стрессовых ситуаций. Психологические переживания во время стресса представляют собой целый спектр эмоций и чувств. Такое состояние оказывает влияние на многие области человеческой жизни: личностные, социальные, соматические. Переживание психотравмирующего события индивидуально в каждом случае и переживается по-разному, при этом необходимо учитывать массовое проявление стрессовых ситуаций.
На сегодняшний день с одной стороны накоплено огромное количество исследований посвященных стрессовым состояниям и их различным видам - стресс жизни, посттравматический стресс и другие. Само понятие стресса было заимствовано из физики канадским психологом Г. Селье. Этот термин означал действие внешней силы, приложенной к объекту, и вызывающей его деформацию. Г. Селье исследовал защитные реакции человека, которые возникают при воздействии раздражителей как внешних, так и внутренних. Стресс, являясь самостоятельным физиологическим, психологическим и эмоциональным явлением, представляет собой ещё один вид психоэмоционального состояния. С другой стороны, многие авторы подчеркивают, что тема стресса очень сложная и противоречивая. Концептуальный и методологический феномен недостаточно разработан и концептуален. В этом и есть противоречие.
Пандемия, как фактор стресса, оказывает влияние на психоэмоциональное состояние личности. Конечно, влияние пандемии COVID-19 на человеческую психику и её последствия только предстоит оценить, но многочисленные статьи и исследования на данную тему, позволяют сделать предположения об отрицательном влиянии на психологическое здоровье людей, переживших пандемию. В частности, столкнувшимися с её последствиями и такими переживаниями, как страх, неопределенность, тревога, горе и другие сложные состояния.
Цель данной работы - исследование психоэмоционального состояния личности в период проживания стрессовой ситуации.
Объект исследования: психоэмоциональное состояние личности.
Предмет исследования: психоэмоциональное состояние личности в период стресса (в условиях пандемии).
Гипотеза исследования: предполагаем наличие взаимосвязи между текущим психоэмоциональным состоянием личности, которые характеризуются повышенной тревожностью и депрессивностью, и субъективными переживаниями в период пандемии COVID-19.
Задачи исследования:
• проанализировать зарубежную и отечественную литературу по заявленной проблеме исследования;
• провести эмпирическое исследование с целью изучения влияния стрессовой ситуации на психоэмоциональное состояние личности;
• проанализировать полученные в ходе исследования данные и сделать выводы.
Теоретико-методологической основой исследования являются работы зарубежных (Г. Селье, З. Фрейд, Дж. Эверилл, W. Harris) и отечественных (Ю.Л. Александровский, Ф.Е. Василюк, Р. Лазарус, В.Н. Мясищев, М.Н. Русалов) авторов, изучавших влияние стресса на личность.
Методы исследования:
• теоретические методы исследования: изучение и анализ психологической литературы по проблеме исследования;
• диагностические методы: «Шкала оценки влияния травматического события»; «Опросник депрессивности» Бэка; «Шкала тревоги и депрессии» (HADS); «Тест-опросник диагностики темперамента Г. Айзенка (EPI)»;
• методы количественной, качественной и математико-статистической обработки данных, интерпретация результатов исследования.
Научная новизна исследования состоит в изучении особенностей психоэмоционального состояния личности в условиях пандемии.
Теоретическая значимость данной темы заключается в перспективах более точного определения психоэмоционального состояния личности при стрессе при помощи различных психодиагностических методик и его влиянии на эмоциональное состояние, которое в свою очередь оказывает влияние на другие важные сферы жизни человека.
Практическая значимость исследования состоит в том, что апробированные методики можно будет применять для определения психоэмоционального состояния личности во время проживания стресса, таким образом, определяя, насколько успешно человек справляется с проживанием стресса и как стресс влияет на его эмоциональное состояние.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (53 наименование) и 2-х приложений. Для иллюстрации текста используются 6 таблиц, 6 рисунков. Основной текст работы составляет - 49 страниц.
Психоэмоциональное состояние в стрессовой ситуации представляет собой целый комплекс переживаний. Этот комплекс обуславливается переживаниями и чувствами, приходящими из окружающего мира. Преобладающими в эмоциональном фоне часто становятся тревога и депрессия.
Данное исследование показало, что психоэмоциональное состояние обусловлено воздействием стрессовой ситуации и выражается в проявлении симптомов тревожности и депрессии. Психоэмоциональное состояние под воздействием стрессовой ситуации усугубляется, повышается уровень отрицательных эмоциональных состояний. Поведение выражается в определенных реакциях - избегании, вторжении и возбудимости. Выбранные методики диагностики психоэмоциональных переживаний имеют практическую пользу при определении интенсивности симптомов тревожности и депрессии, а также при выявлении причин их появления и связи со стрессовой ситуацией, которую переживает личность. Это позволит психологу определять и отделять чувства и эмоции присущие человеку от появившихся под влиянием стрессовой ситуации, что повысит эффективность оказываемой психологической помощи.
Выявленная взаимосвязь между тенденцией к избегающей реакции на стресс и повышением уровня тревожности позволяет сделать выводы о преобладании механизмов избегания, как психологической защитой перед стрессом во время проживания пандемии COVID-19. Таким образом, воздействуя на снижение уровня тревожности, психолог может помочь более эффективно адаптироваться к изменившимся условиям.
В частности, в исследовании были проанализированы взаимосвязи между преобладанием определенной реакции на стресс и темпераментом, что говорит об индивидуальности реакции на стрессовую ситуацию. Исследование показало, что для определенного типа нервной системы характерно определённое проявление в виде избегания, возбуждения или вторжения. Данные выводы позволяют сделать предположение о том, что стратегия работы по оказанию психологической помощи может строиться по-разному с учетом преобладающего типа темперамента и индивидуальных особенностей личности.
Стоит отметить, что влияние стресса сказывается отрицательно не только на психоэмоциональном состоянии, но и на физическом уровне организма. Влечет за собой уменьшение продуктивности, снижение активности в профессиональной, социальной и учебной деятельности. Личность, переживающая негативное влияние стресса, испытывает дискомфорт, нарушающий привычное и активное течение жизни. Влияние пандемии на психоэмоциональное состояние людей ставит перед психологами новые задачи в области оказания психологической помощи. Профилактика стрессовых и постстрессовых состояний должна проводиться с учетом индивидуальных особенностей реакций на стресс.
1. Александровский Ю. А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. М. : Наука, 1976. 272 с.
2. Бодров В. А. Информационный стресс. М. : ПЭР СЭ, 2000. 352 с.
3. Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. Издательство МГУ, 1984. 200с.
4. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. 336 с.
5. Гаранян Н. Г. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия посттравматического стрессового расстройства // Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 3. С. 46-72.
6. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М. : «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт», 2002. 336 с.
7. Дорьева Е. А. Проблема достаточности ресурсов совладающего поведения // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2013. №5. С. 191-194.
8. Изард К. Э. Психологи я эмоций. СПб. : Питер, 2012. 464 с:
9. Исаев Д. Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. СПб. : Речь, 2005. 400 с.
10. Кадыров Р. В. Посттравматическое стрессовое расстройство (PTSD) : учебник и практикум для вузов. М. : Издательство Юрайт, 2021. 644 с.
11. Калшед Дональд Внутренний мир травмы. Архетипические защиты личностного духа. Издательство: Когито-Центр, 2015. 398 с.
12. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М. : Книга по Требованию, 2013. 368 с.
13. Кленова М. А., Лаврентьева М. Ю. Влияние типа темперамента на выбор личностью стратегии преодоления // Альманах современной науки и образования. 2015. №8. С. 63-65.
14. Королева Н. Н. Организация и планирование психологического исследования: методические рекомендации для студентов магистратуры по направлению «Психология». СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2012. 99 с.
15. Костров Г. Л. Проблемы адаптации людей, подвергшихся психической травме: теоретический аспект // Вестник МГОУ. Серия: Философские науки. 2020. №1. С. 33-39.
...